ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Власть и психотерапия: кто устанавливает порядки?
Пациенты, проходящие терапию, часто жалуются на то, что они эмоционально уязвимы и открыты влиянию терапевта, но чувствуют, что сами не могут оказывать подобного влияния на клинициста. Пациенты не защищены, терапевты защищены. Образно выражаясь, пациенты вынуждены раздеваться донага, в то время как терапевты остаются в одежде. Риск распределяется неравномерно. Пациенты также сообщают о чувстве недосягаемости терапевта – он не связан ограничениями, а они связаны. Речь идет не только о неравной власти в терапии; сама природа терапии обусловливает неравенство в тех сферах жизни пациента, которые наиболее важны для него. Многие конфликты, возникающие при проведении терапии, вызваны этим неравномерным распределением власти, а также попытками пациента изменить это положение. Хотя клиницисты не настолько неуязвимы, как часто представляется пациентам, в нравах современной терапии есть много такого, что оправдывает недовольство пациентов и их смятение. Терапевты и хотели бы, чтобы это было не так, но жалобы пациентов часто обоснованны. Правила, определяющие поведение и межличностный стиль терапевта, часто искусственны, известны терапевту, но не известны пациенту, в результате поведение терапевта не только непонятно для пациента, но и непредсказуемо. Терапевт призывает к эмоциональной близости, однако обычные правила эмоциональной близости неприменимы для терапевтических отношений. Правила эмоциональной близости для одного индивида (клиницист), вовлеченного в том числе в отношения модели «терапевт – пациент», могут быть совершенно неприемлемы для другого индивида (пациент), который вовлечен только в отношения с единственным другим человеком. Терапевт часто чувствует себя некомфортно или не признает самораскрытия, в то же время требуя самораскрытия от пациента. Хотя терапевтические отношения представляются как отношения опеки и помощи, доступность и гибкость, которые характерны для почти всех прочих отношений такого рода, в них часто отсутствуют или присутствуют в недостаточной степени. С пограничным пациентом при проведении терапии в некоторых аспектах обращаются примерно так, как родители обращаются с детьми: часто терапевт чувствует себя вправе распоряжаться его жизнью. Однако ребенок в конце концов вырастает и становится равным своим родителям. Пациент же, по мере «взросления», не обязательно приобретает больше власти в терапевтических отношениях. Когда же это становится реальным и может установиться равенство, отношения нередко заканчиваются. В академической среде есть поговорка, что студенты стоят на плечах своих преподавателей. Студенты, рассказывая о своем образовании, упоминают, у каких преподавателей они учились. Однако что касается терапии, культурные нормы заставляют пациентов скрывать свое участие в терапевтических отношениях – этих отношений принято стыдиться, они не являются предметом гордости. Даже терапевты, которые в свое время сами были пациентами у других специалистов, часто предпочитают скрывать эту информацию от собственных пациентов. Пациенты с ПРЛ особенно восприимчивы к различиям в распределении власти и особенно нетерпимы к искусственности терапевтических отношений. Это может вызываться тем, что они достаточно пострадали от неравного распределения межличностной власти в прошлом. Кроме того, зачастую они не участвуют в других близких отношениях, в которых власть распределена более равномерно, чтобы сбалансировать неравенство терапевтических отношений. Многие из трудностей терапии пограничных пациентов связаны именно с этим фундаментальным неравенством. Не имея возможности уравновесить власть в отношениях или прекратить отношения, пациенты с ПРЛ часто колеблются между поведением зависимости и подчиненности, с одной стороны, и доминирования и отвергания – с другой. Они постоянно переходят от доведенной до крайности зависимости до чрезмерной независимости. Очень немногие взрослые готовы и хотят поддерживать долговременные отношения, в которых их власть и влияние настолько ограничены. Потребность в долгосрочных терапевтических отношениях ставит индивидов с ПРЛ в положение особой уязвимости; эффективная терапия требует от специалиста особенной восприимчивости к этой дилемме. Стратегии реципрокной коммуникации рассчитаны на то, чтобы снизить воспринимаемую разницу во власти терапевта и пациента; чтобы повысить открытость специалиста влиянию пациента, тем самым выражая доверие и уважение к пациенту; а также усилить привязанность и близость членов отношений (обзор литературы по проблеме отзывчивости и самораскрытия можно найти в: Derlega & Berg, 1987). Стратегии реципрокной коммуникации обсуждаются в следующих разделах и подытожены в табл. 12.1.
Таблица 12.1. Стратегии реципрокной коммуникации
ЧУТКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ на пациента: • терапевт внимателен к пациенту; терапевт «бодрствует» при общении с ним: – терапевт обращает внимание на небольшие изменения в поведении пациента во время общения; – терапевт варьирует выражение аффекта и невербальные реакции (положение тела, визуальный контакт, мимика) в соответствии с содержанием сообщений пациента, выражая свою заинтересованность и активное участие; – терапевт подстраивается под интенсивность реакций пациента; – своевременность реакций терапевта выражает понимание и заинтересованность; • терапевт серьезно относится к темам, предлагаемым пациентом: – терапевт отвечает на содержание сообщений пациента: – терапевт дает полные ответы на вопросы пациента; – содержание ответов терапевта имеет непосредственное отношение к сообщениям пациента; – терапевт развивает и конкретизирует содержание сообщений или вопросов пациента.
Применение САМОРАСКРЫТИЯ: • терапевт ориентирует пациента на самораскрытие в ДПТ; • терапевт говорит о себе; • терапевт раскрывает пациенту свои текущие реакции на него и на его поведение, говоря от первого лица и используя формулу «Когда вы делаете X, то я делаю (думаю, чувствую) У»; • терапевт делится собственным опытом общения с пациентом и опытом терапевтических отношений; он говорит с ним «по душам»: – терапевт сосредоточивается на процессе взаимодействия; – терапевт говорит пациенту о своем отношении к нему, о значении пациента для него; • терапевт сочетает вовлеченность и отзывчивость: – терапевт четко разделяет поведение пациента и собственное поведение; – терапевт следит за влиянием самораскрытия и отзывчивости на поведение пациента; • терапевт раскрывает реакции других людей на себя; • терапевт применяет личное самораскрытие: – терапевт использует самораскрытие как способ моделирования: – терапевт делится личными усилиями (а также успехами или неудачами) при разрешении проблем, подобных проблемам пациента; – терапевт моделирует нормативное поведение и реакции; – терапевт моделирует способы совладания с собственными жизненными проблемами; – терапевт моделирует способы совладания с неудачами; – терапевт раскрывает профессиональную информацию о себе: – профессиональную подготовку и научную степень; – теоретическую ориентацию (принадлежность к той или иной терапевтической школе); – опыт работы с пограничными и суицидальными индивидами; – терапевт раскрывает личную информацию о себе (возраст, семейное положение и т. п.) – в той степени, которая не причиняет ему дискомфорта и кажется полезной для пациента; • терапевт использует консультативную группу по обсуждению клинических случаев, чтобы контролировать свое самораскрытие.
ТЕПЛОЕ УЧАСТИЕ к пациенту (как противоположность нежеланию общаться и работать с ним): • терапевт открыто признает свое нежелание работать с пациентом на определенном этапе терапии; • если терапевт по природе сдержан, он выражает свою заботу о пациенте другими способами; • когда пациент вызывает у терапевта ярость, последний справляется с такими эмоциями; • терапевт использует физический контакт исключительно в терапевтических целях: – роль физического контакта в терапевтическом плане четко обусловлена терапевтом; – физический контакт (прикосновение, объятия) длится недолго; – физический контакт соответствует уровню близости участников терапевтических отношений на данном этапе; – терапевт чутко реагирует на желания и уровень психологического комфорта пациента; – терапевт открыто говорит о своих личных границах в отношении физического контакта; – терапевт категорически избегает физического контакта с сексуальным подтекстом; – терапевт относится к инициативе неподобающего физического контакта со стороны пациента как к препятствующему терапии поведению; – терапевт готов к публичности физического контакта с пациентом.
ИСКРЕННОСТЬ: • поведение терапевта скорее естественное, чем искусственное; • благожелательность терапевта не зависит от его профессиональной роли; • терапевт соблюдает естественные границы терапевтических отношений. Тактика, противоречащая ДПТ: • самораскрытие терапевта обусловлено потребностями терапевта, а не пациента; • терапевт не соблюдает границ относительно отзывчивости и самораскрытия; • терапевт говорит с пациентом «по душам», вместо того чтобы работать над значимым проблемным поведением; • терапевт ведет себя неискренне; • терапевт входит в сексуальную близость с пациентом, флиртует или ведет себя сексуально вызывающе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|