Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 11. Социальное функционирование искусства




Художественное творчество индивидуализировано. Как и с помощью каких институтов общества происходит переход авторского видения мира, его фигурации в социально-значимое событие и фактор, ориентирующие внутренний, эстетический мир множества людей – эти вопросы являются предметом данной лекции.

1. Хронотоп культуры. Инфраструктура социального функционирования искусства в условиях постсоветской России

Для социологического измерения высокой культуры применяется понятие хронотоп, сопрягающий пространственно- временное бытие культуры, в нашем случае – искусства. Хронотоп может быть понят и применен в анализе в двух разновидностях: субьективном и обьективном. Субьективный хронотоп – понятие, выделяющее сектор ментального субьекта, иначе –внутренне осмысленный пространственно-временной континуум субьектов художественного творчества[104].Объективный хронотоп – внешний пространственно-временной континуум, в котором разворачивается бытие исследуемого объекта (в теме термин “хронотоп” будет использован в этом варианте).

Хронотоп, параметры которого измеряемы, можно развернуть в нескольких плоскостях: а)как геокультурный процесс, б) культурный потенциал и в) как культурная инфраструктура.

Например, литературный процесс как геокультурный может быть проиллюстрирован следующей статистикой: если в начале ХIХ века книги издавались в 15-20 российских центрах, то к началу 60-х г.г. уже в 42-45 городах, а концу века число последних возросло до 160-170.

Метод геокультурного анализа позволяет провести сравнительный анализ, опровергающий даже некоторые стереотипы в сфере литературного процесса:[105]

Число книг(наименований), издаваемых в некоторых странах мира (тыс.ед.,%)

СТРАНА 1890 % 1913 %
Россия 8,64 16,8 34.00 32,6
Англия 5,73 11,1 12,38 11,9
США 4,56 8,9 12,23 11,7
Германия 18,87 36,7 35,08 33,6
Сумма 6 стран 51,44 100,0 104,45 100,0

 

Хронотоп как культурный потенциал может оказать помощь в исследовании, например, процесса локализации художников русской эмиграции 1917-1941г.г.[106]

  Училось Работало в данной стране более 7 лет Всего работало Всего связан с данной страной
Франция 80 (20%) 227 (52,3%) 250 (57,6%) 273 (62,9%)
США 19 (4,4%) 93 (21,4%) 101 (23,3%) 102 (23,5%)
Германия 42 (9,7%) 34 (7,8%) 56 (12,9%) 81 (18,7%)
Италия 70 (1,6%) 18 (4,1%) 33 (7,6%) 41 (9,4%)
Чехословакия 13 (3,0) 21 (4,8%) 24 (5,5%) 25 (5,6%)
Англия 5 (1,2%) 13 (3,0%) 21 (4,8%0 22 (5,1%)
Остальные страны       40 (09%)

 

Хронотоп как геокультурная инфраструктура может дать картину распределения творческих сил в пространстве СССР

(Пространство производства высокой культуры-ареал креативной деятельности и ареал репродукционной деятельности).

.

 

 

Крупнейшие центры СССР по отдельным направлениям культурной инфраструктуры (на середину и конец 80-х г.г.(К сожалению, современные данные отсутствуют).

Системный ранг

Театр. система Музейное дело Библиотеч. дело

1.Общероссийский Москва, Ленинг. М Л. Л.М.

(мировой)

2.Общероссийский. Киев, Новосибирск. Тбилиси,Киев Киев

3.Межрегиональный Алма-Ата,Ташкент,Минск;Ереван, Рига; Вильнюс

4.Региональный Тбилиси,Львов; Алма-Ата, Казань,Минск; Ереван

5.Региональный. Вильнюс, Рига, Уфа; Баку, Таллин, Горький; Вильнюс[107].

 

Что сегодня происходит в культурной инфраструктуре?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных