ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Представляло интерес выявить особенности структуры самоотношения личности матерей, имеющих больного ребенка, по сравнению с женщинами, воспитывающими здоровых детей.
В качестве исследовательского инструмента была использована методика «Исследование самоотношения» С. Р. Пантелеева: тест-опросник предполагает выявление 9 характеристик, позволяет построить индивидуальный профиль самоотношения и обладгхет высокими диагностическими возможностями (Приложение 1.12).
Анализ полученных результатов по данной методике показал, что при исследовании структуры самоотношения матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта (41 чел.) и здоровых детей (20 чел.) имеется разница по всем шкалам (табл. 28).
Таблица 28 Структура самоотношения матерей опытной и контрольной групп
Шкалы
| Средние значения
|
Опытная группа
| Контрольная группа
| Закрытость
| 6,7
| 5,7
| Самоуверенность
| 6,4
| 12,0
| Саморуководство
| 5,9
| 8,6
| Отраженное самоотношение
| 7,3
| 6,8
| Самоценность
| 7,7
| 10,0
| Самопринятие
| 7,3
| 8,6
| Самопривязанность
| 5,2
| 6,4
| Внутренняя конфликтность
| 7,4
| 4,7
| Самообвинение
| 5,8
| 3,4
|
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной отмечались более высокие значения по 4 шкалам: «внутренняя конфликтность» — в 1,6 раза; «самообвинение» — в 1,7 раза; «закрытость» — в 1,2 раза; «отраженное самоотношение» — в 1,1 раза.
В экспериментальной группе по средним значениям показатели 4 шкал соответствовали значениям выше среднего уровня: «самоценность» (7,7), «внутренняя конфликтность» (7,4), «самопринятие» (7,3) и «отраженное самоотношение» (7,3).
Значения остальных шкал соответствовали среднему уровню.
В контрольной группе по 5 шкалам значения показателей самоотношения были выше, чем в опытной группе, особенно по шкалам «самоуверенность» и «самоценность». Внутри контрольной группы значения показателей 4-х шкал соответствовали высокому уровню: «самоуверенность» (12,0). «самоценность» (10,0), «саморуководство» (8,6) и «самопринятие» (8,6), показатели остальных шкал соответствовали среднему и лишь показатели шкалы «самообвинений» (3,4) — низкому уровню.
Исследование количества матерей, выполнявших тест «Самоотношения», в соответствии с разными уровнями показало, что в обеих группах доминировал по всем шкалам средний уровень (табл. 29), кроме шкал «саморуководство» и «самоуверенность» в контрольной группе, где в 1-м случае преобладал высокий уровень, а во 2-м, в одинаковом числе случаев, — высокий и средний.
В экспериментальной группе по 4 шкалам у более четверти обследованных женщин выявлен высокий уровень следующих показателей: «самоценность» — 36,6%, «отраженное самоотношение»— 34,0%, «самоуверенность»— 27% и «самообвинение» — у 27%. Показатели, соответствующие низкому уровню, наблюдались по 5 шкалам и не более чем у 1-2 человек (табл. 28).
В контрольной группе не отмечалось высоких значений показателей ни у одной обследованной матери по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», но у 30% и 35% женщин, соответственно, выявлен низкий уровень. По остальным шкалам, кроме шкал «закрытость» и «отраженное самоотношение», у матерей, имеющих здоровых детей, в 25% и выше наблюдались высокие значения показателей.
Табли ца 29 Уровни показателей самоотношения матерей опытной и контрольной групп,%
№
| Шкалы
| Уровень опытной группы
| Уровень контрольной группы
|
высокий
| средний
| низкий
| высокий
| средний
| низкий
|
| Закрытость
| 17,1
| 78,0
| 4,9
| 15,0
| 85,0
| -
|
| Самоуверенность
| 27,0
| 73,0
| -
| 50,0
| 50,0
| -
|
| Саморуководство
| 14,8
| 73,0
| 12,2
| 60,0
| 40,0
| -
|
| Отраженное самоотношение
| 34,0
| 66,0
| -
| 15,0
| 85,0
| -
|
| Самоценность
| 36,6
| 63,4
| -
| 35,0
| 65,0
| -
|
| Самопринятие
| 24,4
| 75,6
| -
| 25,0
| 75,0
| -
|
| Самопривязаность
| 9,7
| 83,0
| 7,3
| 25,0
| 60,0
| 15,0
|
| Внутренняя конфликтность
| 4,9
| 90,2
| 4,9
| -
| 70,0
| 30,0
|
| Самообвинение
| 27,0
| 58,2
| 14,8
| -
| 65,0
| 35,0
|
Следовательно, для большинства матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, характерно наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. У них отмечается тенденция к самокопанию и рефлексии на негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Матери детей-инвалидов ставят себе в вину рождение больного ребенка; в связи с этим они уходят в себя, считают, что отношение к ним и их деятельности вызывает у окружающих людей негативизм и непонимание.
Как экстрапунитивные, так и интрапунитивные реакции в сочетании с невысоким саморуководством при несоответствии образа идеальной модели мира и самого себя могут вылиться у матерей умственно отсталых детей в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности. Однако значимым является понимание ими необходимости изменить представление о жизни, себе, потребность увидеть новые возможности в своей жизни, поскольку матери больных детей, хотя и испытывают самоуничижение, о чем свидетельствуют высокие значения по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», но одновременно с этим у них отмечается и аутосимпатия (высокие показатели по шкалам «отраженное самоотношение»). Эти результаты подтолкнули нас к изучению причин, которые позволяют матерям больных детей не падать духом, а реализовать свой внутренний потенциал в трудной жизненной ситуации.
С этой целью предпринято исследование матерей взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью при помощи методики «Самоактуализация».
Результаты опросника теста «Самоактуализация» выражаются в виде 11 шкал (Приложение 1.13), описывающих разные стороны личности, которые можно представить в виде индивидуальных и усредненных для группы обследованных матерей профилей.
Индивидуальные личностные профили весьма разнообразны. Обобщенный график (гистограмма), представленный на рис. 49, демонстрирует более низкие значения профиля по шкалам 7, 9 и 11. Эти шкалы отражают следующее:

Шкала 7 «Спонтанность». Это свойство, прямо вытекающее из уверенности в себе, внутренней свободы, доверия к окружающим людям. Низкий показатель по этой шкале говорит об обратном — внутренней зажатости, трудности быть естественным, страхе быть неправильно понятым.
Шкала 9 «Аутосимпатия». Низкие показатели говорят о тенденции к невротизму, тревоге, неуверенности в себе.
Шкала 11 «Гибкость в общении». Спад показателей по этой шкале говорит о трудностях в межличностном общении, прежде всего в процессе самораскрытия и самовыражения, об избегании личного общения, неуверенности в своей привлекательности, интересности и т. д.
С определенной долей основания можно предполагать, что гистограмма самоактуализации личности матерей, воспитывающих детей-инвалидов, отражает не только особенности их характера, но и во многом типичную для многих из них жизненную ситуацию. Вместе с тем существует и обратная связь: чем ниже показатели, тем тяжелее переживается характер собственной жизненной ситуации, тем более она воспринимается как бесперспективная и безысходная.
Матери с низкими показателями личностного профиля, как правило, весьма категоричны в оценке своих детей, как в положительном, так и в отрицательном отношении. Их оценка характеризуется ригидностью и фрагментарностью. У них, скорее всего, устанавливаются жесткие симбиотические связи со своими детьми. Описанные личностные свойства и формирующиеся под их влиянием отношения с ребенком могут служить негативным фактором в развитии навыков общения и самостоятельного поведения в сферах «человек — человек» и «человек — предмет».
Проведенные исследования и полученные результаты выявили как общие, так и индивидуально-типологические особенности семейных проблем воспитания молодых инвалидов, и это поможет в разработке психокоррекционных программ, ориентированных и на семейные отношения в целом, и в отдельности на родителей и их детей.
Полученный эмпирический материал и его анализ демонстрирует, что степень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной, речевой и поведенческой патологии. Влияние патологического фактора (конечно, до известной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других переменных.
Социализация и интеграция лиц с глубоким нарушением интеллекта
Глава 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|