Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Христианская вера как удобное приложение к жизни.

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД «ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНИНА»

ТЕМА 3.3 «Они говорят, им нельзя рисковать», или "удобное" христианство»

 

ВОПРОСЫ: 1. Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32) - чтение перед Великим Постом

2. Притча о богатом юноше ( Мф. 19:16-29; Мк. 10:17-27; Лк. 18:18-27). Комфорт и риск (страх) его утратить: духовный аспект проблемы: цена спасения. Что мы теряем?

Христианская вера как удобное приложение к жизни.

1. НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ. Притча об отношениях Бога и человека.

Образ покаяния сына, возвращающегося из самовольного изгнания в отчий дом. «Далекая страна» - состояние человека по отношению к Богу, использование божьего дара и талантов вне Бога.

Покаяние в жизни часто превращается в равнодушное, объективное перечисление грехов, формальное признание себя виновным перед законным обвинительным актом. Другое дело – осознать, что запятнал и потерял свою духовную красоту, что далек от своего настоящего «дома», что потерпел великий ущерб, и пожелать вернуться домой.

Бог дал всем богатые дары и таланты: жизнь, возможность наполнить ее любовью; в Крещении – дар Святого Духа и возможность сделаться одним из сыновей Божиих. И все это теряется не только в особых грехах и прегрешениях, но в наибольшем изо всех грехов – в утрате любви к Богу.

О великой любви Бога к человеку. «И откуда мне сие?» - «Какие заслуги мои, чем благоугодил я, что сотворил Ты меня способным соделаться сыном Твоим, в чем отказал другим тварям?» (блж. Аврелий Августин)

«Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:4-5)

Седален: «Объятия Отча отверсти ми потщися…» - «Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против Неба и пред Тобою!»

На богослужении – Псалом изгнания 136: «Hа pеках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе... Как нам петь песнь Господню на земле чyжой?»

2. ПРИТЧА О БОГАТОМ ЮНОШЕ. Как часто люди хотят узнать самые главные тайны жизни, достичь подлинного совершенства, но когда Бог назначает цену, тогда все вдруг меняется, и прежний прекрасный наш порыв куда-то исчезает.

Господь словно спрашивает: «Сколько ты хочешь этого блага?» - «Хочу, Господи, но не так, чтобы уж слишком много. Я верующий, но не до такой же степени!»

Этот человек не безбожник, но и нельзя его назвать человеком Божиим. Он хочет чего-то среднего - быть и там и здесь. «Разделилось сердце их» (Ос. 10:2)

«Чего мне еще недостает?» - спрашивает он Христа. Все заповеди сохранил: «не убивай», «не воруй» и «не блуди». Но когда Бог предлагает ему войти в Его жизнь, то он уходит от Бога.

«Я богат, - говорит он, - и ни в чем не нуждаюсь» (Откр. 3:14-22). Оказывается, у верующих людей есть опасность - быть лишенными Христа, когда религия становится приложением («опцией») к жизни. Опасность теплохладности («ни то, ни се»)

СРАВНЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ИСТОРИЙ

Блудный сын Богатый юноша
Сходство: оба имеют таланты (богатство, время, силы, добрые качества)
Растратил таланты впустую, без Бога Сберег таланты, не решился на «риск»
Нашел силы осознать нужду в Боге и покаяться, вернуться Не нашел в себе решимости последовать за Богом ценой собственного комфорта
Образ покаявшегося мытаря, осознающего, что «согрешил на Небо» Образ фарисея, внешне соблюдающего правила Образ старшего брата, который не смог разделить радость Отца и покаявшегося брата

Почему богатый юноша отошел от Христа?

1. РИСК потерять богатое имение, лишиться привычного спокойного уклада жизни, комфорта, житейских радостей, друзей, родных (ср. «Они говорят, им нельзя рисковать, потому что у них есть дом…»).

Вера без риска невозможна. Гарантированного результата нет. Но думать постоянно о риске и оглядываться назад – это признак недоверия Богу и самолюбия.

2. СТРАХ лишиться того, к чему был привязан всю жизнь. Господь предлагает взамен «жизнь вечную», «Царство Божие», но страх лишиться одного и не приобрести другого показывает маловерие и недоверие Богу, приоритет видимого над невидимым.

НО: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).

Что это значит применительно к притче и нашей жизни? Дел самих по себе мало, они могут тяготить и не приносить радости, духовного плода, если не посвящены Богу. Дела, соединенные с верой, приносят плод.

«Мое только то, что я отдал» (прп. Максим Исповедник) – если послужил ближнему из любви: накормил, напоил, обогрел во имя Христа (Мф. 25). «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35) «Я значу только то, что трачу» (Б. Пастернак) = СЛУЖЕНИЕ

3. ЛЕГЧЕ НЕ СДЕЛАТЬ, чем сделать: «Моя хата с краю, ничего не знаю» (пословица). Поиск оправданий: «Я как все», «Сами справятся», «Пожалею себя, отдохну», «Я сейчас занят», «Как-нибудь потом, когда созрею» и т.д.

4. УДОБНО. Религия рассматривается как дополнение к жизни. Но «Вера христианская не может занимать лишь ничтожный уголок в жизни человеческой; нет, она может быть только самою жизнью» (сщмч. Иларион (Троицкий)

С какими трудностями сталкивается христианин?

1. «Мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), и «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3: 12). Гонения не обязательно всегда явные, но во все времена мир не будет принимать христиан как чуждый элемент.

2. Всегда трудно бороться со своими страстями и встать на тот путь, который только и может сделать человека христианином. Этот путь – крестный. Господь сказал прямо: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). То есть нужно отвергнуться себя, чтобы быть со Христом, распять себя со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Это всегда трудно, и трудность эта от времени не зависит.

Две стороны духовного пути: «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33) – «Иго мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф 11:30). «Все возможно верующему» (Мк. 9:23)

 

Каковы признаки «удобного» христианства?

1. Христиане могут не совершать смертных грехов, но и не расти духовно. На примере наглядных образов т.н. «духовного туризма» и «духовного альпинизма».

2. Духовные подделки закрадываются в жизнь людей, которые искренне считают себя верующими. Совмещение несовместимого (например, молитвы и пустых развлечений и т.п.)

3. В благополучных странах нет явных гонений на верующих, нет войн, голода. Чтобы нас внешние благополучие и комфорт не погубили, не лишили нас подлинной христианской жизни, нужен личный подвиг - подвиг молитвы, подвиг служения Богу и людям. Тогда никакой комфорт и никакие деньги не будут страшны (прот. Владимир Воробьев)

«Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать… Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (Сол. 5:3-7)

Как понять свое духовное состояние? Есть четкие критерии: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5:22–23)

ВЫВОДЫ: Риск и тяжесть христианства – проблема маловерия. Вера снимает вопрос.

ЗАДАНИЕ: Что я делаю для своего духовного совершенствования? Как я могу применить свои таланты для служения Богу и ближним? На что трачу большую часть времени своей жизни? Готов ли я поступиться своим комфортом ради ближнего?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примерная тематика контрольных работ. | Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных