ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Таитетсу Унно ВВЕДЕНИЕПРЕДИСЛОВИЕ С давних времен религии проповедывали любовь и терпение, а философы учили любить жизнь. Но сегодня мы сталкиваемся с ростом насилия, который, как кажется, идет вне сферы влияния человека. Мир полон неразрешимыми противоречиями между другом и врагом, добром и злом, угнетателем и угнетенным. Насилие используют, чтобы подавить, сломать, уничтожить личность, а достигнув этой цели ищут нового противника. Когда же остановится цикл насилия? Как можно преодолеть разделяющие людей противоречия? Где сила, уничтожающая боль и страдания? Интересно, что в истории Японии мы видим переход от традиционного искусства борьбы (bugei), исходно имеющего целью поражение и уничтожение на поле боя, к Пути боевых искусств (budo), направленного к совершенствованию личности человека за счет соединения разума, тела и духа. С начала 17 века Путь меча превратил убивающий меч в меч, защищающий жизнь. Этот Путь боевых искусств сходен по сути с Путем чайной церемонии, Путем стихисложения, Путем каллиграфии, Путем Будды и бессчетным числом других Путей, которые в чистом виде составляют основу духовного развития японского народа. Для всех Путей тренировка и дисциплина включает три уровня мастерства: физический, психологический и духовный. На физическом уровне основу тренировок составляет овладение формой (kata). Учитель показывает нужную форму, ученик внимательно смотрит и затем повторяет ее бессчетное число раз, пока полностью на овладеет ей. Слова не произносятся и об`яснения не даются; обучение зависит от ученика. При овладении мастерством формы ученик должен соединятся с ней. Это соединение осуществляется потому, что с самого начала происходят внутренние психологические изменения. Равномерное, повторное и монотонное повторение проверяет решительность и силу воли ученика, и при этом уменьшает упрямство, искореняет своевольность и уничтожает дурные привычки тела и разума. При этом начинают проявляться его или ее настоящая сила, характер и потенциальные возможности. Духовное мастерство неотделимо от психологического, но появляется только после долгого периода интенсивной тренировки. Основа духовного мастерства в том, что личное сознание становится безличным сознанием. В любом боевом и культурном искусстве свободное выражение сознания блокировано собственной личностью. Для Пути владения мечом ученик должен настолько овладеть формой и ритмом движения, чтобы не допускать повления открытых мест (suku) для входа противника. Если такое место появляется, то это происходит за счет собственной личности. Человек становится уязвимым, как только останавливается на мыслях о получении преимущества, пугании противника и достижении превосходства: когда разум хотя бы на момент останавливается, тело замерзает и свободное напрерывное движение теряется. Дзен-буддистский монах Такуан (1573-1645), который был доверенным лицом Ягуи Муненори - мастера меча из дома Екугава, написал небольшой трактат "Верный и вездесущий меч таи-а": В искусстве владения мечом никогда нельзя замыкаться на победе или поражении, силе или слабости, на том, чтобы не делать ни шага вперед или назад, чтобы не видеть врага и не быть увиденным им. Постигнув этот принцип, который важнее чем разделение Неба и Земли, глубин которого не могут достичь даже ин и янь, человек сразу станет непревзойденным мастером в искусстве ". тай-а - это мистический меч, дающий жизнь всему сущему: действующему за и действующему против, другу и врагу. Сам Ягуи Муненори подчеркивает значение преодоления личного при постижении искусства владения мечом. В трактате, известном под названием "Постепенное овладение искусством борьбы" он пишет, что цель тренировок в боевых искусствах состоит в преодолении шести болезней: желания победить, желания использовать хитрый прием, желания показать себя, желания психологически подавить противника, желания оставаться поссивным, пока противник не раскроется, и, наконец, желания освободится от этих болезней. Безусловно, физическое, психологическое и духовное мастерство едины. Освобожденное от личности сознание открыто, изменчиво, гибко, текуче и динамично для тела, разума и духа. Будучи безличным, оно рассматривает все предметы и всех людей не в перспективе из собственного центра, а относительно, через их центры. В кругу бесконечного движения каждая точка становится центром Вселенной. Способность видеть все сущее вне личности - центральная концепция единства с природой системы Синто - соответствует тому, что буддисты называют Мудростью, тому, что в своем высшем проявлении не содержит ничего, кроме движения. Такой взгляд составляет основу всех Путей боевого искусства и культуры по традициям Японии. Айкидо, созданное гениальным Учителем Морихеем Уесиба (1883-1969) воплощает эту основу в современных условиях. В одной из своих лекций, об`ясняя слушателям сущность своего искусства, он утверждал: " Смысл будо не в том, чтобы поразить противника с помощью силы или смертельного оружия. Не предназначено оно и для уничтожения мира оружием или другими средствами. Истинное будо призывает к упорядочению внутренней энергии вселенной, защите мира в мире, концентрированию и сохранению правильных форм в природе. Тренировка в будо способствует усилению внутри моего тела и духа любви к kami - божеству, охраняющему, берегущему и совершенствующему все в природе. Учитель Уесиба постоянно подчеркивал, что боевое искусство должно быть созидательной силой, создающей любовь, в свою очередь ведущую к созидательной, полной жизни. Это может быть сказано и о его собственном жизненном пути, полностью посвященном боевым искусствам. В одной из своих последних бесед он сказал: "Айкидо - это истинное будо, вырабатывающе всеобщую любовь. Это защита всех живых существ, это средство, дающее всему сущему жизнь и определяющее место. Это источник развития не только истинного боевого искусства, но и основа роста и развития всего сущего." Айкидо, оставаясь формой традиционного боевого искусства, вырабатывает эту всеобщую любовь путем интенсивной тренировки тела. Однако, тяжелая физическая работа не может быть отделена от развития разума и реального духовного роста. Хотя многие люди и не достигнут конечной цели, основной элемент всего процесса - тренировка, не имеющая ни начала, ни конца. И на таком пути, в самый неожиданный момент, может появиться понимание сущности айкидо как жизненного Пути, а не только боевого искусства. Нам очень повезло, что сын и наследник Учителя Уесиба, Уесиба Киссомару, в настоящее время ведущий Учитель (Дошу) айкидо, согласился перевести свою написанную по-японски книгу на английский язык. Он убежден, что истинная сущность айкидо, свободная от взаимной конкуренции, как личной, так и национальной, должна надежно сохраняться в тренировочном центре. К тому же, слово dojo "место просветления" произошло от санскитского bodhimanda, что значит место превращения личного сознания в безличное. Таитетсу Унно ВВЕДЕНИЕ Недавнее распространение айкидо по всему миру не менее, чем феноменально. Общее число занимающихся айкидо сегодня более миллиона, и Международная Федерация айкидо стала сильнее, чем когда-либо. Причина этого в самом айкидо, которое, как мне представляется, выражает как в теории, так и на практике высшее проявление боевого и духовного искусства, созданного традиционной Японской культурой. Айкидо выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в котором скрывается великая сила ki. Цель айкидо - формирование идеальной человеческой личности за счет соединения тела и разума путем интенсивных умственных и физических тренировок и достижения динамичности как активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и рациональность его воплощения лежат в основе международной известности айкидо. Усиленное развитие науки, техники и материальных компонентов цивилизации в современную эпоху сопровождается ожесточением человеческого духа, который привыкает к отсутствию отдыха, состоянию неуверенности и потере направления. Этому способствует угроза ядерной катастрофы; человечество сейчас находится на грани глобальной болезни. В эту эпоху резкого обесчеловечивания айкидо становится особенно притягательным. Особенно важен тот факт, что каждый человек, независимо от возраста, пола и физической подготовки может в процессе тренировок осуществить соединение основного созидательного принципа ki- компонента вселенной и индивидуальной ki, проявляющейся в энергии дыхания. Это соединение служит источником жизненной энергии, который не только заполняет духовную пустоту, но и наполняет повседневную жизнь реальным содержанием. Духовная основа боевые искусств Японии изначально была заложена в цели победы на поле боя. Но победа живет недолго; она быстро проходит и исчезает. Кто-то может выйти из сражения победителем, но эта победа никогда не даст окончательного удовлетворения. Поэтому существует потиворечие в посвящении жизни интенсивным тренировкам для достижения того, что длится недолго. Это противоречие было разрешено с формированием будо (Пути боевых искусств), и его наиболее перспективного современного продолжения - айкидо. Айкидо учит пути достижения абсолютной победы на основе философии отсутствия протвоборства. Отсутствие противоборства означает подавление человеческих инстинктов агрессивности и столкновения и направление их по пути любви. Такая философия кажется странной для боевых искусств, но в ней сущность будо. В связи с быстрым распространением айкидо по свету мы опасаемся, что истинное значение этого искусства не всегда правильно преподносится в теории и практике. Хотя мы приветствуем международное развитие айкидо, но если оно не сохранит философские основы и принципы в том виде, в котром они были сформулированы Основателем - Учителем Уесиба Морихеем, то это будет действительно прискорбно. Из-за этого мы постоянно ощущаем свою отвественность и постоянно работаем с целью улучшить эту ситуацию. Очень своевременно то, что моя книга Aikido no kokoro теперь переведена на английский язык под названием "Дух айкидо". Перевод сделан профессором колледжа Смита Таитетсу Унно, долгое время изучавшим айкидо. Первое японское издание вышло в 1981 г. к 50-ой годовщине Высшей Школы Айкидо. Книга включает многие традиционные азиатские взгляды и идеалы, некоторые из которых, возможно, будет тудно уловить. Но я надеюсь, что в процессе тренировок на практике будет постигаться основная идея - динамическое состояние, основанное на единстве универсальной и индивидуальной ki. Я считаю, что эта небольшая книга предназначена главным образом для занимающихся айкидо, но мне бы доставило большое удовлетворение, если бы и любой другой читатель смог получить некоторое предствление об айкидо как об особой форме искусства, призывающей не к насилию, а к гармонии мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|