ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Процедуры генерализации навыков
ДПТ не предполагает, что навыки, приобретенные с помощью терапии, сами собой генерализуются на ситуации повседневной жизни вне терапии. Поэтому для терапевта очень важно активно способствовать такому переносу навыков. Некоторые необходимые для этого конкретные процедуры приведены в табл. 11.3 и рассматриваются в следующих разделах.
Таблица 11.3. Процедуры генерализации навыков
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ навыков: • предоставление пациенту комплекса адекватных реакций на каждую ситуацию; • варьирование тренировочных ситуаций, в которых пациент отрабатывает навыки; • воспроизведение в терапевтическом контексте наиболее важных характеристик межличностных отношений, в которых пациент участвует вне терапии.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ пациента в промежутках между психотерапевтическими сеансами с целью помочь ему применять навыки в реальных ситуациях: • терапевт помогает пациенту применять навыки в проблемных ситуациях посредством телефонных консультаций.
Предоставление пациенту АУДИОКАССЕТ с записями психотерапевтических сеансов, чтобы пациент мог прослушивать их в свободное время.
Поручение пациенту ЗАДАНИЙ ПО ОТРАБОТКЕ ПОВЕДЕНИЯ в реальных условиях: • в стандартной ДПТ (с разделением индивидуальной психотерапии и тренинга навыков) основной терапевт дает пациенту задания для работы во время тренинга навыков; ведущий тренинга навыков дает пациенту задания для работы с основным терапевтом; • терапевт приспосабливает задания к потребностям и способностям пациента; терапевт использует принципы формирования, или шейпинга.
Помощь пациенту в ФОРМИРОВАНИИ ОКРУЖЕНИЯ, которое подкрепляло бы его эффективное поведение: • терапевт обучает пациента тому, как обеспечить подкрепление со стороны естественного социального окружения; • терапевт обучает пациента поведению, которое соответствует естественным возможностям, имеющимся в окружении последнего; • терапевт обучает пациента навыкам самоуправления, особенно в связи со структурированием окружения; • терапевт открыто и последовательно говорит о необходимости подкрепления желаемых реакций пациента им самим или обеспечения пациентом такого подкрепления со стороны окружения как об обязательном условии изменений; • во время психотерапевтических сеансов с парами или семьями терапевт подчеркивает необходимость социального подкрепления адаптивного поведения и устранения наказания за него; • терапевт постепенно переходит в режим периодического подкрепления, при котором подкрепление со стороны терапевта происходит реже, чем со стороны окружения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|