Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОКАЗ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ




 

 

В основу познавательной деятельности экскурсантов по­ложен принцип наглядности, который реализуется: в показе объектов — памятников истории и культуры (зрительная наглядность); в использовании экспонатов «портфеля экс­курсовода»; в демонстрации производственных процессов (звуковая наглядность) и т. д.

Благодаря зрительному восприятию предметов и процес­сов у людей возникают представления в виде конкретных образов, правильно отображающих объективную действи­тельность. На основе полученных экскурсантом представле­ний происходит формирование понятий.

Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) — натуральные предметы, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств.

Изобразительные средства (живопись, графика, фотогра­фия) — дополнительный иллюстративный материал, кото­рый включен в «портфель экскурсовода». Макеты, фотогра­фии, рисунки, открытки, схемы, диаграммы и другие посо­бия выступают в роли аналогов подлинных объектов.

Словесно-образная наглядность: примеры и факты; отрыв­ки из литературных произведений; стихи, воссоздающие картины событий, жизни людей.

Технические средства наглядности (кинофильмы, диа­фильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи).

Предметная наглядность подразделяется на зрительную наглядность (показываемые объекты) и звуковую (шум леса, журчание ручья, шум морского прибоя, голос певца в звуко­записи, голоса птиц и животных в лесу, звук камня, упав­шего с высоты, шумы в производственных цехах). При вос­приятии звуковой наглядности, кроме речи, участвуют слу­ховые анализаторы.

Слуховая наглядность слабо используется в экскурсиях. Лишь в отдельных экскурсиях включены приемы, рассчи­танные на слух, обоняние и осязание экскурсантов.

Словесно-образный вид наглядности предполагает исполь­зование образов и произведений художественной литерату­ры. К этому виду наглядности относят образный рассказ экскурсовода, воссоздающий картину исторического собы­тия, внешний облик человека, дающий зрительное пред­ставление о явлениях природы. Использование видов на­глядности, приоритетность одного из видов (предметной, изобразительной или словесно-образной наглядности), за­висят от той классификационной группы, к которой отно­сится конкретная экскурсия. В архитектурно-градостро­ительной экскурсии преобладает натурная наглядность, в исторических — изобразительная и словесно-образная на­глядность, в литературных — словесно-образная наглядность.

Выводы.

Всякая экскурсия ставит своей задачей — продемонстри­ровать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.

Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зри­тельный ряд. Он должен быть построен таким образом, что­бы без подробного рассказа экскурсовода могла быть рас­крыта поставленная тема. К сожалению, это редко получа­ется. Причины: недостает объектов, многие объекты не не­сут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств. Поэто­му на помощь показу приходит рассказ, на который возла­гается задача восполнить пробелы зрительного ряда.

Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объек­тов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.

Контрольные вопросы:

1. Показ — основной элемент экскурсии. Сущность показа.

2. Последовательность в показе. Ступени и виды показа.

3. Варианты взаимодействия человека и объекта.

4. Экскурсовод — руководитель показа.

5. Особенности показа в экскурсии.

6. Показ как сумма трех элементов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных