Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сложносокращенное слово. См. аббревиатура.

Словарь терминов1

Морфемика

Алломорфы. Тождественныепо значению морфы, формальное различие между которыми объясняется только их позицией в слове: новосибир-ецновосибир - ц-а.

Антонимия морфем. Семантические отношения между служебными морфемами, которые различаются по фонемному составу и выражают противоположные значения в составе слова. Например, вы -ехать – въ -ехать, дом- ик – дом- ищ -е.

Аппликация морфем. Совпадение, совмещение в одном звуке или звукосочетании соприкасающихся одинаковых конечных и начальных частей сочетающихся морфем в составе слова (в синхронном словообразовании). Например, коричн ев (ый) + - ев ат → коричн ев атый. См. наложение морфа.

Асемантический отрезок слова. Часть слова в виде отдельного звука или сочетания нескольких звуков, выделяющаяся в его составе наряду с морфемами, но не выражающая никакого значения.

Аффикс. Общее название служебной морфемы, кроме корня. Аффиксальные морфемы выражают словообразовательные или грамматические значения, модифицируя или конкретизируя семантику корня.

Аффикс непродуктивный. Аффикс, неспособный участвовать в образовании новых слов или грамматических форм. Например, суффиксы –изн-, -знь, встречаются в словах желтизна, голубизна, дороговизна и др.; жизнь, болезнь, боязнь и под., однако новые слова с этими суффиксами не образуются.

Аффикс нерегулярный. Аффикс, сочетающийся с ограниченным кругом слов или основ. Например, суффиксы –овь, -ютк- в словах любовь, малютка.

Аффикс нулевой. Формально не выраженный показатель производности слова или грамматической формы, который, по широко распространенному мнению, является выразителем соответствующего словообразовательного или грамматического значения.

Аффикс продуктивный. Аффикс, участвующий в образовании новых слов или грамматических форм.

Аффикс регулярный. Аффикс, повторяющийся в ряде однородных производных слов или словоформ.

Аффикс словоизменительный (синтаксический). Аффикс, используемый для образования грамматических форм одного и того же слова, вы­ра­жаю­щих его отношение к другим словам (синтаксические отношения).

Аффикс словообразовательный (деривационный). Аффикс, используемый для образования новых слов, выступающий в составе слова в качестве словообразовательного средства.

Аффикс формообразующий. 1. Аффикс, служащий для образования форм одного и того же слова. 2. Аффикс, служащий для образования форм слова, но не служащий средством связи в словосочетании и предложении. Например, суффиксы инфинитива и прошедшего времени у глагола.

Аффиксоид. Морфема переходного типа, совмещающая значение корня и аффикса (корневая морфема, которая приобретает в составе производного слова признаки служебной морфемы, аффикса). Например, - вод, -воз в составе существительных садовод, паровоз.

Вариант морфемы. Формальная, звуковая разновидность, видоизменение морфемы, конкретный её представитель, например, окончание твор. п. ед.ч. сущ. жен. рода рук- ой и рук- ою, префикс кое-/кой-: кое -какой и кой -какой.

Декорреляция морфем. Языковой диахронный процесс, в результате которого происходит изменение статуса или значения морфемы. Например, суффиксальный статус бывшего окончания в наречии справ а, суффикс –ш(а), имевший раньше лишь значение ‘жена’ (в генеральша, султанша), развил значение ‘лицо женского пола’ (в призерша, лифтерша).

Диффузия морфем. Языковой диахронный процесс, при котором четкая членимость основы на самостоятельные морфемы ослабляется в результате взаимопроникновения морфем, а их значение может затемняться. То же, что аппликация – в диахронном аспекте. Например, разевать (* раз- + -зев -), стричь (* стриг-+-ти)

Интерфикс. 1. Лишённая значения структурная часть слова в виде отдельного звука или сочетания нескольких звуков, располагающаяся между основой и словообразовательной или грамматической морфемой и служащая для их соединения. Например, купе- й -ный. 2. Морфема, имеющая структурное значение, то же, что соединительный элемент сложного слова. Например, земл- е -делец, дв- ух -метровый.

Конфикс. Словообразовательный формант, представляющий собой сочетание двух или более словообразовательных морфем разных видов, например: за -реч- н -ый, до -прыгать- ся.

Корень. Основная, центральная или единственная в слове морфема, обязательная для каждой лексической единицы, повторяющаяся во всех родственных словах и их грамматических формах и выражающая основное лексическое значение слова.

Корень свободный. Корень, способный употребляться вне сочетания со словообразовательными аффиксальными морфемами.

Корень связанный. Корень, употребляющийся только в сочетании со словообразовательными аффиксальными морфемами. Например, в словах об-у-ть, раз-у-ть; адапт-ироваться, адапт-ация.

Морф. Конкретный представитель (репрезентант) морфемы как обобщённой единицы языка.

Морфема. Минимальная значимая единица языка; «дальше не делимый, дальше не разложимый морфологический элемент языкового мышления» (И.А. Бодуэн де Куртенэ). Это абстрактная единица, представителями которой являются морфы.

Морфемика. Раздел языкознания, который изучает морфемы как единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами, а также взаимоотношения морфем и морфемный состав слова.

Морфемная структура слова. То же, что морфемный состав.

Морфемная членимость. Способность слова делиться на значимые части, морфемы.

Морфемный анализ слова. Лингвистический анализ слова, направленный на установление его морфемного состава, морфемной структуры, характеристику морфем.

Морфемный словарь. 1.Словарь, отражающий морфемный состав слов. 2. (Словарь морфем) Перечень служебных морфем того или иного языка, расположенных и описанных в определённой последовательности.

Морфемный состав слова. Совокупность морфем, входящих в состав данного слова, то же, что морфемная структура слова.

Морфемный шов. Место соприкосновения, граница морфем в слове.

Морфемоид. То же, что субморф в 1 значении.

Морфонология. Раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, а также словообразованием, т.е. использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании. Задачи морфонологии – установить а) фонемный состав морфов разных видов; б) правила соединения морфов в слове, т.е. условия взаимоприспособления (варьирования) морфов при их объединении; в) порядок следования морфов.

Наложение морфем. То же, что аппликация.

Немотивированное слово. То же, что непроизводное.

Непроизводное слово. Слово, не имеющее производящего слова, не мотивированное структурно и семантически посредством однокоренного слова в синхронной словообразовательной системе.

Окончание (флексия). Служебная морфема, обычно располагающаяся в абсолютном конце слова или перед постфиксом, способная выполнять формообразующую (в русском языке образует формы рода, числа, падежа и лица) и словоизменительную функции. Окончание обычно передает целый комплекс грамматических значений.

Окончание нулевое. Нулевая морфема, являющаяся показателем грамматической формы слова. Выявляется в результате сопоставления с другими формами одного слова, имеющими материально выраженное окончание.

Омонимия морфем. Отношения, характеризующиеся отсутствием семантической общности, между морфемами, совпадающими по фонемному составу. Например, суффикс -к- в словах грузин- к и мой- к -а.

Опрощение. Языковой процесс, в результате которого исторически производная основа превращается в непроизводную, нечленимую.

Основа слова. 1. Основная часть слова, остающаяся после отделения от него словоизменительных морфем (окончаний). 2. Морфологически неизменяемая часть слова, остающаяся после отделения от него словоизменительных и формообразовательных морфем, т.е. окончаний и формообразующих аффиксов.

Основа непрерывная (слитная). Основа, не прерывающаяся формообразующими аффиксами.

Основа непроизводная. Основа, не мотивированная структурно и семантически посредством однокоренного слова в синхронной словообразовательной системе.

Основа нечленимая. Основа, состоящая из одного корня, неспособная делиться на морфемы.

Основа прерывистая. Основа, прерывающаяся формообразующими аффиксами.

Основа производная. Основа, мотивированная структурно и семантически посредством однокоренного слова в синхронной словообразовательной системе.

Основа простая. Основа, включающая один корень.

Основа сложная. Основа, включающая два или более корней. Например, луноход, самолетостроение.

Основа членимая. Основа, состоящая из двух или более морфов. Границы между морфами в основе имеют разную определенность, в связи с чем выделяются разные степени членимости основы.

Переразложение. Языковой процесс, в результате которого перемещаются границы в составе слова и изменяется его морфемная структура.

Постфикс. 1. Служебная морфема, располагающаяся в слове после окончания. 2. Служебная морфема, располагающаяся в слове после корня (суффикс, окончание или постфикс в 1-м значении).

Префикс (приставка). Служебная морфема, располагающаяся в слове перед корнем или перед другой префиксальной морфемой и выражающая преимущественно словообразовательное значение.

Префиксоид. Разновидность аффиксоида, морфема, совмещающая признаки корня и префикса. Пол-/полу- в составе существительных полдень, полумрак.

Приставка. То же, что префикс.

Прокладка. Асемантическийэлемент, находящийся между двумя морфемами и устраняющий сочетания фонем, запрещенные законами морфонологии или нетипичные для структуры русского слова. Такие прокладки могут появляться в слове также по аналогии. То же, что интерфикс в 1 значении.

Радиксоид. То же, что связанный корень. Вычленяется как остаток от легко выделяемых словообразовательных аффиксов, например, низ- верг -нуть (под- верг -нуть, с- верг -нуть).

Синонимия морфем. Семантические отношения между служебными морфемами, которые различаются по фонемному составу и выражают близкие или тождественные значения в составе слова. Например, уменьшительно-ласкательное значение суффиксов существительных –еньк-, -ик-, -очк- в словах ноженька, домик, звездочка. Значение начала действия

Соединительный гласный. Отдельный гласный звук (обычно о или е), употребляющийся в составе сложных слов между производящими основами для их соединения.

Субморф. 1. Любой асемантический элемент, часть морфа, не имеющая самостоятельной семантической функции и лишь участвующая в выражении определённого значения, соотносимого с морфом в целом. 2. Асемантическая часть слова, исторически возникшая на месте морфемы и лишившаяся значения в результате опрощения основы. Например, огур ец, сит ец.

Суффикс. 1. Служебная морфема (аффикс), располагающаяся в слове после корня или после другого суффикса, выражающая словообразовательное и (или) грамматическое значение. 2. Служебная морфема, располагающаяся в слове после корня, другого суффикса или окончания (в том числе постфикс в 1 значении).

Суффиксоид. Разновидность аффиксоида, морфема, совмещающая признаки корня и суффикса.

Уни-радиксоид. Единичный связанный корень, выделяемый некоторыми языковедами, например, в составе слов бужен -ина, мал -ина.

Унификс. 1. Аффикс, встречающийся в данном языке в составе, как правило, одного слова. Например, - их, -ес (ый) в словах жен их, бел ес ый. 2. Структурные элементы, не имеющие статус морфемы, выделяющиеся на фоне однокоренных слов, например, ра- дуга, клей- стер, выкрут- ас -ы.

Усложнение основы (слова). Языковой процесс, в результате которого исторически непроизводная, неделимая на морфемы основа слова изменяется в основу производную, способную делиться на отдельные морфемы. Ср. основы слов зонтик и зонт, фляжка и фляга, дрейфовать и дрейф.

Флексия. То же, что и окончание.

Циркумфикс. То же, что конфикс.


Дериватология

Аббревиатура (сложносокращенное слово). Существительное, составленное из сокращенных (обычно начальных) элементов словосочетания.

Аббревиатура буквенная. Аббревиатура, состоящая из названий начальных букв исходного словосочетания. Например, СПС (эс-пэ-эс), МТС (эм-тэ-эс).

Аббревиатура буквенно-звуковая. Аббревиатура, состоящая из названий начальных букв и звуков исходного словосочетания. Например, ЦСКА (цэ-эс-ка).

Аббревиатура звуковая. Аббревиатура, состоящая из начальных звуков слов исходного словосочетания. Например, РАН, вуз, ИТАР-ТАСС.

Аббревиатура слогового типа. Аббревиатура, состоящая из начальных частей слов исходного словосочетания. Например, спецкор, Газпром.

Аббревиатура смешанная. Аббревиатура, состоящая из начальных букв (или звуков) и начальных частей слов исходного словосочетания. Например, завуч, ИМЛИ, самбо.

Аббревиация. Образование существительных на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной в усеченном виде.

Адвербиализация. Разновидность морфолого-синтаксического способа, преимущественно диахронного типа: образование наречий от слов других частей речи с сохранением исходной формы, например: кругóм ( от сущ. кр ý гом), бегóм (от сущ. бéгом), стоя, лежа (от деепричастий)

Адъективация. 1. Разновидность морфолого-синтаксического спо­со­­ба, при котором производное имя прилагательное мотивируется и по форме, и по смыслу причастием, а в качестве форманта выступает изменение парадигмы. Например: мыслящее существо ← студент, мыслящий нестандартно; изолированная комната ← преступник, изолированный от общества. 2. Разновидность морфолого-синтаксического способа, преимущественно диахронного типа: происходящий в результате длительного исторического развития переход других частей речи в прилагательные. Например: будущее, следующий, могучий.

Аффиксация. Образование производных слов аффиксальными способами словообразования: путем присоединения приставок, суффиксов, постфиксов к корням или основам.

Базовое слово (основа). См. производящее слово.

Безаффиксный (бессуффиксный) способ образования. 1. То же, что нулевая суффиксация. 2. По мнению некоторых лингвистов, такой способ образования слов, когда образующая основа без добавления каких-либо аффиксов (при возможном фонетическом переоформлении: изменении конечного согласного, ударения) становится основой имени существительного. 3. Все способы, с формантом «операционного» типа: конверсия, сложение, аббревиация, усечение, сращение.

Двойная мотивация. Разновидность осложнения в словообразовательной паре. См.: мотивация множественная.

Депрефиксация. Разновидность редеривации, образование нового слова путём отсечения префикса, обычно наблюдаемое в окказиональном словообразовании. Лепый, людимый, чаянно (ср.: нелепый, нелюдимый, нечаянно).

Дериват. То же, что производное слово.

Дериватология (собственно словообразование). Раздел языкознания (подраздел словообразования), в котором изучаются образование и строение производных слов, а также словообразовательная система языка в целом.

Деривационное (словообразовательное) значение. Обобщённое, категориальное значение производных слов определённой формальной структуры, устанавливаемое на основании семантического соотношения данных производных слов с соответствующими производящими.

Деривационный шаг. Одна формальная операция между словами, связанными отношениями словообразовательной производности.

Деривация. Языковой процесс, в результате которого на базе существующих в языке слов, словосочетаний или предложений создаются новые, производные слова.

Десуффиксация. Разновидность редеривации, образование нового слова путём отсечения суффикса, обычно наблюдаемое в окказиональном словообразовании. Соковыжимать (от соковыжималка), лягуха (от лягушка).

Заменительная аффиксация. Выделяемый некоторыми лингвистами периферийный способ словообразования, при котором формантом является мена одного аффикса на другой, например: выключить ← включить, расстегнуть ← застегнуть.

Инновация. Речевая единица, самостоятельно сконструированная говорящим (случайно или преднамеренно), не соответствующая языковым нормам и отсутствующая в общем употреблении.

Исходное слово словообразовательного гнезда, цепочки. См. словообразовательная цепочка.

Конверсия. То же, что морфолого-синтаксический способ словообразования.

Контаминация (телескопический способ). Разновидность аббревиации:способ образования существительных, при котором соединяется начало одного и конец другого слова. Например, магнитола (магнит офон + ради ола).

Лексико-синтаксический способ. Один из способов диахронного словообразования, при котором новые слова создавались путём объединения в одном слове двух или более слов или словоформ, в результате лексикализации словосочетаний. Например, сумасшедший, пятнадцать ( ср. пять на десять). К синхронному словообразованию относится лишь один вид лексико-синтаксического способа – сращение (см.).

Лексическая деривация. Один из семантических видов деривационных отношений (наряду с синтаксической деривацией), когда производящее и производное отличаются друг от друга семантически, при этом они могут принадлежать и к одной и той же части речи, и к разным, например: ехать → приехать; бороться → борец. Выделяют несколько типов лексической деривации, в том числе модификационную и мутационную.

Междусловное наложение (совмещение). Окказиональный способ словообразования, при котором два слова соединяются в одно таким образом, что определенный фонемный отрезок нового слова одновременно принадлежит обеим мотивирующим частям, например: к амаз онки ← К амаз + амаз онки.

Множественность мотивации. См. мотивация множественная.

Множественность структуры слова. Способность синхронно производного слова мотивироваться разными производящими и, следовательно, по-разному члениться на непосредственно составляющие элементы, т.е. возможность выделить разные производящие основы и форманты.

Модификационная деривация. Разновидность лексической деривации, при которой производное получает лишь некоторое дополнительное значение по сравнению с производящим, а их час­те­реч­ная принадлежность совпадает: дом → домик (маленький дом), петь → запеть (начать петь).

Морфолого-синтаксический способ словообразования. Способ синхронного (субстантивация, отчасти адъективация) и диахронного словообразования, при котором новые слова создаются путём перехода из одной части речи в другую с изменением грамматических свойств слова.

Мотивационные отношения. То же, что и отношения синхронной словообразовательной производности.

Мотивация взаимная. Формально-семантическое осложнение в словообразовательной паре, при котором ни формально, ни семантически нельзя с точностью определить, какое слово является производным, а какое – производящим, ср: атакǾа←атаковать; атака→ атак-ова-ть.

Мотивация метафорическая. Семантическое осложнение в словообразовательной паре, при котором производность базируется на метафорическом значении производящего слова, например: собачиться (‘грубо и громко браниться’) ← собака (перен. ‘злой, грубый человек’).

Мотивация метонимическая (периферийная). Семантическое осложнение в словообразовательной паре, при котором наблюдается метонимическое сужение или расширение значения производящего в составе деривата, например: госпиталь → гос­пита­ли­зиро­вать ‘помещать в больницу, в том числе и в госпиталь’.

Мотивация множественная (неединственная). Структурно-семантическое осложнение в словообразовательной паре, при котором дериват мотивируется одновременно несколькими словами, отличающимися от него одинаковым количеством формантов, например: неравн- ый → неравен- ств или: равенств- о → не- равен- ств -о.

Мотивация непосредственная. Мотивационное отношение двух слов, одно из которых отстоит от другого только на один деривационный шаг и различается одним формантом (простым или сложным): крахмалить→ на -крахмалить, кричать→ рас -кричать- ся.

Мотивация опосредствованная. Мотивационное отношение двух слов, одно из которых отстоит от другого на два или более деривационных шагов и различается совокупностью формантов: чистый→ о- чист- и- ть (с пропуском звена чистить); препо­да­вать→преподава- тель-ск- ий (с пропуском звена преподаватель).

Мотивированное слово. То же, что производное слово.

Мутационная деривация. Разновидность лексической деривации, при которой производное отличается от производящего тем, что обозначает совершенно иной феномен действительности: плавать → пловец; чай → чайник. Частеречная принадлежность производного и производящего может различаться, а может и совпадать.

Наложение морфов (совмещение морфов). Вид формального осложнения в словообразовательной паре, морфонологическое явление, при котором происходит частичное или полное совпадение соседних морфов в одном звуковом комплексе, наблюдающееся на стыке производящей основы и форманта: Курск →кур/ ск/ ий, лиловый →лил/ ов ат/ый.

Направление словообразовательной производности (мотивации). Направление взаимоотношений между родственными словами, одно из которых является синхронно производным по отношению к другому.

Наращение исходной основы. Вид формального осложнения в словообразовательной паре, морфонологическое явление, при котором в структуре производной основы содержится отрезок (не морфемного характера), от­сут­ст­вующий в производящей основе: ялт ин ский←Ялта, куст арн ик←куст.

Немотивированное слово. То же, что непроизводное.

Непроизводное слово. Слово, не имеющее производящего слова, не мотивированное структурно и семантически однокоренным словом в синхронной словообразовательной системе. Такие слова являются условными обозначениями явлений действительности.

Новообразование (детское, индивидуально-авторское, окказиональное). То же, что инновация. См. также окказионализм словообразовательный.

Нулевая суффиксация. То же, что безаффиксный способ. Способ синхронного словообразования, при котором словообразовательным средством является нулевой суффикс, выражающий словообразовательное значение, но не имеющий материального выражения. Он выявляется путем сопоставления с дериватами, у которых то же словообразовательное значение структурно выражено. Обычно нулевая суффиксация сопровождается разными морфологическими изменениями (чередованием конечного согласного основы, усечением производящей основы, изменением места ударения. Например, глушь Ø от глухой (ср. добр/от/а от добрый), переезд Ø от переезжать (ср. пропол/к/а от прополоть).

Обратное словообразование. То же, что редеривация.

Окказионализм словообразовательный. Инновация, созданная с нарушением тех или иных законов словообразования. Словообразовательный окказионализм может создаваться: 1) с нарушением законов системной продуктивности словообразовательных типов, например, медвежность; 2) по конкретному образцу, например, мазелин (по образцу вазелин).

Осложнения в словообразовательной паре (формальные, семантические, формально-семантические). См. чередования, усечение, наложение; мотивация метафорическая и метонимическая; множественность мотивации, расхождение между формальной и семантической мотивацией, взаимная мотивация.

Отношения словообразовательной производности (мотивации). Формально-семантические взаимоотношения между двумя однокоренными словами, одно из которых реально образовано от другого или представляется говорящим как образованное на базе последнего.

Полуаффиксация. Выделяемый некоторыми языковедами способ словообразования, при котором новые слова создаются путём сочетания имеющихся слов или основ слов с полуаффиксами, или аффиксоидами.

Постфиксальный способ. Способ словообразования при котором к слову присоединяется словообразовательный формант – постфикс.

Префиксально-постфиксальный способ. Способ словообразова-ния, при котором к производящему слову присоединяется сложный словообразовательный формант, представляющий собой сочетание префикса и постфикса.

Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ. Способ словообразования, при котором к основе производящего слова присоединяется сложный словообразовательный формант, представляющий собой сочетание префикса, суффикса и постфикса.

Префиксально-суффиксальный способ. Способ словообразова-ния, при котором при котором к основе производящего слова присоединяется сложный словообразовательный формант, представляющий собой сочетание префикса и суффикса.

Префиксальный (приставочный) способ. Способ словообразования, при котором к производящему слову присоединяется словообразовательный формант – префикс.

Продуктивность словообразовательного типа. Способность словообразовательного типа служить образцом для производства новых слов в современном русском языке.

Производное слово (дериват, мотивированное слово). Слово, структурно и семантически мотивированное производящим словом (словосочетанием), образованное одним из способов синхронного словообразования. Значение производного слова всегда определяется путем ссылки на значение соответствующего производящего. В составе производного слова при синхронном словообразовательном анализе выделяется производящая база и словообразовательный формант.

Производность словообразовательная. Такое соотношение между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно предопределены (мотивированы) формой и значением другого слова или нескольких слов. Например, лес → лесной, Новосибирский государственный педагогический университет → НГПУ.

Производящая основа. Основа производящего слова (сочетания слов), к которой присоединяется формант; та часть производного слова, которая является общей с основой производящего.

Производящее слово (производящая база, базовое слово, мотивирующее слово). Слово (сочетание нескольких слов), на базе которого образовано производное; обычно мотивирует дериват по структуре и семантике.

Расхождение формальной и семантической мотивации. Структурно-семантическое осложнение в словообразовательной паре, при котором производное слово формально ближе одному производящему, а семантически – другому. Например, для слова по-дачному формально самым близким является слово дачный: по -дачн- ому ← дач­ный, а семантически – дача (‘так, как на даче)’: по -дач- ному ← дача. Соответственно в каждом случае выделяются разные форманты.

Редеривация. 1. Способ окказионального словообразования, при котором отношения мотивации направлены не в сторону формально более сложного, а в сторону более простого слова, например: разбериха ← неразбериха, сыроега ← сыроежка. Обратный словообразовательный процесс – это окказиональное заполнение пустующей клетки, которое происходит на базе существующей прямой модели (непорядок ← порядок, книжка ← книга). 2. В диахронном аспекте: то же, что усложнение основы.

Синтаксическая деривация. Один из семантических типов деривационных отношений (наряду с лексической деривацией), при которых производящее и производное отличаются друг от друга исключительно принадлежностью к разным частям речи и не имеют семантических отличий, например: сидеть → сидение; глупый → глу­пость; веселый → весело.

Система словообразования. 1. Совокупность всех словообразовательных единиц языка в их взаимосвязи и взаимодействии, функционирующих на определённом этапе развития данного языка. 2. Совокупность производных слов, относящихся к определённому словообразовательному классу, разряду и т.п., в их взаимосвязи и взаимодействии.

Словообразование диахронное (историческое). 1. Словообразовательная система языка в её историческом развитии; языковые процессы, связанные с изменением, развитием словообразовательной системы языка. 2. Раздел языкознания, изучающий различные словообразовательные процессы, связанные с образованием производных слов, изменением их словообразовательной структуры, развитием словообразовательной системы языка.

Словообразование синхронное (описательное). 1. Взаимоотношения между разными словообразовательными единицами на определённом этапе развития языка; словообразовательная система языка на данном этапе его развития. 2. Раздел языкознания, изучающий словообразовательную систему языка на определённом временном этапе.

Словообразовательная пара. Два однокоренных слова (слово и соотносительное с ним словосочетание), производное и производящее, связанные между собой формально и семантически: формальная зависимость производного от производящего обычно представлена материально, а его значение формируется на базе семантики производящего.

Словообразовательная регулярность. Повторяемость формальных и семантических отношений словообразовательно соотносительных слов. Например: влажнеть ← влажный, седеть ← седой, умнеть ← умный.

Словообразовательная система языка. Совокупность всех словообразовательных единиц языка в их взаимосвязи и взаимодействии, функционирующих на определённом этапе развития данного языка.

Словообразовательная структура слова. 1. Формальное взаимоотношение между основными структурными элементами производного слова – производящей базой и словообразовательным формантом. 2. Формально-семантическое взаимоотношение между основными элементами производного слова – производящей базой и формантом.

Словообразовательная цепочка слов. Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности, т.е. отличающихся на один деривационный шаг. Например, учить → учитель → учительство → учительствовать. Исходным звеном цепочки является немотивированное слово; слова последующих звеньев, кроме последнего, одновременно выступают как производные и производящее.

Словообразовательное гнездо. Совокупность однокоренных слов, упорядоченная отношениями непосредственной производности, совокупность словообразовательных цепочек.

Словообразовательное значение. 1.Обобщённое, категориальное значение производных слов определённой формальной структуры, устанавливаемое на основании семантического соотношения данных производных слов с соответствующими производящими (значение словообразовательного типа). 2. Значение производных слов, выражаемое при помощи словообразовательного форманта.

Словообразовательное средство. То же, что формант.

Словообразовательный анализ (разбор). Лингвистический анализ слова, направленный на определение его словообразовательной структуры, характеристики словообразовательного типа и способа словообразования.

Словообразовательный словарь. Словарь, в котором показывается, на базе каких производящих и с помощью каких словообразующих средств образованы производные слова, указывается их словообразовательная структура и морфемный состав.

Словообразовательный способ. Более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая ряд типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (например, префикс, суффикс, постфикс) в отвлечении от конкретных материальных воплощений этого форманта в разных типах, а также классы производных слов, образованные при помощи однородных формантов.

Словообразовательный тип. 1. Структурно-семантическая (формально-семантическая) схема построения производных слов, характеризующихся общностью следующих признаков: а) лексико-грамматического характера производящих слов, т.е. их принадлежности к определённой части речи, б) словообразовательного форманта и в) основного словообразовательного значения. 2. Совокупность производных слов, относящихся к определённому словообразовательному типу (в 1-м значении).

Сложение с суффиксацией (сложносуф­фиксальный способ). Способ словообразования, при котором производное слово образуется на базе словосочетания с добавлением суффикса: формант равен сумме формантов характерных для сложения и суффиксации. Например: земл-е-проход-ец, шест-и-класс-ник. Суффиксация может быть и нулевая, например: скалолаз Ø, белозуб- Ø- ый.

Сложение. Способ образования слов, при котором производное слово образуется из нескольких слов, связанных сочинительной (серый и голубой → серо-голубой, диван и кровать → диван-кровать) или подчинительной связью (устойчивый к засухе → засухоустойчивый). Формантом в этом случае выступает закрепленный порядок слов и единое ударение, а также в ряде случаев интерфикс (во 2 значении).

Сложносокращенное слово. См. аббревиатура.

Совмещение морфов. То же, что наложение морфов.

Способ бессуффиксный. То же, что нулевая суффиксация.

Способ суффиксально-постфиксальный. Способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного форманта выступает сочетание суффиксальной и постфиксальной морфем, присоединение данных морфем к производящей основе.

Способ усечения. Способ синхронного словообразования имен существительных, характерный для разговорной речи, при котором производное слово образуется путем усечения производящего по аббревиатурному типу, т.е. вне зависимости от границы морфем.. Например, зам от заместитель, фан от фанатик.

Сращение слов (слияние). Разновидность лексико-синтакси­чес­кого способа в синхронном словообразовании: образование имен прилагательных из тождественных по морфемному составу словосочетаний. Формантом является единое ударение и закрепленный порядок частей. Например, вечнозелёный ( ср. вечно зелёный).

Субстантивация. Разновидность морфолого-синтаксического спо­со­­ба словообразования, при котором производное имя существительное мотивируется и по форме и по смыслу прилагательными или причастиями, а в качестве форманта выступает изменение парадигмы и синтаксической функции, например: рабочий ← рабочий (человек); учительская ←учительская (комната). От синхронной субстантивации следует отличать диахронную, при которой в современном языке отсутствует производящее прилагательное (причастие), например, портной, мостовая.

Суффиксальный способ. Способ словообразования, при котором к основе производящего слова присоединяется словообразовательный формант – суффикс.

Телескопический способ. То же, что контаминация.

Универбация (компрессия). Способ словообразования, при котором происходит свертывание двухсловных номинаций в одно слово, например: пятиэтажка ← пятиэтажный дом, зачетка ← зачетная книжка.

Усечение исходной основы. Вид формального осложнения в словообразовательной паре, морфонологическое явление, при котором происходит сокращение основы слова при образовании нового слова или грамматической формы; использование в составе производного слова или словоформы неполной, сокращенной основы. Например: крот(к)ий → крот-ость, крас(ив)ый → крас-авец.

Флексийный (флективный) способ. 1.По мнению некоторых лингвистов, аффиксальный способ словообразования, при котором флексия выполняет словообразующую функцию (флексия-суффикс), например, маркиз – маркиза, золото – золотой. См. нулевая суффиксация. 2. Способ словообразования, при котором основным средством является система окончаний (флексий) производного слова, изменение системы окончаний производящего слова. Например, рабочий (квартал) →рабочий (сущ.).

Формант (дериватор). Наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства), которым данное производное слово отличается от производящего. Например: на- крахмалить ← крахмалить. Формант может быть простым (включающим одно словообразовательное средство, например, суффикс) и сложным, представляющим собой совокупность всех средств, участвующих в образовании слова (например, приставку и суффикс в префиксально-суффиксальном способе; произвольное усечение основы, закрепленный порядок частей и единое ударение для аббревиации, изменение парадигмы и синтаксической роли для субстантивации).

Чередование. Вид формального осложнения в словообра­зова­тель­ной паре, морфонологическое явление, при котором происходит мена фонем в основах производящего и производного слов перед некоторыми словообразовательными аффиксами: дру г → дру ж -ок, сму т ить → сму щ -ение.

Эквивалентная деривация (отношения эквивалентности). Семантический тип деривационных отношений, при котором производное семантически эквивалентно производящему, при этом может отличаться от него стилистически: магнитофон → маг, профсоюзный комитет → профком.

Этимологический анализ (разбор). Лингвистический анализ слова, направленный на определение исторической словообразовательной структуры данного слова: объяснение истории его возникновения, установление соотношения его исторической структуры с современной словообразовательной и морфемной структурой.

 


1 Разные подходы к определению термина снабжаются цифровым указателем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация | Автоматизированная справочио-ннформационная система


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных