Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогика как наука




Педагогика представляет собой особую отрасль науки. Однако при ее характеристике среди ученых до сих пор нет единого мнения.

В соответствии с первой точкой зрения педагогика представляется как междисциплинарная область человеческого знания. Это предполагает, что в педагогике используются различные сложные категории (воспитание, социализация, развитие, культура, личность и пр.), трактовка которых осуществляется с позиций других наук (психологии, философии, социологии и т.д.). В этом случае педагогика лишается права на самостоятельное отображение сущности явлений педагогической действительности и не может выступать как самостоятельная теоретическая наука. Такой подход, видимо, является слишком узким. Примером такого понимания педагогики являются следующие определения:

- педагогика - наука о воспитании детей, которая, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания (Л.С. Выготский), осмысление воспитания (С. И. Гессен);

- педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование, обучение [9].

Представители другой точки зрения также считают, что в педагогике не может быть собственного теоретического знания, как и предмета исследования. Назначение педагогики с этой позиции видится только в прикладном аспекте, что предполагает опосредованное использование заимствованных из других наук знаний, которые соответствующим образом адаптируются для решения задач, возникающих в сфере образования:

- педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, обучения и социализации личности [5 ].

Однако отметим, что даже такое адаптированное использование совокупности взятых из других наук положений не позволяет изучить педагогическую действительность целостно и с учетом ее специфических особенностей. Т.е. в результате такой деятельности содержание педагогики выступает как совокупность разрозненных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений. А это, в свою очередь, негативно отражается на педагогической практике. С учетом этого можно предположить, что и такой подход при определении педагогической науки не вполне адекватно отражает ее назначение.

Наиболее распространенной в современных условиях является точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как относительно самостоятельная сфера научного познания, обладающая собственными объектом и предметом изучения (В.В.Краевский, В.А.Сластенин и др.).

С этой позиции педагогика понимается как:

- наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы [7];

- наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества [6, с.6];

- наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни [8, с.54].

Присоединяясь к данной точке зрения, рассмотрим объект и предмет данной науки.

В различных источниках представлены различные точки зрения по данному вопросу (табл.2.1.1).

Таблица 2.1.1

Объект и предмет педагогики

Автор Объект педагогики Предмет педагогики
В.А. Сластенин [8, с.54-55]. Явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества Образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
О.С. Гребенюк [3] Человек как целостность (единство биологического и социального), а также педагогические явления и факты как аспекты изучения человека Целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности (педагогический процесс)
П.И. Пидкасистый [6] Образование Закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в сфере образования
В.В. Анисимов [1], с.9. Явления действительности, которые определяют развитие человека. Образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организуемый обществом, определяющий формирование и развитие личности.
В.В. Краевский [4] Образование как особая социально и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность по приобщению человека к жизни в обществе. Система отношений, возникающих в образовательной деятельности, являющейся объектом педагогической науки.
И.Ф. Харламов [10, с.23 ] - Исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса
М.В. Буланова- Топоркова [2]   Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества.

 

Обобщая результаты теоретического анализа, можно сделать вывод, что, видимо, более обоснованным будет считать, что объектом педагогики является воспитание как особая функция человеческого общества, которая реализуется в процессе целенаправленной деятельности общества и обеспечивает подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности.

В качестве предмета педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных