ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Начала, стихии, гуны, зоны и крестыОТ АВТОРА Любая символическая система работает в той мере, в которой ею пользуются; поэтому бессмысленно говорить о ее истинности или ложности, ибо правильность суждения определяется исключительно талантом толкователя. Другой вопрос, в какой мере разработана символическая система, насколько можно передать в ней тонкие моменты... не утонув в тумане неопределенности. Настоящий учебник, вообще говоря, не предназначен для первого знакомства с астрологией; предполагается, что читатель имеет хотя бы поверхностное представление об основных характеристиках зодиакальных знаков, планет, домов и аспектов. (Термин аспект используется в тексте не только для обозначения определенной дуги между планетами, но и в смысле принадлежности планеты определенному знаку или дому, например, аспект Марса в Овне). Описания знаков и планет, а тем более домов и всевозможных аспектов, ни в коей мере не претендуют на полноту. Я стремился скорее передать некоторое интуитивное ощущение, руководствуясь которым следует толковать карту. Вместе с тем, надо иметь в виду, что самое блестящее знание астрологии не заменит внимания к конкретному человеку: только в непосредственном контакте с ним можно понять расстановку акцентов его карты: абсолютную и относительную силу знаков, планет и аспектов и уровень их проработки. Астрологическая карта не отмычка, а одновременно микроскоп и бинокль, с помощью которых вы смотрите на человека, но если вы не хотите или не можете его увидеть, приборы вам ни к чему. ВСТУПЛЕНИЕ Начала, стихии, гуны, зоны и кресты Согласно древней восточной традиции, мир создается двумя началами — женским (инь) и мужским (ян). Женское начало символизирует принципы пассивности и восприятия, мужское — принципы активности и проникновения. В результате взаимодействия этих начал происходит синтез и рождается новый объект, всегда тождественный миру в целом, ибо мир устроен как голограмма: в любой своей части моделируется целиком. Каждое начало проявляется в двух стихиях: мужское — в стихиях огня и воздуха, женское — в стихиях земли и воды. Огонь и земля суть первичные проявления соответствующих начал, воздух и вода — вторичные. Первичные проявления начал (первичные стихии) более отчетливо видны и больше относятся к практике (огонь — энергия, земля — форма); вторичные проявления являются более тонкими и абстрактными (воздух — мысль, вода — трансформация) Стихия огня символизирует энергию (всех видов) и активность, направленную из менее плотных форм в более плотные. Человек, у которого активна стихия огня, проводит через себя энергетический поток, направленный на практические дела (точнее говоря, на то, что для него в его ситуации является практическим делом). Часто им владеет энергетическая идея (не путать с ментальной идеей, характерной для стихии воздуха, см. ниже), которая обладает типичным качеством зажигательности: другие люди, подпав под ее действие, также ею загораются или не менее пылко отвергают; к ней трудно остаться равнодушным. Люди с активной стихией огня нередко воспринимаются как эмоциональные; в действительности они часто лишь проводники (возможно, сильных) энергетических потоков; внутренне они довольно спокойны. Более того, истинная (внутренняя) эмоциональность (то есть стихия воды) плохо сочетается с сильной энергетикой; типичным примером такого соединения является истерика. Ситуация, в которой активна стихия огня, переживается участниками как напряженная, требующая определенной конкретной деятельности или бегства. Человек, равнодушный к огненной ситуации, воспринимается окружающими как совершенно чужой и вызывает огонь (ситуации) на себя. Мастер карате, в совершенстве владеющий искусством подключения к стихии огня, обладает качеством абсолютного бесстрашия, ибо страх есть первое препятствие для энергетического потока. В своем высшем выражении стихия огня дает также благородство и прямоту — первое как символ высокой идеи, второе — как отсутствие лжи и коварства, которые означают искривление и, соответственно, ослабление энергетического потока. Стихия земли символизирует всевозможные плотные и тонкие формы, кристаллизовавшиеся на данный момент. Иначе говоря, к стихии земли относятся не только материальные предметы, но и идеальные формы, устоявшиеся в данном круге представления, формы государственной власти, оформленные научные теории и т. п. Человек с активной стихией земли ощущает себя как бы защитником и представителем интересов той или иной формы — это с точки зрения других, на эту форму покушающихся. Сам же он испытывает к соответствующим формам чувство любви и ощущает с ними глубокую интимную связь, и не только с ними отождествляется, но и воспринимает через них Бога. Точно так же, как человек огня гаснет и впадает в тяжелую депрессию, если лишить его любимой энергетической идеи, человек земли ломается как хрупкое дерево под ураганом, если лишить его любимых им форм. Ситуации, в которых активна стихия земли, воспринимаются участниками как определенные, оформленные, отчетливые, и в конструктивном варианте представляющие собой прочную, надежную основу для дальнейшей жизни и деятельности, а в неконструктивном — как акцентирующие определенные сдерживающие оковы, например, устаревшие законы, бюрократический аппарат, ложные устоявшиеся представления и т. д., надоевшая тюремная решетка включительно. Стихия воздуха является вторичным проявлением мужского начала. Здесь принцип активности переносится на более тонкий, чем энергетический, а именно, ментальный план. Являясь более тонкой, стихия воздуха управляет стихией огня, так как, согласно учению йоги, мысль управляет энергией. На символическом языке воздух поддерживает огонь, а ветер направляет его в определенную сторону. Основные качества ума заключаются в том, что он моделирует мир и связи в мире; на обычном языке это означает, что ум занят информацией и коммуникацией, то есть передачей информации. Человек с активной стихией воздуха воспринимает мир опосредованно, через призму своих ментальных представлений (в гораздо большей степени, чем человек огня или земли). Он ловок в передаче информации (то есть хорошо ее воспринимает и передает), но мысли, передаваемые им, как правило, никого не зажигают, хотя могут быть очень глубокими или доходчивыми — человек берет на себя функцию чистой передачи информации. Это лектор, но не проповедник (у последнего обязательно должна быть активна стихия огня). Стихия воздуха является для человека мощной защитой, поскольку дает возможность ментально смоделировать любую значимую информацию и тем самым не допустить ее сущностного восприятия. Ситуация, в которой активна стихия воздуха, воспринимается участниками как эмоционально нейтральная, но информационно насыщенная. Здесь царствует принцип «уму, но не сердцу». Как только включается «сердце» (эмоциональные моменты), чистота стихии воздуха исчезает вместе с возможностью точного ментального восприятия и моделирования. Следует отметить, что одно лишь установление связей между элементами объекта (за что отвечает стихия воздуха) еще не означает его синтеза как единого целого; последнее является мистическим актом, в котором участвуют все четыре стихии. Стихия воды является вторичным проявлением женского начала. Если стихия земли как первичное проявление женского начала (принципа пассивности и восприятия) отвечает на вопрос «что воспринимает?» и символизирует различные формы, то стихия воды отвечает скорее на вопрос «как воспринимает?», и ответ звучит так: «сущностно изменяясь». Человек с активной стихией воды представляет собой почву, подготовленную для непосредственного сущностного восприятия окружающего мира, а поскольку сущностно воспринять и значит изменить себя, он постоянно внутренне меняется. С таким человеком приятно говорить о себе: он вас правильно поймет и даже по ходу разговора научится смотреть на мир вашими глазами. Однако по закону отражения изменитесь и вы, сами того, быть может, не желая... Типичный человек воды эмоционален, если под эмоциональностью понимать склонность к постоянной перестройке психики, то есть программ подсознания; субъективно такая перестройка сопровождается глубокими (хотя и трудно формулируемыми) эмоциями, которые, однако, чаще всего имеют слабое внешнее выражение. Глубоко эмоциональный человек (человек воды) транслирует через себя не стихию огня (которой соответствует поверхностно-эмоциональный тип), а водную стихию, которая внешне неочевидна, но заставляет окружающих ощутить человека воды эмпатически, то есть непосредственно-чувственно, а это не всегда приятно, поскольку стихия воды сама по себе ведет к сущностным изменениям, которые часто сопровождаются дисгармоничными ощущениями. Наиболее дисгармоничное проявление стихии воды — смерть как деструктивное разрушение. Ситуация, в которой активна стихия воды, переживается участниками как глубокая. Они ощущают перемены, идущие непонятно откуда, но неотвратимые и захватывающие не только ситуацию, но и участвующих в ней; что будет, как скажется результат трансформации, никто точно сказать не может. Элемент тайны, непостижимого имманентно присущ стихии воды, символизируя свободу творчества Абсолюта (и человека): никто не может заранее точно знать результат чужого выбора и творчества. И эта тайна светится в глазах тех, кто профессионально сталкивается с водной стихией: духовных учителей, магов, оккультистов, психологов, психоаналитиков, истинных воспитателей и педагогов. * * * Диалектика древних индусов предусматривала деление всего проявленного по трем гунам (качествам): саттва, тамас и раджас. Саттва представляла собой качество рождения, созидания; тамас — качество оформления, или стабильного существования; раджас — качество разрушения, или трансформации в иной облик. Мы рассмотрим три классификации зодиакальных знаков — одну по стихиям и две по гунам. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|