Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕСТЫ СИЛЬВЕР КАК ИНСТРУМЕНТ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОПЫТА ПЕРЕНЕСЕННОГО НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ




Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала не­сколько диагностических, коррекционных и развивающих ме­тодик, в том числе — рисуночный тест Сильвер (Silver R 1996, 2002; Сильвер Р Копытин А. И 2001), тест «Нарисуй историю» (Silver R 2002} и технику стимульного рисования (Silver R 2002). За последние несколько лет две методики тестов — рисуноч­ный тест Сильвер (далее — РТС) и тест «Нарисуй историю» были переведены на русский язык и стали применяться в на­шей стране. Начиная с 1999 года нами была проведена значи­тельная работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей (Копытин А. И 2001,2005).

РТС и тест «Нарисуй историю» имеют комплексный харак­тер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоцио­нальной сфер и образа «я» испытуемых. Как отмечает Р. Силь­вер, РТС «тест позволяет решать четыре задачи: «обходить» язык в оценке способности решать познавательные задачи; обеспечивать большую точность в оценке когнитивных спо­собностей и недостатков, которые могут остаться незамечен­ными в вербальных тестах; облегчить раннюю идентифика­цию подверженных депрессии детей и подростков и обеспечи­вать оценку динамики когнитивного развития и эффективно­сти образовательных и терапевтических программ» (Копытин, 2001, с. 9). В данной главе будет представлен лишь тот аспект применения данных методик, который связан с диагностикой и коррекцией психологических последствий насилия.

В РТС рисунки заменяют язык, являясь основным инстру­ментом восприятия, переработки и передачи разных представ­лений. Стимульные изображения активизируют у испытуе­мых фантазию, отражающуюся затем в их рисунках. Обсуж­дая использование РТС, Р. Сильвер отмечает, что «выполне­ние задания на воображение может обеспечить доступ к фан­тазиям и облегчить раннюю идентификацию детей и подрос­тков с эмоциональными нарушениями» (Сильвер Р 2001, с. 24]. Диагностика эмоциональных и поведенческих наруше­ний с использованием задания на воображение РТС основа­на на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием, оцениваемым с использовани­ем двух шкал.

В 1980 — 1990-е годы в США неоднократно проверялась валидность тестов РТС и «Нарисуй историю» (Silver R 1988a, 1988b, 1993). Были, в частности, проведены три серии исследований, показавших значительно более частую встречаемость рисун­ков с выраженной отрицательной тематикой (оцениваемых в 1 балл) среди депрессивных и агрессивных испытуемых. Было также обнаружено, что среди детей и подростков с эмоцио­нальными и поведенческими нарушениями — как с депресси­ей, так и агрессией — имеется значительное количество тех, кто является жертвой сексуального и физического насилия. Некоторые авторы использовали тесты Сильвер для изучения опыта перенесенного насилия в процессе прохождения жерт­вами насилия терапевтических программ (Turner, 1993). Так, Турнер (1993) использовала тест «Нарисуй историю» с подрос­тками, проходящими психиатрическое лечение, с целью изу­чения их опыта перенесенного насилия. Она стремилась оп­ределить частоту и продолжительность эпизодов, связанных с насилием, а также особенности психологических защит и копинг-реакций у испытуемых, их отношение к себе и дру­гим людям. Полученные данные она затем использовала в сво­их рекомендациях психиатрам и психотерапевтам, проводив­шим работу с этими подростками. Наряду с тестом «Нарисуй историю» она также использовала такие графические мето­дики, как свободный рисунок, рисование каракулей, кинетический рисунок семьи и технику рисуночного автопортре­та. Тест «Нарисуй историю» в батарее этих тестов использо­вался последним.

Турнер обнаружила, что многие подростки при выполне­нии теста «Нарисуй историю» проявили большую искрен­ность и свободу самовыражения, что она связывает с преиму­щественно метафорическим характером теста. По ее мнению, это также способствует конденсации сложных чувств и их бо­лее яркому проявлению в тесте «Нарисуй историю» по сравне­нию с другими рисуночными тестами.

Ниже описывается процедура тестирования и оценки ри­сунков в тестах Сильвер. После этого приводятся оригиналь­ные авторские данные, связанные с изучением психологичес­ких последствий насилия путем применения тестов Сильвер.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных