Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ




Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра «Сервис безопасности»

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой «Сервис безопасности»
профессор
В.П.Крейтор
« » 2015 года

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОСНОВЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

(наименование учебной дисциплины)

 

 

Направление подготовки 20.05.01 – «Пожарная безопасность»

(код, наименование направления)

Квалификация (степень) - Специалист

 

 

Обсуждена на заседании кафедры
протокол № 10
от 23 июня 2016 года

 

Санкт-Петербург


Талаш С.А.

Основы первой помощи: Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины для студентов, курсантов и слушателей по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность». СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016. 25 с.

 

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов, курсантов и слушателей очной и заочной форм обучения по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» (квалификация (степень) – Специалист) Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России при изучении курса «Основы первой помощи». Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей учебной программой.

 

 

.

 

 

 

 

© Санкт-Петербургский университет МЧС России


I. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Антропогенные и природные катаклизмы сопровождают жизнь человечества. Они характеризуются значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами. Зачастую, сотрудникам пожарной охраны приходится участвовать в ликвидации последствий таких аварий и катастроф, в которых есть пострадавшие. А от правильно оказанной первой помощи во многом зависит исход полученных травм и последующая жизнь пострадавших. Особенно это важно в условиях отсутствия или недостаточного количества медицинских работников на месте чрезвычайной ситуации. Более того, личный состав сотрудником ГПС может и сам пострадать в экстремальной ситуации. Поэтому для сотрудников ГПС МЧС существует реальная необходимость приобретения и пополнения знаний об основах оказания первой помощи в очагах различных видов аварий и катастроф, а также мерах собственной защиты и самопомщи.

Цель изучения курса - повысить уровень профессиональной подготовки курсантов и слушателей университета ГПС МЧС РФ путем приобретения основ медико-биологических знаний, обеспечивающих оптимальный выбор тактики защиты личного состава в экстремальных ситуациях мирного времени и возможность организовать спасение пострадавших таким образом, чтобы уменьшить число людских потерь при пожарах, авариях и катастрофах.

Задачи курса - воспитать чувство ответственности за жизнь и здоровье личного состава подразделений ГПС МЧС РФ и за своевременное и правильное оказание экстренной помощи населению; - овладеть алгоритмами оказания первой помощи пострадавшим на пожаре, при авариях, стихийных бедствиях; освоить правила и приемы медицинской защиты (самосохранения) в экстремальных условиях.

В результате изучения предмета обучаемые должны:

Знать:

- анатомо-физиологические особенности строения тела человека;

- характер травматических, термических, химических и радиационных поражений, типичных для экстремальных ситуаций;

- биологические эффекты поражающих факторов пожара и уметь применять на практике медико-биологические средства экстренной профилактики и экстренной помощи.

Овладеть:

- приемами первой помощи для спасения пострадавших и само- и взаимопомощи (наложение повязок, остановка кровотечения, транспортная иммобилизация, введение противоядий и т.д.);

- простейшими способами оживления (различные виды искусственного дыхания, закрытый массаж сердца).

Иметь представление о современных понятиях и требованиях санитарии, гигиены, эпидемиологии, как в обычной жизни, так и применительно к мероприятиям в очагах катастроф и бедствий.

Организационными формами изучения курса являются лекции, семинарские, практические занятия и самостоятельная работа. Практические занятия проводятся двумя преподавателями.

В процессе обучения проводится тестирование для проверки остаточных знаний по пройденным темам, а также оценка полученных навыков. Завершается обучение сдачей экзамена, включающего опрос обучаемых, решение ситуационных задач по оценке обстановки на месте происшествия и выбор адекватных ситуации алгоритмов первой помощи по поддержанию жизни пострадавшим и применению средств медицинской защиты.

Концептуальной основой методических рекомендаций по изучению дисциплины «Основы первой помощи» является формирование у обучаемых устойчивости к факторам профессионального риска и практических навыков оказания первой помощи, само- и взаимопомощи и выбора правильных алгоритмов действий при спасательных работах в экстремальных ситуациях.

Распределение часов по темам приведено в тематическом плане.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Основы первой помощи»

для очной формы обучения

Общее количество часов – 144, аудиторных занятий – 72 ч., самостоятельная работа – 72 ч.

Семестр

№ п.п. Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная Работа Материально-техническое обеспечение* Наименование дисциплины и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы Примечание
Лекции Семинары Практические занятия Интерактив. занятия
1. Первая помощь как начальный этап аварийно-спасательных работ при катастрофах мирного времени       МП, ИС Начальная проф. подготовка  
2. Основы анатомии и физиологии человека     МП, ИС, СТ Начальная проф. подготовка  
3. Функциональные показатели для оценки состояния человека   2** + МП, ИС Начальная проф. подготовка  
4. Смерть и оживление (сердечно-легочная реанимация)   6** + МП, ИС Начальная проф. подготовка  
5. Понятие о травмах и синдроме длительного сдавления   6**   МП, ИС Начальная проф. подготовка  
  Итого по курсу (во 2 семестре)        

 


Семестр

6. Первая помощь при ранениях, кровотечениях и шоке   6**   МП, ИС Начальная проф. подготовка  
7. Первая помощь при внезапных острых заболеваниях     МП, ИС Начальная проф. подготовка  
8. Первая помощь при термических травмах     МП, ИС Химия  
9. Основы токсикологической безопасности   6**   МП, ИС Химия  
10. Медико-биологические основы радиационной безопасности   4**   МП, ИС Физика  
11. Введение в основы санитарии, гигиены и эпидемиологии     МП, ИС Химия  
  Зачет с оценкой     4**          
  Итого по курсу (в 3 семестре)          
  Итого за курс        

Примечание: 1. * - Материально- техническое обеспечение (МТО):

МП - мультимедийный проектор;

ИС - информационные слайды;

СТ – стенды;

УМ – учебные макеты;

и др. МТО

Примечание: 2.** - практические занятия проводятся двумя преподавателями


Заочная форма обучения (срок обучения – 6 лет)

Курс

№ п.п. Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная Работа Материально-техническое обеспечение* Наименование дисциплины и номера тем, которые должны быть изучены до данной Примечание
Лекции Семинары Практические занятия Интерактив. занятия работы
1. Первая помощь как начальный этап аварийно-спасательных работ при катастрофах мирного времени              
2. Основы анатомии и физиологии человека              
3. Функциональные показатели для оценки состояния человека     2**        
4. Смерть и оживление (сердечно-легочная реанимация)   2** + МП, ИС    
5. Понятие о травмах и синдроме длительного сдавления   2**   МП, ИС    
6. Первая помощь при ранениях, кровотечениях и шоке   2**   МП, ИС    
7. Первая помощь при внезапных острых заболеваниях              
8. Первая помощь при термических травмах       МП, ИС    
9. Основы токсикологической безопасности              
10. Медико-биологические основы радиационной безопасности              
11. Введение в основы санитарии, гигиены и эпидемиологии              
  Зачет с оценкой              
  Итого по курсу          

 

Примечание: 1. * - Материально- техническое обеспечение (МТО):

МП - мультимедийный проектор;

ИС - информационные слайды;

СТ – стенды;

УМ – учебные макеты;

и др. МТО

Примечание: 2.** - практические занятия проводятся двумя преподавателями


 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

II. Методические рекомендации по самостоятельной работе и подготовке к семинарским, практическим занятиям

 

Приступая к изучению дисциплины «Основы первой помощи», необходимо ознакомиться с рабочей программой, чтобы уяснить цели, задачи, перечень изучаемых разделов, тем и их содержание, а также квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам, список литературы. При этом следует обратить внимание на такие виды проводимых занятий как семинарские, практические занятия и самостоятельная подготовка.

Одним из видов занятий является самостоятельная подготовка слушателей, которая проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.

Методическое руководство самостоятельной подготовкой слушателей осуществляет кафедра, которая определяет задания в соответствии с бюджетом времени, предусмотренным для дисциплины.

Приступая к самостоятельной подготовке, необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями и содержанием рабочей программы учебной дисциплины.

В настоящем учебном пособии приведены: содержание тем занятий, методические рекомендации по их изучению, вопросы семинарских и практических занятий, задания на самостоятельную подготовку и литературные источники.

По каждому самостоятельно выполненному заданию слушатель представляет преподавателю на проверку отчет, который оформляется в виде домашней работы в конспекте.

Общие рекомендации по изучению дисциплины для студентов и слушателей заочного обучения заключаются в следующем. Наиболее сложные темы дисциплины слушатели изучают на учебных сборах на занятиях, проводимых преподавателем. На установочных занятиях по дисциплине преподаватель акцентирует внимание на изучении тех разделов дисциплины, которые они будут изучать самостоятельно, используя данные методические рекомендации, курс лекций и другие учебные материалы, а так же литературные источники. Кроме того, на занятиях преподаватель подробно останавливается на порядке выполнения и оформления контрольной работы, которая выполняется в форме реферата.

Семинарское занятие является одним из основных видов занятий и проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам.

В научно-методической литературе различаются три вида семинарских занятий:

1) семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;

2) семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных, наиболее важных и типических в методологическом и теоретическом отношениях тем курса или даже одной темы;

3) семинар исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой по отдельным проблемам науки или практики для углубления их разработки.

Все эти три типа семинарских занятий предполагают применение форм и методов, развивающих активность, самостоятельность мышления курсантов и слушателей (дискуссии, деловые игры, анализ реальных проблемных ситуаций, решение вытекающих из этих ситуаций задач, обсуждение докладов, рефератов, критический разбор теорий и концепций).

Вопросы проведения семинарского занятия, как правило, предусматривают темы докладов (рефератов).

В основе семинара лежит самостоятельная работа студентов, курсантов и слушателей. Выступление на семинарском занятии необходимо тщательно продумать.

Неверно, когда участник семинара выражает мысли готовыми формулировками и стандартными фразами. Рекомендуется не просто заучивать, а добиваться понимания содержательной стороны учебного материала, быть готовым провести и проанализировать новые факты и явления, уметь делать обобщения и выводы.

На первом этапе подготовки к семинару обучаемому необходимо уяснить тему, цель занятия и вопросы, поставленные в плане семинара, и на основе этого определить для себя задачи, наметить порядок работы. Необходимо предусмотреть, какие и когда изучать источники по каждому вопросу семинара, в какой форме составить конспект (реферат), какие вопросы подготовить для обоснования.

На втором этапе необходимо ознакомиться с литературой. Это дает возможность выбрать источники, наиболее полно раскрывающие поставленные вопросы.

При работе над различными источниками, отыскивая ответ на поставленный в плане семинара вопрос, необходимо разобраться во всех материалах, определить, в каком источнике наиболее полно изложены аргументация и доказательная часть, из какой книги взять пример, иллюстративную часть и только после этого приступить к конспектированию или написанию реферата.

Конспектирование – наиболее сложный этап работы. Начинать его рекомендуется с составления логического плана, представляющего собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте (реферате).

Конспект может быть оформлен в виде тезисов, в которых формулируются основные положения изучаемого материала. Для лучшего усвоения и запоминания учебного материала следует записывать тезисы своими словами. Тезисы, выдвигаемые в конспекте, нужно доказывать. В конспекте могут быть положения и примеры. Однако ими не следует увлекаться. Большое количество записанных фактов делает конспект громоздким, а при наличии хорошей аргументации тезиса они не играют существенной роли.

По окончании конспектирования следует установить, можно ли ответить на всех вопросы плана семинара, располагая данными конспекта и записями лекции. При возникновении непонятных вопросов их выясняют на консультациях или при изучении дополнительной литературы.

Необходимо продумать ответ на каждый вопрос плана семинара и составить план выступления. При этом можно и нужно использовать конспект, в котором весь учебный материал разбит на смысловые участки, каждый из которых озаглавлен запоминающимися словами (опорными пунктами). И, наконец, свои выступления необходимо проговорить вслух.

При подготовке к семинарскому занятию обучаемый должен понять, что главное здесь – не работа памяти, а напряжение мысли, все более глубокое понимание, осознание практической значимости, самостоятельный анализ фактов и позиций изучаемого учебного материала.

Этот подход позволяет превратить семинары в школу воспитания познавательной самостоятельности как качества личности обучаемых, формирования их мировоззренческих взглядов и убеждений.

Подготовка к практическим занятиям включает в себя изучение лекционного материала и учебной литературы по вопросам занятия. При этом особое внимание следует уделять описанию действий первой помощи, стараясь запомнить все нюансы. Рекомендуется конспектировать иллюстрации и пояснения к ним.


III. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных