Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гештальт - упражнения




 

Ж. Асихотерапевтические упражнения особенно меня инте­ресовали с самого начала моей карьеры. В конце шестиде­сятых, когда работал в Эзалене, я стал систематически вводить их в определенные курсы. После отъезда Фритца в Канаду я вел два вида курсов: на одних (в сотрудничестве с Бобом Холлом и Диком Даунингом) это был обычный Геш­тальт (Джим Симкин вел в это время тренировочные кур­сы); на других я воспользовался возможностью, предоставленной моими спонсорами, чтобы ввести нечто новое, посвящая утро медитации, вечер Гештальту, а день чему-то среднему: упражнения в маленьких группах во взаимодействии медитации и столкновения.

Я полагаю, что большая часть происходящего в психо­терапии на самом деле зависит от пациента, поскольку этот процесс внутренний, из которого развивается желание ви­деть и желание лечить. Психотерапию, с одной точки зре­ния, можно рассматривать как контекст, в котором происходит внутреннее событие: как поддержка для само­терапевтического процесса. Какая бы помощь не предлага­лась бытием и навыком терапевта, существует еще такая вещь, как работа над собой психологически, и многие дела­ют ее наощупь, даже и не зная о формальной психотерапии или духовном наставничестве.

Мое мнение по поводу возможности и важности работы по самотерапии было поддержано собственным приглаше­нием Фритца исследовать самотерапию в Гештальтных уп­ражнениях в начале 1951 года. Классическая Гештальт-терапия всегда интересовала меня в подразделе­нии межличностных структур, представляющих общие те­рапевтические принципы и, таким образом, могущих оказаться полезными для проведения самоработы для по­мощи себе. За годы работы мне удалось даже усовершенствовать минилабораторную ситуацию до уровня получения субстанциальных терапевтических результатов посредст­вом наблюдения такого процесса у работающих друг с дру­гом людей.

В начале 70-х у меня была возможность интенсивно использовать терапевтические упражнения в небольшой группе в связи с экспериментом по обучению, который по­том перерос в институт SAT, направлением которого яви­лось организация группы в самолечащую систему. Упражнения для небольшой группы в этом исследовании служили и для терапевтических, и для учебных целей, здесь же была представлена серия «Гештальтных упражне­ний», в которых я постарался дать возможность участникам сконцентрироваться на развитии специфических навыков, таких, как прослушивание, мониторинг их континуума осознанности, исследование языка тела, отражение и т.д.

Общим для упражнений, собранных мною в этой главе, является то, что они подходят и для терапии, и для трени­ровки.Первые три — усиление чувства присутствия и чув­ства Я/Ты в отличие от Я/Эго — я считаю желаемым фоном для всех психотерапевтических тренировок вместе со всеми аспектами континуума осознанности. Частное описание последнего, приведенное в дальнейшем, взято (за исключением вводных комментариев) из записи курса и иллюстрирует особую вариацию того рода, который я назы­ваю «континуум осознанности в медитационном контек­сте». «Медитационный контекст» здесь не только заменяет «медитационное поле», предоставляемое медитативным отношением слушателя, но и ограничение самой медитаци-онной осознанности в свете понимания медитации через селективное усиление в таких вопросах, как попуститель­ство, телесная осознанность, чувственная осознанность, панорамная осознанность и т.д.

Последняя серия упражнений в отношении конфликта «обвинитель/обвиняемый» также представляет превосход­ную возможность и тренировки, и терапии, здесь трениров­ка индивида из четырех фаз задействует, кроме упражнения интуиции, умение стимуляции эмоциональ­ной экспрессии, а в особенности гнева.

Обрабатывая и делясь своими духовными рецептами, я не мог не оценить, оглядываясь назад, Фритца за его уп­ражнение Я/Ты, которое мне тогда не удалось ни попробовать, ни пройти вместе с остальным наследием Гештальта. Упражнение Фритца заключалось в произнесении двумя индивидами вереницы Я и Ты в различных комбинациях и ритмах по выбору.

Я почувствовал, что переживание не идет дальше, чем игра словами, что могут быть и другие, значение которых не оценено: ощущение Я в балансе с ощущением Другой. Некоторые упражнения я нашел сам и описал для тех, кому они могут пригодиться для фокусировки на вопросе Я/Ты. Эти упражнения я проводил во многих группах, где их находили и персонально значительными и существенными для профессиональной подготовки.

Хотя здесь я представляю всего три упражнения «Я/Ты», из-за недостатка места в такой укороченной фор­ме, что их можно пробежать за мгновение, я все же пола­гаю, что переживание каждого из них заслуживает углубления через практику — в особенности в групповых ситуациях посредством ротации членов группы при повтор­ных встречах. С течением времени я также хорошо понял значение многих из проводимых упражнений, в особенно­сти после того, как мною была разработана программа те­рапевтической подготовки в институте SAT в 70-е годы. С тех пор мне нравится ситуация, которая не является ни чисто терапевтической, ни чисто профессионально подго­товленной: гибрид развития потенций терапевтов среди не­профессионалов при оформлении группы в самолечащую психологическую самоподдерживающую систему.

Хотя в такой деятельности по комбинированию утон­ченной микролабораторной работы и терапевтической под­готовки я черпал вдохновение вне Гештальт—терапии, на мою практику, естественно, сильное влияние оказал Геш­тальт; для этой главы я отобрал несколько упражнений, которые можно рассматривать как прямое воплощение идей Гештальта.

 

Упражнение Я / Ты

Первое упражнение, приведенное ниже, можно рассматри­вать и как развитие изначально присущего Гештальт—тера­пии, и как заимствование из Суфизма: упражнение фокусировки на ощущение присутствия или самости. Второе также можно рассматривать и как разработку того, что уже существует в гештальтном подходе, и как заимствова­ние: развитие посредством упражнения ощущения самости в другом, ощущения «Ты» в противовес переживания ощу­щения «Эго». Работая по отдельности с собой и с другими над этими двумя техниками, я, естественно, открыл сил их в комбинации: упражнение одновременного осознании себя самого и присутствия и бытия другого.

 

1. Присутствие

Сядьте друг напротив друга и закройте глаза.

Обратите внимание на телесные ощущения, позу, выраже­ние лица, произведите коррекции в позе или отношении, если этого потребует сознание.

Будьте такими, какими хотите быть — мгновение за мгно­вением.

Теперь откройте глаза, однако оставаясь застывшими те­лом и мыслью.

Расслабьте глаза, все еще оставаясь застывшими телом и мыслью.

Расслабьте тело и позвольте себе расслабиться, не пытаясь что-либо сделать, и поскольку теперь ваш мозг молчит, сконцентрируйтесь на чувстве существования —

Почувствуйте «Я здесь».

После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно со вдохом, паузой, выдохом (не пытай­тесь что либо делать, в особенности во время выдоха).

Продолжайте с возможно продолжительным вниманием.

 

2. Ощущение «ТЫ»

Как и прежде, начните с того, что сядьте лицом друг к другу, закрыв глаза, приняв удобную позу, отношение, со­стояние.

Затем, после того, как достигнуто полное умиротворение, откройте глаза, при этом сидя, физически расслабившись, сконцентрировавшись на предполагаемом, ни словесном, ни не словесном диалоге; забудьте о себе, насколько это возможно, во время фокусировки на ощущении, что чело­век перед вами действительно существует, что он чело­век, а не вещь, сознательное существо, смотрящее на вас.

 

З.Я/Ты

После подготовительной концентрации как прежде — здесь двое, продолжающих выдерживать мысленное молча­ние с открытыми глазами и с поддержкой физической ре­лаксации, концентрация на обоих ощущениях «Я» и «Ты», при одновременном пробуждении ощущения бесконечно­сти вокруг них.

Попробуйте, пытаясь в то же время интенсифицировать ощущение присутствия в себе и другом и ощущение косми­ческой глубины.

Пусть ощущение бесконечности поддерживает ваше рас­слабление и растворяет ваш рассудок.

Возможно, вы найдете полезным иногда неслышно сказать: «Я — Ты — Бесконечность».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных