Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ




Поведенческие эксперименты - это не только эффективные методы прял проверки достоверности мыслей и предположений пациента, но и важные о ночные техники, применяемые отдельно или наряду с сократическим диалогом. Поведенческие эксперимента можно проводить непосредственно в офисе терапевта или вне его. Вот пример использования данной техники.

Т: Значит, вы твердо уверены в том, что не способны сосредоточиться приступить к чтению. Это касается отдельных эпизодов или справедливо целом?

П: Так всегда бывает. Это справедливо в целом.

Т: А как насчет того, чтобы прямо сейчас проверить эту идею? У меня есть сегодняшняя газета. Не хотите ли просмотреть эту статью - если честно, меня порядком разозлила. Речь идет о том, что тарифы на электроэнергию снова повышаются. (Терапевт выбрал короткую заметку с понятным для па­циентки содержанием).

П: Ладно. (Читает статью.)

Т: Готово? И каково ваше мнение? Справедливо ли повышение тарифов?

П: Трудно сказать. [Автор доказывает, что] властям нужны средства на ре­монт линий электропередач после прошлогодних ураганов...

Т: Может, вы и правы. Наверное, я отреагировал слишком бурно....Кстати, как сейчас поживает ваша идея, что вы не в состоянии сосредоточиться, чтобы приняться за чтение?

П: Похоже, это у меня получается лучше, чем я думала.

Непосредственно в офисе терапевта можно проверить множество других автоматических мыслей пациента.

 

Автоматические мысли Поведенческий эксперимент
Я боюсь с ним разговаривать. В ролевой игре пациент исполняет роль самого себя, а терапевт - собеседника.
Я не могу заставить себя записаться на прием к врачу. Пациент делает нужный звонок из офиса терапевта.
Я ни на что не годен, ни для чего не годен Пациент вместе с терапевтом просматривают объявления о работе.
Если у меня снова начнется головокружение, я потеряю сознание.   Пациент вызывает у себя головокружение посредством гипервентиляции и вращения на стуле (Clark, 1989).

Поведенческие эксперименты могут быть частью домашних заданий. Например.

1. Пациент высказывает негативное предположение; терапевт предлагает проверить его в течение ближайшей недели.

2. Сообща они определяют, как, когда и где осуществить проверку. Терапевт вносит изменения, благодаря которым повышается вероятность успеха.

3. Терапевт интересуется, как пациент отреагирует в случае, если его опа­сения подтвердятся. Вместе они формулируют адаптивный ответ.

В следующем примере представлено определение домашнего задания включающего поведенческий эксперимент.

Т: Итак, Салли, у вас есть предложение, что на занятиях вы лишитесь дара речи и не сможете задать вопрос. (Далее терапевт строит беседу согласна мо­дели, описанной в главе 8. Он побуждает Салли взвесить доказательства, про­анализировать худший из возможных вариантов, а также самый лучший и са­мый реалистичный варианты развития событий. Очевидно, что Салли смажет задать вопрос, но, вероятно, не лучшим образом.) Как вы смотрите на то, чтобы на будущей неделе провести эксперимент: проверить ваше предположение, что на занятиях вы не сможете задать вопрос?

П: Я немного волнуюсь. Но согласна попробовать.

Т: Какой предмет вы выберете? Где вам будет проще всего провести этот эксперимент, учитывая, что это первый раз?

П: Наверное, на занятии по литературе.

Т: Какой вопрос вы могли бы задать?

П: (Задумывается.) О чем-то, что я не поняла. Мы изучаем роман об Англии XVIII века. Главный герой считает жену своей собственностью. Я не разобра­лась, это всего лишь его отличительная черта или признак социального класса либо всего общества в то время.

Т: Хороший вопрос. Как бы его получше сформулировать?

П: Не знаю... Наверное, я могу сказать так: "В семье Шарлотты к ней от­носились как к собственности. Это характерно для всего английского обще­ства того времени или только для данного социального слоя, или только для конкретной семьи?"

Т: Отлично. Задав этот вопрос, вы проверите свое предположение, что на занятиях лишитесь дара речи. Если вы зададите вопрос и все пройдет хорошо - замечательно. Но если вы все-таки лишитесь дара речи и не сможете произнести ни слова, мы поработаем над этой проблемой на следующей сессии. Давайте все-таки на мгновение вообразим, что вы не сможете задать вопрос. С чем вы будете думать в тот момент?

П: Что я дура.

Т: Предлагаю найти более удачный ответ на эту мысль. (С помощью стандартного сократического диалога терапевт помогает Салли оценить негативную мысль и составить копинг - карточку.)

 

Вот предположения Салли, подвергнутые проверке вне офиса терапевта.

• Если я заговорю с ним (с незнакомым студентом), он обидит меня.

• Если я обращусь к преподавателю, он откажется мне помочь.

• Если я пойду на вечеринку, я зря потеряю время.

• Если я сделаю над собой усилие и прочитаю главу 12, я все равно ничего не пойму.

• Даже если я начну писать курсовую работу, я не смогу ее закон­чить.

 

Правильно организованные поведенческие эксперименты могут оказаться мощным стимулом когнитивных и поведенческих изменений.

 

МОНИТОРИНГ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На рис. 12.3 представлена частично заполненная таблица видов деятельности, где по горизонтали отмечены дни недели, а по вертикали — часы дня. Эту та­блицу можно использовать несколькими различными способами: для мони­торинга активности пациента, оценки и анализа сопутствующего активности удовольствия и Достигнутого уровня мастерства в различных занятиях, для мониторинга и оценивания негативного настроения, планирования занятий, доставляющих удовольствие, а также для проверки негативных предсказаний пациента.

Желая получить больше сведений о пациенте (о том, какими занятиями заполнен его день), терапевт может предложить ему отслеживать свою актив­ность. Как обычно, вначале терапевт дает логическое обоснование; убеждается, что пациент понимает это задание и согласен его выполнить; помогает паци­енту начать выполнение домашнего задания на сессии и выясняет, что может помешать пациенту продолжить эту работу дома. Обычно это задание пред­лагается пациентам на ранних этапах терапии, на второй или третьей сессии. Полученные терапевтом данные могут оказаться поистине бесценными, и по­следующие изменения активности пациента часто приводят к значительным улучшениям его настроения.

Т: Из вашего рассказа мне ясно, что вам сложно даются многие повседнев­ные дела и в последнее время вы очень собой недовольны.

П: Да.

Т: Взгляните на эту таблицу. Предлагаю вам поработать с ней на будущей неделе, чтобы отслеживать свою занятость. В следующий раз мы обсудим результаты и поймем, как вы проводите время. Оценивайте, насколько приятно вам каждое ваше занятие, а также отмечайте, радуетесь ли вы достигнутому

П: Хорошо.

Т: А теперь давайте продумаем систему оценивания ваших занятий. Если представить шкалу удовольствия от 0 до 10, какое занятие вы оценили бы 10 баллов? То, что радовало вас в прошлом, или то, что лишь могло бы оказаться для вас очень приятным?

П: Если бы я получила "А"+ по курсовой работе ("А" соответствует оцет "отлично". - Примеч. ред.).

Т: Хорошо. Запишите в таблице: "10 = "А"+ по курсовой работе".

П: (Записывает.)

Т: А что вы оцените в 0 баллов по шкале удовольствия? Занятие, которое вам крайне неприятно?

П: Подготовка к экзамену по химии.

Т: Тогда запишите: "0" = готовиться к экзамену по химии"....Что вы оцени! в 5 баллов?

П: Наверное... обедать с моей соседкой по комнате.

Т: Хорошо, запишите это....А какие занятия соответствуют 3 и 7 баллам?

 

Если пациент без труда подбирает виды деятельности, соответствующим баллам на шкале удовольствия, терапевт может ограничиться выявление этих пяти ключевых точек (0, 3, 5, 7 и 10 баллов) или же предложить пациент закончить работу самостоятельно, дома. Если пациенту трудно выполнять эту работу, существуют три возможности (выбор осуществляется сообща - пациентом и терапевтом).

1. Полностью заполнить шкалу на сессии.

2. Изменить шкалу, оставив три графы: высокий, средний, низкий (уровень удовольствия).

3. Вернуться к этому заданию позднее.

 

Иногда пациент оценивает в 0 баллов по шкале удовольствия занятие, которое, судя по всему, не заслуживает столь низкой оценки. В этом случае терапевт тактично задает пациенту наводящие вопросы, чтобы проверить точность оценки, или решает осуществить самораскрытие: "Значит, уборку в ванной комнате вы оценили в 0 баллов по шкале удовольствия. Но может быть, есть что-нибудь хуже? Скажу о себе: для меня 0 баллов - это ссориться с кем-нибудь или кричать на детей, когда они того не заслуживают".

 

 

ТАБЛИЦА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 День 7
6:00 -7:00              
7:00-8:00              
8:00-9:00 Утренние дела Успех = 2 Удовольствие = 0            
9:00-10:00 Занималась учебой Успех = 2 Удовольствие = 0            
10:00-11:00 Терапии Успех - 5 Удовольствие = 4            
11:00-12:00 Сидела на скамейке в парке Успех = 1 Удовольствие = 3            
12:00-13:00 Обед Успех = 1 Удовольствие = 3            
13:00-14:00 Лекция по химии Успех = 3 Удовольствие = 3            
14:00-15:00              
15:00-16:00 Занималась учебой Успех =2 Удовольствие = 1            
16:00-17:00              
17:00-18:00              
18:00-19:00 Ужин Успех = 2 Удовольствие - 4            
19:00-20:00 Смотрела телевизор Успех = 2 Удовольствие - 2            
20:00-21:00              
21:00-22:00              
22:00-23:00              
23:00 -00:00 Сон            
00:00-01:00              
01:00-02:00              
02:00 -03:00              
03:00 -04:00              
04:00 -05:00              
05:00 -06:00              

 

Рис. 12.3. Таблица видов деятельности. Copyright 1995 by Judith S. Beck, Ph. D.

 

Шкала успеха Шкала удовольствия Выводы
0 Смотреть плохой фильм по телевизору 0 Готовиться к экзамену по химии  
     
     
3 Убирать на письменном столе   3 Кататься на велосипеде вокруг общежития  
     
5 Подводить баланс по чековой книжке 5 Обедать вместе с соседкой по комнате  
     
     
8 Написать сочинение по английской литературе 8 Выиграть со своей командой матч по баскетболу  
     
10 Решить сложную задачу по химии   10 Получить "А"+ по курсовой работе  

 

 

Рис. 12.3. (продолжение)

 

 

Заполнив шкалу удовольствия, пациент приступает к составлению шкалы успеха.

Т: Теперь давайте составим шкалу успеха. Я имею в виду радость от достигнутого, которую вы испытываете благодаря разным занятиям. Что вы оцените в 10 баллов?

П: (Задумывается.) Решить сложную задачу по химии.

Т: Что вы оцените в 0 баллов?

П: Это когда я ничего не достигла? Не знаю. Возможно, драить ванну... Или смотреть плохой фильм по телевизору,

Т: Что вы оцените в 5 баллов?

П: Подводить баланс по чековой книжке. (Заполняет соответствую поле таблицы.)

Т: Отлично. Теперь начнем составлять сегодняшнее расписание активности.

В поле "11:00" запишите "Терапия", а ниже "Удовольствие = ____" и "Успех = ".

Во сколько баллов вы оцените удовольствие, полученное от сегодняшней сессии?

П: Примерно в 5 баллов.

Т: А свои успехи?

П: В 4 балла. (Записывает.)

Т: Что вы делали сегодня за час до терапии?

П: Работала в библиотеке.

Т: Значит, запишите "Работа в библиотеке" в поле перед терапией и отметь­те "Удовольствие =_______", "Успех = ________". Теперь взгляните на шкалу. Насколько плодотворной оказалась работа в библиотеке? И насколько приятной?

П: Ощущение успеха было очень слабым, я думаю, 0 баллов.

Т: Значит, сегодняшняя работа в библиотеке в этом смысле была равноцен­ной просмотру плохого фильма по телевизору?

П: Нет. Наверное, чего-то я все-таки достигла. Пусть будет 2 балла.

Т: А удовольствие?

П: То же, что и при подготовке к экзамену по химии, - 0 баллов.

Т: Хорошо, запишите эти цифры. (Терапевт побуждает пациентку запол­нить еще несколько полей, пока не убедится, что Салли легко и точно оценивает свои занятия по шкалам удовольствия и уровня успеха.) Теперь вы понимаете, в чем суть этого задания?

П: Да.

Т: А можете объяснить, в чем его польза?

П: Я стану организованнее — пойму, на что трачу свое время.

Т: А зачем надо оценивать свое удовольствие и чувство успеха?

П: Не знаю.

Т: Таблицы видов деятельности, составленные вами за неделю, о многом нам расскажут. Например, мы определим, чем вам стоит заниматься почаще, а где немного сбавить темп. Увидим, какие занятия из тех, что раньше дарили вам удовольствие и ощущение успеха, вы сейчас забросили. Выявим занятия, которые когда-то были для вас приятными, а сейчас не доставляют удоволь­ствия.

П: Понятно...

Т: В идеале вы должны заполнять соответствующие поля таблицы сразу же, как переходите к другому виду деятельности, - так вы не забудете, что именно делали, а оценки окажутся более точными. Но если это невозможно, заполняй­те таблицу во время обеда, ужина или перед сном.

П: Хорошо, это несложно.

Т: Старайтесь заполнять таблицу каждый день - так мы получим больше информации. Но даже если вы вспомните о ней всего лишь несколько раз, это тоже принесет пользу. А теперь подумайте, что может помешать вам выполнить это задание? Какие практические обстоятельства или, может быть, мысли?

П: Я могу забыть, что нужно заполнять таблицу.

Т: Как вы можете напомнить себе об этом задании?

П: Могу положить бланк с таблицей в записную книжку. Открыв ее, я сразу вспомню и о таблице.

Т: Какие еще сложности вы предвидите?

П: Больше ничего. Думаю, у меня получится.

Т: Хорошо. Хочу сказать еще вот о чем. Постарайтесь просмотреть запол­ненную таблицу за день до следующей сессии или прямо перед сессией. Если отметите какие-нибудь закономерности, отметьте их под таблицей или с об­ратной стороны листа. Договорились?

П: Да.

Т: Тогда запишите это домашнее задание на вашем листке, копия останется у меня.

П: Хорошо. (Записывает домашнее задание.)

Анализ таблицы видов деятельности (на следующей сессии)

На следующей сессии терапевт и пациент сообща анализируют заполненную пациентом таблицу видов деятельности, ищут закономерности и формулиру­ют выводы. Например.

1. Доля каких видов деятельности пациента чрезмерна (с позиции сбалансированного образа жизни)? Уделяет ли пациент достаточно времен занятиям, связанным с работой / учебой, семьей, друзьями, физической формой (например, занятия спортом), домашними делами, его духовными / культурными / интеллектуальными интересами и, наконец, просто приятным для него видам активности?

2. Какие занятия доставляют пациенту наибольшее удовольствие и сопряжены с ощущением успеха? Следует ли пациенту уделять им больше времени? Как это осуществить?

3. Какие занятия совсем не доставляют пациенту удовольствия и не позволяют испытать ощущение успеха? Являются ли эти виды деятельности по сути дисфоричными (например, длительное пребывание в постели), частоту и продолжительность которых необходимо снизить? Или же пациент не получает удовольствия от позитивных видов активности и своих автоматических мыслей? В последнем случае терапевту следует обратиться к дисфункциональным когнициям пациента, вместо того чтобы советовать ему сократить продолжительность данных занятий.

 

В следующем примере терапевт анализирует заполненную таблицу видов деятельности вместе с Салли, помогает ей распланировать свое время наперед, побуждает ее осуществить определенные перемены, выявляет мысли, которые могут этому помешать, называет ее мысли предположениями, которые следует проверить, и договаривается с ней закрепить навык заполнения таблицы, про­должив мониторинг активности на следующей неделе.

Т: Я вижу, вы заполняли таблицу видов деятельности каждый день. Это очень хорошо. А удалось ли вам просмотреть ее перед сессией?

П: Да. И я поняла, что долго валяюсь в постели - гораздо дольше, чем раньше.

Т: Приятно ли вам пребывание в постели, укрепляет ли оно ваше чувство успеха?

П: Нет. Совсем наоборот. У этого занятия самые низкие оценки.

Т: Так, это очень ценная информация. Люди в состоянии депрессии часто надеются, что благодаря длительному пребыванию в постели их самочувствие улучшится. Но на самом деле любое другое занятие окажется более полезным. Какие еще выводы вы сделали?

П: Я поняла, что раньше гораздо чаще гуляла с друзьями и даже просто больше виделась с ними. Сейчас я хожу только из общежития на занятия, в библиотеку, в столовую и назад в свою комнату...

Т: Хотите изменить подобное положение дел на следующей неделе?

П: Да. Мне не хватает общения, но, с другой стороны, у меня нет на него сил.

Т: И получается, что вы остаетесь лежать в постели?

П: Да.

Т: Какая интересная у вас мысль: "У меня нет сил для общения с людьми". Предлагаю вам записать ее. А как нам проверить эту идею, чтобы узнать, соот­ветствует ли она истине?

П: Я могу запланировать на следующую неделю почаще видеться с друзья­ми. Посмотрим, получится ли у меня.

Т: Какую пользу принесет вам общение с друзьями?

П: Я буду лучше себя чувствовать.

Т: Представьте, пожалуйста, что сегодня после терапии вы встречаете не­скольких знакомых, которые идут на занятия. Вы думаете: "Я могу подойти к ним и поинтересоваться их планами на сегодняшний вечер". Какие еще мысли могут у вас возникать?

П: Наверное, они не захотят со мной разговаривать.

Т: И эта мысль помешает вам даже подойти к ним! А как вы могли бы на нее ответить?

П: Не знаю.

Т: Есть ли доказательства, что ваши приятели не примут приглашение?

П: Нет. Конечно, если у них нет других планов и они не заняты.

Т: Как вы можете проверить, захотят ли они провести с вами вечер?

П: Подойти к ним и пригласить.

Т: Итак, если такая ситуация действительно представится, у вас есть шанс проверить две идеи. Первая - что у вас нет сил общаться с друзьями. Вторая - что ваши друзья не захотят с вами общаться. Верно?

П: Да.

Т: Хотите подробнее поговорить о том, где и как вы можете общаться с дру­зьями?

П: Нет, с этим я и сама разберусь.

Т: Хорошо. Тогда как насчет следующего домашнего задания? Предлагаю вам записывать все автоматические мысли, которые препятствуют осущест­влению того, что вы запланировали.

П: Хорошо, я буду записывать.

Т: Какие еще открытия вы сделали благодаря таблице видов деятельно­сти - помимо того, что слишком много времени проводите в постели и явно недостаточно - с друзьями?

П: Я слишком часто смотрю телевизор - и не получаю от этого больше, удовольствия.

Т: Чем бы вы могли заменить просмотр телепередач на будущей недели?

П: Не знаю.

Т: Я заметил, что вы не очень много времени уделяете физкультуре.

П: Да уж. А раньше я бегала по утрам и ходила в бассейн.

Т: Что мешало вам делать это в последнее время?

П: Все то же самое. У меня не было на это сил. Да и не хотелось.

Т: Тогда, может быть, запланируете больше физической активности?

П: (Кивает и записывает.)

Т: Насколько высока вероятность того, что на следующей неделе вы будете больше общаться с друзьями и займетесь физкультурой?

П: Я сделаю это.

Т: Не хотите ли вписать эти планы в пустой бланк таблицы видов деятель­ности, чтобы повысить вероятность их исполнения?

П: Нет, не надо. Я и так это сделаю.

Т: Имеет ли смысл на будущей неделе вести учет ваших занятий - как и на прошлой неделе, с оценкой удовольствия и чувства успеха, - или вы будете отслеживать лишь новые виды активности - те, которые мы запланировали сегодня?

П: Я буду вести учет новых занятий.

Т: Договорились. А как вы хотите вести учет?

Бы видите, как терапевт помогает Салли проанализировать заполненную ею таблицу видов деятельности и сформулировать выводы. Некоторым паци­ентам требуется немного больше помощи терапевта (например: "Вы заметили, сколько времени на прошлой неделе провели лежа в постели? Как вы оценили это занятие по шкалам удовольствия и успеха? Что вам попробовать изменить на следующей неделе?"). Терапевт также помогает Салли наметить план кон­кретных изменений и выявить автоматические мысли, которые могут поме­шать их осуществлению. Затем он добивается согласия пациентки проверить ее негативные предположения и предлагает продолжить мониторинг активно­сти на следующей неделе.

Анализируя вместе с пациентом заполненную таблицу видов деятельности, терапевт определяет, есть ли у пациента дисфункциональные автоматические мысли, мешающие получать удовольствие от занятий или пережить чувство успеха. Если какой-то вид активности пациент оценивает ниже, чем можно было ожидать, терапевт выявляет сопутствовавшие автоматические мысли.

Т: Я вижу, что вчера вы работали в библиотеке и оценили эту работу в 1 балл по шкале удовольствия и в 1 балл по шкале успеха. Расскажите, пожа­луйста, подробнее, чем вы занимались.

П: Курсовой работой по экономике.

Т: Вы оценили это занятие намного ниже, чем все остальные на минувшей неделе.

П: Да.

Т: О чем вы думали, когда работали над курсовой по экономике?

П: Не помню.

Т: Представьте, что сейчас - полдень вчерашнего дня и вы находитесь в библиотеке. Где именно вы сидите?

П: На четвертом этаже, в маленькой кабинке для индивидуальных за­нятий.

Т: Представьте себя там. Что вы делаете: пишете, перечитываете уже напи­санное или что-нибудь еще?

П: Я откинулась на спинку стула и просматриваю написанное.

Т: Как вы себя чувствуете сейчас?

П: Отвратительно.

Т: И какие же у вас мысли?

П: Я не хочу больше писать эту курсовую. Я так устала. Я ее ненавижу. Я больше не могу.

Т: Хорошо, а теперь вы снова погружаетесь в работу. Сейчас 13.30. Что про­исходит?

П: Я успела написать еще полстраницы и думаю: "Это пустая трата време­ни. Курсовая получается никудышная. Я больше не выдержу".

Т: И как вы себя чувствуете? –

П: Отвратительно.

Т: Неудивительно, что оценки работы в библиотеке такие низкие. Вы види­те, как ваши мысли влияют на ваше настроение?

П: Да. Думаю, что я сама себя взвинтила и поэтому возненавидела то, что делала.

Т: Каким было бы ваше настроение, если бы вы думали примерно "У меня получается довольно неплохо. Написано полстраницы, а мне казалось, что я не напишу ни одного слова. У меня готово начало чернового варианта работы".

П: Я бы наверняка чувствовала себя лучше.

Т: На следующей неделе попробуйте следить за своим настроением. Когда оно будет ухудшаться, определяйте свои мысли и записывайте их.

П: Хорошо, я сделаю это.

Т: А сейчас еще раз взгляните на вашу таблицу. Какие еще мысли могли мешать вам испытать удовольствие и чувство успеха?

 

В приведенном примере терапевт использует заполненную пациентом таблицу видов деятельности, чтобы выявить ситуации, в которых автоматические мысли мешают получать удовольствие и переживать чувство успеха. Затем он использует силу воображения пациента, чтобы помочь ему вспом­нить автоматические мысли, и показывает, что другие мысли могут улучшить его настроение. Наконец, терапевт определяет домашнее задание: выявлять автоматические мысли, сопутствующие плохому настроению, и интересуется, в каких еще случаях на прошлой неделе автоматические мысли мешали паци­енту получить удовольствие и испытать чувство успеха.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных