ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Судебная экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов
Судебная экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов (ГСМ) производится в целях: обнаружения на объектах нефтепродуктов, не воспринимаемых органолептическим способом (например, следов легковоспламеняющихся жидкостей на обугленных остатках, свидетельствующих о способе совершения поджога); установления вида, сорта, марки нефтепродукта или ГСМ; установления тождества исследуемого и сравниваемого нефтепродукта или ГСМ, их следов (например, обнаружение на одежде данного лица следов смазочных материалов и относимость их к конкретному огнестрельному оружию, транспортному средству, ножу и проч.) и многое другое. Вопросы диагностического характера, решаемые при этом, таковы. 1. Является ли данное вещество нефтепродуктом, горюче-смазочным материалом? К какой группе оно относится, какова его рецептура, марка, основное назначение и область применения? 2. Относится ли представленная жидкость к группе легковоспламеняющихся жидкостей? Каковы ее химический состав и марка? 3. Каково количественное содержание нефтепродукта или ГСМ в данной смеси? Не содержится ли в бензине, предоставленном на исследование, примесей иных нефтепродуктов (дизельного топлива, керосина) или иных жидкостей (воды)? Не присутствует ли в высокосортном бензине низкосортный? Каково содержание в смеси низкосортного бензина? 4. Имеются ли на данных объектах следы нефтепродуктов, ГСМ, легковоспламеняющихся жидкостей? Каков их состав, к какой группе, марке они относятся? Каково их основное назначение? 5. В течение какого периода времени данные нефтепродукты и ГСМ хранились при конкретных условиях? Когда данные вещества попали (были нанесены) на представленный предмет? Находились ли смазочные материалы в эксплуатации? Какие посторонние примеси (загрязнения) в них присутствуют? 6. Не находились ли данные объекты, на которых обнаружены следы нефтепродуктов и ГСМ, в непосредственном контакте (например, не находился ли в кармане подозреваемого покрытый смазкой нож или не образовались ли следы ГСМ на одежде потерпевшего в результате наезда транспортного средства)?*(263) Вопросы идентификационного характера. 1. Имеет ли данный объем нефтепродукта или ГСМ (наслоение, пятно, след) родовую, групповую принадлежность со сравнительными образцами, представленными на экспертизу? 2. Имеют ли сравниваемые вещества в емкостях, пятнах, наслоениях, следах единый источник происхождения? 3. Является ли данный след (наслоение, пятно, объем) нефтепродукта или ГСМ частью данного объема вещества? Общая групповая принадлежность нефтепродуктов и ГСМ и единый источник происхождения могут быть связаны с: особенностями технологии производства (на данном заводе, данной партии продукции); условиями хранения (например, бензин в открытом резервуаре), транспортировки, эксплуатации (масло с признаками эксплуатации в двигателе автотранспортного средства); обстоятельствами дела и проч. Индивидуальная идентификация конкретных объемов или следов нефтепродуктов и ГСМ возможна далеко не всегда. Объектами экспертизы нефтепродуктов и ГСМ являются: а) легковоспламеняющиеся нефтепродукты и их следы на носителях (экспертизы этих объектов производятся, в основном, по делам о пожарах и взрывах, а также в связи с фальсификациями товарных нефтепродуктов, например, смешиванием высокосортного и низкосортного бензина, добавлением воды к бензину и т.п.); б) смазочные материалы и их следы (эти объекты наиболее часто исследуются по делам о дорожно-транспортных происшествиях, по делам, связанным с ношением, хранением и применением огнестрельного и холодного оружия, а также материалов и изделий, где используются смазочные покрытия); в) твердые нефтепродукты (например, асфальт, иные дорожные покрытия). Примером задачи исследования нефтепродуктов может быть экспертиза по следующему гражданскому делу. Гражданин Бельгии Ф. заправил свою автомашину "Феррари" на одной из АЗС в Ленинградской области, проехал на ней небольшое расстояние, после чего мотор заглох. Прибывший на место автомеханик констатировал серьезную поломку. В сервис-центре причиной неисправности назвали некачественный бензин. Владелец автомобиля предъявил через суд свои претензии бензозаправщику и ходатайствовал о назначении судебной экспертизы нефтепродуктов. На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы. 1. Бензин какой марки находится в бензобаке автомобиля "Феррари"? 2. Не присутствует ли в высокосортном бензине низкосортный? 3. Каково содержание в смеси низкосортного бензина? 4. Не содержится ли в бензине из бензобака автомобиля "Феррари" примесей иных нефтепродуктов (дизельного топлива, керосина) или иных жидкостей (воды)? Экспертиза показала, что автомобиль "Феррари" был заправлен смесью, состоящей из бензинов АИ-95 и А-80 в соотношении 1:2. Объекты, на которых предполагается наличие нефтепродуктов (могущие содержать летучие компоненты), необходимо упаковывать в герметичные емкости, например, запаивать в полиэтиленовую пленку. Жидкие, вязкие нефтепродукты и ГСМ помещают в сухие стеклянные емкости и укупоривают притертыми стеклянными, корковыми, пластмассовыми (но не резиновыми) пробками. Образцы хранятся в холодильнике или в прохладном темном месте. Если обнаруженная емкость отправляется на экспертизу целиком, необходимо проверить ее герметичность, в случае необходимости осуществить герметизацию, а при невозможности последней - перелить содержимое в герметично закрывающуюся емкость, а освободившуюся запаять в полиэтиленовую пленку и все вместе направить на экспертизу. Нельзя помещать нефтепродукты и ГСМ в бумажные пакеты, спичечные коробки, использовать для упаковки пластмассу, картон, древесину. Пробы бензина отбирают в количестве около 200 мл каждого образца и упаковывают в стеклянные емкости, как указано выше. Если отбираются образцы бензина, качество которого вызывает сомнение, по возможности, следует получить контрольный образец бензина данной марки и партии, который хранится на нефтебазах в течение 45 суток, а на автозаправочных станциях - сутки. К контрольному образцу всегда приобщается паспорт, где указаны основные характеристики бензина. Вещества, обнаруженные на асфальте, почве, бетоне и проч., изымают с помощью чистых марлевых тампонов (с почвы можно изымать вместе с грунтом) и запаковывают герметично, как указано выше. Одновременно изымаются и предоставляются в распоряжение эксперта сравнительные образцы дорожного покрытия, почвы, грунта, чистые марлевые тампоны. Особенно тщательно должны отбираться и упаковываться объекты, на которых только предполагается присутствие легковоспламеняющихся нефтепродуктов (зола, обгоревшие остатки с места пожара). Такие вещества быстро изменяют свои свойства, и в процессе хранения некоторые наиболее летучие компоненты могут быть утрачены. Поэтому чем быстрее изъяты и упакованы такие объекты, тем более информативна может быть экспертиза. Эксперту в этом случае следует сообщить, сколько времени прошло с момента происшествия до изъятия объектов, а также условия хранения последних. Эффективность экспертизы во многом определяется тем, предоставлены ли в распоряжение эксперта сведения о происхождении нефтепродуктов и ГСМ, условиях их хранения, транспортировки, расходования, эксплуатации, способах обнаружения и изъятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|