Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Холотропное сознание и хилотропный человек: основные противоречия




В конце этого раздела мне хочется обозначить основные каче­ственные признаки холотропного состояния сознания и одновре­менно обнаружить те сопротивления в личности, которые не по­зволяют личности войти в это состояние.

Во-первых, в холотропном состоянии сознания человек транс-цендирует время.

С одной стороны, человек живет в ограниченном структуриро­ванном линейном времени, более того, удивительно ценит это вре­мя и до абсурда жестко привязан к нему, к его личностному структу­рированию. С другой стороны, у человека всегда есть стремления совершенно противоположного характера — быть не ограничен­ным во времени, не ценить время, быть не привязанным ко времени и полностью отдавать свою ответственность и волю в структуриро­вании времени.


Предельное выражение трансцендирования времени мы нахо­дим в религиозных системах. Представления о трансценденции времени за пределами земной жизни: о томлениях в подземном цар­стве мертвых, мучениях, странствиях в призрачном мире, блажен­стве в стране богов и героев — распространены во всех культурах и мифах всех народов. Ясной проекцией вневременного существова­ния являются онтологические картины существования человечества и всего мира — о «кончине Мира», например, у древних германцев (сумерки богов) или в древнегреческих философских системах, в иудаизме, мусульманских теологических системах и христианстве.

Не так важна содержательная и структурная реализация веч­ной жизни. То ли это будет происходить по схеме иудейской эсха­тологии с торжеством зла язычников, нечестивых и беззаконных на первых стадиях, появлением Мессии или Бога и борьбы сил зла против царства Божия, победы суда, спасения и «тысячелетнего царства» в блаженстве с воскресшими праведниками. То ли это будет вера в бессмертие через воскресение Христа как первой победы над смертью. Не так важно структурирование послесмер-тного существования, будь это реинкарнационные воплощения на земле, существование в различных отделах загробного мира Фомы Аквинского или примитивной бинарности рая и ада.

Не так важен метод трансцендирования времени и получения вечного существования: молитва, мытарство, праведность, питие сома-расы или, как в сказаниях Гомера, продолжительное упот­ребление нектара, который был похож на вино, имел красный цвет и смешивался с водой. Важно то напряжение, которое вызывается конфликтом, борьбой этих двух противоположностей — жесткая идентифицированность с линейным временем, полная и чудовищ­ная по силе привязанность в «Я» и стремление полностью уничто­жить это время, быть над временем, в вечности, в «не-Я». Говоря языком Грофа, это конфликт отождествленности с хилотропным модусом бытия и безвременья холотропного.

Мне кажется, что где-то глубоко внутри уже трудно дифферен­цировать эти противоположности, как в вихре трудно отличить хо­лодные и теплые потоки воздуха, хотя ими и вызывается вихрь.

Человечество уже очень зрело, и мне иногда кажется, что оно устало от коана смерти. И нам вроде бы смешно вспоминать веру древних египтян ь то, что жизнь за гробом обусловливается со­хранением всех трех элементов человека: тела, души и двойника (Ка), — и их гениальное искусство бальзамировать трупы.

Но если вы хотите увидеть материальное изображение первого базового напряжения в человеке и в человечестве, посмотрите на пирамиду Хеопса в Гизе.


Почему мы так жаждем холотропного состояния сознания вне учета всех философских, мифологических и теологических софиз­мов, которые я привел выше? И почему категория Грофа так будо­ражит сознание любого мыслящего человека?

Я сейчас не буду останавливаться на красивой идее изначаль­ного состояния и на том, что каждый человек имеет как в эволюци­онном, так и в индивидуально-биографическом аспектах опытное переживание трансценденцни времени и жизни в вечном.

Для меня важно, что в каждом из нас прямо сейчас существуют три аспекта структурирования времени.

Во-первых, это личностное структурирование времени, чело­век постоянно каким-то образом планирует время, свою жизнь, рас­членяет время, во временном континууме выстраивает стратегию и перспективные линии своего развития.

Во-вторых, структурирование времени за пределами этой жиз­ни. Я сейчас обозначу странное словосочетание — посмертное структурирование. Но оно точно обозначает вектор. Что касается смыслов, наполняющих эти структуры, они имеют философско-культурологическое происхождение и некоторые из них мы уже упоминали.

В-третьих, это структурирование бессмертия при жизни. Дан­ный аспект касается свободы от времени внутри линейного конти­нуума. В традиции это называется просветлением. Просветление отличается от всех других способов структурирования тем, что на­ходится психическое состояние, в котором человек переживает веч­ность и при этом сохраняет осознание и свое индивидуальное су­ществование. Что такое нирвана, саттори, жизнь в теле Христо­вом, постижение Дао, восприятие Духа или Шуньяты, Великой Пустоты? На самом-то деле это способ трансцендирования лично­го времени, трансцендирования Эго с тем, чтобы при жизни уже получить вечность. Пребывать в том состоянии, в котором нет ни смерти, ни увядания, — в вечности.

Когда я просматриваю духовное движение, я вижу конфликт. Нам хочется сохранить способ личностного структурирования и в то же время хочется встретиться с Великой Пустотой. Холот­ропное состояние сознания позволяет получить опыт того, что мы вечны, бессмертны. Мы вообще не умираем. Мы просто перехо­дим в разные формы. В конце концов, человек может получить опыт вневременного существования.

В этот момент личность получает дополнительный, более расши­ренный способ утверждения своего Эго, своего структурирования времени. Это дает огромный потенциал философского отношения к жизни, философского отношения к людям, ведь в конце концов все


люди являются преходящими формами, и не более. Это дает воз­можность по-другому посмотреть на время, на свою смерть, чув­ство Ревностности по отношению к времени, которое возможно.

Одновременно Эго не готово, не хочет и никоим образом не мо­жет настолько трансцендировать время, чтобы стать просветлен­ным и полностью трансцендировать время, то есть базовый конф­ликт между вечностью и личностным структурированием сохраня­ется. С одной стороны, очень хочешь получить вечность, с другой — очень боишься вечности. Почему? Потому что сам привык структу­рировать время.

Итак, первое напряжение между «Я» и «не-Я», между какими-то глубинными структурами «Я» и «не-Я» — «Я-структурирующее время» и «Я-существующее в вечности». Мы согласны получать фрагменты, какие-то искорки вечности, но отдаться вечности мы не согласны. В этом огромная внутренняя человеческая проблема, конфликт, напряжение, комплекс и, по большому счету, трагедия человеческого существования. В этом сверхценность опыта холот­ропного сознания и его полная ничтожность.

Во-вторых, это стремление в холотропном состоянии сознания трансцендировать индивидуальную психику во всей ее многоас­пектное™ в групповом сознании.

Все мы существуем в неком ограниченном пространстве своего Эго, личностном одиночестве.

Смысл второго базового конфликта заключается в том, что, с одной стороны, мы имеем индивидуальное сознание и ограничен­ное Эго, с другой стороны, с самого глубокого детства у нас есть стремление трансцендировать свою индивидуальность.

Стремление трансцендировать свое одиночество, приобрести состояние целостности в другом или в других является базовым стремлением человека. Люди ищут ощущение слияния, трансцен-дирования себя, растворения в другом.

Мы можем вычленить определенные уровни проявления этого стремления:

1. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целост­ности с другим. Не так важен объект слияния: мама, папа, ваш ребенок, друг, подруга, муж или жена... Важно, что чело­век ищет эту возможность и это переживание.

2. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целост­ности с другими — с группой. Стремление создать хорошую семью, работать в группе высокого уровня сплочения, кол­лективе, в котором возникает ощущение «Мы».

3. Мы хотим трансцендировать себя через ощущение целост­ности с другими — со всем человечеством. Высшие состоя-


ния человеческой интегрированности в любой традиции ас­социируются именно с этим уровнем слияния. Каждый из нас помнит принципы гуманизма, равенства, братства. На самом деле это не только и не столько принципы коммунис­тического общества.

С одной стороны, мы себя стабильно, надежно, структуриро­ванно чувствуем внутри пространства своего тела и Эго, жестко охраняем это пространство и чувствуем опасность, когда другой или другие нарушают его. С другой стороны, м"ы все время стре­мимся к целостности с другим, с другими людьми, со всем челове­чеством — мы хотим слиться. И в этом заключается второй мощ­ный конфликт холотропного и хилотропного модуса бытия.

С третьей стороны, это стремление к трансцендированию про­странства, стремление индивидуальной психической реальнос­ти трансцендировать самое себя через одухотворение окружаю­щего пространства.

Единственный достоверный факт для меня и для вас — это факт нашего существования и факт биения нашей души. Это проблема когито Декарта, его тезис: «Я мыслю, следовательно, я суще­ствую».

Смысл третьего базового противоречия заключается в том, что мы имеем индивидуальное психическое пространство и привыч­ные способы структурирования этого пространства, внешнего и внутреннего, через мышление, память, восприятие, чувства, ощу­щения, то есть имеем ограниченный способ когнитивного струк­турирования.

Предельными выражениями трансцендирования индивиду­ального пространства являются одухотворенное мировосприятие шамана, растворение индивидуального атмана в Брахмане, нир­вана, растворение души в Духе и другие аналоги просветленного состояния.

В шаманском мире все одухотворено: оса, которая летит, имеет душу, трава, сосна, ель, овраг, камень — все они имеют свою пси­хику, свое отношение, свои эмоции и т. д. [56, 68, 73, 85, 135, 142, 209, 247].

Когда мир одухотворен и индивид не дифференцирует себя от окружающей реальности, возникает ощущение слияния со всем. Поэтому шаман может путешествовать куда угодно. Шаманский мир хорош тем, что шаман на самом деле и является всем миром.

Кроме метафорических, мифологических и теологических ана­логий трансцендирования существуют так называемые научные обоснования. Это холономная парадигма науки и голографичес­кая модель Вселенной и человеческого сознания.


В холотропных состояниях сознания люди получают транспер­сональный опыт идентификации с пространством за пределами Эго.

Каждый из вас, кто имел такой опыт, может честно признать, что это было временное состояние, осколки и отблески трансцен-дирования пространства.

Так же честно вы можете признать, что вы, как и все люди, боитесь трансцендировать пространство своего существования. Я признаю это сам, несмотря на все осознание и понимание ситу­ации. С одной стороны, где-то в глубине, внутри есть стремление стать всем, с другой стороны — страшная боязнь нарушить про­странство своей души, своего тела, своего Эго.

В силу того, что существует триединство этого конфликта, осу­ществляются духовные путешествия.

И вроде бы каждый из вас стремится к нирване — к концу стра­даний, к другому берегу океана жизни, к гавани спасения, истине, вечности — трансцендированию своего индивидуального Эго во времени, пространстве, сознании. Но одновременно каждый из вас жестко укоренен во всех аспектах существования вашего Эго.

Собственно, мы должны быть благодарны этому глубинному конфликту человеческого существования. Именно он не позволяет нам забывать о нашей душе. В конце концов, на мой взгляд, именно он питает энергией пытливый ум философов, психологов и теоло­гов в последние три тысячелетия.

Я глубоко благодарен Ст. Грофу за то, что он предпринимает героические попытки преодолеть свои ограничения и вкусить пло­ды истинно человеческого, предельных устремлений человечес­кого духа.

Ибн Эль-Араби, древнейший суфийский философ из Испании, писал так:

«Есть три формы знания. Первая — интеллектуальное знание, фактически — лишь сведения, собрания фактов и использо­вание их для построения интеллектуальных понятий. Это ин­теллектуализм.

Вторая — знание состояний, включающих.как эмоции и чув­ства, так и особые состояния бытия, в которых человек пола­гает, что он постиг нечто высшее, но не может сам в себе найти к нему доступ. Это эмоционализм.

Третья — реальное знание, называемое Знанием Реальности. В этой форме человек может воспринимать истинное, пра­вильное, за пределами ограничений мысли и чувства. Исти­ны достигают те, кто знает, как связаться с реальностью,


лежащей за пределами этих форм знания. Это истинные Су­фии, Дервиши, которые достигли».

Холотропное состояние сознания, на мой взгляд, является спо­собом инициации ограниченного человеческого ума в «Знание Реальности».

В «Одиссее» есть миф об Элизиуме, Елисейских полях. Там не бывает бурь и непогод. С океана постоянно веет мягкий, боже­ственно ласкающий ветер. И там есть все, что может пожелать душа человеческая. И там наслаждаются бессмертием Ахилл и все герои, сражавшиеся в знаменитых войнах древности.

Надеюсь, что неистовое человеческое желание бесконечного, борьба за холотропность сознания в конце концов увенчается ус­пехом и, как героев древности, человека ждет Элизиум... холот­ропное состояние сознания, сознание всепонимания, всезнания, всеобщности.


Глава 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных