Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Типикон как Устав Церковного Богослужения




Введение

 

 

Важной составляющей частью современной литургики является ведение, понимание смысла и порядка Богослужения. В Православной Церкви Богослужение проникнуто идеей гармоничного общения с Богом. Церковная служба является освященным Духом Божиим совершенным делом, которое отражено в Церковном Уставе, или Типиконе. Типикон является попыткой дать образец не только совершенного Богослужения, но и совершенной монастырской жизни. Церковь обладает властью изменить Богослужение применительно к своим нуждам. Типикон – официальный богослужебный Устав. Типикон является отражением Богослужебной практики Византийской Церкви времён расцвета православной государственности. В Типиконе отображается византийская система времяисчисления. Сутки разделялись на день (12 часов) и ночь (12 часов). К данному расписанию привязано распределение Богослужений. Примечательно, что полное исполнение в условиях гонения и охлаждения к вере, невозможно, но оставлять сокращение Богослужение не благоразумно. Трудами св. отцов и учителей Церкви, основавших первые общежительные монастыри, осуществлялось формирование Типикона в течение длительного исторического периода.

Богослужебный Устав Церкви имеет несовпадения современной Богослужебной практики с Типиконом. Данные несовпадения могут касаться сокращением службы, нарушением последовательности в чине, несовпадение с Типиконом по времени совершения. Отступления от Типикона не закреплены постановлениями церковной власти, поэтому отношение хранителей древних церковных установлений к данному Уставу должно строиться не как к обязательному правилу, а как к идеалу богослужения. Богослужение – Таинство, которое не должно подвергаться влиянию эволюционного развития, процессам современного мира. Осознание и понимание служения Богу должно быть и оставаться неизменным фактором, принимающимся новым поколением верующих.

Таким образом, данная работа посвящена анализу 22 – 46 глав Типикона. Актуальность данной работы определяется следующими положениями: изучение формирования Типикона позволяет понять и осознать смысл каждого этапа Богослужения. Главной целью каждого верующего христианина является обращение к Богу. На современном этапе жизни, к сожалению, не все прихожане понимают смысл молитв, которые произносятся клириками во время Церковного богослужения. Трудностью для понимания также является последовательность в суточном Богослужебном круге в приходских храмах и монастырях РПЦ служения иерея и диакона. Каждое действо обосновано и поэтому имеет под собой глубинный смысл. Богослужение – это выражение любви к Богу. В Евангелие сказано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:34-46)[1]. Главы Типикона представляют рукотворное описание высочайшего процесса Божественного служения. В настоящее время русская Православная Церковь использует Иерусалимский устав.

Следует подчеркнуть, что специальный богослужебный устав для приходских храмов никогда не продумывался, а фундаментального труда, описывающего жизнь мирян, никогда не было.

Цель исследования состоит в определении сущности Типикона и определении принципов толкования правил богослужебно-дисциплинарной части Типикона.

Для достижения цели исследования были поставлены нижеперечисленныезадачи исследования:

1. Изучить историю зарождения Типикона, определить его назначение;

2. Рассмотреть формирование богослужебно-дисциплинарной части Типикона в историческом периоде с VI по XVII век.

3. Провести анализ глав Типикона (с 22 по 46), сделать попытку определения смысла каждого действа

Объект исследования: Типикон, сиесть Устав. – 2-е изд.- М: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 1200с., изданный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Предмет исследования: принципы и значение глав богослужебно-дисциплинарной части Типикона.

Методологической основой исследования послужили принципы структурного, историко-теоретического, сравнительно-сопоставительного анализа.

Теоретическая база исследования дипломного исследования являются работы по истории русского Богослужения и Устава. М.Н. Скабалланович в своих работах рассматривал Богослужебный Устав. А.А. Дмитриевский исследовал Богослужение в Русской Церкви в XVI в. М.С. Красовицкая изучала основные этапы истории Богослужебного Устава. И.Д. Мансветова рассматривала образование Типика в Греческой и Русской Церкви. Богослужебный устав Православной церкви исследовала В.В. Розанова.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, основной части (двух разделов с подпунктами) и выводами. Список литературы включает в себя 25 позиций.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи работы, приведены основные положения.

В первой главе «Типикон как Устав Церковного Богослужения» будут рассмотрены содержание и своеобразие Типикона, история формирования дисциплинарной части Типикона, раскрыты основные понятия Типикона как Устава Церковного Богослужения. Так же будут рассмотрены древнейшие монастырские уставы, повлиявшие на историю Типикона.

Во второй главе «Влияние Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.» будет рассмотрена деятельность Всероссийского Поместного Собора и новая редакция Типикона.

В третьей главе «Анализ отдельных глав Типикона» нами будут проанализированы главы 22-46. Акцент будет произведён на анализе Главы 23 «О завесе святаго олтаря, когда отверзается, и когда затворяется» и Главы 28 «О безчинных воплех».

 


Глава 1. Типикон как Устав Церковного Богослужения

 

Содержание и своеобразие Типикона

 

 

Типикон(Устав, Типик, Тактикон, Око церковное, греч., от тилос; – тип, образ; порядок) является церковно-богослужебной книгой, которая излагает в систематическом виде порядок, образец совершения церковных служб. В современном виде Типикон разрешает вопросы, касающихся совершения богослужения с одновременным использованием нескольких богослужебных книг. В типиконе указывается последование по Минее – праздники неподвижные соединяются с последованиями Октоиха и Триоди – празднованиями подвижными. Главное содержание Типикона составляют богослужебные правила, предписания церковно-дисциплинарного характера (правила поста для мирян и монашествующих, о порядке и благочинии в храме, за трапезой в обителях).

Сдержание Типикона разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав. Первый отдел разделяется на три части:

1. «Общая» – I часть (1-46 гл.)[2]:

- 1-8 гл. – общие указания, о богослужении в воскресные;

- 9-11 гл. – общие указания, о богослужении в седмичные дни;

- 12-15 гл. – общие указания, о богослужении в субботние дни;

- 16-21 гл. – указания о некоторых песнопениях;

- 22-23 гл. – указания о священнодействиях;

- 26-31 гл. – излагаются правила, как стоять в храме;

- 32-46 гл. – указывается на образ жизни монашествующих.

2. «Частная» – II-я часть (47-51): содержит в себе указания о «знамениях» (знаках) праздников и исследования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и подвижных.

- 48-я гл. – о порядке совершения богослужения по Минее месячной, вне зависимости от того, в какой день седмицы совершается богослужение и что в этот день положено по Октоиху или Триоди, то есть Месяцеслов;

- 49-я гл. – указания относительно служб по Триоди постной;

- 50-я гл. – указания относительно служб по цветной;

- 51-я гл. – правила относительно Петрова поста.

3. «Дополнительная» – III-я часть (52-60), которая содержит:

· указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни оной и той же седмицы;

· самые молитвословия, на которые в ней есть указания.

Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые «Храмовые главы», где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовый праздник или святому при совпадении с другими праздниками. Храмовые главы (1-58) составляют особый отдел Типикона и содержат указания, как совершать службу храмовому празднику или святому при совпадении с другими праздничными днями, припевы на 9-й песни канона утрени Господних и Богородичных двунадесятых праздников, Пасхалия с Лунником (таблицы фаз луны).

В широком смысле история церковного календаря имеет значение в истории праздников. История Типикона, в качестве образца и регулятора литургической жизни, представляет интерес и необходимость для науки о праздниках. Типикон содержит указания памятей данного дня, как календарь, Месяцеслов или пролог, указания о распределении самого богослужебного материала. Таким образом, Типикон в сущности своей – это не приказной устав, который требует точного исполнения, а конструктивный и грамотно составленный образец, в котором собраны все типы богослужения. Эта книга даёт понять, как правильно следует проводить идеальное и качественное богослужение, к которому должен стремиться каждый христианин. В Соборах и больших Храмах, как правило, богослужение исполняется во всей требуемой полноте и совершенстве, но для этого в таких храмах есть все возможности и физические и финансовые. Для храмов рангом поменьше достаточно, придерживаться порядка богослужения, определённого Уставом Православной Церкви.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных