ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогика как наукаПедагогика представляет собой особую отрасль науки. Однако при ее характеристике среди ученых до сих пор нет единого мнения. В соответствии с первой точкой зрения педагогика представляется как междисциплинарная область человеческого знания. Это предполагает, что в педагогике используются различные сложные категории (воспитание, социализация, развитие, культура, личность и пр.), трактовка которых осуществляется с позиций других наук (психологии, философии, социологии и т.д.). В этом случае педагогика лишается права на самостоятельное отображение сущности явлений педагогической действительности и не может выступать как самостоятельная теоретическая наука. Такой подход, видимо, является слишком узким. Примером такого понимания педагогики являются следующие определения: - педагогика - наука о воспитании детей, которая, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания (Л.С. Выготский), осмысление воспитания (С. И. Гессен); - педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование, обучение [9]. Представители другой точки зрения также считают, что в педагогике не может быть собственного теоретического знания, как и предмета исследования. Назначение педагогики с этой позиции видится только в прикладном аспекте, что предполагает опосредованное использование заимствованных из других наук знаний, которые соответствующим образом адаптируются для решения задач, возникающих в сфере образования: - педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, обучения и социализации личности [5 ]. Однако отметим, что даже такое адаптированное использование совокупности взятых из других наук положений не позволяет изучить педагогическую действительность целостно и с учетом ее специфических особенностей. Т.е. в результате такой деятельности содержание педагогики выступает как совокупность разрозненных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений. А это, в свою очередь, негативно отражается на педагогической практике. С учетом этого можно предположить, что и такой подход при определении педагогической науки не вполне адекватно отражает ее назначение. Наиболее распространенной в современных условиях является точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как относительно самостоятельная сфера научного познания, обладающая собственными объектом и предметом изучения (В.В.Краевский, В.А.Сластенин и др.). С этой позиции педагогика понимается как: - наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы [7]; - наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества [6, с.6]; - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни [8, с.54]. Присоединяясь к данной точке зрения, рассмотрим объект и предмет данной науки. В различных источниках представлены различные точки зрения по данному вопросу (табл.2.1.1). Таблица 2.1.1 Объект и предмет педагогики
Обобщая результаты теоретического анализа, можно сделать вывод, что, видимо, более обоснованным будет считать, что объектом педагогики является воспитание как особая функция человеческого общества, которая реализуется в процессе целенаправленной деятельности общества и обеспечивает подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности. В качестве предмета педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|