Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пример: "Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог".




Рис. 8.2. Распространенные ошибки мышления.

Адаптировано с разрешения А. Бека, д-ра медицины

 

Некоторых пациентов, особенно ранимых, не следует знакомить с полным списком искажений, представленным на рис. 8.2. В этом случае терапевт на­зывает и описывает лишь те ошибки мышления, которые типичны для данного пациента. Ниже представлен пример такого диалога.

Т: Мы только что выявили много автоматических мыслей в отношении ра­боты, состояния здоровья и ваших детей, которые возникали на прошедшей не­деле. Не кажется ли вам, что у всех этих мыслей есть нечто общее - в каждом случае вы ожидаете худшего варианта развития событий?

П: Да.

Т: Когда люди предсказывают худшее, мы называем это катастрофизацией (или негативными предсказаниями) - верой в то, что неизбежен негативный исход ситуации. Вы признаете, что вам свойственен такой тип мышления?

П: Наверное, да...

Т: На следующей неделе постарайтесь "поймать" себя на предсказании худ­шего. Когда вы запишете выявленную автоматическую мысль, определите, не связана ли она с "катастрофизацией".

Наконец, существует и третья возможность - предоставить пациенту весь список искажений мышления, но отметить в нем только одну, две или, три ошибки, свойственные именно ему. Пациенту, который научился выявлять свойственный ему тип искажений мышления, лучше удается объективно оце­нивать достоверность своих автоматических мыслей.

В следующем разделе мы поговорим об оценке выгоды автоматически мыслей.

 

ОЦЕНКА ВЫГОДЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ

Некоторые автоматические мысли могут быть полностью достоверными или, несмотря на оценивание, пациент может по-прежнему доверять сомнительным идеям, не отражающим всей правды. В таких случаях следует оценить выгоду автоматических мыслей. Терапевт либо помогает пациенту определить последствия его мышления (см. рис. 8.1, вопрос 4), либо интересуется непосредственно преимуществами и недостатками наличия данной мысли. Затем необходимо найти адаптивный ответ на эту дисфункциональную мысль.

Т: Салли, возможно, вы и правы, утверждая, что ваши шансы найти подходящую работу летом не так уж высоки. Но какой смысл в том, чтобы постоянно твердить себе: "Я никогда не найду работу, я никогда не найду работу»?

П: Я не разочаруюсь, если все-таки не найду работу.

Т: А есть ли у этой мысли недостатки?

П: Недостатки?

Т: Доставляет ли вам эта мысль огромное удовольствие? Повышает ли она вашу успеваемость? Улучшает ли вам настроение?

П: Нет.

Т: Теперь вы понимаете, что мысль "Я никогда не найду работу" имеет не­достатки?

П: Да.

Т: Попробуйте найти адаптивный ответ на нее.

П: "Я найду работу"?

Т: Сомневаюсь, что на жизнь надо смотреть чересчур оптимистично. Но со­гласитесь, что у вас есть шанс найти какую-то работу, даже если она окажется не той, о которой вы мечтали. Затем вам стоит сместить фокус внимания на то, чем вы занимаетесь в данный момент (каким образом вы собираетесь достичь своей цели). Подумаете над этим на будущей неделе?

В других случаях терапевт может выяснить, какова подоплека мысли "Я никогда не найду работу", какое убеждение лежит в ее основе. Однако в при­веденном выше примере он оценивает именно выгоду этой идеи. Далее показа­но, как он подробно разъясняет суть этого процесса пациентке.

Т: Салли, давайте подведем итог. Вначале мы попытались найти доказатель­ства того, что ваша мысль "Я никогда не найду работу" достоверна. Оказалось, что их не так просто выявить. Затем мы оценили выгоду этой мысли. Вы пом­ните, каким образом?

П: Да. Мы рассмотрели ее преимущества и недостатки.

Т: Правильно. И, обнаружив, что у нее много недостатков, мы разработали план, по которому вы сможете ответить на эту мысль в следующий раз. Таким образом, даже если мысль соответствует действительности или у вас не полу­чается объективно оценить ее, вы можете найти правильный ответ на нее, осно­вываясь на ее недостатках.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных