![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Академические школы в литературоведении.Филологическая наука и логика ее развития. Зависимость предмета исследования от концепции искусства и проблемы автора. Образ как отражение конкретной личности (биографическая), своего времени (культурно-историческая), взаимодействия времен в их сюжетном преломлении (сравнительно-историческая), взаимодействие временного и вечного начала (мифологического), отражение доминирующих идей времени, формирующих гегемонию определенного класса, “социальный дарвинизм” (социологический). Формальная школа: текст, освобожденный от внеэстетической реальности. Структурализм и постструктурализм: текст как сделанная «вещь»; позиция автора и «всеведение» читателя. Проблема автора: тождество автора и героя – нарушение авторско-персонажного тождества - интерес к автору как биографической личности - «литературная личность» - автобиографический миф об авторе – культурологический миф об авторе – «смерть автора» - рождение читателя как автора и автора как читателя (постмодернизм). Внутренняя логика развития литературоведения: культурно-историческая школа теория И. Тэна и теория М. Бахтина; сравнительно-историческая школа и теория интертекста; биографическая школа и концепция автобиографического мифа; мифологическая школа и гендерные методики анализа; психологическая школа и герменевтика. Тема 1. Культурно-историческая школа. - Культурно-историческая школа: время появления, основатель и продолжатели, основные положения. - Как реализуется в произведении триединство И. Тэна «раса, среда, момент»? - Проанализируйте в логике И. Тэна повесть М. Лермонтова «Бэла».
Литература Академические школы в литературоведении. М., 1975. Тэн И. Степень важности характера. // И. Тэн. Философия искусства. М., 1996. С.271-293.
Тема 2. Сравнительно-историческая школа. - Сравнительно-историческая школа: время появления. Основные представители. - Основные положения теории заимствования. - Сравнительно-исторический анализ типологических схождений. - Проанализируйте в логике сравнительно-исторического анализа балладу Жуковского «Ундина» и повесть М. Лермонтова «Тамань».
Литература Академические школы в литературоведении. Изд. то же. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979. С.141- 172. Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Тверь, 1998.
Тема 3. Мифологическая школа и логика ее развития. - Время возникновения, родоначальники и основные положения теории «первых мифологов». - В чем специфика мифологического анализа? - Что такое архетип? - Проанализируйте в мифологическом аспекте поэму «Демон» и «демонические» образы в лирике и эпике Лермонтова.
Литература Академические школы в литературоведении. Изд. то же. Руднев В. Введение в прагмасемантику. // Винни Пух и философия обыденного языка М., 1994. С. 9-48. Маркович В.М. Миф о Лермонтове на рубеже XIX-XX веков. // В.М. Маркович. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. С.-П., 1997.
4. Психологические школа и ее модификации. - В чем своеобразие психологического анализа Д.Н. Овсянико-Куликовского? - Какие понятия составляют основы «психологии искусства» Л. Выготского? - Дайте анализ повести «Княжна Мери» в логике Л. Выготского
Литература Выготский Л. «Тонкий яд». Синтез. // Л.С. Выготский. Психология искусства. М., 1968. С. 154-187. ИЛИ: его же «Легкое дыхание» (там же). Овсянико-Куликовский Д. Печорин. // Д.Н. Овсянико-Куликовский. Литературно-критические работы в 2-х тт. Т.2. М., 1989. С. 98-122.
5. Принципы анализа формальной школы. - Когда, где и кем была создана формальная школа? - Каковы принципы «формального» анализа? - «Как сделан «Фаталист» Лермонтова»? Литература Шкловский Б. Искусство как прием. // Поэтика. Вопросы литературоведения. Хрестоматия. М., 1992. С. 24 - 41. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя. Там же. С. 93 -112.
6. Структурализм. - Что наследует структурализм от формализма? - Какова методика структуралистского анализа? - Проанализируйте стихотворение «Выхожу один я на дорогу» по модели Р. Якобсона. Литература. Лотман Ю.М. Структура художественного текста (любое издание, есть в Интернете) Руднев В. Структурная поэтика. // В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 436 - 439. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: «за» и «против». М.. 1975. С. 193 -231. Якобсон Р. И Леви-Стросс К. «Кошки» Шарля Бодлера. // Структурализм: «за» и «против». С. 231 - 256.
7. Социологическая школа - Когда, где и кем была создана социологическая школа? - Каковы принципы анализа? Литература. В.Ф.Переверзев, П.Н.Сакулин. Любые статьи, например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
8. Деконструктивизм - Когда, где и кем была создана постструктуралистская школа? - Каковы принципы анализа? - В чем разница понятий текст и произведение? Литература. Р.Барт S/Z Москва: Ad Marginem, 1994. Барт Р. Смерть автора. Фуко М. Что такое автор.
Сайт по ВСЕМ школам: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01316:article# Академические школы в литературоведении
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|