Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Супружеские пары и семья




 

Еще один шаг в работе с любыми по численности группами размера – индивидуальная или групповая работа с семьями и супружескими парами. Основной философский тезис семейной психотерапии заключается в том, что семьи – это естественные системы, которые столь же важны, как и люди, находящиеся внутри этих систем. И здесь сумма частей, конечно, не равна целому. Как часто "лично" Джон плюс "лично" Мария на удивление отличаются от брака между Джоном и Марией. Это общеизвестно. Я не перевариваю одну даму, когда она заявляется ко мне вместе со своим мужем, но когда она приходит одна, она мне очень нравится. Обаяние Сида мгновенно испаряется в присутствии его сына, и он становится резким и грубым. Ко мне на прием пришла молодая женщина с грудным младенцем. И хотя ребенок никак себя не проявлял, его молчаливое участие непредсказуемым образом сказалось на этой "семейной" терапии. Другой пациент, разговорчивый при общении один на один, всегда замолкал в присутствии своей семьи; а беспечная женщина превращалась в "важную матрону" и т.д.

Всякий раз, когда я работаю с людьми индивидуально, а затем вижу их в группе, я чувствую себя как жених, который собирается знакомить своих родителей с родственниками невесты. Эти перемены стали бы еще более заметными, если бы мы встречались с нашими пациентами не в кабинетах, а у них дома (как делают некоторые терапевты, ориентированные на разрешение конкретной ситуации), или обедали бы вместе с ними, ходили бы с ними в театр, на работу, видели бы их с мамами и папами...

Принципы работы с семьями и супружескими парами в основном совпадают с принципами, которые мы описали с этой книге. Например, разрушение проекции в семейной терапии – такой же важный процесс, как и в индивидуальной работе. Как лучше избавиться от интроекции, когда ее источник находится в комнате? Если разрешение ретрофлексии – это поиск того, что будет принято другим, где лучше всего искать такого человека, как не в семье? Под разными личинами неизбежно возникает в семье и слияние. Любые проявления слияния лучше прорабатывать в присутствии всех членов семьи.

Необходимо уделять внимание всем вариантам барьеров на пути к хорошему контакту, каковы бы они ни были. Барьеры выражения чувств, телесные барьеры, барьеры близости и т.д. – все это должно побывать в фокусе терапии. Тогда можно улучшить качество контакта, а осознавание себя и других может обогатить взаимопонимание между членами семьи. Супружеским парам и семьям нужно слушать, видеть, прикасаться, пробовать, нюхать, двигаться и разговаривать – и все это друг с другом. Если они будут избегать чего-либо из перечисленного, за ними потянется хвост незавершенных действий.

Люди, которые живут вместе, часто нуждаются в неотложной помощи психотерапевта. Конечно, срочная потребность в психотерапевтической помощи может возникнуть и в любой другой ситуации, но когда человек приходит со своей семьей, чрезвычайная ситуация возникает из-за неотвратимости возможных последствий – этот фактор нельзя не учитывать.

Вот один из примеров. Не успел Чак сказать своей жене, что ему никогда особенно не нравилась ее фигура, как сессия закончилась. Его высказывание – лишь одно звено в цепи обид, которые тянут за собой другие, предъявляя целую палитру болезненных переживаний обиды, возмущения, обмана. Когда Чак сообщил Тине о том, что ему никогда не нравилась ее фигура, Тина только улыбнулась в ответ – и больше ничего. По-видимому, она привыкла к тому, что он унижает и мучает ее. Но терапевт, не склонный просто утешать пациента, начал исследовать ее переживания. Через некоторое время Тина заявила: "Я чувствую себя обманутой, потому что всегда думала, что тебе нравилась моя фигура. Теперь же я убедилась, что ты всегда хитрил".

Чак смутился и только теперь вспомнил, какое отвращение он испытывал к женским фигурам. Он впервые испытал нечто подобное, увидев грязное белье своей матери и то, что оставила его сестра в туалете. Он всегда зажмуривал глаза, только бы не видеть женское тело ясно и отчетливо. Теперь Тина поняла, что дело не в том, что ее фигура нехороша, а в том, как Чак относится к женскому телу вообще. Когда я попросил Чака посмотреть на фигуру жены, он покраснел и сказал, что чувствует какую-то смесь восторга и отвращения. В ответ Тина произнесла: "Ты смотришь на меня, как милый маленький мальчик, и мне хочется взять тебя на руки, обнять и покачать". "Я не могу позволить тебе сделать это, – ответил Чак, – но внутри я весь горю. Я слишком смущен, чтобы обнять тебя, но другая моя часть хочет этого. Только твоя кожа становится слишком жирной". Тине и Чаку придется научиться переживать открытые высказывания, которые характеризуют их взаимоотношения в целом. Лучше, если они не станут откладывать свои реакции, а будут реагировать сразу же, даже если это вызовет острую конфронтацию. Когда конфронтация попадает в фокус внимания, она может причинить боль и стать новой раной в супружеских отношениях, а рану хочется запрятать еще глубже и не осознавать.

Важная часть воркшопов или групп для семей и супружеских пар – использование различных стилей работы при решении супружеских проблем. Ведущий может, к примеру, попросить детей образовать из присутствующих другую "семью" и проиграть в "новой семье" некоторые из своих реальных семейных трудностей[78]. Впоследствии "родители", которых выбрал ребенок, могут объединиться с его настоящими родителями и исследовать то, что ребенок увидел в них и кем он был для "приемных" родителей. В работе с супружескими парами можно проводить отдельные сессии для мужчин и женщин, чтобы исследовать, что такое быть чьей-то "женой", "мужем", "матерью", "отцом". А также исследовать внутренние потребности быть "женщинами", "мужчинами" или "любовниками", и как все это сочетается с внешними обстоятельствами. Такой обмен мнениями сдвигает привычки к мертвой точки и позволяет им увидеть себя со стороны.

Групповой опыт часто приводит к тому, что один участник конфликта проявляет готовность услышать другого, получить новый импульс и таким образом завершить конфликт. При разрешении конфликта нужно продвигаться так, чтобы не поддаваться на попытки одной стороны любой ценой покорить другую. Естественно, в тех случаях, когда имеет место крайняя несовместимость, необходимо признать и эту несовместимость и борьбу за права каждой стороны. Более того, в некоторых случаях необходимо, чтобы оба человека оставили друг друга в покое и разошлись, наконец, в разные стороны. Но не все конфликты так опасны, поэтому зачастую они не требуют экстренного вмешательства.

Минуя противостояние один на один, терапия вторгается на новую территорию. Когда враждебная среда противоречит развитию человека, это приводит к разочарованию и столкновениям. В конечном счете новое проникает в устоявшуюся систему, правда, не без синяков и шишек. Если же люди в группе обнимаются и целуются при встрече или дотрагиваются друг до друга во время беседы, они, в конце концов, научатся делать это свободно и вне терапевтической ситуации. Если человек в маленькой группе людей решится сказать, что ему скучно, он сможет сказать это и при любых других обстоятельствах. Если люди предпочитают молчать в маленькой группе, пока что-то не затронет их по-настоящему, они также свободны сохранять молчание в большом сообществе, не боясь обвинений в некомпетентности или незаинтересованности.

Отказ от вредного влияния некоторых культурных традиций может быть лучшим решением, чтобы "возместить" потери, понесенные в обычной жизни. Однако тому, кто участвует в терапии, нужно научиться не только разрешать конфликты с конкретным человеком, но и обобщать этот опыт.

Когда человек начинает справляться со своими проблемами самостоятельно, возможно, впредь он не станет обращаться к терапевту за помощью. Окончание терапии – это завершение только одной из форм поддержки. Традиционный взгляд на завершение терапии наивен и механистичен; он опирается на иллюзию, будто бы человек однажды освобождается от своих ошибочных представлений о мире, и мир покорно встает на место. Конечно, мир никогда не встанет на место. Проблемы отцов и детей существуют со времен Каина и Авеля; сексуальные проблемы – со времен Адама и Евы; экологические катаклизмы – со времен Ноя; соперничество между детьми – со времен Иосифа и его братьев; нарушения заветов – со времен создания Библии; непомерную цену за счастье приходилось платить со времен Иакова и Рахили. Эти легенды отражают множество отклонений, которые являются "побочным продуктом" человеческой системы, результатом столкновений интересов и противоречий. Извечная ткань бытия формирует взаимоотношения между потребностями человека, потребностями общества и противоборствующими частями одного человека.

Последующая борьба призывает к общественной ориентации в расчете на поддержку, когда человеку трудно совершить что-либо в одиночку. Сообщество служит групповым этосом, создавая обычаи, ритуалы, инструкции, чтобы облегчить жизнь человека, избавив его от необходимости решать самому, что хорошо, а что плохо. Обряды посвящения облегчают юношам вхождение во взрослый мир, траурные обряды помогают преодолеть утраты, церемонии бракосочетания – это коллективное свидетельство заключения союза и т.д.

Сегодня людям нужны новые ритуалы, обряды, инструкции, чуткие не только к извечным потребностям, но и к актуальным нуждам. В результате психотерапевт начинает брать на себя определенную ответственность за возможные варианты улучшения жизни.

Принципы гештальт-терапии особенно хорошо применимы к современным людям в реальном мире с его реальными проблемами. Гештальт-терапевт – это человек в процессе осознавания и взаимодействия. Для него терапия – не просто практика. Для него человек существует в его взаимосвязи с социальной средой, в его поисках роста, в процессе соединения всех сторон своей личности.

 

Приложение I

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ НА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЮ

Юнг отличался от Фрейда некоторыми подходами, которые отразились в гештальт-терапии. Он указал на полярные качества жизни человека. По Юнгу, аспекты, которые делают личность открытой, отправляют в тень противоположные качества. До тех пор, пока отрицаемые или непризнанные характеристики не будут признаны как полноправные части целостной личности, личность остается незавершенной. Гештальт-терапия рассматривает полярности шире, чем Юнг, не ограничиваясь архетипом; точки зрения гештальт-терапии, они входят в жизнь, противопоставляя себя любой части, качеству или личности в целом.

Юнг рассматривал сновидение и символику сновидений скорее как творческое выражение личности, а не как подсознательную маскировку сложного жизненного опыта. Юнг выбрал символику сновидений, потому что это был самый плодотворный, самый законченный способ сказать то, что нужно было сказать. Гештальт-терапевт тоже рассматривает сновидение как творческое выражение, а не камуфляж. Это естественное следствие наших внутренних побуждений принимать явление серьезно, как оно есть, а не искать спрятанного "более реального" смысла. Мы не стараемся восстанавливать сновидение сызнова, чтобы затмевать смысл, который может стираться под воздействием богатого воображения человека. Для нас сновидение – это трамплин для прыжка в настоящее, комментарий к актуальному существованию. Мы ищем смысл, который пока воспринимается смутно и все еще требует прояснения в проработке сновидения. Присущее сновидению творчество принимается во внимание и ведет от одного исследования к другому, пока заложенное в сновидении сообщение на заговорит в полный голос. Мы понимаем сновидение как незавершенное действие, требующее удовлетворения и завершения.

 

***

Концепция незавершенного и незаконченного действия приводит нас к другому теоретическому влиянию – к гештальт-теории обучения (Gestalt learning theory). Ранние гештальт-психологи верили во врожденную человеческую потребность в организации и интеграции опыта восприятия. Это означало, что человек структурирует свой опыт таким образом, чтобы двигаться к цельности. Мы полагаем, что человек не может развиваться, пока он неподвижен. Чтобы он ни воспринимал как незавершенность в своей жизни, он будет сконцентрирован на этом, пока переживания не приведут его к удовлетворению.

Еще одна идея, доставшаяся в наследство от гештальт-теории обучения – определение структуры "фигура – фон" – основной структуры восприятия, которая позволяет человеку организовать свое восприятие в наиболее цельное единство. Мы адаптировали эту концепцию таким образом, чтобы воплотить в жизнь основной ритм чередования осознавания и неосознавания. В нашем варианте мы применили эту концепцию к динамическому процессу жизни или, как называл ее Уоллен,[79] "независимый критерий хорошего функционирования".

 

* * *

Идеи Адлера, посвященные стилю жизни и творческому началу, предполагают самоподдержку и активность каждого человека. В ходе человеческой эволюции он сам пробивает дорогу собственной уникальной натуре. Адлер описал человека как сознательного творца собственной жизни даже в тех фантазиях, которые становятся для него руководством к действию. Он напоминал психотерапевтам о значении "поверхности существования". В гештальт-терапии этот уровень заслуживает пристального внимания психолога. На этой "поверхности" существует осознавание, которое придает жизни смысл и ориентацию.

Адлер лечил человека не как традиционного больного, а как уникальную личность, как участника действия, на которого могут влиять такие случайные события, как авторитет родителей и даже сам факт рождения. Он использовал непривычные слова и обращал внимание на обычные желания и потребности. Таким образом он подготовил почву для "популистского" подхода в психотерапии, которая могла бы иметь дело с человеком в его сиюминутном существовании. Мы тоже верим в то, что человек сам создает себя. Огромная энергия этого Прометея исходит от его осознавания и принятия самого себя таким, каков он есть в данный момент.

 

* * *

Особенно важными для эволюции гештальт-терапии нам представляются два направления в исследованиях Ранка. Его теория в значительной степени опирается на травму рождения и ее патологическое влияние на все последующее существование, что является спорным вопросом. Тем не менее Ранк утверждал, что главная борьба в жизни происходит за "личностную индивидуализацию", что также совпадает с положениями гештальт-терапии. В этой борьбе человек пытается интегрировать полярные страхи разобщения и соединения. Разобщение чревато опасностью потери связи с окружающими людьми, а соединение содержит риск потери индивидуальности. Конструктивное сопротивление этим полярным страхам ведет к новой созидательной интеграции этих классических противоположных сил. Такое понимание сопротивления и его роли в применении к этим в корне различным частям человека – основная тема гештальт-терапии. Гештальт-терапия признает силу конструктивного сопротивления, направляя ее на разрешение противоречий и движение к новой личностной структуре.

И, наконец, интерес Ранка к развитию чувства идентичности человека привел его к в изменению взаимоотношений между пациентом и терапевтом. Признание различных аспектов этих взаимоотношений сделало его одним их главных вдохновителей гуманистически ориентированной психотерапии. Это очень важное "наследство" для гештальт-терапии.

Никто иной, как Райх, вызвал у Перлза интерес к человеческому характеру, отделенному от симптомов и синдромов. Не фокусируясь на симптомах болезни, Райх начал анализировать обычное поведение, обращая внимание на такие характеристики, как речь, поза, осанка и жесты. Он считал, что пока человек хронически нейтрализует переживания, "замуровав" их в привычные выражения, психоанализ будет тщетным. Райх разработал методологический подход с целью разрешения такой нейтрализации. Его рекомендации были специфическими и весьма конкретными. Например, концепция либидо, которая исходно была сформулирована для объяснения детской сексуальности, стала мистической абстракцией в аналитическом мышлении. Райх переформулировал либидо как возбуждение, связанное с актуальной деятельностью, не увязая в спекуляциях на тему инстинктивного или инфантильного.

Райх описал создание" телесного панциря", как привычного рудимента привычного акта подавления, который, по его мнению, состоит лишь в избирательном напряжении мышц. Поэтому терапия должна быть посвящена тому, чтобы избавиться от телесных ограничений, то есть осознать возбуждение как естественное поведение, которое человек "закопал" глубоко вовнутрь. Это был убедительно простой взгляд на человека, высветивший такие непопулярные стороны поведения, как чувственное возбуждение, оргазм, непосредственное и неискаженное выражение чувств.

Райх негодовал по поводу слабой разработанности фрейдовской теории сублимации, описывающей поведение взрослого человека. Фрейд считал, что истинные мотивы поведения взрослого человека, как правило, не вписываются в рамки общественной морали, а потому человек вытесняет их в подсознание. По Фрейду, человек заключает с обществом замаскированное соглашение, предъявляя лишь одобряемые мотивы поведения. Райх предпочитал рассматривать поведение по достоинству – так же, как и приверженцы гештальт-терапии. Готовность Райха просто рассматривать поступки привела его к феноменологии.

 

* * *

Морено вновь признал за нестареющей силой искусства способность менять людей. Он использовал элементы искусства в психодраме и показал творческие возможности, присущие художественному воплощению жизни человека. Однако, для понимания влияния психодрамы на гештальт-терапию еще важнее поучительный вывод Морено: человек охотнее участвует в переживании, нежели рассказывает о нем. Это подтверждает силу воздействия непосредственного опыта и обходит вопрос доверия к интегративной функции – центральной силе психоанализа.

Естественно, в работе гештальт-терапевтов психодраматические техники сильно отличаются от того, что имел в виду Морено. Главное различие заключается в том, что драма в гештальт-терапии опирается скорее на импровизацию, чем на заданную тему или определенные характеры. Кроме того, в гештальт-драме часто один исполнитель может играть много ролей, как актер Шекспировского театра. И хотя Перлз и Морено могли бы возразить, мы считаем, что это лишь стилевое, а не теоретическое расхождение.

Перлз считал, каждая из ролей является только проекцией частей личности человека, поэтому никто другой не может играть эти части по ролям. Так или иначе, здесь допустимы любые изменения конфигураций и любая интерпретация. Например, кто-то играет дедушку "Джона", а "Джон" при этом играет себя. Для "Джона" может быть интересно познакомиться с чужой "версией" своего дедушки, которая поможет ему исследовать любые возможности для разрешения своих жизненных проблем. В то же время он не лишается возможности сыграть эти роли самостоятельно и также получить важный опыт.

 

* * *

Основной вклад экзистенционализма в психотерапию был сделан с развитием нового – в широком понимании – этоса. Он привнес понятие относительности в социальную и поведенческую науки, выразив свежие взгляды на власть, правду, опыт участия и применения психотерапевтических принципов для личностного роста, а не только для лечения болезни. Экзистенциализм научил нас относиться серьезно к обычным жизненным явлениям: рождению, смерти, абсурдности, смятению, импотенции, ответственности и т.п. Игнорируя или отвергая эти проблемы, мы создаем избирательную защиту, которая в результате дорого нам обходится. Ценой защиты становится обезличивание, взрывы насилия и второсортное существование. Хотя экзистенциалисты не предлагают практических рекомендаций, их идеи переживания, подлинности, противоборства и потребности в живом и настоящем действии дали толчок для новаций в области психотерапии, наполнив абстрактные построения живым содержанием.

 

 

Приложение 2

 

БОЛЬШАЯ ГРУППА ВСТРЕЧ И СЕМИНАР, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ СЛУЧАЯМ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных