ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Происхождение права 3 страница*(120) Simmel, Sociologie, 1908, стр. 10. *(121) Simmel, Sociologie, стр. 5. *(122) Зиммель, Социальная дифференциация, 1909, стр. 21. *(123) Еллинек, Общее учение о государстве стр. 62-63, оспаривает мнение Р. фон-Моля, будто Руссо понятие об обществе осталось совершенно чуждым и старается доказать, что именно Руссо первый противопоставил государство и общество. Но доказательства, приводимые Еллинеком, крайне натянуты. *(124) Ward, Sociologie pure, франц. пер. 1906, т. I, стр. 17. *(125) Штаммлер, Хозяйство и право, рус. пер. 1907, т. I, ст. 95-103. *(126) О социальной жизни животных см. Espinas, Societes animales, руск. пер. Рerriеr; Colonies animales. *(127) Ланге, История материализма, т. I, рус. пер. 1881, стр. 238-239. *(128) Fouillee, La science sociale comtemporaine, 3 изд.; рус. пер. Современная наука об обществе, 1895. *(129) Тайлор, Антропология, стр. 427. *(130) Готейн, Handworterbuch der Staatswissenschaften, т. 4, 1909, стр. 689, обвиняет Спенсера за то, что тот, со свойственным англичанам невежеством, вообразил, будто открыл органический метод. Между тем сам Спенсер указывает, что аналогия между обществом и организмом не однократно выдвигалась философами (Основания социологии, рус. пер. 1877, т. II стр. 647). Невежество оказалось на немецкой стороне. *(131) Schaffle, Ban und Leben des socialen Korpers, 1875, 4 т., 2 изд. 1896, I и II т. *(132) Lilienfeld, Gedanken uber die Socialwissenschaft der Zukunft, 6 т. 1872, *(133) Rene Worms, Organisme et societe, 1896; Fouillee, La science sociale comtemporaine, 3 изд. рус. пep. 1895; Isoulet, La cite moderne, 5 изд. 1898. *(134) Спенсер, Основания социологии, т. II, стр. 649 (§ 269). *(135) Spencer, Essays, т. I, стр. 393. *(136) Nоvikow, который в своем сочинении Conscience et volonte socialles, 1897, утверждал, что "если общества являются организмами, то a priori следует признать к ним применимость всех биологических законов" (стр. 3), что "если закон Дарвина верен, то его действие должно быть всеобщим, а следовательно распространяться на социальные явления, как и на биологические" (Les luttes entre societes humaines, 1893, стр. 482), теперь, в La critique du darwinisme social, 1910, зaявляет, что "быть социологом и дарвинистом, - это явное противоречие" (стр. 101), и что "социальным дарвинизм может быть опредеден, как учение, которое признает коллективное убийство условием человеческого прогресса" (стр. 3). *(137) Вольтман, Исторический материализм, 1901, стр. 161. *(138) Бельтов, К вопросу о развитии монистического взгляда, 1906, изд. 4, стр. 200, прим. *(139) Mорган, Первобытное общество, рус. пер. 1900. *(140) Конечно, каждый из представителей экономического материализма имеет свои индивидуальные оттенки. *(141) К такому ограничению материалистического представления, теряющему поэтому монистический характер, пришел под конец (1894 г.) сам Энгельс. "Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное развитие основываются на экономическом. Но все они воздействуют друг на друга и на экономический базис. Вовсе не то, чтобы только экономическое положение было причиной и одно только активно, а все остальное было бы лишь пассивным действием. Происходит взаимодействие на основании экономической необходимости, всегда проявляющейся в конечном счете". *(142) Хвостов, Социалный организм (Вопр. фил. и псих. 1909, кн. 100, стр. 376). *(143) Baldwin, Social and ethical interpretation in mental developement, 1906, 4 изд., стр. 41. *(144) Тarde, Les lois de l'imitatiоn, 5 изд. 1906, La logique sociale, 2 изд. Etudes de psychologie sociale. *(145) Giddins, Principles of psychology, 1896. *(146) Lester Ward, Pure, sociology, 1902, 2 т. *(147) Baldwin, Social and ethical interpretations in mental devolopement, 1906. *(148) Novikow, La critique du darwinisme social, 1910, стр. 71. *(149) Wundt, System der Philosophie, 3 изд. 1907, стр. 188. *(150) Wundt, System der Philosophie, crp. 189. *(151) Напрасно думает Фулье (Современная наука об обществе, рус. пер. 1895, стр. 167), что тезис коллективного сознания, популярный в Германии, парадоксален для француза. *(152) Izoulet, La cite moderne, 5 изд. 1898, стр. 351-З55. *(153) Espinas, Revue philosophique, 1901, т. I. стр. 478. *(154) Wundt, Sistem der Philosophie, стр. 189. *(155) Мнение Сигелэ, О преступной толпе, рус. пер. стр. 42-43, считающего толпу, способную скорее к злу, совершенно не доказывается его соображениями. *(156) Фулье, Современная наука об обществе, стр. 182. *(157) Сопоставляя сказанное здесь с точкой зрения, выраженной во второй главе, мы должны помнить, что общественный покров идей и чувств налагается на инстинкт самосохранения, который способен, при известных условиях, и сбросить с себя одеяния. Но это будет отрицательный акт, а не замена одних идей другими, социальных индивидуальными. *(158) Миль, О свободе, русск. пер. 1900, cтp. 336-337. *(159) G.Tarde, Les lois de l'imitation, 5 изд. 1906, стр. 17. *(160) Дюркгейм, О разделении общественного труда, русск. пер 1900 стр. 105-109. *(161) Зиммель, Социальная дифференциация, русск. пер. 1909, стр. 66. См. еще Шурц, История культуры, стр. 70; Паульсен, Основы этики, русск. пер 1906, т. I, стр. 367. *(162) Гумплович, Основы социологии, стр. 264 и др. *(163) Гр. Толстой, Война и мир, ч. IX в начале, и Эпилог. В том же духе Bourdeau, L'histoire, et les historiens, 1888. *(164) Гумплович, Основы социологии, стр. 264. *(165) Carlyle, On Heroes, Hero-Worship and the heroic in History, 5 изд. 1852, стр. 1. *(166) M. Lehman, цитированный у Бapтa, Философия истории стр. 215. *(167) Спенсер, Социология как предмет изучения, 1896, стр. 30. *(168) Ковалевский, Социология, т. II, стр. 39. *(169) Книга Бытия, гл. XIII. *(170) Отрицают обязанности в отношении самого себя. Милль, О свободе, изд. 1900, стр. 348, Зиммель, Социальная дифференциация, изд. 1909. стр. 87. *(171) Бентам, желая распространить область нравственных отношений за пределы человеческого общества, говорил, что вопрос не в том, обладают ли животные разумом и могут ли они говорить, а в том, могут ли они страдать (Deontologie, I, 22). Ho Бентам упустил из виду, что вопрос именно в том, способны ли животные усваивать нормы поведения, устанавливаемые людьми в интересах общежития. По мнению Sidgwick, The Methods of Ethics. 1893, стр. 441, все придерживающиеся в этике утилитарного направления, должны принять взгдяд Бентама. Наоборот. Утилитарианизм признает нормы нравственности полезным средством охраны человеческого общежития, человеческих интересов. Противоположного можно было бы ждать от абсолютной этики. Однако великий моралист Кант утверждает, что человек не может иметь нравственных обязанностей в отношении низших существ (Methaph. Anfangsgrunde d. Tudendlehre, §§ 16 и 17), взгляд, возмутивший Шопенгауэра, Основы морали, стр. 192. *(172) Виндельбанд, Прелюдии, стр. 206. *(173) Леббок, Начало цивилизации, 1896, стр. 308-309. *(174) Тайлор, Антропология, 1898, стр. 403-404. *(175) Летурно, Социология, 1905, стр. 83. *(176) Липперт, История культуры, 1904, стр. 250. *(177) Спенсер, Основания социологии, 1876, т. I, стр. 73. *(178) Шурц, История первобытной культуры, 1907, стр. 174. *(179) Штаммлер, Хозяйство и право, т. I, стр. 131-140, т. II, стр. 159. *(180) Jhering, Zweck im Recht, т. II, стр. 262-266. *(181) Tonnies, Die Sitte, 1910, стр. 42. *(182) Heffding, Ethik, 1888, cтp. 406; Кавелин, Задачи этики, 1887, стр. 13. *(183) Коркунов, Лекции пo общей теории права, изд. 1890, стр. 40; Паульсен, Этика, т. I, стр. 246. *(184) Паульсен, Этика, I, стр. 383, утверждает, что "нет долга по отношению к собственной жизни, который нельзя было бы конструировать в виде долга и по отношению к другим, как нет долга к другим, которого нельзя было бы истолковать и как долг по отношению к самому себе". Первое несомненно, доказать второе Паульсену не удалось. *(185) Локк, Опыт о человеческом разуме, русск. пер. 1898, стр, 40. *(186) Кант, Критика практического разума, русск. пер. 1897, стр. 130: "так как это закон только формальный, то он, как основа определения, отрешается от всякой материи, значит, от всякого объекта хотения". *(187) Утилитарианизм, в духе которого ведется изложение, был впервые представлен в Англии Бентамом, Введение в основание нравственности и законодательства, рус. пер. 1867, стр. 1150. Название направлению дал Д. С. Милль, Утилитарианизм, изд. 1900, стр. 98-99, прим. Сторонниками утилитарианизма являются Дарвин, Происхождение человека (собр. сочин. 1908, стр. 103); Бэн, Emotions and Will, стр. 265, Leslie Stephen, The, Science of Ethiks, 1882, стр. 82-92; Sidgwick, The Methods of Ethik. изд. 1893, стр. 113-115. К утилитарианистам должен, быть отнесен и Герберт Спенсер, Данные науки о нравственности, § 14, в конце, хотя его направление и сам он, и другие пытались выделить, как эволюционную этику. Обозрение английской утилитарной школы дает Guyo, La morale anglaise contemporaine 1895, с весьма слабой критикой. В последнее время утилитарное направление проникло в Германию, где ему приходится выдерживать упорную борьбу с метафизической этикой, крепко утвердившейся в этой стране. Влияние утилитарианизма сказалось на Jhering, Zweck im Recht. т. II, изд. 1886, который указывает на неблагоприятный прием, оказанный утилитарианизму в Германии, стр. 208; Паульсен, Основы этики, который под влиянием недоброжелательства вынужден был заменить термин "утилитарные" выражением "телеологический ", чтобы его не смешивали с Бентамом (см. стр. 221), хотя его энергестическая этика строится на тех же началах, что и утилитарианизм; Циглер, Что такое нравственность, рус. пер. 1894 и 1896. Кроме того Gizycki, Moralphilosophie. gemeinverstandlich dargestellt, 1888, его же Основы морали рус. пер. 1895 г. Во Францию представителем этого направления является Letourneau L'evolution de la morale, 2-е изд. 1894, особенно 20-я лекция. *(188) Б.Кистяковский, Категория необходимости, и справедливости (Жизнь, 1900, июнь стр. 144-145). *(189) Heffding, Ethik, стр. 56. *(190) По этому вопросу Дарвин выражается со свойственной ему осторожностью: "привычки, существовавшие в течение нескольких поколений, вероятно, склонны передаваться по наследству" (Происхождение человека, в Собрании сочинений, 1908, т. V, стр. 103.) Более решительно Heffding, Ethik, стр. 3 и Очерки психологии, стр. 85. *(191) О преимуществах бессознательного поведения перед сознательным см. Simmel, Einleitung in die Maralphilosophie T. I, 1892, стр. 21-23. *(192) Шопенгауер, Основы морали, стр. 233-235. *(193) Паульсен, Основы этики I. стр. 362. *(194) Гельвальд, Естественная история племен и народов, т, I, стр. 305306; Шурц, История первобытной культуры, стр. 179-180. Иное объяснение дает Геффдинг, Очерки психологии, стр. 196. *(195) Кант, Критика практического разума, стр. 104, поет гимн долгу: "Долг, Ты, возвышенное, великое слово, так как в тебе нет ничего угодливого, что льстило бы людям, но ты требуешь подчинения, хотя, чтобы привести в движение волю, и не угрожаешь тем, что возбуждало бы естественное отвращение в душе и пугало бы, ибо ты только ставишь закон, который проникает в душу и против воли возбуждает уважение к себе (хотя и не всегда его исполнение) и перед которым замолкают все склонности". Наоборот, Спенсер, Научные основания нравственности, стр. 143: "Чувство долга или нравственной обязанности имеет переходный характер и будет уменьшаться вместе с возрастанием нравственности". "Настойчивое выполнение долга превращает его под конец в удовольствие". *(196) Летурно, Нравственность, стр. 410. *(197) Gizyzky, Moralphilosophie, стр. 182. *(198) "А между тем, клянусь всем, что есть святого, если бы, на Шлангенберге, на модном пуанте, она действительно сказала мне: бросьтесь вниз, то я бы тотчас же бросился, и даже с наслаждением". Так описывает Достоевский, Игрок, гл. I, состояние влюбленности героя. Но можно ли сомневаться в эгоистичности любви мужчины к женщине и обратно? *(199) Letourneau, L'evolution de la morale. 1894, стр. 214-215. *(200) R. von Mohl, Encyclopadie der Staatawissenschaften, 1872, цитировано по переводу Гумпловича. *(201) Гумплович, Общее учение о государстве, 1910, стр. 36 и 114. *(202) Kohler, Lehrbuch der Rechtsphilosophie, 1909, стр. 142. *(203) Kirchmann, Die Grundbegriffe, des Rechts und der Moral, 1869, cтp. 144. *(204) Значение личного признака старается, хотя и тщетно, ослабить Berolzheimеr, System der Rechts und Wirthschaftsphilosophie т. III, стр. 20. *(205) Кокошкин, Русское государственное право, 1908, в. 1, стр. 4. *(206) Это оправдывается как исторически, так и с современной точки зрения, насколько колониальные подданные европейских государств не причисляются к гражданам, не потому, чтобы они не имели никаких прав, а потому что они не имеют никакого соучастия во власти. *(207) В классической древности личному моменту придавали решающее значение в представлении о государстве. Там, где мы сейчас сказали бы "Персия", греки говорили "Персы", несмотря на деспотическую форму правления. *(208) Еллинек, Общее учение о государстве, 2 изд. рус. 1908, стр. 287. *(209) Кн. Е.Трубецкой, Лекции пo энциклопедии права, 1910, стр. 224. *(210) Щтаммер, Хозяйство и право, I, стр. 23 отрицает в этом случае наличность государства, но неизвестно почему. Salmond, The Theory of the Law, стр. 99, не считает территориальность существенным признаком. *(211) Наuriоu, Principes de droit public, 1910, стр. 7, склонен рассматривать современное государство, как une troupe en ordre de marche. *(212) Шурц, История первобытной культуры, 1896, стр. 161. Сам Шурц полагает, что Ратцелю удалось разрешить проблему государства, над которой бесплодно бились многие из величайших умов, начиная с Аристотеля. "Это, замечает он, - служит прекрасным доказательством того, каким освежающим образом народоведение, рассматриваемое с чисто географической точки зрения, со своими многочисленными, основанными на наблюдениях материалами, может действовать на стареющие науки". *(213) Laband, Das Staatsrecht des Deutschen Reiches, 4 изд. 1901, т. I, стр. 173. *(214) Коркунов, Русское государственное право, 1908, т. I, стр. 23-24, старается доказать, что власть не связана необходимо с волей. "Властвование одного человека над другим возможно даже против воли властвующего". Примерами должны служить обаяние святости, красоты, ума. Но Коркунов не замечает, что в приведенных им примерах есть только возможность власти, сила, но не властвование. Пользуясь своей красотой, женщина может властвовать над плененным ею мужчиной, но может и не пожелать. Говорят и о "власти земли", но вероятно, сам Коркунов не признал бы здесь властвования, потому что нет воли властвующего. *(215) В "Селе Степанчикове" Достоевского дан интересный пример власти приживальщика над помещиком. Откуда власть Фомы Фомича? Автор изображает помещика, как бескорыстного чоловека, но тут же указывает, что тот больше всего ценил домашний мир, "чтобы все было хорошо". Страх, что его неуступчивость может подать повод к нарушению порядка и тишины, заставляет его подчиняться воле приживальщика, который смело и постоянно ставит на карту свое положение в доме. Выигрывает только тот, кто не страшится потерять. *(216) Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 117 и 118. *(217) Коркунов, Русское государственное право, §2; Loening слово Staat в Handworterbuch der Staatswissenschaften, T. VI, 1902, cтp. 917. *(218) Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 122. *(219) М.Seуdel, Grundzuge einer allegemeiner Staatslehre, 2 изд., 1889, стр. 10. *(220) Bornhak, Allegemeine Staatslehre, 2 изд. 1909, стр. 13. Впрочем, точка зрения его не вполне ясна. *(221) Это началось, повидимому, с Gеrbеr, Grundzuge, des Staatsrechts, 1865 г. Теперь этот взгляд защищают: Michoud, La theorie de la personnalite morale, т. I, 1907, cтp. 265, т. II, 1909, стр. 48; Эcмeн, Общие основания конституционного права, стр. 33; Rehm, Allgemeine Staatslehre, т. II, 1899, стр. 38, 149, 156; Laband, Das Staatsrecht des deutschen Reiches, 4 изд., 1901, т. I, стр. 86; Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 122 и 132; Vanni, Lezioni di filosofia del diritto, 3 изд., 1908, стр. 159; Орландо, Принципы конституционного права, рус. пер., 1907, стр. 4; Holland, Elements of Jurisprudence, 10 изд., 1908, стр. 376; Кокошкин, Русское государственное право, 1908, в. 2, стр. 60. *(222) Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 123. *(223) Salmond, Jurisprudence or the Theory of the Law, 2 изд., 1907, стр. 297: "The community of the realm is an organised society, but it is no person or body corporate". "Whatever is said to the contrary is figure of speech, and not the litteral language of our law". *(224) Эсмэн, Общие основания конституционного права, стр. 33: "Но фикции дают иногда выражение реальностям самым возвышенным, реальностям, которые, хотя и не поддаются восприятию чувств, тем не менее существуют в действительности". Странное понятие о реальности. Эсмэн полагает, что нация - такая же фикция. Но чувство коллективного сродства, лежащее в основе национальности, есть именно реальный факт, а не фикция. *(225) Еллинек, Общее, учение о государстве, стр. 99. *(226) Это возражение выставляют: Bierling, Juristische Principienlehre, т. I, 1894, стр. 226-230, примечание; Loening, в Handworterbuch der Staatswissenschaften, стр. 909. *(227) Rehm, Allgemeine Staatslehre, 1899, стр. 11. *(228) В последнее время среди французских юристов стало пробиваться течение признавать государство юридическим лицом только в его имущественных отношениях: Наuriоu, Principes de droit public, 1910, стр. 100; Berthelemy, Traite elementaire de droit administratif', 6 изд,, 1910, стр. 39-41. *(229) Рrеuss, Gemeinde, Staat und Reich, 1889. *(230) Северо-германский союз 1867 года, а в 1868 году G.Mayer в Grundzuge des Nordeutschen Bundesrechts производит первый натиск на идею суверенитета. *(231) Berolzheimer, System der Rechts und Wirthschaftsphilosophie, т. III, 1906, стр. 196. "Законодательство германской империи определяет: Бавария есть государство, наука поэтому вынуждена признавать Баварию государством, хотя она знает, что эта точка зрения не выдерживает критики, не может быть юридически обоснована". *(232) Ивановский, Учебник русского государственного права, 1908, стр. 85. *(233) Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 347 и 356. *(234) Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 268. *(235) Еллинек, Общее учение о государстве, стр. 347. *(236) Еллинек, Общее учение о государстве, стр. 349 и 351. *(237) Еллинек, Общее учение о государстве, стр. 351. *(238) Теория самоограничения подверглась сильной критики со стороны Duguit, L'Etat, le droit objctif et la loi positive, стр. 12 и 110 и сдед. Замечательно, что идеи неограниченности более всего придерживаются в республиканской Франции и в стране, близкой к республике, в Англии, тогда как идея ограниченности находит себе более всего сторонников в Германии и в России. *(239) Воrnhak, Allgemine Staatslehre, 2 изд. 1909, стр. 265; Haenel, Deutsches Staaterecht, т. I, стр. 206. *(240) Kококшкин, Русское государственное право, 1908, в. 2. стр. 64-65. *(241) Lasson, System der Rechtphilosophie, 1862, стр. 283. *(242) Гумплович, Общее учение о государстве, 1910, стр. 38 и 138. *(243) Duguit, L'etat, le droit objectif et la loi positive, 1901, cnp. 19. Дюги нельзя не упрекнуть в невыдержанности точки зрения. Он определяет государство то как группу властвующих (стр. 19, 246, 262, 265), то как общество, в котором имеется группа властвующих (стр. 256, 350). *(244) Duguit, L'etat, le droit objectif et la loi positive, cтp. 261. *(245) Коркунов, Русское государственное право, т. I, 1908, стр. 23 и 24. *(246) Ihеring, Zweck in Recht, т. I, стр. 309: Staat ist die Gesellsshaft, welche zwingt. *(247) Hauriou, Principes de droit public, 1910, cтp. 72, 85, 244: L'etat est une nation amenagee en un certain regime ord une et equilibre qui s'appelle le regime d'etat. *(248) CM. Эсмэн, Общие основания конституционного права, 1909, стр. 28 третье положениие. *(249) Duguit, L'etat, le droit objectif, et la loi positive, 1901, cтp. 19. *(250) Цит. у Дайси, Основы государственного права Англии, 1891, стр. 59. *(251) Лассаль, Что же теперь? (Собр. соч., т. II, стр. 44). *(252) Haurion, Principes de droit public, 1910, стр. 44; Дюги, Конституционное право, 1908, стр. 951-957. *(253) Stahl, Die Philosophie des Rechts, 1856, т. II, ч. 2, стр. 180. *(254) Lassоn, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 313. *(255) R. Schmidt, Allgemeine Staatslehre, т. I, 1901, стр. 148. *(256) Bornhak, Аllgеmеinе Staatslehre, 2 изд., 1909, стр. 25. *(257) R. Schmidt, Allgemeine Staatslehre, т. I., 1901, стр. 152. *(258) В. Гессен, Теория правового государства (Политический строй современных государств, 1905, стр. 136). *(259) См. о силе крупных монархий Letourneau, Evolution politique, 1890, стр. 531, и его предсказания. *(260) Joseph de Maistre, Du pape, 1821, и Les soirees de St. Petersbourg, 1821. *(261) Fr. Stahl, Die Philosophie des Rechts, т. II, ч. 2, изд. 1856, стр. 177. *(262) V. Cathrein, Moralphilosophie, 4 изд. 1904, ч. 2, стр. 452. *(263) Bornhak, Allgemeine Staatslehre, 2 изд. 1909, стр. 18. *(264) Вольтман, Политическая антропология, рус. пер., 1905, стр. 139-141. *(265) Гумплович, Общее учение о государстве, 1910, стр. 47, ср. еще 71. *(266) Rene Worms, Philosophie des sciences sociales, т. III, 1907, стр. 224. *(267) Lester Ward, Sociologie pure, т. I, франц. пер., 1906, стр. 255. *(268) Дженкс, Происхождение верховной власти, 1907, стр. 75. *(269) Гумплович, Общее учение о государстве, стр. 49. *(270) Кокошкин, Русское государственное право, 1908, в. 1, стр, 34. *(271) На этой точке зрения стоит в сущности Еллинек, Общее учение о государстве, стр. 139-141, смешавший в одно совершенно различные взгляды на соотношение между силой и государством, силой и правом, как, напр., взгляды Спинозы и Лассаля. *(272) Мы пока не касаемся вопроса, об обосновании и оправдании государства и относим его к вопросу о социальном значении права. *(273) R. Schmidt, Allgemeine Staatslehre, т. I, 1901, стр. 168. *(274) Еллинек, Общее учение о государстве стр. 512. *(275) Laband, Das Staatsrecht des deutschen Reiches, 1901, т. II, стр. 5. *(276) Еллинек, Общее учение, о государстве, стр. 502 и 503. *(277) Bornhak, Allgemeine Staatslehre, 2 изд. 1909, стр. 43. *(278) Anschutz, Deutsches Staatsrecht в Encyclopadie der Rechtswissensshaft Гольцендорфа-Колера, 6 изд. 1904, т. II, стр. 489. *(279) Конституция, в смысле государственного устройства (constitutio), имеется у каждого государства, в том числе и у абсолютной монархии. В этом смысле всякое государство имеет какую-нибудь констнтуцию. В специадьном значении конституционным называется государство, в котором монарх уступил часть своей власти выборным от народа (октроированная конституция) или принял в части государственную власть от народа. Примером первой может служить Пруссия, Австрия, при мером второй Бельгия, Норвегия. Неправильно отождествлять конституционное государство с правовым и подводить под него и республику. *(280) Georg Meyer, Lehrbuch des deutsehen Staatsrechts, 6 изд. 1905, стр. 300. *(281) Bornhak, Allgemeine Staatslehre, 1909, стр. 38: die besondere dentsche Staatsform. *(282) Современные конституции, т. I, 1905, стр. 130. *(283) Гумплович, Общее учение о государстве, 1910, стр. 247. Дело доходит до того, что Еллинек, Общее учение о государстве, 1908, стр. 527, относит Германскую Империю к типу республики. *(284) Еллинек, Общее учеие о государстве, 1908, стр. 492. *(285) Лaзаревский, Лекции пo русскому государственному праву, т. I, 1908, стр. 66. *(286) Коркунов, Русское государственное право, т. I, 1908, стр. 112-116. *(287) Кокошкин, Русское государственне прово, вып. 2, 1908, стр. 140-142. *(288) Греки различали эти два понятия в названиях (***) - право в объективном смысле, (***) - право в субъективном смысле. Также и англичане имеют два разных термина для этих понятий, - Law и Right. Напротив немцы, французы, итальянцы обозначают одним названием, Recht, droit, diritto, оба понятия, почему они впадают в ошибки, которых чужды англичане. *(289) Гамбаров, Право в его основных моментах (Сборник по общественно-юридическим наукам, 1899, стр. 98 и 102). *(290) Ленинг, Об основе и природе права, 1909, стр. 17; Вiеrling, Juristische Principienlehre, т. I, стр. 145. *(291) Палиенко, Учение о существе права и правовой связанности государства, стр. 266. *(292) Милль, Система логики, т. II, стр. 173. *(293) Bain, Logique deductive et inductive, франц. пер. 1894, т. II, стр. 236. *(294) Bierling, Jurisische Principienlehre, т. I, стр. 19. *(295) Дюги, Конституционное право, стр. 3. *(296) Bekker, Grundbegriffe des Rechts und Missgriffe der Geseizgebung, 1910, cтp. 47. *(297) Определение понятия о праве должно отвечать основному требованию логики: definitio fit per genus et differentiam (Зигварт, Логика, pyc. пep. 1908, т. I, cтp. 326). Genus это нормы вообще, genus proximum - социальные нормы, differentia - это искомое в настоящем случае. По этому поводу Петражицкий, Теория права и государства, т. I, 1909, стр. 284, замечает, что "на самом деле логика не требует от всякого определения, чтобы оно содержало указание рода и видового отличия". Конечно, если бы дело шло о наивысшем понятии, но едва ли Петражицкий готов это утверждать относительно права. Как нужно определять не по обычной логике, трудно сказать: мы знаем оригинальность воззрений проф. Петражицкого в психологии и этике, но особой логики он пока не обнаружил. *(298) Cathrein, Recht, Naturrecht und positives Recht, 2 изд. 1909 стр. 139. *(299) Дюги, Конституционное право, СТР.18. *(300) Дюги, там же, стр. 236. *(301) Кн. Е.Трубецкой, Лекции пo энциклопедии права, 1909, стр. 11. *(302) Чичерин, Философия права, 1910, стр. 85. *(303) Стремление определить право по его содержанию свойственно было старым немецким писателям: Friedlander, Juristische Encyclopadie, 1847, стр. 62 (обеспечение жизненных отношений в целях свободы); Trendelenburg, Nаturrecht auf dem Grunde der Ethik, 1860, cтp. 76 (упрочение и развитие нравственного порядка); Walter, Juristische Encyclopadie, 1856, стр. 1 (соответствие справедливости). Французские юристы и до сих пор стоят на этой точке зрения: Вelime, Philosophie du droit, т. I, стр. 173-284; Веаusirе, Les principes de droit, 1888, стр. 33-49; Vareilles-Somieres, Les principes fondamentaux du droit, 1889, стр. 3-17; Franc, Philosophie de droit civil, 1886, cтp. 1-7. Conrceille-Seneuil, Preparation a l'etude du droit, 1887, cтp. 199-211. *(304) Ha необходимости исследовать право с формальной стороны настаивают: Bierling, Juristische Principienlehre, 1894, т. I, стр. 5; Bergbohm, Jurisprudentz und Rechtsphilosophie, т. I, 1892, стр. 73-74; Frenzel, Recht und Rechtssatze, стр. 6; Муромцев, Определение и разделение права, 1879, стр. 130; Коркунов, Лекции пo общей теории права, изд. 1897, стр. 58-59. Salmond, The first principes of Jurisprudence, 1893, cтp. 2-3; несколько своеобразно понимает формальную точку зрения Holland, Elements of Jurisprudence, 10 изд., 1908, стр. 6-8. *(305) Гредескул, К учению об осуществлении права, 1900, стр. 59. Противолопожный взгляд особенно развили Thon, Rechtsnorm und subjektives Recht, 1878, стр. 288-324, и Коркунов, Лекции пo общей теории права, § 23. *(306) Гродескул, К учению об осуществлении права, 1900, стр. 33. *(307) Brown, The Austinian Theory of Law, 1906, стр. 7-8. *(308) Большинство возражений против принудительности, как отличительного признака юридических норм, строится на отрицании возможности физического принуждения. И нельзя не признать, что сторонники принудительного момента сами иногда подают повод к возражениям этого рода. Например, такой выдающийся юрист, как Муромцев, по-видимому, склонен понимать принуждение в физическом смысле. Определение и разделение права стр. 130. Хвостов, Общая теория права, 4 изд. 1908, стр. 55, сказав, что "принудительность права не следует разуметь в грубом, механическом смысле", дальше продолжает: "Не нужно представлять себе дело так, будто нормой права считается лишь то правило поведения, которое исполняется только из страха наказания", Но здесь допущено противоречие: страх есть явление психическое, и потому его нельзя сопоставить с механическим принуждением. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|