ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обращение недостатков в достоинства
Обращение недостатков в достоинства подразумевает превращение проблемы в преимущество: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это напоминает использование сопротивления пациентов в психодинамической терапии: чем хуже ведет себя пациент, тем лучше для терапии. Если проблемы не проявляются при терапевтическом взаимодействии, как терапевт может их заметить и устранить? Проблемы, с которыми пациент сталкивается в повседневной жизни, – отличная возможность применить навыки. Действительно, с точки зрения практики отсутствие проблем было бы катастрофой – не с чем было бы работать. Страдание, при условии принятия, повышает эмпатию, и тот, кто сам перенес страдания, может помочь другим. Еще одна вариация этой идеи – именно в слабости пациента заключается его сила (например, именно настойчивость пациента при «сопротивлении» изменениям заставляет его действовать до тех пор, пока изменения наконец не произойдут). То, что недостатки можно обратить в достоинства, еще не значит, как любят утверждать некоторые терапевты, что «недостатки» в жизни пациентов и есть «достоинства», только они этого не понимают. Пациент может решить, что терапевт просто не воспринимает его проблемы всерьез, – в этом заключается одна из опасностей такой стратегии. Задача терапевта вовсе не в том, чтобы преуменьшить трудности обращения недостатков в достоинства. В действительности поиск путей такого обращения может быть таким же трудным, как и поиск иголки в стоге сена. Эту технику нельзя применять с наскока. Эффективность техники обращения недостатков в достоинства зависит от такого качества терапевтических отношений, когда пациент знает – терапевт глубоко сострадает его мукам. И даже в таком контексте эту стратегию следует применять осторожно, с юмором. Например, когда я веду тренинг навыков, пациенты скоро понимают, что я могу радоваться самым жестоким кризисным ситуациям в их жизни как возможностям научиться новым навыкам или применить усвоенные. Несообразность моей реакции («Это же чудесно!») на проблемную ситуацию пациента («Меня уволили») заставляет пациента остановиться и принять новую информацию (о том, что у него есть возможность применить навыки межличностной эффективности, эмоциональной регуляции или перенесения дистресса в зависимости от того, что изучается). Задача терапевта – указать пациенту на то, что солнце по-прежнему светит, не отрицая при этом того, что в данный момент оно закрыто тучкой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|