Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификационные подходы к группировке и организации инноваций




Целям внешней и внутренней сопоставимости элементов инновационного процесса при проведении научно-практических исследований служит классификация новшеств и инноваций. Разделение всех видов инноваций на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Классификация конкретизирует структуру инноваций, выявляет проблемные связи между их различными типами, обеспечивает проведение более точной идентификации каждой инновации, определяет ее место среди других, а также устанавливает возможности и ограничения.

Прежде всего необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, т. е. цвет и т. п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации означают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить следующие типы инноваций:

● на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

● на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

● касающиеся системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин, выделивший пять классификационных признаков (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Классификация инноваций (по А. И. Пригожину)

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Р. А. Фатхутдинов предлагает иную классификацию новшеств и инноваций (табл. 1.5).

Для дальнейшего рассмотрения ограничимся двумя группами классификационных признаков инноваций: категорией и классом. Категория определяет, где, в какой части жизненного цикла продукции реализуется инновация.

Таблица 1.5

Классификация новшеств и инноваций (по Р. А. Фатхутдинову)

В этой группе выделяют четыре категории инноваций:

1) инновации в области конечного продукта деятельности фирмы (способы взаимодействия вещей);

2) инновации процессов ¾ касаются способов развития конечного продукта, его производства, распространения (способы взаимодействия «людей с вещами»);

3) инновации процедур ¾ касаются методов развития организационно-управленческой структуры фирмы (методы улучшения взаимодействия между людьми);

4) инновации циклов ¾ сквозное развитие нескольких этапов жизненного цикла продукта (взаимодействие процессов и процедур).

Нововведения, производимые в области выпуска нового конечного продукта, связаны с инновациями конечного продукта. Нововведения в производственных процессах ¾ результат инноваций процессов, нововведения в оперативной среде фирмы ¾ результат инноваций процедур. Комплексное нововведение, затрагивающее конечный продукт, технологию и организацию его производства (сбыта) ¾ результат инноваций жизненного цикла продукта.

Например, на корпоративном уровне компании «Металлический завод» конечным продуктом являются турбины, процессы ¾ методы их производства, процедуры ¾ маркетинговая тактика, изменение технических характеристик конечного продукта за счет методов производства как результат выявленных потребностей рынка ¾ взаимодействие процессов и процедур.

Данная классификация инноваций применима не только к технологиям, но также к процедурам, стандартам, подходам. Такую классификацию можно применять и к различным структурным подразделениям фирмы. Например, для планового отдела «Металлического завода» годовой бизнес-план может являться конечным продуктом, методы развития плана являются процессами, методы координации плана ¾ процедурами.

Вторая группа классификационных признаков инноваций ¾ класс инноваций ¾ характеризует, как велики изменения, производимые той или иной инновацией:

● модифицирующие (инкрементальные) ¾ ведут к незначительным улучшениям в областях конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла; позволяют, например, немного быстрее и дешевле добиться немного лучших результатов;

● улучшающие (дистинктивные) ¾ обеспечивают значительные преимущества и улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах;

● прорывные ¾ базируются на фундаментально новых технологиях и подходах; позволяют выполнять ранее недоступные функции или известные функции новым способом, резко по качеству превосходящим старый.

Интегрирующие инновации используют комбинацию первых трех классов инноваций. Они обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию «под ключ» пользующихся спросом на рынке наукоемких сложных товаро- и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научно-технических достижений (знаний, технологий, оборудования и др.).

Инновации прорыва появляются как результат большого числа улучшающих инноваций, а те, в свою очередь, как результат прилива модифицирующих инноваций. Результатом инновации прорыва в создании новой индустрии или класса технологий является создание нового ряда или группы последующих, менее значительных, улучшающих инноваций. Инкрементальные инновации, в свою очередь, являются результатом изменений в группе дистинктивных инноваций. На социальном уровне появление лампочки накаливания стало инновацией прорыва.

Переходы от карбоновой нити к металлической и от вакуумных ламп к газовым были дистинктивными инновациями. Развитие более быстрых, надежных и менее дорогих методов производства ламп было модифицирующей (инкрементальной) инновацией. Открытие эффекта сверхпроводимости явилось инновацией прорыва. Выпуск сверхпроводящих проводов был улучшающей инновацией, а развитие производственных процессов для коммерческого производства сверхпроводящих магнитов явилось модифицирующей инновацией. Недавнее открытие высокотемпературной проводимости стало, с другой стороны, еще одной инновацией прорыва.

Так же, как и область применения, категория и класс инновации может варьироваться в зависимости от отрасли индустрии, компании или значимости того или иного отдела фирмы.

Таким образом, в настоящее время существуют различные подходы к классификации инноваций. При этом отметим, что, во-первых, в этих работах предлагается достаточно много классификационных групп; во-вторых, предлагаемые группировки отличаются не только по названиям, но и по содержанию; в-третьих, в каждой группе выделяются различные инновации; в-четвертых, группировки даны в целом, без дифференциации по отраслям народного хозяйства.

Очевидно, что роль классификации инноваций достаточно велика, особенно когда необходимо учитывать какую-либо классификацию для более эффективного использования инновации и возможности изначально определить тип необходимых изменений на предприятии, предугадать и спрогнозировать результаты, которые будут достигнуты при введении новшеств, в деятельности предприятия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных