Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Как мальчик заставил Смерть на себя работать
Адычах и Кечох
Хакасские сказки
Жили два парня. Были они большими друзьями. Одного звали Адычах, другого — Кечох. Дали они клятву не покидать друг друга в беде. — Мой отец очень храбрый. Я весь в него пошел. Ты, Кечох, со мной не пропадешь,— говорил Адычах. Кечох молча выслушал своего друга и хорошо запомнил его слова. Как-то шли они по тайге. Навстречу им медведь. Адычах мигом оказался на дереве. Кечох упал на землю и притворился мертвым. Медведь подошел к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу — мертвых медведи не трогают. Адычах подождал, пока медведь ушел, слез с дерева и спросил у товарища: — Что тебе медведь говорил? — Он сказал: никогда не ходи в тайгу с другом, который только о себе думает... С тех пор появилась у хакасов пословица: «Без беды друга не узнаешь».
Батрак Торсых
Хакасские сказки
На берегу быстрой реки жил бай Хырым. У него была жена Хырха. Летняя юрта их стояла у самой воды. Жил у бая в батраках бедный человек по имени Торсых. Бай не позволял ему ставить юрту близко к реке, боялся, что будет бедняк воду бесплатно брать. Всего в хозяйстве у Торсыха были одна коровенка, одна овца и одна собака — все черной масти. Жил Торсых с женой и двумя детьми. Сорок лет работал на бая, ничего заработать не мог и уйти от него не мог. Пройдет год — придет Торсых за расчетом, и он же должен остается. Всё подсчитают: сколько жена Торсыха в речке брала воды, сколько навозу спалила. За долги снова работать заставляют. Так и в этом году случилось. Всю зиму пас Торсых байские табуны и опять в должниках остался. Весной прилетели ласточки. Попробовали вить гнезда у бая, но жена бая прогнала их. «Нечего мусор около жилья разводить»,— сказала она птицам. Ласточки поселились в юрте Торсыха. Жена бедняка никогда их не ругала, еще и подкармливала. Как-то рано утром ласточки сидели на юрте и между собой разговаривали: «Никогда мы не сорили возле жилья бая, а его жена нас выгнала, гнезда наши разорила. Зато здесь, хоть и насорим иногда, никто не ругает, а еще и покормят». Услышала сорока их разговор, и зависть ее взяла. — Я,— говорит,— у бедных ничего не ем, брезгую. Вот у богатых — другое дело. А ласточки ей отвечают: — Ты нечистая птица. Ты самая плохая из всех птиц. Ты отбросами богатых кормишься, лягушек и змей ешь. Ты в жаркие страны летать не можешь. — Я чистая, я чистая!— закричала сорока. — Мы к тебе и близко не хотим подходить. Ты лгунья. Ты летом смеешься, а зимой плачешь,— ответили ласточки. Не вытерпела сорока и со злостью улетела. Однажды Хырха и Хырым увидели детей Торсыха и рассуждают между собой. — Торсыха мы крепко держим,— сказала Хырха.— А вот его дети вырастут и не станут на нас работать. — Надо юрту Торсыха спалить, тогда и его детей в кабалу заберем. Новую юрту нелегко построить,— сказал Хырым. Как решили, так и сделали. Ночью проснулся Торсых — двор горит. Разбудил он жену, детей, схватили они ведра и побежали на речку. Хырым и Хырха уже там стоят, воду не дают. — Вы и так уже задолжали,— сказали они Тор-сыху. Ласточки полетели к реке, воду в рот набирают и заливают пожар, а сорока сухой травы в огонь подбрасывает и хохочет: — Ха-ха-ха, как горит весело! Пусть все горит! В степи на кургане волк завыл: — Так и надо Торсыху: ни одного жеребенка не дал нам съесть, пусть дотла сгорит двор его. А корову с овцой мы задерем. Собака Торсыха вокруг юрты бегает, просит: — Хоть бы дождь пошел, хоть бы дождь пошел. В табуне чалый жеребец заржал: — Торсых нас днем и ночью никому в обиду не давал, пусть хлынет дождь и зальет пожар. Сорока хохочет: — Ха-ха-ха... Если волк у Торсыха корову съест, мне кишки останутся. Ласточки, летая, кричали: — Пусть дождь польет... Пусть дождь польет... Подул ветер, нагнал черную тучу, и полил дождь. Дождем быстро залило пожар... Волк подкрался к чалому жеребцу: — За то, что ты просил дождь, я съем тебя,— сказал волк. — Ты сначала посчитай, сколько у меня волос в хвосте,— ответил жеребец и повернулся задом. — Ну что же, посчитаю,— согласился волк. Подобрался к жеребцу, а жеребец как ударил задними ногами, так волчью голову на две части и расколол. Дождь лил все сильнее. Хырха и Хырым в свою юрту спрятались. Тут речка из берегов вышла. Хлынула волна, смыла юрту, и Хырха с Хырымом захлебнулись. Уцелела только юрта Торсыха, потому что стояла она на бугре, вдали от реки. Смотрит утром Торсых, а от байских дворов и следа не осталось. Ласточки поют, радуются, а сорока плачет: — Свила я себе гнездо на низкой иве. Вода поднялась и унесла моих бедных детенышей. Ласточки ей в ответ кричат: — С черными мыслями сорока на черной иве плачет! У нас нет злых мыслей, и мы радуемся. Сегодня радуемся, и завтра, и послезавтра, и всегда будем радоваться. Торсых собрал батраков. Они поделили между собой байский скот, поставили на берегу новые юрты и стали жить хорошо.
Два брата
Хакасские сказки
Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. Однажды пришел богатый брат к бедному и говорит: — Иди ко мне работать. Как отработаешь день от солнца до солнца, так мешок хлеба получишь. — Ладно,— согласился бедный брат. Проработал день от зари до зари, пришел плату получать. — День,— говорит,— кончился. Плати. — Нет, день еще не кончился,— ответил богатый.— У солнца младший брат есть, видишь, на небе светит? Вот когда месяц зайдет, приходи. Проработал бедный брат всю ночь. Перед тем как солнцу взойти, пришел домой, взял мешок с распоро-тым дном и внизу к нему второй мешок подставил. Приходит к богатому брату. — Постой-ка... Да ведь у тебя, кажется, два мешка?— спросил богатый брат. — Если у солнца есть младший брат, так почему бы мешку младшего брата не иметь?— ответил бедный. Делать нечего. Пришлось богатому два мешка зерна отдать — перехитрил его бедный брат.
Как мальчик заставил Смерть на себя работать
Хакасские сказки
Жил-был мальчик-сирота. Плохо жил, со дня на день еле-еле перебивался. Однажды сказал он сам себе: «Пойду-ка я куда-нибудь, наймусь в работники. Может, хорошо жить начну». И вот пошел. Попалась ему речка, и он направился вдоль нее по берегу. Шел, шел и видит: под ногами батожок валяется — красивый. Мальчик взял его и пошел дальше. Подошел к развилке. Одна дорога идет налево, другая — направо. Подумал мальчик и решил направо идти, а батожок говорит: — Не ходи по правой дороге: смерть тебе встретится. Если пойдешь по левой дороге, бая с семью дочерьми встретишь. Мальчик пошел по левой дороге. Вскоре байское жилье попалось. Заходит мальчик и видит: сидит толстый бай с женой и семью дочерьми. Бай с женой старые, а дочери молодые и красивые. — Куда идешь, что надо?— спросил бай. — Иду, работу ищу. — Нанимайся ко мне. Есть у меня работа. Но одно условие тебе ставлю. Если управишься с работой, сколько хочешь платы проси. А не управишься, я тебя изобью и выгоню. Некуда мальчику деваться. Согласился он год у бая работать. Мальчику во всем батожок помогал. Что бы ни сказал бай, все делалось. Младшая дочь очень мальчику понравилась, и он по душе ей пришелся. Год прошел. Настало время плату получать. Бай спрашивает мальчика: — Что дать — денег или одежды? — Отдай мне на работу свою младшую дочь,— ответил мальчик. Рассердился бай, приказал мальчика избить и ня с чем выгнать. Мальчик взял свой батожок и пошел правду искать. По дороге встретил дряхлого старика. Идет старик, спотыкается, а зубы у него во рту молодые, как у волка. — Что ты, дедушка, и куда идешь? — О, о, мальчик, я Смерть. Иду к богам, чтобы узнать, кого мне есть. — А где они — боги?— спросил мальчик. — Очень далеко боги. Устал я, пока иду, а еще и половины не прошел. Надо все прямо по этой дороге идти, пока лестница на небо не встретится. Эта лестница прямо к богам и приведет. Но и по ней путь долог. Очень она высокая, не знаю, как и доберусь. — А зачем тебе идти, мучиться? Ты садись и отдыхай. Я за тебя сбегаю. — Ладно, сынок, сходи... Пошел мальчик, и все так было, как Смерть рассказала. Взобрался он на небо и видит: все там, как на земле, только теплее. Трава круглый год зеленая и не вянет, листья с деревьев не падают, белые цветы растут, и юрты больше, чем на земле. Зашел мальчик в самую нарядную юрту и видит: сидят за столом десять богов и большие книги просматривают. — Меня к вам Смерть послала. Кого ей есть, спрашивает,— сказал мальчик. — Пусть три года ест она худых стариков,— ответили боги и отпустили мальчика. Жалко стало мальчику стариков. «Раз старик худой, значит, бедный,— подумал мальчик,— зачем бедного человека жизни лишать?» Спустился мальчик на землю и пошел. На батожок обопрется — сразу пять земель за спиной оставляет. За один день мальчик в оба конца сбегал. Пришел к Смерти и говорит: — Боги сказали, чтобы ты три года древесную кору в тайге ела. Повздыхал старик — делать нечего. Отправился в тайгу. Через три года мальчик опять Смерть встретил. Идет старик едва живой. Увидел мальчика, заохал, стал жаловаться: — Зубы я об эту кору обломал, живот испортил... За что боги на меня рассердились? — Ничего, дедушка, может, на этот раз боги добрей будут. Ты посиди, отдохни, я к ним сбегаю. Пришел мальчик к богам и говорит: — Смерть от стариков сама чуть не умерла. Зубы обломала, живот испортила. Кого ей теперь есть? — Пусть она теперь три года детей ест,— сказали боги и отпустили мальчика. Жалко ему стало детей, вернулся он к Смерти и сказал ей: — Я передал богам жалобу. Они сказали, чтобы ты три года водоросли ела. Они мягкие и сочные. Прошли и эти три года. А вместе шесть лет миновало, и никто из людей в степи не умирал. А мальчик ходит себе с батожком, все правду ищет. Всю землю обошел — нет правды. Вот на дороге снова старика встречает. Идет старик, распух весь, позеленел от водорослей. Увидел мальчика, стал жаловаться: — Совсем меня боги решили уморить. Сил больше нет. Видно, мне пришло время умирать... — Ты посиди, на солнышке погрейся, а я на небо сбегаю, твои жалобы передам,— сказал мальчик, а сам подумал: «Правды я не нашел, так хоть Смерть из-Ееду». — Нет,— ответил старик.— Я сам к богам схожу. Пусть посмотрят, какой я стал. Пошел старик по дороге, а мальчик впереди него отправился. Дошли до лестницы, стали наверх взбираться. Проползет Смерть немного и сидит отдыхает. Когда Смерть отдыхала, мальчик тоже останавливался. Была у него табакерка с табаком. Как остановятся они, так мальчик табак нюхает. Старик спрашивает: — Что ты ешь, мальчик? — Да вот тут у меня сушеное человечье мясо. Я и закусываю потихоньку. — Дай мне поесть. Совсем я ослаб... — Дать можно. Почему не дать! Но ведь ты, дедушка, не достанешь так, как я у тебя пальцы толстые. Обратись в комара, залезь в табакерку и кушай сколько хочешь. Старик так и сделал. Влез в табакерку, а мальчик ее крышкой закрыл и спустился на землю. Сел и думает, что дальше делать. Батожок ему говорит: — Иди теперь к хану. Там у него все баи пируют, и твой бывший хозяин с ними. Там ты свою правду найдешь. Пошел мальчик к хану. Обопрется на батожок — сразу десять земель за спиной оставляет. Пришел он в улус хана, в самую большую юрту. Пир у хана богатый был. Толстый бай тоже пировал. Увидел мальчика и зашептал хану: — Гони этого чертенка. От него горя наберешься. Старик в табакерке услыхал запах пищи, завозился, пищит тонким голоском так, что один мальчик слышит: — Выпусти меня поесть,— я для тебя что хочешь сделаю. А хан тем временем грозно мальчика спрашивает: — Ты кто такой? Откуда пришел? — Пришел я к тебе как к главному в степи — правду искать. Обманул меня вот этот человек.— Мальчик на толстого бая рукой показал.— Прикажи ему заплатить за мою работу тем, что я сам выбрал. Рассердила хана дерзость сироты, приказал он гнать его и палками бить. Тогда мальчик зашептал в табакерку: — Я тебя, дедушка, выпущу, только ты всех толстых людей, которых увидишь в юрте, должен съесть. — Съем, съем... всех съем,— застонал старик. Кинулись ханские слуги к мальчику, а он открыл табакерку, вылетел из нее комар, ударился об пол и обратился в Смерть. Кинулась Смерть подряд жирных баев глотать. Хану первому конец пришел. Много было батраков у хана. Мальчик всех отпустил. У кого не было одежды — того одел. У кого не было денег — тому дал деньги. Весь ханский скот поровну поделил. С тех пор началась в степи счастливая жизнь.
Волшебный чатхан
Хакасские сказки
Давным-давно жил старик пастух. Звали его Чат-хан. Много скота было у хана. Много было и пастухов. Трудная служба у пастуха: одни заботы, и совсем нет радостей. Долго думал Чатхан, чем бы облегчить жизнь пастухов, и придумал: сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть на них. По вечерам к нему приходили послушать музыку пастухи. Так красиво звенели семь волосяных струн, что у людей сладко замирало сердце, птицы складывали крылья в полете, звери останавливали свой бег. Очарованные рыбы замирали в реках и озерах, в степи слушали волшебную музыку табуны коней. Легкой стала работа пастухов. Стоило разбиться стаду, как Чатхан брал свой музыкальный ящик, трогал струны, и стада снова собирались. Чатхан один управлялся с бесчисленными стадами хана. Однажды случилась беда. О волшебном инструменте узнали одноглазые разбойники. Они пришли из-за гор, убили старика, унесли музыкальный ящик, угнали скот бедняков. Только ханские стада остались в степи. Был у старика внук. Рос он не по дням, а по часам. Когда подрос, сказал матери: — Сделайте мне лук и стрелы. Мать сделала ему лук из табылки, нарезала из тальника стрелы. Хорошим стрелком стал внук Чатха-на. Направо пустит стрелу — тридцать птиц падает, налево пустит — сорок птиц убивает. Мать строго-настрого запретила сыну ходить за большую гору. А мальчику любопытно, что же там есть, за высокой горой. Однажды он поднялся на вершину и увидел возле пещеры большой дом без окон. Мальчик подкрался к дому и прислушался. За стеной людские голоса, как пчелы, жужжали. Один говорил: — Еда кончилась... Другой добавил: — Нужно яловую кобылицу вызвать. Третий предложил: — Хорошо бы яловую корову и яловую овцу заколоть. Вдруг в доме все притихло и послышалась чудесная музыка. Закачались леса, затрепетали на деревьях листья. Легко и весело стало кругом. Заржала кобылица, замычала корова, заблеяла овца. Они подбежали прямо к дому и остановились. Мальчик спрятался за большой камень и стал смотреть, что будет дальше. Из дома вышли семь черных людей. На левой половине головы у них было по одному глазу. Вместо лиц был один огромный рот с двумя клыками. Они зарезали животных и стали носить в дом мясо. Давно не ел мальчик домашних животных. Он протянул из-за камня стрелу и наколол наконечником конскую, коровью и овечью грудинки. Одноглазые разбойники ничего не заметили. Мальчик притащил свою добычу матери. Сильно она обрадовалась, так как тоже давно не ела мяса. Скот ведь остался только у хана, а у пастухов ничего не было. Но когда мать узнала, куда ходил сын и откуда достал грудинку, она опечалилась и сильно поругала его. — Эти разбойники убили твоего деда. Я боюсь: не было бы новой беды. Зачем ты туда ходил?— сказала мать. — Ничего не бойся,— ответил мальчик. На другой день он взял лук и стрелы и снова отправился за гору. Подкрался к дому и стал прислушиваться. В доме сильно спорили. — Кто съел грудинку?— спрашивал один. — Сам, наверное, и съел,— отвечал другой. — Ни коровьей, ни бараньей грудинки не было, вы всё потихоньку съели,— говорил третий. Спорили они, спорили и решили пересчитать кости. Посчитали — нет грудинок. Тогда один сказал: — Все вы ничего не понимаете. Вырос внук Чатхана. Это его рук дело. Надо убить его, Выбежали одноглазые из дома, спешат, толкаются. Были они почти совсем слепые. Взялись за руки и пошли с горы. Мальчик переждал немного и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму, прикрыл ее ветками, присыпал ветки землею. После этого он взял инструмент деда и заиграл. Одноглазые услышали и побежали обратно. Только кинулись к двери, как все провалились в яму. Мальчик всех их камнями побил, а яму закопал. Взял он чудесный ящик и заиграл на нем. Открылась пещера, заржали кони, замычали коровы, заблеяли овцы. Пошел мальчик с горы, перебирая струны, а за ним шли стада. Мальчик играл на чудесном инструменте и пел им о злых ханах, о добрых и могучих богатырях. С тех пор в народе волшебный ящик назвали чатхан в честь старика, а мальчика прозвали Хайджи. [Табылка - таволожник.] [Xайджи— народный певец.]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|