ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Процедуры причинно-следственного управления
Каждая реакция в контексте межличностных взаимоотношений потенциальная фор ма подкрепления, наказания или гашения. Это так же верно для терапии, как и для любого другого типа взаимоотношений, и принцип этот сохраняется независимо от намерений терапевта или пациента. Реакция терапевта на поведение пациента в различные моменты времени влияет на последующие действия, чувства, мысли и ощущения пациента. Стратегии причинно-следственного управления позволяют регулировать вероятностные (зависящие от стечения обстоятельств) взаимосвязи между поведением пациента и реакциями терапевта, добиваясь благотворных результатов и избегая ятрогенных последствий терапевтических взаимодействий. Самые важные из этих стратегий рассматриваются в следующем разделе и кратко представлены в табл. 10.2.
Таблица 10.2. Процедуры причинно-следственного управления
Ориентация пациента на причинно-следственное управление: • терапевт объясняет пациенту, как происходит научение (в том числе подкрепление); • терапевт объясняет различие между «намеренным» результатом поведения и «функциональной зависимостью» результата от поведения.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ целерелевантного адаптивного поведения: • терапевт применяет подкрепление немедленно; • терапевт подстраивает режим подкрепления под интенсивность адаптивной реакции пациента: – если реакция слабая, терапевт подкрепляет пациента каждый раз (или почти каждый раз), когда тот демонстрирует желательное поведение; – по мере того как реакция усиливается, терапевт постепенно снижает частоту и интенсивность подкрепления, устанавливая режим периодического подкрепления; – по мере возрастания эффективности средовых и индивидуальных возможностей терапевт постепенно прекращает подкрепление; • терапевт использует терапевтические отношения как подкрепляющий фактор.
ГАШЕНИЕ целерелевантного неадаптивного поведения: • терапевт устанавливает, не поддерживается ли поведение положительным подкреплением; • терапевт не потакает пациенту; • терапевт придерживается режима гашения при поведенческих «взрывах»; • терапевт вовлекает пациента в решение проблем, чтобы помочь ему найти альтернативное поведение, которое можно подкреплять: – терапевт быстро подкрепляет альтернативное адаптивное поведение. • терапевт поддерживает пациента при применении режима гашения: – терапевт заботливо относится к пациенту и валидирует его страдания; – терапевт в доброжелательной манере напоминает пациенту о необходимости и целях гашения.
Использование по мере необходимости ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ: • когда положительное подкрепление высокоприоритетного, целерелевантного неадаптивного поведения не контролируется терапевтом; • когда неадаптивное поведение препятствует всем остальным разновидностям адаптивного поведения; • терапевт использует неодобрение, конфронтацию или прекращает теплое отношение (с большой осторожностью); • терапевт применяет технику коррекции – перекоррекции результатов неадаптивного поведения; • терапевт при необходимости прибегает к «отпуску от терапии»; • терапевт использует прекращение терапии исключительно как крайнюю меру.
Определение ПОТЕНЦИАЛА ПОСЛЕДСТВИЙ: • терапевт эмпирически выявляет подкрепляющие факторы; терапевт не предполагает, что определенное событие или реакция (особенно похвала) непременно оказывает подкрепляющее (положительное или отрицательное) воздействие на определенного пациента; • терапевт применяет различные виды подкрепления. Предпочтение, по возможности, естественного подкрепления перед искусственным: • терапевт сочетает искусственное подкрепление с естественным, со временем ослабляя искусственное подкрепление, чтобы повысить эффективность естественного.
Использование ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ, или шейпинга, для подкрепления поведения пациента (терапевт регулирует возможности подкрепления, уравновешивая требования ситуации и способности пациента на данном этапе): • терапевт использует режим подкрепления, который постепенно и по нарастающей формирует реакции пациента, чтобы они соответствовали целевому поведению; • терапевт подкрепляет имеющееся в репертуаре пациента поведение, способствующее целевому; • терапевт «выставляет планку» таким образом, чтобы она почти соответствовала верхнему пределу возможностей пациента; сложность поставленной задачи должна немного превышать сложность успешно выполненной задачи; • когда пациент действует почти на пределе своих возможностей, терапевт подкрепляет его поведение; • терапевт не подкрепляет поведение (гашение), далекое от целевого, если в репертуаре пациента имеются более близкие к целевому типы поведения; • терапевт использует информацию о всех переменных ситуации (включая те, которые посягают на уязвимые «точки» пациента), устанавливая уровень сложности поставленной задачи.
Тактика, противоречащая ДПТ: • терапевт «уступает» требованиям пациента и подкрепляет неэффективное поведение последнего в ситуации, когда требуется более компетентное поведение, на которое пациент способен; • терапевт непоследователен в использовании процедур причинно-следственного управления; • терапевт применяет отрицательное подкрепление в карательных целях; • терапевт требует поведения, на которое пациент неспособен, до подкрепления поведенческих усилий последнего.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|