Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






декан Российского университета дружбы народов

 

Настоящая статья является лишь началом, приглашающим к серьезному разговору о современном учебнике для высшей школы, позволяющем формировать современного конкурентоспособного профессионала, имеющем гибкую методико-содержательную структуру, отвечающем вызовам международного рынка образовательных услуг.

В условиях меняющихся подходов к образованию, когда студент перестает быть субъектом, который воспринимает и осмысливает учебный материал, а наоборот, становится субъектом продуктивной образовательной деятельности, важную роль приобретают учебники как средство, позволяющее формировать и обогащать образовательный и профессиональный багаж учащегося.

Современная цивилизация немыслима без книги, без учебника. Тем более очевидна зависимость учебного процесса от его обеспечения учебной, учебно-методической, научной литературой, поскольку качество образования определяется его содержа­нием, которое и преподаватели, и студенты черпают в учебниках, пособиях, монографиях, иных учебных и научных изданиях. Новых учебных книг требует и внедрение новых государственных образовательных стандартов высшей школы. В 1998 году был принят Меморандум о координации работы по созданию, изданию и распространению учебных книг под девизом «Учебник для XXI века». В учебниках нового поколения должна произойти смена ориентиров: на первый ими в них выходит наука (знания), технология, культура. Однако при разработке новой структуры и содержания учебных пособий не следует отказываться от тех традиций, которые сложились в российском учебниковедении и книгопроизводстве.

Под учебником понимается книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры: учебник - основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений, а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.

Рассматривая учебник как комплексную информацию, модель учебно-воспитательного процесса, В.П.Беспалько (1997) и под понятие учебник подводит любой материальный носитель, будь-то книга, фильм, звукозапись или обучающая программа, заложенная в компьютер. Как модель процесса обучения, учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы и технологию, ориентируя пользователя на определенные организационные формы обучения.

Самобытность учебной книги и ее взаимосвязь с другими учебниками пиками определяются такие признаки, как метод (характеризует способы логического достижения поставленной цели информационного общения); жанр (отражает способы семиотического содержания информации в книге); социальная значимость (обусловливает качественную избирательность - новизну, ценность и полезность - книги; социальный уровень (фиксирует место, координаты, ниши в системе информационного общения - специальный, межличностный); полнота (определяет количественную избирательность социальной информации как содержания книги, например: исчерпывающая); структура (квалифицирует способы членений и взаимосвязь различных частей книги); время отражает способы историко-хронологического освоения (охвата) социальной информации как содержания книги; пространство - определяет способы территориально-географического освоения (охвата) социальной информации как содержания книги; материальная конструкция (материально-конструктивный носитель, полиграфическая и т.п. форма - характеризует способы технологического «овеществления», опредмечивания содержания и знаковой формы книги; потребность (читательское назначение, адрес - обусловливает социально-психологические возможности освоения и использования содержания).

История учебной литературы сопоставима со сроком суще­ствования человеческой цивилизации: первые учебники появились еще на рубеже III - II тысячелетия до нашей эры. Там, где раньше располагался Вавилон, археологи раскопали целые библиотеки. Лингвистам удалось расшифровать как тысячи глиняных «тетрадей», где учителя (они же писцы) записывали не только формулы расчета площадей, объемов и образцы решения учебных задач, но и настоящие поэмы, повествующие о создании мира или переживаниях образованного шумера, потерявшего в середине I тысячелетия до нашей эры веру богов.

История учебника начинается в глубокой древности. Шумерские глиняные таблички с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве учебных книг. Так, «Начала» Евклида (ок. 300 г дон. э) служили учебником геометрии много веков (в XIX в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь» и «Часослов» и др.), комментированные труды философов. Роль и значение учебника как массового средства обучения, реализующего основные принципы дидактики, обосновал Я..А. Коменский. Созданный им учебник «Мир чувственных вещей в картинках (ХIY в.) стал образцом для создателей учебников в течение многих последующих лет.

Первым русским печатным учебником была азбука, изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. Среди букварно-грамматических учебников наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотрницкого (1610, последняя служила учебником более 100 лет до появления «Российской грамматики» М.В.Ломоносова в 1757), букварь Истомина (1694).

Об учебниках в современном смысле этого слова можно говорить с XVI-XVII вв., когда стала формироваться педагогика как наука. С известной долей условности можно выделить несколько этапов развития учебников. На первом этапе он представлял собой всего лишь сокращенную и упрощенную научную книгу (теорию). Это вполне соответствовало убеждению педагогов того времени, что образование в своих основных чертах воспроизводит логику научного познания. На следующем этапе под влиянием идей Каменского, Песталлоци, Фребеля стало формироваться представление об усвоении знаний в процессе обучении, а также об учебном предмете как отличном от научного. Соответственно начала меняться и учебная литература. Коменский, Фребель, Гербарт сформулировали новые педагогические принципы:

- непрерывности и постепенности обучения;

-умственного развития;

- природосообразности (обучение и воспитание должны сообразовываться с естественным ходом умственного развития человека),;

-наглядности и др. Действуя в рамках этих систем, педагоги строили преподавание и учебники.

В конце XVIII - начале XIX вв. в учебных заведениях классического образовании сохранялась ориентация на пособия, использовавшиеся во времена античности и эпохи Возрождения. В то же время получили распространение книги, специально созданные для обучения: «Латинский язык» Коменского, «Российская грамматика» Ломоносова, ставшие эталонами учебника. Благодаря этим книгам утверждался дидактический принцип отбора и группировки учебного материала для учебников, не копирующих систему понятий соответствующей отрасли теоретического знания, а служащих достижению определенных образовательных и воспитательных целей. Реконструкция традиционных пособий вызвала создание новых книг для чтения по предметам, хрестоматии, сборников произведений и документов, учебных словарей и атласов. Создавались различные типы руководств для домашнего образования.

В середине ХIХ века всплеск общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определил новое направление в подходе к составлению учебника, основная идея которого заключалась в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. К примеру, К. Д. Ушинский рассматривал содержание учебника как преддверие серьезной науки. Учебник должен был наполняться вопросами, побуждающими учащегося «беседовать с книгой». Но поскольку опыт и представления о преподавании различались у каждого достаточно крупного и оригинального педагога, не удавалось достичь согласия ни в типах учебных содержаний, ни в последовательности их подачи в обучении, ни в методах обучения. Стремясь в условиях подобной конкуренции поднять качество образования, а также облегчить оценку и контроль, передовые педагоги стали постепенно создавать не просто руководсводство для преподавателей, а руководства, максимально ориентированные и обоснованные во всех отношениях, т.е. методики.

В период становления советской системы образования после 1917 года в центре внимания идеологов новой школы было создание принципиально новых учебных программ. Дореволюционные учебники, особенно по гуманитарным наукам, оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям современного образования не давали положительных результатов. Отказ от дореволюционных учебников перерос в отрицание необходимости учебников вообще. В 20-х - нач. 30-х гг. получили распространение так называемые рабочие книги, «россыпные» учебники, журналы-учебники и даже газеты-учебники.

В 60-е - 70-е годы XX века проблема учебника привлекла внимание видных ученых-педагогов, начали формироваться теоре­тические основы создания учебной литературы. Разработка в 70-80-х гг. основ теории учебника привела к выводу о том, что единый учебник не может обес­печить учащимся современного образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекса (УМК) как открытой системы учебных пособии, обеспечивающей личностно-ориетированный уровень образования. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы.

Разработки теории учебной книги (П.Г.Бута, В.П.Беспалько, В.Г. Бейлинсон, Г.Г.Граник, Д.Д.Зуев, В.В.Краевский. И.Я.Лернер. В.Н.Ляхов, Л..Л..Микк,. М.Н.Скаткин, Н.М.Шихмасев и др.) позволили определить двуединую сущность учебника. С одной стороны, он является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником линий, в нем формулируются и раскрываются в доступной форме (с учетом возрастных или иных критериев) основные научные понятия, предусмотренные программой, фиксируются стандарты образования. С другой стороны, учебник - важнейшее средство обучения. Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования как в плане познавательной, самостоятельной, творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении. Учебник призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в жизни.

К вопросу о создании типологической модели вузовского учебника. Вузовский учебник - самое сложное и трудноисполнимое издание среди всего многообразия учебных книг. Литература по этому вопросу пока незначительна.

Вузовский учебник представляет собой произведение как непосредственный результат авторского творчества, индивидуального или коллективного, которое, в свою очередь дифференцируется на подсистемы и элементы. В качестве подсистем, с учетом
монографического характера, выделяются известные еще по школьным сочинениям три составляющие: введение, основная часть, заключение. Такая триада - не формальный момент, это продукт эволюции логики человеческого мышления.

Говоря об общей структуре произведения вузовского учебника, подчеркнем, что любое членение, рубрикация текста - это уровни понимания и усвоения содержания (информации, учебного материала). Поэтому можно выделить еще два структурных момента: 1)вычленение содержания, 2)формы, композиции и рубрикации основной части (разделы, главы, параграфы, абзацы).

Применительно к структурированию книги часто используется понятие архитектоника, которое неоправданно узко связывают с построением художественного произведения или с его композицией. В действительности, архитектоника отражает все возможные аспекты построения учебника в понимании его как определенным образом структурированной целостности. С развитием электронной книги все большее распространение полу­чают понятия гипертекст, гипертекстовые системы.

Нельзя согласиться с мнением, что традиционная книга ли­нейна, вербальна, статична, тогда как электронная более строго структурирована, виртуальна, динамична и т.п., т.е. гипертекстна. И традиционная книга гипертекста. В ней используется не только вербальная (словесная), но и табличная, изобразительная, формульная и другие знаковые системы. Сложная архитектоника достигается спиралевидностью изложения, детальной рубрикацией, оригинальностью верстки.

В литературе по теории учебника неоднократно предпринимались попытки четко сформировать систему основных требований к нему. Предлагается, в частно­сти, чтобы расположение материала в учебнике подчинялось следующим педагогическим правилам:

- соблюдение принципов - от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному, от конкретного к абстрактному, от общего рассмотрения к детальному анализу и т.п.;

- последующее основывается на предыдущем, а предыдущее подкрепляется последующим;

- чувственное предшествует умственному;

- материал в большей степени порождает вопросы, чем простое заучивание;

- каждое правило сопровождается достаточным количеством примеров, иллюстрирующих его разнообразное применение;

- примеры предпосылаются правилам, а правила сопровождаются примерами;

- суть дела не заслоняется второстепенными частностями;

- сказанное подтверждается ссылками на авторитеты или же логическими доказательствами.

Рассмотрим основные структурные составляющие произведения вузовского учебника.

Введение. Следует избегать отождествления введения с предисловием. Предисловие - это то же введение, но не в произведение, а в издание, потому оно и является элементом аппарата книги. Принципиально введение включает три основные составляющие: 1)зачин, 2)предметная (содержательная) характеристика соответствующей учебной дисциплины, 3)концовка-переход к основной части.

Зачин в данном случае осуществляет также функции вступительной статьи к последующему тексту введения. В свою очередь, предметная характеристика включает три компонента: теоретический, исторический и методический. По существу, они отражают -принцип и структуру любой науки, а значит, учебной дисциплины:

- теоретическую (объект и предмет, методология, принципы, система базовых категорий, структура и особенности основных составляющих, место в системе наук и общественной деятельности),

- историческую (краткий исторический обзор становления и развития, основные тенденции и достижения, вклад выдающихся деятелей и коллективов, современное состояние, степень историографической раз­работки, дискуссионность, проблемность),

- методическую (особенности использования знаний, умений и навыков по результатам освоения учебного курса, преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих и последующих дисциплин, основные приемы междисциплинарных связей, воспитательные задачи и требования к учебному курсу, наиболее важные, трудные и перспективные темы учебного курса: рекомендуемые последовательность, методы и формы изучения предмета, отдельных тем и проблем; использование учебной книги). Особое внимание следует обратить на методическую составляющую введения, так как именно она в большей мере, чем другие компоненты, отражает дидактическую обеспеченность вузовского учебника.

Обязательной для введения вузовского учебника следует считать концовку - переход к основной части. Концовка - это, по сути, заключение введения. В ней задается структура и особенности изложения основной части учебного курса:

- установка на определенные (заданные) условия чтения, усвоения и использования учебного материала, на выявление активного и целенаправленного интереса и отношения к изучаемому материалу;

- возможные ограничения в изложении учебного материала, обусловленные как состоянием и тенденциями развития, разработки учебного предмета, так и задачами подготовки специалистов по данной специальности (специализации), формой обучения и т.д.

Заключение, в силу своей функциональной сложности и важности, пока самая слабая по уровню теоретической и методической разработанности, а значит, и по практическому исполнению подсистема в произведении учебника. Главное требование к заключению - обобщение учебного материала, основные выводы, рекомендации и прогноз развития учебной дисциплины (науки, общественной деятельности). Заключение включает следующие аспекты (компоненты):

- обобщение информации, изложенной в основной части учебного издания, основные выводы и тенденции развития учебной дисциплины;

- краткую характеристику основных нерешенных или трудно решаемых проблем;

- рекомендации по дальнейшему изучению данной учебной дисциплины, кругу самостоятельного чтения специальной литературы;

- прогноз развития учебного предмета (науки, общественной деятельности);

- концовку учебного издания.

Основная часть не случайно именно так и называется. Здесь излагается обязательный для усвоения учебный материал, составляющий теоретический предмет (содержание) учебной дисциплины. В логическом плане основную часть можно квалифицировать в качестве аналитической, так как именно в ней осуществляется необходимая детализация предмета, приводится основной фактографический материал и соответствующие обоснования, оценки и объяснения. В основной части каждый структурный элемент должен иметь свой зачин: в разделе - это общее введение в проблематику глав, в главе - введение в соответствующую тему.

Очень важным считается структурное членение предмета изложения. В его основе может лежать

- методический принцип (по основным методам, соответствующим процессам исследования, разработки и т.п. предмета),

- функционально-целевой принцип (по тем задачам, которые реализуют достижение намеченной пели, осуществление конкретных функций, свойств, характеристик),

- структурно-технологический (по основным этапам, процессам, направле­ниям развития какой-либо области научного исследования, проектирования, применения).

Для эффективной отдачи в содержании основной части вузовского учебника должны быть учтены некоторые аспекты. Суть синтаксического аспекта состоит в оптимизации используемых вербальных средств. Так, в учебнике должен соблюдаться известный науке принцип достаточности.

В следующей статье мы коснемся семантического аспекта учебника, его содержательных качеств, матриц сложности и других, значимых для инновационного учебника аспектов.

 

 

Литература

1) Балыхин Г.А..Реализация приоритетного национального проекта «Образование» - комплексный подход к развитию отрасли./ Федеральный справочник «Образование в России», 2007.

2)Балыхин М.Г., Свиридова А.Э. Инновационные научно-образовательные ориентиры России. / Вестник РУДН. Вопросы образования. М., 2011, №4.

3)Балыхина Т.М. Самонаправляемое обучение русскому языку в контексте новых педагогических условий реализации языковых образовательных услуг/ Вестник РУДН, Вопросы образования. 2011, №4.

4)Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М., 1988.

5) Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М., 1989.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема: «Экологические аспекты паразитизма. Введение в паразитологию».


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных