Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные движения




Социальные движения - особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета.

Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно демонстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В третьих, в ходе организации движения формируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. В-четвертых, движение отдает в себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. В-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка, 1996).

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всегда – относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные, которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные, которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. Последние в большей степени обоснованы чисто эмоциональными реакциями на происходящее в обществе или группе. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и прочность движения, прогноз на успешное выполнение целей.

Рекрутация сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация «на улице», когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Так, в движении за гражданские права инициаторами могут быть люди, незаконно пострадавшие, подвергшиеся репрессиям. Каждый новый потенциальный участник движения индивидуально решает проблему присоединения или неприсоединения по призыву инициативной группы. В данном случае он принимает в расчет и степень близости интересов группы своим собственным, и меру риска, готовность заплатить определенную цену в случае, например, неудачи движения.

Психологическим основанием присоединения к движению может выступать потребность в достижении какой-либо цели или потребность в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы.

Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и меньшинства в любом массовом, в том числе, социальном движении. Учитывая неоднородность социальных движений, объединение в них представителей разных социальных групп, а также специфические формы действий (высокий эмоциональный накал, наличие разноречивой информации), можно предположить, что во всяком социальном движении актуальна проблема выделения «несогласных», более радикальных, решительных. Неучет позиции меньшинства может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства, перспективы для торжества и его точки зрения.

В концепции С. Московиси предлагаются характеристики условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении. Главное из них – последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух «сечениях»: в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Необходима проработка также и самого стиля переговоров меньшинства с большинством: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность, готовность к продвижению по пути поиска продуктивного решения.

Третья проблема, возникающая в социальном движении, - это проблема лидера или лидеров. Лидер такого специфического типа массового поведения должен обладать особыми чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют и удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что социальные движения – сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихийных образований. Тем не менее они включают в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойственен этим типам групп.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные черты массовой психологии.

2. Как соотносятся понятия «психология толпы» и «массовая психология»?

3. Каковы особенности общественного мнения как явления массовой психологии.

4. Каков механизм психического заражения?

5. Как соотносятся между собой заражение и внушение?

6. Назовите условия, при которых повышается эффективность внушения.

7. Какую роль играет подражание в условиях массового поведения?

8. Перечислите функции и назовите виды подражания.

9. Назовите тенденции и проблемы изменения психического состояния общества.

10. Психологические основания присоединения к массовому движению.

 

Список использованной литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. – М.: 20. - с.

2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст]: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.:

3. Парыгин, Б.Д. Социальная психология [Текст]: Учебное пособие / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 20

4.

5. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст]: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. – М.:

 

6. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: Информ. - метод. пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 276с.

7. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: Информ. - метод. пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 276с.

8. Занковский, А.Н. Организационная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А.Н. Занковский. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.

9. Кабаченко, Т.С. Психология управления [Текст]: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / Т.С. Кабаченко. - М.: Пед. об-во России, 2001. - 384 с.

10. Краткий психологический словарь [Текст] / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431с.

11. Почебут, Л. Г., Организационная социальная психология [Текст]: Учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 298 стр.

12. Самыгин, С.И. Психология управления для студентов вузов [Текст] / С.И. Самыгин, Т.Г. Никуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 189с.

13. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления [Текст]: Учебник / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416с.

14. Творогова, Н.Д. Психология управления [Текст]: Лекции / Н.Д. Творогова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 528с.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных