Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Как началась война США во Вьетнаме
Между тем, в октябре 1964 г. в Москве произошла смена власти. Н. С. Хрущев был отстранен. Первым (с 1966 г. - генеральным) секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев, а председателем Совета министров СССР - А. Н. Косыгин. На несколько лет А. Н. Косыгин стал определяющей фигурой в формировании советской внешней политики. Новое руководство СССР изменило политику в отношении Вьетнама. С февраля 1965 г. Советский Союз стал оказывать ДРВ массированную военную помощь. Одновременно, в феврале 1965 г., после того как на базы американских ВВС в Южном Вьетнаме стали нападать южновьетнамские партизаны, пользовавшиеся поддержкой ДРВ, администрация Л. Джонсона на основании «тонкинской резолюции» приняла решение «в целях защиты американских военнослужащих во Вьетнаме» начать боевые действия, как против южновьетнамских партизан, так и против ДРВ. Начались американские бомбардировки территории Северного Вьетнама, а в июле в Южный Вьетнам были направлены американские сухопутные части, численность которых к концу 1965 г. достигла 150 тыс. человек. Администрация Л. Джонсона боялась быть обвиненной в «потере Вьетнама», как в «потере Китая» был обвинен Г. Трумэн. Л. Джонсон, подобно Д. Эйзенхауэру, воспринимал вьетнамскую ситуацию в контексте доктрины «домино». Вьетнам стал сферой противостояния СССР и США.
Первоначально бомбардировки имели целью прекратить проникновение северовьетнамских сил в Южный Вьетнам, заставить Северный Вьетнам отказаться от помощи повстанцам, а также поднять моральный дух южновьетнамцев. Со временем появились еще две причины – вынудить Ханой сесть за стол переговоров и использовать бомбардировки как козырь при заключении соглашения.
К марту 1965 американские бомбардировки Северного Вьетнама стали носить регулярный характер. В начале 1965 США начали привлекать свои войска в Южном Вьетнаме к боевым операциям, что указывало на то, что их статус как военных советников уже изжил себя. В феврале, на начальном этапе эскалации военных действий, в Южном Вьетнаме находилось ок. 24 000 американских военнослужащих. К концу 1965 эта цифра выросла до приблизительно 175 тыс., не считая примерно 40 000 военнослужащих ВМС на кораблях США, курсировавших у берегов Южного Вьетнама. Однако только ок. 60% этого контингента составляли собственно боевые подразделения, остальное приходилось на вспомогательные войска и войска поддержки.
В начале 1966 было принято решение переключить основные силы южновьетнамской армии на проведение миротворческих операций с целью обеспечения безопасности густонаселенных сельских районов, таких, как дельта Меконга. Тем временем армия США предприняла гигантскую, хотя так и не достигшую цели операцию по прочесыванию местности, целью которой было уничтожение живой силы противника. Основные военные действия в 1966 происходили в центральных прибрежных провинциях, центральных горных провинциях Контум и Плейку, граничащих с Лаосом и Камбоджей, а также в районе, расположенном южнее демилитаризованной зоны. Услуги Создание Web-сайтов от TechBee (Тэкби)
США начали наносить бомбовые удары по базам снабжения и бензохранилищам в Северном Вьетнаме, а также по целям в демилитаризованной зоне. Первая бомбардировка Ханоя, столицы Северного Вьетнама, и портового города Хайфона была проведена 29 июня 1966. Несмотря на это, численность северокорейских войск, проникавших в Южный Вьетнам, неуклонно возрастала. Советские поставки в Северный Вьетнам осуществлялись через порт Хайфон, от бомбардировок и минирования которого США воздерживались, опасаясь последствий гибели советских судов.
В Северном Вьетнаме американские бомбардировки также привели к многочисленным жертвам среди мирного населения и уничтожению множества гражданских объектов. Потери среди мирного населения были относительно низкими благодаря строительству тысяч одноместных бетонных убежищ и эвакуации большей части городского населения, особенно детей, в сельские районы. Промышленные предприятия также вывозились из городов и размещались в сельской местности.
В 1966 Вьетконгу не удалось развернуть крупного наступления, что вселило в командование США радужные надежды. Укрепление союзнических сил позволило американскому генералу У.Уэстморленду начать в первые месяцы 1967 массированное наступление на опорные базы повстанцев. Одной из поставленных задач было уничтожение деревень, контролируемых Вьетконгом. Жители подозрительных деревень выселялись из своих домов, которые затем сжигались или сносились бульдозерами, а крестьян переселяли в другие районы.
Самые тяжелые бои во второй половине 1967 происходили в пяти провинциях, примыкающих с юга к демилитаризованной зоне. Сюда в поддержку американской морской пехоте, которая вела кровопролитные бои с северовьетнамцами, были направлены американские пехотные войска. В остальных районах страны боевые действия в основном сводились к нападениям партизан и контратакам правительственных войск. Исключение составляли лишь крупномасштабные наступательные операции, предпринятые Вьетконгом в октябре у Локниня, в районе камбоджийской границы, и в ноябре у Дакто, на Центральном плато.
В 1967 американские бомбардировки Северного Вьетнама вновь усилились. США признали, что их самолеты совершали боевые вылеты против Северного Вьетнама с авиабаз в Таиланде. Американские бомбардировщики наносили удары не только по военным объектам, но и по промышленным предприятиям, электростанциям, железным дорогам, мостам, речным коммуникациям и нефтехранилищам. В конце 1967 официальные власти США сообщили, что всего во вьетнамской войне они потеряли 1833 самолета и 1204 вертолета, из них 767 были сбиты над Северным Вьетнамом.
Северный Вьетнам так и не поддержал ту или иную сторону в советско-китайском конфликте, поскольку нуждался в помощи обеих стран. Начиная с 1965 СССР поставлял снаряжение и боеприпасы для противовоздушной обороны, а Китай направил в Северный Вьетнам вспомогательные войска численностью от 30 до 50 тыс. для оказания помощи в восстановлении транспортных коммуникаций и усиления противовоздушной обороны. На протяжении всех 1960-х годов Китай настаивал, чтобы Северный Вьетнам продолжал вооруженную борьбу до полной и окончательной победы. СССР, опасавшийся пограничных конфликтов, по-видимому, склонялся к открытию мирных переговоров, но из-за соперничества с Китаем за руководство коммунистическим блоком не оказывал на северовьетнамцев серьезного давления. _____
Вьетнаму помогал и Китай. Но, оказывая содействие ДРВ и южновьетнамским коммунистам, Москва и Пекин продолжали соперничать и конкурировать за влияние на Ханой. При этом в сентябре 1966 г. китайское руководство заявило (впервые после принятия «тонкинской резолюции»), что нападение на ДРВ будет рассматриваться в Пекине как нападение на Китай. Советский Союз, оказывая всемерную помощь правительству Хо Ши Мина, активно вел диалог с США по широкому кругу международных проблем - прежде всего вопросам контроля над вооружениями и нормализации обстановки в Европе. Советско-американские противоречия с глобального уровня «выталкивались», «вытеснялись» на уровень азиатской периферии, где они были менее опасны и не угрожали «большой войной». Это была политика, которая точно соответствовала духу «гибкого реагирования».
США несли во Вьетнаме настолько большие людские потери, что американская администрация добилась введения - впервые со времен гражданской войны в США - всеобщей воинской обязанности. Молодые американцы теперь должны были принудительно служить в армии. Это привело к развертыванию массовых антивоенных протестов. Между тем, в ноябре 1968 г. предстояли президентские выборы, и демократическая партия могла потерять на них много «протестных» голосов. Президент Л. Джонсон стал модифицировать политику в Азии. Первоочередной задачей было найти способ урегулировать конфликт с Вьетнамом. Поскольку в Вашингтоне были уверены, что за вьетнамскими коммунистами стоят Китай и СССР, то считалось необходимым прорабатывать вопрос о примирении с Ханоем одновременно с улучшением отношений с КНР и Советским Союзом. Диалог с СССР шел удовлетворительно. С КНР связи налаживались медленно. Пытаясь сдвинуть диалог с Пекином с мертвой точки, в 1966 г. США возобновили замороженные с 1958 г. переговоры с КНР на уровне послов, перенеся их из Женевы в Варшаву. Речь снова шла о нормализации отношений между Вашингтоном и Пекином и решении проблемы Тайваня. В 1968 г. радикализм «культурной революции» в Китае стал слабеть. Китайские руководители стали смотреть на внешний мир более прагматично. Они по-прежнему ожидали войны, как со стороны СССР, так и США, но считали советскую угрозу более реальной. Поэтому улучшение отношений с США казалось Пекину инструментом противодействия Москве. В КНР не спешили идти на компромисс с Вашингтоном: позиции демократической партии внутри США слабели, шансы Л. Джонсона на переизбрание таяли, и Пекин ждал итогов президентских выборов.
Война, начавшаяся как относительно частная военная операция по обеспечению защиты американских военных баз в Южном Вьетнаме от южновьетнамских партизан и их северовьетнамских союзников, к 1968 г. переросла в настоящую войну, в которой принимало участие более 500 тыс. американских солдат и офицеров. При этом партизанский характер войны в джунглях и городах не позволял американским силам использовать свои преимущества в боевой выучке и технической оснащенности. Попытки США принудить коммунистические формирования к капитуляции бомбардировками их баз на территории Южного Вьетнама, а также регулярными налетами на военные и промышленные объекты в ДРВ не давали желаемого результата. Война приобрела затяжной характер. Потери американской стороны росли. Внутри администрации произошел раскол. В феврале 1968 г. был уволен в отставку министр обороны США Р. Макнамара, считавшийся энтузиастом победы во Вьетнаме. Новые руководители Пентагона, хотя и старались проявлять твердость, скептически оценивали возможность достижения победы. После того как информация о требовании американских военных о направлении во Вьетнам дополнительных формирований просочилась 10 марта 1968 г. в прессу, американские средства массовой информации стали критиковать администрацию и воздействовали на общественное мнение в соответствующем духе. Отношение к войне вызвало размежевание в высшем руководстве демократической партии, что ставило под вопрос выдвижение Л. Джонсона кандидатом от демократов на второй срок. Среди демократов и в обществе в целом началась кампания критики лично Л. Джонсона. 12 марта на праймериз (предварительном выдвижении кандидата от демократической партии) неожиданно для аналитиков победу одержал сенатор Юджин Маккарти, выступавший под антивоенными лозунгами. 16 марта о своем вступлении в предвыборную гонку заявил сенатор от штата Нью-Йорк Роберт Кеннеди, брат убитого президента и один из самых популярных американских политиков. Он также критиковал войну и политику президента. Одновременно правительственная комиссия, созданная самим Л. Джонсоном для изучения перспектив достижения победы во Вьетнаме, пришла к заключению, что потери, необходимые для обеспечения победы, будут превышать возможные выигрыши от нее. В такой обстановке 31 марта 1968 г. президент Л. Джонсон в телеобращении к нации заявил об изменении политики во вьетнамском вопросе. Он официально отклонил требования военных об увеличении численности американских войск во Вьетнаме и заявил о прекращении бомбардировок Северного Вьетнама (к северу от 19 параллели) при продолжении ударов по базам партизан на юге Вьетнама. Соединенные Штаты посылали Ханою сигнал о готовности к диалогу. В том же выступлении президент заявил об отказе от выдвижения своей кандидатуры на второй президентский срок. В марте 1968 г. США прекратили бомбардировки Северного Вьетнама, вслед за чем 10 мая в Париже начались американо-вьетнамские переговоры. Вьетнамская сторона затягивала их. Впервые в послевоенный период США отказывались от наступательной внешней политики. Подобно СССР Соединенные Штаты склонялись к целесообразности признания статус-кво в международных отношениях. Внутриполитическая обстановка в США была накалена до предела. Антивоенные протесты сливались с протестами небелого населения страны и активизацией праворадикальных группировок. На выборах 1968 г. победил кандидат от республиканцев Р. Никсон.
Между тем, нарастали перемены в Восточной Азии. Р. Никсон пришел к власти на волне антивоенных настроений, учитывая которые он обещал избирателям вывести американские войска из Юго-Восточной Азии и прекратить войну. К политике американского президента присматривались в Пекине. В КНР боялись Советского Союза и недоверчиво относились к ДРВ, которая склонялась к союзу с Москвой и отдалялась от Китая. Улучшение отношений с Вашингтоном было выгодно Китаю, так как оно могло укрепить его позиции в противостоянии с Москвой. Поэтому еще в ноябре 1968 г., сразу после победы Р. Никсона на президентских выборах, МИД Китая выступил с предложением провести переговоры о заключении китайско-американского соглашения о нормализации отношений на принципах мирного сосуществования. Это был сигнал, адресованный новому американскому лидеру; который с 1967 г. был известен своим мнением о необходимости перестроить американскую политику в Азии с учетом «реалий в Китае». С мая 1969 г. в Париже стали интенсивно проводиться консультации США и ДРВ относительно вывода американских войск. Принципиальное решение о его необходимости в Вашингтоне созрело, но требовалось его политическое и идейное обоснование. 25 июня 1969 г. президент Р. Никсон, выступая перед военнослужащими американской военной базы на острове Гуам, огласил новую доктрину политики США в Азии, в основу которой был положен принцип «вьетнамизации» войны, что подразумевало перенос основного бремени ведения боевых действий с американских экспедиционных войск на части армии правительства Южного Вьетнама. «Гусинская доктрина» Р. Никсона означала, что США больше не будут защищать союзные им режимы в Азии силами американской армии. Азиатские союзники должны были защищаться в первую очередь собственными силами. Вашингтон гарантировал им «ядерный зонтик» - обеспечивал защиту от вмешательства со стороны враждебных великих держав - и был готов оказывать авиационную и военно-морскую поддержку. Но преодолевать сопротивление коммунистов союзные Соединенным Штатам государства должны были при помощи собственных солдат. Новый подход предусматривал сокращение числа американских баз вне США. Его предполагалось уменьшить за счет использования подвижных баз - подводных лодок и морской авиации. Во всем, что выходило за рамки безопасности Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Таиланда и Филиппин, американская администрация была склонна искать взаимопонимания с Советским Союзом на базе нейтрализации соответствующих районов.
Гуамская доктрина - внешнеполитическая доктрина США, принятая в период администрации Р. Никсона, в рамках которой предполагалось переложить основную ответственность за обеспечение безопасности в азиатских странах, союзных США, с вооруженных сил США на сами азиатские страны. Эту концепцию называют также доктриной «вьетнамизации» и «азиатизации». Доктрина Р. Никсона вела к повышению барьера вовлеченности США в азиатские конфликты. Это означало, что существовавшие военные обязательства США в регионе следовало понимать, как если бы они предусматривали возможное вооруженное вмешательство США только в случае нападения со стороны Китая (или СССР - что, по-видимому, было еще менее вероятно). Задачи Вашингтона сузились - вместо противостояния всем коммунистическим странам и движениям в регионе США ограничили себя сдерживанием только двух наиболее сильных держав. «Гуамская доктрина» (или «доктрина вьетнамизации войны») была позитивно воспринята в большинстве стран мира, поскольку она свидетельствовала о серьезности намерений Вашингтона пойти на свертывание участия США в войне. Ситуация в азиатско-тихоокеанском регионе, тем не менее, оставалась тревожной.
5. В начале 1970-х годов СССР и Китай фактически скрыто конкурировали за право помочь Соединенным Штатам прийти к компромиссу с Вьетнамом. Но в той мере, как недоверие ДРВ к КНР было выше, и Ханой был отзывчивее к рекомендациям Москвы, советско-американское взаимодействие по вьетнамскому вопросу было успешнее. СССР оказывал давление на ДРВ с целью умерить ее требования и ускорить разрешение конфликта на условиях, которые, с одной стороны, гарантировали бы победу Вьетнама, а с другой, позволили бы США найти «достойный» выход из войны. Главным препятствием для прекращения войны был вопрос о «выживаемости» южновьетнамского правительства, которое держалось исключительно благодаря военной поддержке Вашингтона и было неспособно обрести поддержку внутри южновьетнамского общества. Речь могла идти о затягивании сроков вывода американских войск, с тем, чтобы через расширение помощи Сайгону дать ему последний шанс укрепиться. Одновременно американская дипломатия стала увязывать вопрос о вьетнамском урегулировании с переговорами по ОСВ, пытаясь побудить Москву более энергично воздействовать на Вьетнам. «Вьетнамизация» войны на основе «гуамской доктрины» не могла принести военного успеха Соединенным Штатам. Войска южновьетнамского правительства не могли и не хотели воевать с той мерой мужества, которая требовалась для успешной борьбы с коммунистами. Администрация Р. Никсона не форсировала окончание войны только потому, что ДРВ проявляла несговорчивость, а США хотели выторговать приемлемые для себя условия мира. На администрацию оказывал давление конгресс. 24 июня 1970 г. он отменил «тонкинскую резолюцию» и рекомендовал президенту отозвать из Вьетнама всех американских военнослужащих до конца 1974 г. В ДРВ следили за событиями внутри США. Ханой понимал, что администрация Р. Никсона все равно будет вынуждена пойти ему на уступки. Следовало только выждать время, и в Ханое ждали. В октябре 1971 г. в Ханое побывал председатель президиума Верховного совета СССР Н. В. Подгорный, заверивший в намерении СССР продолжать помощь Вьетнаму. Не без этой помощи северовьетнамское руководство подготовило наступление в марте 1972 г., в ходе которого выявилась деморализованность правительственных войск, в ряде случаев покидавших свои позиции. В ответ США приступили к минированию северовьетнамских портов и развернули кампанию бомбардировок ДРВ. СССР и КНР, оказывая поддержку Вьетнаму, воздерживались от резких шагов в отношении Соединенных Штатов - в Пекине были поглощены обсуждением перспектив, открывшихся после американо-китайской встречи на высшем уровне, а в Москве шла подготовка назначенного на май 1972 г. визита Р. Никсона в СССР. К январю 1973 г. американской стороне удалось достигнуть взаимопонимания как официального - с ДРВ, южновьетнамскими коммунистами, так и полуофициального - с СССР и КНР относительно условий компромисса. США согласились начать вывод войск и завершить его в кратчайшие сроки. ДРВ обязалась воздерживаться от вооруженного вмешательства в южновьетнамские дела, а КНР и СССР обещали сократить помощь ДРВ, чтобы таким образом ограничить ее возможности силой влиять на ситуацию в Южном Вьетнаме. С трудом американской администрации удалось убедить правительство в Сайгоне, которое чувствовало себя брошенным на произвол судьбы, принять такую схему, фактически не получив взамен гарантий от ДРВ и южновьетнамских партизан. 27 января 1973 г. в Париже представителями США, ДРВ, Южного Вьетнама и южновьетнамских коммунистов было подписано четырехстороннее соглашение о прекращении войны. США обязывались вывести войска из Вьетнама, но северовьетнамским войскам было разрешено оставаться на территории Южного Вьетнама. Хотя правительство в Сайгоне сохранило власть, одновременно в качестве правительства в южной части страны было признано коммунистическое «временное революционное правительство Республики Южный Вьетнам». К марту 1973 г. американские войска покинули вьетнамскую территорию. Вслед за тем СССР и КНР сократили помощь Вьетнаму: в 1973 г. - вдвое по сравнению с 1972 т., в 1974 г. - на одну треть по сравнению с 1973 г. Между тем, в конце 1973 г. в Южном Вьетнаме после безуспешных переговоров об урегулировании возобновились военные действия между сайгонским правительством и коммунистами. Хотя перевес в технике и вооружениях был на стороне Сайгона, режим терял опору в обществе. Не только буддисты требовали коалиции с коммунистами, но и католики, традиционная опора правительства, развернули антиправительственную кампанию, обвиняя его в коррупции. Шансы южновьетнамского правительства сохранить власть уменьшались с каждым днем, ждать помощи было неоткуда.
История международных отношений 1945-2008 (Богатуров А.Д., Аверков В.В.)
· Дэвидсон Ф. Война во Вьетнаме (1946—1975) = Vietnam at War: The History 1946-1975. — М.: Изографус, Эксмо, 2002.
Гордиенко А. Н. Войны второй половины XX века. — Мн.,: "Современная литература", 1999.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|