Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблемы общей криминалистической теории распознавания




Теория распознавания образов, находящихся на стыке математической статистики и технической кибернетики, разрабатывает методы решения задач классификации (группировки) объектов и прогнозирования информационного веса (нформативности) количественных и качественных признаков. С помощью методов распознавания образов решено большое число важных задач прогнозирования и классификации в социологии, экономике, технике, геологии, медицине и т.д. Представляется, что методы распознавания образов и общие положения теории распознавания могут успешно применяться и в криминалистике. В частности, определенное позитивное значение имеет идея создания общей криминалистической теории распознавания, основным структурным разделом которой несомненно стала бы хорошо разработанная криминалистическая теория идентификации. Кроме нее в общую теорию криминалистического распознавания следует включить и такие, несомненно, важные разделы - установление групповой принадлежности объектов, определение общего источника происхождения, криминалистическая диагностика, а также идентификация целого по его частям. Рассмотрим более подробно эти разделы.

Установление групповой принадлежности [8] состоит в отнесении определенного объекта к множеству сходных объектов именуемого группой. «Группофикация представляет самостоятельный метод познания специальных объектов, которые в криминалистическом отношении считаются индивидуально-неопределенными»[9].

Однако существует и противоположное мнение, состоящее в том, что установление групповой принадлежности и идентификация - это не различные процессы, а различные уровни одного и того же процесса индивидуализации[10]. Однако согласиться с подобным утверждением, по нашему мнению, нельзя. Суть процесса установления групповой принадлежности состоит в отнесении сравниваемых объектов по их совпадающим родовым, видовым признакам (например, ножи, имеющие одинаковые параметры - длину и ширину клинка, характер заточки лезвия и т.п.) к одной группе (классу) объектов. Однако осуществить идентификацию этих объектов не представилось возможным из-за отсутствия на предмете, на котором отобразились одни лишь групповые признаки, более важных для процесса отождествления, индивидуальных признаков.

В тоже время, установление групповой принадлежности может рассматриваться как начальный этап процесса идентификации, когда выявляются и сравниваются родовые (видовые) признаки объектов, и как самостоятельный процесс - отнесение исследуемого объекта к определенной группе сходных по своим общим признакам (родовым, видовым и т.п.). В.П. Колмаков полагает, что групповая принадлежность - это относимость сравниваемых объектов к одному и тому же специальному классу объектов[11]. Процесс установления групповой принадлежности можно рассматривать и как логическую операцию ограничения, которая дает возможность значительно сузить круг объектов, подлежащих поиску и исследованию. В свою очередь это обстоятельство позволяет уменьшить и число лиц, в той или иной степени, связанных с этими объектами, что существенно повышает избирательность выявления подозреваемых, целенаправленность и эффективность раскрытия и расследования преступлений. Метод ограничения особенно эффективен в следственных и экспертных ситуациях, когда идентифицируемый объект не установлен, а на идентифицирующем объекте отсутствуют индивидуальные признаки. В этих ситуациях установление групповой принадлежности позволяет не только сузить круг поиска, установив, например, модель автомобиля или огнестрельного оружия, используемых преступниками, но и выдвинуть перспективные поисковые версии, а при наличии следственных или оперативно-розыскных данных, существенно оптимизировать процесс доказывания виновности конкретных лиц в совершении преступления.

В отличие от установления групповой принадлежности объектов, которое не является идентификационным видом исследования, в экспертной и следственной практике значительную роль играет широко распространенный метод идентификации - установление целого по частям. Этот метод исследования основан на совмещении друг с другом отделенных по разным причинам частей (фрагменты, осколки, клочки, обломки и т.п.) ранее единичного объекта и дальнейшего изучения взаимного соответствия (совпадения) идентификационных признаков внешнего строения граней (краев) разделенных поверхностей.

В процессе идентификации целого по его частям идентифицируемым объектом является предмет, каким он был до его расчленения (разделения). Разумеется, криминалистическое значение будет иметь расчленение целого объекта, если оно причинно обусловлено событием преступления и другими, связанными с его совершением обстоятельствами. Так, осколки разбитых фар автомобиля, найденные на месте дорожно-транспортного происшествия и осколки, оставшиеся в фарах скрывшегося автомобиля, обнаруженные позднее при его осмотре, составляют единое целое и заключение об этом эксперта представляет собой процессуальное доказательство. Такое же идентификационное значение будут иметь пыж, обнаруженный около трупа потерпевшего и обрывок газеты, найденный при обыске на квартире подозреваемого, из оторванной части которой и был изготовлен пыж.

Таким образом, основная задача расследуемой разновидности экспертных исследований состоит в идентификации объекта, разделенного на части в связи с событием преступления.

Определение общего источника происхождения или генетической общности сравниваемых объектов. Этот вид исследования по своей цели и функциям относится к разновидности установления групповой принадлежности по условиям возникновения, производства, хранения. Например, сопоставление пасты в стержне авторучки и в штрихах текста поддельного документа; дроби, обнаруженной в патронах при обыске у подозреваемого и найденной на месте убийства, позволяет после производства соответствующих экспертиз установить общий источник их происхождения (производства) и тем самым, получить важные доказательства по уголовному делу о причастности владельцев авторучки и патронов, снаряженных дробью, к расследуемым преступлениям. Однако в отличие от исследования общих признаков в ходе установления групповой принадлежности, здесь используются иные методы экспертного исследования - анализируются и сопоставляются не только внешние признаки, а главным образом, содержательные, структурные свойства сравниваемых объектов.

Важным направлением неидентификационного распознавания является криминалистическая диагностика, решающая задачи по определению природы, состояния и свойств материальных объектов, выяснению различных обстоятельств проверяемых событий, исследованию причинной связи между расследуемыми явлениями и фактами, установлению особенностей осуществления отдельных процессов. С помощью диагностических исследований можно установить такие обстоятельства, имеющие криминалистическое значение и отвечающие на такие вопросы, как:

- имеются ли признаки подчистки или травления на векселе?

- какой рукой оставлены следы пальцев рук на двери шкафа?

- возможен ли самопроизвольный выстрел из пистолета «Маузер» при падении оружия на землю?

- каков был первоначальный текст документа, залитого красителем?

- установление направления движения и состояние человека по следам его ног (дорожки следов)?

- Имелись ли следы постороннего механического воздействия на запирающем устройстве?

Диагностические исследования специалистов на месте происшествия помогают восстановить картину совершенного преступления, выяснить механизм криминального деяния или же установить его структурные элементы. Так, по следам ног можно установить число преступников, направление их движения до нападения на потерпевшего и после совершения преступления, взаимное расположение потерпевшего и нападающих, фактическое место убийства и т.д. Баллистические экспертизы часто решают и диагностические задачи, связанные, например, с направлением и дистанцией выстрела, последовательностью выстрелов и т.п.

Диагностические задачи, решаемые в ходе криминалистического исследования материалов и веществ, направлены на установление их свойств и состава, а также назначения или области использования (применения). Например, именно в ходе диагностических исследований определяется, что изъятый у контрабандиста камень является бриллиантом весом 0,7 карата, или же устанавливается, что частица металла, извлеченная из раны потерпевшего, и нож, обнаруженный при обыске в квартире подозреваемого, имеют одинаковый химический состав, позволяющий отнести их по этому показателю, к одному и тому же химическому элементу.

Установление причинно-следственных связей путем проведения диагностических исследований, осуществляется по двум схемам: от причины к следствию и от следствия к причине. Для криминалистики более важной является вторая схема. Например, при осмотре места происшествия после тушения пожара в крупном магазине в подсобном помещении были обнаружены под досками пола следы какой-то жидкости. Экспертиза установила, что выявленная жидкость - бензин. Тем самым была установлена причина пожара - поджог.

Процесс диагностических исследований состоит из нескольких последовательных этапов.

Содержание первого этапа заключается в изучении признаков объекта (события, процесса) в натуре либо по его отображениям и в установлении свойств, состава, других характеристик исследуемого объекта, содержания процессов и явлений, наличия или отсутствия причинно-следственной связи и в формировании об этом соответствующих выводов (промежуточных).

Второй этап состоит в сопоставлении (сравнении) полученных ранее выводов с типовыми моделями (ситуациями) расследуемого преступного деяния. В процессе диагностического сопоставления делается вывод о признаках, совпадающих с типовыми, и о признаках, не совпадающих с ними полностью или частично. С учетом конкретных условий и обстановки производится анализ, объясняющий эти отклонения.

Третий этап - формирование итогового диагностического вывода об обстоятельствах и механизме события, свойствах объекта, причинах явления, характере причинно-следственной связи или следственно-причинной связи.

Впервые термин «криминалистическая диагностика» был предложен В.А. Снетковым в 1972 г.[12] В настоящее время это научное направление развивается довольно активно, круг решаемых практических задач расширяется, особенно при исследовании веществ и материалов.

В процессе диагностического познания используются сведения о закономерностях возникновения исследуемых объектов и о типовых моделях (ситуациях), характеризующих сопоставляемые события, явления, объекты. В процессе диагностического исследования участвуют два вида объектов - диагностируемый (искомый) и диагностирующий (следы, признаки и т.п.).

Общая теория криминалистического распознавания, в состав которой входят все рассмотренные в данной главе виды идентификационных и неидентификационных исследований, имеет большое будущее, поскольку не разрозненный, а системный подход позволит не только развить и оптимизировать уже существующие научные направления, но и откроет путь для появления и решения новых теоретических проблем и разработке эффективных практических рекомендаций.

Глава 3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных