ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Замена частей (листов) документа. 2 страницаДиагностические задачи направлены на разрешение следующих вопросов: a) установление принадлежности автора к определенной группе лиц в зависимости от его . образовательного уровня; . профессии; . социально-демографических особенностей; . наличия навыков определенного стиля письменной речи и так далее; b) установление факта намеренного искажения письменной речи и так далее. Предметом автороведческой экспертизы является фактические данные о личности автора, устанавливаемые экспертом при исследовании документов и иных материалов дела на основе специальных познаний в области автороведения. Письменная речь как объект изучения криминалистического автороведения представляет собой сложную систему, основу которой составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков. К языковым навыкам относятся пунктуационные, орфографические, лексико- фразеологические, синтаксические и стилистические. Пунктуационные и орфографические навыки связаны непосредственно с письмом и сами по себе существовать не могут. Они выполняют в письменной речи второстепенную роль. Интеллектуальные навыки – это навыки мышления, памяти, которые определяют способ познания действительности, присущий человеку и обусловленный его индивидуальным опытом и особенностями психики.
В связи с наличием своеобразных условий формирования личности, каждый человек приобретает индивидуальные речемыслительные навыки, проявляющиеся в том, что он владеет не всей совокупностью существующих норм, а только определенным их набором, и использует в своей речевой практике не всю совокупность свойств нормы, а лишь определенную их часть, которой он обычно привыкает пользоваться. Поэтому совокупность индивидуальных языковых и интеллектуальных навыков определенной личности уникальна и неповторима в каждой конкретной речевой ситуации и позволяет идентифицировать автора того или иного текста.
Как уже отмечалось, в зависимости от образования, условий обучения, культурного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружающих лиц, воздействия телевидения, кино, театра, радио у человека вырабатывается словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, специфичность использования языковых средств, то есть индивидуальность и устойчивость признаков письменной речи. Письменная речь, как и любое явление имеет содержание и форму. Содержание письменной речи – это её суть и смысл. При ознакомлении с содержанием текста производится анализ: . темы (то есть основного смысла высказывания) и идейной направленности документа; . сведений фактического характера, ссылок на источники и использованные материалы; . упоминаний автора о самом себе. По содержанию текста можно определить: . какую цель преследовал автор при написании текста; . причину, послужившую основанием для написания текста; . наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях, которые имели место, их детали, о конкретных лицах как участниках этих событий и других обстоятельствах. Форма письменной речи – это внешнее выражение её содержания. Форма включает в себя два вида особенностей письменной речи: грамматические, лексические и стилистические признаки. Грамматические признаки представляют собой степень соблюдения автором системы грамматических норм языка. К орфографическим признакам письменной речи относятся правильность написания тех или иных письменных знаков, а также постоянные ошибки: в буквенном составе слова, родах, падежах, склонениях, спряжениях. Синтаксические признаки письменной речи можно определить как привычный характер построения предложений, а также наличие устойчивых ошибок, допускаемых автором при письме. К таким ошибкам могут относиться . ошибки в построении предложений; . ошибки в согласовании слов и оборотов речи в конструкциях предложений; . неоправданное соединение нескольких простых предложений в одно сложное; . неоправданное употребление причастных и деепричастных оборотов и другие ошибки.
Изобразительно-выразительные средства – это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы, и другие речевые приемы)
Объектами криминалистической автороведческой экспертизы являются тексты различных документов. Текст как продукт деятельности определенного лица представляет собой сложное структурное образование, элементы которого находятся в определенных закономерных отношениях связи. Для решения задач автороведческой экспертизы необходимо иметь текст, минимальный объем которого составляет 500 слов. В структурных свойствах исследуемого текста содержится информация, используемая для установления автора текста. С одной стороны, это информация о познаваемом объекте, предмете мысли, в которой могут содержаться конкретные сведения о лицах, предметах, явлениях, известных только определенному автору. Изучение и использование такой информации не требует специальных познаний, но на начальном этапе исследования она может быть использована для создания условной модели автора текста. Для проведения автороведческой экспертизы в целях идентификации автора определенного текста необходимо иметь образцы письменной речи проверяемых лиц. Эти образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть свободными, экспериментальными и условно свободными. Свободные образцы письменной речи – это тексты, составленные подозреваемым лицом вне связи с расследуемым событием и до его возникновения. Они должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения текста, стилю письменной речи, адресату и характеру речевого общения с ним, по состоянию автора. Требование о соответствие образцов исследуемому тексту по языку изложения означает, что образцы письменной речи должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый документ. Важность этого требования определяется тем, что синтаксические, лексико-фразеологические, стилистические элементы и структуры в разных языках существенно различаются. Свободные образцы должны быть как можно ближе ко времени появления исследуемого документа. Необходимость соблюдения этого требования связана с тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. По мере становления и развития личности, в результате воздействия множества факторов субъективного и объективного характера письменная речь человека претерпевает существенные изменения: повышается общий уровень грамотности, увеличивается лексический состав, усложняются стилистические особенности и синтаксис. И, напротив, в преклонном, старческом возрасте, в результате возрастных, биологических и психофизических изменений в организме нередко происходят изменения письменной речи в сторону упрощения и нарушения смысловой и языковой структуры изложения. В среднем возрасте, как правило, признаки письменной речи наиболее устойчивы и могут подвергаться изменения лишь под воздействием случайных факторов. Свободные образцы письменной речи должны быть выполнены в том же функциональном стиле и в той же письменной форме, что и исследуемый текст (бытовом, деловом, публицистическом, научном и др.).
Необходимость использования в процессе исследования одного и того же состояния автора при составлении исследуемого текста и текстов свободных образцов его письменной речи касается тех случаев, когда известно, что предполагаемый автор исследуемого текста в период его создания страдал психическим или иным тяжким заболеванием, находился в состоянии сильного возбуждения или депрессии, все это приводит к серьезным изменениям в психо- речевой сфере. Одним из необходимых требований, предъявляемых к свободным образцам, является требование тематики. Целесообразен подбор образцов с разнообразной тематикой. Это позволяет более полно проследить лексические особенности и выявить некоторые элементы стиля изложения мыслей. Важным требованием является объем текста. В методических указаниях для правоохранительных органов говориться, что образцы должны быть до пяти страниц машинописного текста и до десяти страниц рукописного текста.
Судебно-автороведческое экспертное исследование состоит из нескольких стадий: * подготовительной; * аналитической (стадия раздельного исследования); * сравнительной; * синтезирующей, формирующей вывод. На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы и поступившими материалами, оценивает их с точки зрения количества и качества, достаточности для экспертного исследования. На аналитической стадии производится раздельный анализ исследуемого текста и образцов письменной речи проверяемого лица. На стадии сравнительного исследования Выявляются совпадающие и различающиеся общие и частные признаки языковых навыков, отобразившиеся в исследуемом тексте и образцах. Оценка установленных совпадений и различий производится на синтезирующей стадии, когда формируется окончательный вывод. Методикой автороведческой экспертизы предусмотрено использование количественных критериев при выделении общих признаков (степеней развития) языковых навыков, что безусловно способствует объективизации исследования.
49. Криминалистическая фоноскопия.
Самым распространенных средством общения людей является устная речь, которая оставляет изменения в материальной среде, которые принято называть звуковыми следами. Роль звуковых следов человека существенно возросла в последнее время. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что традиционные средства фиксации информации — письменные документы — все чаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой, в повседневной жизни резко расширилось использование звуковой и видеотехники, среди материалов, приобщенных к уголовным делам, все чаще присутствуют фонограммы и видеозаписи. К таким материалам относятся: • фонограммы, на которых случайно или умышленно зафиксированы высказывания, содержащие информацию о подготовке, совершении и сокрытии преступления, например, запись разговоров преступников, очевидцев, потерпевших; • фонограммы, явившиеся объектами преступных действий (если они похищены или подделаны); • фонограммы, служившие орудиями преступления, например, при вымогательстве или шантаже; • фонограммы допросов и иных следственных действий, являющиеся приложениями к соответствующим протоколам. Хотя с помощью аудио- и видеозаписей фиксируется не только человеческий голос, но и множество других звуковых следов, основными задачами, решаемыми при исследовании фонограмм, являются идентификация человека по голосу и диагностика особенностей его личности (пол, национальная и социальная принадлежность, культурный уровень и пр.). Криминалистическая фоноскопия является основой идентификации человека по голосу, в процессе которой изучается звуковая, особенно речевая, информация, в основном в виде магнитных и видеомагнитных записей, звуко-и видеозаписывающая аппаратура. Теоретические предпосылки методики идентификации личности по фонограммам устной речи: 1. Голос человека индивидуален, что обусловлено строго индивидуальными формой и размерами ротовой и носовой полостей, горла, органов дыхания. Поэтому для каждого человека характерна строго индивидуальная концентрация голосовой энергии в определенном частотном диапазоне. 2. Акустическая характеристика голоса относительно устойчива во времени и остается индивидуальной даже при морфологических и патологических изменениях органов речи. 3. Речь человека индивидуальна, характеризуется чертами, присущими только ему, и определяется социальными и психическими факторами. Сформировавшиеся в юности особенности речи, интонации и вообще манера говорить становятся привычными и почти не меняются в течение всей жизни.
Методы использующиеся при фоноскопическнх исследованиях.
В основу методики фоноскопических исследований положены акустический и лингвистический анализы устной речи. Лингвистический анализ в целом более направлен на исследование устной речи, отражающей социальные, интеллектуальные, психофизиологические и другие личностные характеристики человека; акустический — на изучение характеристик, определяемых анатомическими, физиологическими и психофизиологическими особенностями индивидуума. Акустический анализ базируется на многочисленных измерениях спектрально-временных характеристик речевого сигнала и их последующей статистической обработке для выявления индивидуального комплекса акустических признаков.
Комплексный лингва-акустический анализ фонограмм речи позволяет проводить идентификацию человека даже по фонограммам низкого качества и малой длительности. Фоноскопические исследования проводятся с помощью измерительно-вычислительных комплексов, включающих высококачественную звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, соединенную с компьютером, оснащенным специальным устройством ввода — вывода акустической информации и пакетом прикладных программ для обработки речевых сигналов и дальнейшего их исследования Помимо идентификационных возможно также решение не менее актуальных для раскрытия и расследования преступлений диагностических задач, позволяющих сделать обоснованные суждения о многих физических, психических и социальных признаках личности.
Какие задачи разрешаются фоноскопической экспертизой?
К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры. На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся вопросы: 1. Сколько лиц участвовало В разговоре, записанном на представленной фонограмме? 2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме? 3. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т. д.)? 4. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.? Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)? 5. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и пр.), а если подвергать, то какая ее часть смонтирована? Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания? Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме? Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы? 6. Какое оборудование (магнитофон, видеомагнитофон, диктофон; его тип, марка, класс, страна-производитель) использовалось для осуществления данной магнитной записи? Имело ли оно, судя по записи, какие-либо неисправности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорившего? 7. В какой местности формировалась устная речь, и в каких возможных местах длительно проживало лицо, речь которого записана? 8. Каковы пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме? 9. Каковы некоторые социальные характеристики лица? 10. Каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи? Является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной? На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся вопросы: 1. Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме устная речь определенному лицу, лицам? Какие фрагменты звукозаписи, каким лицам принадлежат? 2. Изготовлена ли данная фонограмма на представленном звукозаписывающем аппарате? Воспроизводилась ли данная фонограмма на таком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне)? 3.Является ли данная видеофонограмма копией, изготовленной путем записи с лазерного диска на данный видео магнитофон? Является ли видеофонограмма № 1 полностью или частично копией видеофонограммы № 2? Составляли ли склеенные фрагменты данной магнитной ленты ранее одно целое?
50. Понятие "словесного портрета" и его использование в следственной и оперативно-розыскной работе. Система описания признаков внешности по методу "словесного портрета". Применение метода комбинированных портретов.
При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет — это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов. Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику. 1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого — функциональные признаки сопутствующих предметов. 2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху — вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги. 3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые —по цвету. 3.1. При описании формы используют наименование геометрических фэигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.). 3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний". 3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное). 3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.). 4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность. 5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках. Анатомические Анатомические признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов.,функциональные, Функциональные признаки проявляются в процессе жизнедеятельности человека, характеризуя его двигательные и физиологические функции (жестикуляция, мимика и т. п.). и сопутствовавшие признаки Сопутствующие, или косвенные, признаки — это приметы одежды и других предметов, связанных с данной личностью (очки, кольцо, трость и др.). Метод комбинированных портретов - "фоторобота", "изоробота". Известно, что воспроизведение допрашиваемым наблюдавшихся им признаков внешности того или иного человека облегчается, если воспоминание дополняется другой, более простой формой воспроизведения - узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунок) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то он, как правило, безошибочно укажет на тот вариант, который более всего соответствует внешности человека, личность которого выясняется на данном допросе. Эта психологическая закономерность в сочетании с методикой "словесного портрета" и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виденного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внешности искомого человека. То же самое делается в отношении его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также представляют допрашиваемому. Когда отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить составной (комбинированный) портрет искомого лица. После монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответствии с его замечаниями.
51. Экспертное отождествление человека по признакам внешности.
Наиболее существенная роль в идентификации личности принадлежит криминалистической портретной экспертизе. В результате ее проведения устанавливается факт тождества. Возможности портретной экспертизы достаточно обширны, что определяется как видом объектов, поступающих на исследование, так и методами исследования. В зависимости от характера объектов данный вид экспертизы может быть классифицирован на следующие подвиды: а) экспертиза изображений людей по фотопортретам с целью установления, не изображено ли на двух (и более) фотоснимках одно и то же лицо; б) экспертиза неопознанного трупа (фотоснимки которого представлены) и фотопортрета живого лица для установления личности трупа; в) экспертиза прижизненных фотоизображений без вести пропавшего человека и черепа трупа для установления, мог ли обнаруженный череп принадлежать данному лицу; г) экспертиза посмертной маски неизвестного человека и прижизненных фотоизображений без вести пропавшего с целью опознания трупа. Приведенный перечень объектов и целей исследования свидетельствует о том, что портретная экспертиза проводится в процессе оперативных и следственных мер по розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда; лиц, бежавших из мест заключения; лиц, пропавших без вести, когда обнаруживается или задерживается лицо, сходное с разыскиваемым. Проводится экспертиза и при обоснованных сомнениях по поводу того, что на фотоснимке в удостоверении личности изображено лицо, предъявившее данный документ в качестве своего. К помощи экспертизы обращаются для установления факта, что на фотоснимках, имеющих отношение к расследуемому событию, изображено конкретное лицо. И, наконец, значение портретной экспертизы велико при установлении личности неопознанного трупа. В основе отождествления личности применительно ко всем вышеназванным объектам лежит сравнительное исследование (сопоставительный анализ) признаков внешности. Успех экспертного отождествления по фотоснимкам во многом зависит от их правильного подбора, качества, времени и условий съемки. Желательно брать снимки без ретуши, с четкой проработкой деталей лица, на которых отождествляемое лицо изображено в том же ракурсе и при таком же освещении, как на исследуемом фотоснимке. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что на разных фотоснимках могут просматриваться отчетливо те или иные элементы лица (головы), рекомендуется в качестве сравнительных направлять как можно больше фотографий, а при необходимости (по запросу эксперта) и негативы. Представленные на исследование фотоснимки осматриваются экспертом, из них выбираются наиболее пригодные для сопоставления. Отобранные фотоснимки доводятся до одного масштаба (при репродукционной съемке). По группе снимков, на которых изображено одно и то же идентифицированное лицо, по методу словесного портрета составляется описание совпадающих признаков внешности. Наряду с описанием применяют и другие приемы ^демонстрации совпадающих признаков: а) сопоставление — сравниваемые фотоснимки наклеивают рядом и одинаковыми цифрами отмечают совпадающие признаки; б) совмещение — сложение частей снимков (обычно левой части одного лица с правой другого) для демонстрации совмещения (взаимоперехода) горизонтальных линий: роста волос, бровей, глаз, основания носа, рта, подбородка; в) наложение — совмещение по одноименным анатомо-топографическим точкам изображения лиц, изготовленных на прозрачных фотопленках (или одно изображение на пленке, другое — на фотобумаге). Используют и другие технические приемы: замеряют расстояния между одноименными анатомо-топографическими точками, изучают размерные соотношения, производят графические построения и др. Вывод эксперта основывается на детальной характеристике всех выявленных признаков внешности и объективной оценке их достаточности для целей отождествления. Если наряду с совпадающими признаками, позволяющими прийти к выводу о тождестве, наблюдаются некоторые различия, они должны быть объяснены (разное освещение, положение головы, возрастные изменения, изменения вследствие перенесенного заболевания и т. п.). К заключению эксперта должны быть приложены таблицы с фотоснимками, как размеченными, так и без разметок (контрольные). Если на экспертизу представлен череп и прижизненное изображение отождествляемого лица, то исследование проводится по следующей методике. Первоначально по черепу устанавливается пол и приблизительный возраст лица, которому он принадлежал. Если это не исключает дальнейшего исследования, то с прижизненного изображения лица изготовляют диапозитив. Далее череп фотографируют в том же масштабе и в том же ракурсе, что и лицо, изображенное на диапозитиве. После этого негативные изображения черепа и лица совмещают по основным анатомо-топографическим точкам и с такого совмещенного негатива осуществляют фотопечать. На полученном фотоснимке должны отчетливо просматриваться оба изображения так, чтобы совпадали все основные анатомо-топографические точки и контуры. При совпадении делается вывод о том, что череп мог принадлежать данному лицу. В категорической форме заключение дается только в том случае, если наряду с отмеченным имеется совпадение индивидуализирующих признаков: искривление спинки носа, следы хирургического вмешательства на костях черепа, совпадение прижизненных сведений о состоянии зубного аппарата.
В следственной и оперативно-розыскной практике иногда прибегают к скульптурной реконструкции лица по черепу. Суть метода в том, что на череп наносят восковую композицию слоя, который определяется толщиной мягких тканей на соответствующих участках лица (головы). Полученный скульптурный портрет может быть в оперативных целях предъявлен для узнавания, сопоставлен по методу словесного портрета с прижизненным изображением без вести пропавшего лица. Результаты опознания или сопоставления доказательственного значения не имеют, так как в основе создания скульптурного портрета лежат не только объективные данные, но и субъективные, привносимые скульптором. По этой же причине скульптурный портрет не может быть объектом экспертного исследования. В последнее время также в оперативных целях производят сопоставление рисованных или композиционных портретов по делам, связанным с серийными преступлениями. Портреты, созданные со слов потерпевшего или свидетеля по разным эпизодам преступлений, сопоставляются. Подобный прием позволяет с некоторой долей вероятности установить, что преступления совершены одним и тем же лицом. Подобное исследование, не будучи экспертизой, осуществляется в оперативных целях и оформляется "справкой об исследовании".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|