Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преимущество естественного подкрепления по сравнению с искусственным




 

Если это возможно, следует отдавать предпочтение естественному подкреплению, а не искусственному. Естественным подкреплением следует считать то, которое вытекает из повседневного поведения, выступает его закономерным результатом. Такое подкрепление обусловлено скорее внутренним состоянием и характеристиками поведения, чем внешними факторами. Улыбка, кивок головой, шаг навстречу – все это естественное подкрепление действий нашего собеседника, который сказал что-то приятное. Пресловутая конфетка в качестве вознаграждения – пример искусственного подкрепления. Предоставление человеку того, о чем он просит, – естественное подкрепление эффективного уверенного поведения. Похвала без предоставления просимого – искусственное подкрепление, гораздо менее эффективное.

Естественное подкрепление используется по двум причинам. Во-первых, пациенты отдают ему предпочтение, во-вторых, оно действует эффективнее. Относительно предпочтений могу сказать, что индивиды с ПРЛ очень чутко реагируют на искусственное подкрепление, чрезвычайно не любят его и относятся к нему с недоверием. Многие конфликты между терапевтом и пациентом возникают именно из-за неразумности подкрепления, особенно отрицательного. Чем более искусственный характер имеет подкрепление, тем труднее пациенту воспринимать его как результат своего поведения. Наоборот, пациент склонен воспринимать такое подкрепление как результат определенных действий или качеств терапевта либо особенностей терапии, но никак не собственного поведения. Пациент может воспринять поведение терапевта как авторитарное или отстраненное, или недостаточно искреннее. Взаимосвязь между подкреплением и поведением – существенная составляющая научения – теряется.

Естественное подкрепление также более эффективно потому, что оно обеспечивает генерализацию. Поведение, контролируемое искусственным подкреплением, имеет меньше шансов генерализоваться на другие ситуации, поэтому можно ожидать поведенческого регресса или утраты наработанных поведенческих навыков. В стратегии межличностных последствий и технике коррекции – перекоррекции, описанной выше, этот принцип учитывается. Межличностные реакции терапевта – как положительные, так и отрицательные – будут расцениваться как естественные, пока они искренни либо характерны (в разумной мере) для других людей. Соблюдение границ (эта тема обсуждается ниже) и стратегии реципрокной коммуникации (подробнее об этом – в главе 12) также отражают предпочтение естественного подкрепления.

Однако зачастую искусственное подкрепление – единственный эффективный инструмент в арсенале терапевта. В таком случае терапевт должен сочетать искусственное подкрепление с более естественным. Когда пациент научится ассоциировать искусственные подкрепляющие факторы с естественными, терапевт сможет постепенно отказаться от искусственного подкрепления. Смысл здесь в том, чтобы повысить эффективность естественного подкрепления путем его сочетания с привлекательным для пациента искусственным подкреплением. (Эта идея уже озвучивалась при обсуждении похвалы.) Возвращаясь к упомянутой выше ситуации с уверенным поведением, можно сказать, что сочетание похвалы и предоставления пациенту просимого было бы примером сочетания искусственного и естественного подкрепления.

 

Принципы формирования (шейпинга)

 

При формировании, или шейпинге, подкрепляется постепенное приближение к целевому или заданному поведению. Формирование требует от терапевта расчленения желаемого поведения на отдельные этапы и последовательного обучения пациента каждому этапу поведения. Формирование существенно необходимо при работе со всеми категориями пациентов, но с пограничными пациентами особенно, ввиду их истории беспомощности и пассивности. Попытки добиться адаптивного поведения от таких пациентов без подкрепления небольших шагов навстречу целевому поведению не будут иметь успеха. Это все равно, что обещать альпинистам пышный банкет, если они смогут покорить вершину, и не давать им еды, пока они совершают восхождение.

Шейпинг относится к поведению, которого терапевт хочет добиться от пациента и которое охотно подкрепляет. Неспособность окружения обучить пациента более адаптивному поведению можно объяснить, по крайней мере частично, неспособностью проводить формирование. Ожидания окружения в этом случае превышают возможности пациента. В результате прогресс пациента часто наказывается, потому что он недостаточен, вместо того чтобы подкреплять его, поскольку он является улучшением по сравнению с прошлым поведением. Нереалистичные стандарты пациентов с ПРЛ, о которых я часто упоминаю, выступают еще одним результатом неиспользования принципов формирования.

Полезно представить прогресс пациента в виде континуума, который начинается с точки в начале терапии и заканчивается конечной точкой, т. е. целевым поведением. Подкрепление, наказание или игнорирование целерелевантного поведения будет зависеть от 1) точки нахождения пациента на континууме в данный момент, 2) способности пациента продвинуться по континууму в направлении конечной точки и 3) требований ситуации. Если пациент продвинулся вперед – т. е. наблюдается прогресс в его поведении, – необходимо применить положительное подкрепление. Если нет, терапевту следует проигнорировать это или применить отрицательное подкрепление и, если это возможно, обучить пациента новому поведению. Во время каждого взаимодействия терапевт должен сравнивать поведение пациента с его нынешним статусом (включая слабые стороны пациента, которые проявляются в данной ситуации), с потенциальными возможностями пациента, а также с характером ситуации. Эти данные в свою очередь определяют последующую терапевтическую реакцию. Неудивительно, что данная категория пациентов представляет такие трудности для терапевта. Из-за сложности и масштабного характера проблем пациентов с ПРЛ, а также изменчивой природы их поведенческих дефицитов, в зависимости от ситуации терапевту при работе с пациентом приходится помнить и оперировать многочисленными континуумами поведенческого прогресса. Запомнить и организовать такую массу информации трудно даже при самых благоприятных условиях. Эти трудности многократно возрастают, а гибкость использования накопленных данных снижается, когда пациенты подвергают терапевта сильному стрессу.

ДПТ подходит к этой проблеме с двух сторон. Во-первых, четкое иерархическое распределение целей позволяет терапевту фрагментировать информацию, уделять внимание одним видам поведения и игнорировать другие. Терапевт не занимается всеми видами поведения пациента в равной мере. Он сопоставляет поведение пациента с иерархией целей и уделяет внимание только тем видам поведения, которые имеют отношение к наиболее высокоприоритетной в данное время цели. Таким образом, задача терапевта значительно упрощается. Во-вторых, стратегии консультирования пациента, рассматриваемые в главе 13, призваны ограничить количество людей, которыми «занимается» терапевт. В отличие от большинства других терапевтических программ, в ДПТ терапевт занимается исключительно пациентом. Нет нужды организовывать и пытаться внедрить терапевтические планы других специалистов, каждый терапевт должен беспокоиться лишь о своих реакциях на поведение пациента. Таким образом ДПТ облегчает задачу терапевту, сужая направленность терапии до приемлемого уровня сложности.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных