Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Социальные отношения




ГРЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ГОМЕРОВСКИХ ПОЭМАХ

I. Экономический строй

 

Сельское хозяйство

Илиада. XVIII. 540-589

На щите Ахилла, выкованном богом ремесла Гефестом, были изображены сцены сельской жизни.

540 Мягкую новь он представил на нем, плодородную пашню,

Трижды взрыхленную плугом,... И много на ней землепашцев

Гнало парные плуги, ведя их туда и обратно;

Каждый раз, как они, повернувши, к меже подходили,

545 В руки немедля им кубок вина, веселящего сердце,

Муж подавал, подошедши. И пахари гнать продолжали

Борозду, дальше, чтоб снова к меже подойти поскорее.

Поле, хотя золотое, чернелося сзади пахавших

И походило на пашню - такое он диво представил.

550 Дальше царский участок представил художник искусный[1]

Острыми жали серпами поденщики спелую ниву.

Горсти колосьев одни непрерывно там падали наземь,

Горсти другие вязальщики свяслами[2] крепко вязали.

Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,

555 Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.

На полосе между ними, держа в руке своей посох,

Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце.

Вестники пищу поодаль под тенью готовили дуба;

В жертву быка заколов, вкруг него суетились; а жены

560 Белое тесто месили к обеду работникам поля.

 

Илиада. XX. 495-497

И виноградник с тяжелыми гроздьями там он представил

Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись.

Из серебра были колья повсюду натыканы густо;

Черный ров по бокам; окружен оловянной оградой

565 Сад; чрез средину одна пролегает тропинка, которой

Ходят носильщики в пору, когда виноград собирают.

Девы и юноши там в молодом, беззаботном веселье

Сладостный плод уносили в прекрасно сплетенных корзинах.

Мальчик, идя между ними, на звонкоголосой форминге,

570 Всех восхищая, играл, воспевая прекрасного Лина

Нежным голосом. Те же за мальчиком следом спешили

С присвистом, с пеньем и с топотом в лад, непрестанно танцуя.

Сделал потом на щитеон и стадо коров пряморогих;

Были одни золотые, из олова были другие;

575 С громким мычаньем они из загона на луг выходили

К берегу шумной реки, тростником поросшему гибким.

Вместе с коровами этими шли пастухи золотые,

Четверо; девять бежало собак резвоногих за ними.

Спереди два вдруг ужаснейших льва напали на стадо

580 И повалили быка; ревел и мычал он ужасно,

Львами влекомый; собаки и юноши мчались напомощь;

Оба льва, разорвав на огромном быке его кожу,

Жадно потрох глотали и черную кровь. Пастухи же

Тщетно старались на львов собак натравить резвоногих;

585 Слушаться их не хотели собаки и львов не кусали;

Близко подскочут, залают и тотчас назад убегают.

Пастбище сделал потом в прекрасной долине художник,

Стадо большое, овец белорунных на пастбище этом,

Крытые там шалаши представил, загоны и хлевы.

495 Так же, как если лобастых волов запряжет земледелец

Белый ячмень молотить на току, хорошо уравненном,

И под ногами мычащих волов высыпаются зерна...

 

Оливководство (Илиада. XVII. 53-56)

Как человек деревцо молодое маслины выводит

В месте безлюдном, в котором струится родник многоводный;

Пышно растет деревцо; дыхание ветров различных

Нежно колеблет его; и белым цветет оно цветом.[3]

 

Ремесло

(Одиссея. XVII. 382-386)

 

Пастух Евмей приводит в дом Пенелопы переодетогоОдиссея. В ответ на упреки одного из женихов пастух перечисляетпрофессии людей, которых охотно приглашали в дома знати.

382. Приглашает ли кто человека чужого

В гости к себе, если он не бывает полезен для дела?

Или гадателей, или врачей, или плотников ловких,

385 Или же вещих певцов, чтоб нам песнями радость давали,

Эти для смертных желанны везде на земле беспредельной.

Одиссея. III. 425-435

 

Правитель Мессéнии Нéстор готовит пир, чтобы угостить прибывшего к нему сына Одиссея Телемаха. Из слов Нестора видно, что работавшие в доме басилея ремесленники приходили со своими инструментами.

425 «Также один пусть прикажет Лаэрту прийти поскорее,

Мастеру дел золотых, чтоб рога у телушки оправил

В золото. Все остальные останьтесь. Скажите там в доме,

Чтобы рабыни обед поскорее готовили пышный,

Стулья б поставили, дров и блестящей воды принесли бы».

430 Так он сказал. Сыновья торопливо за дело взялися;

Телка с поля пришла. Пришли с чернобокого судна

Спутники, вместе сюда с Телемахом приплывшие. Медник

С медным пришел инструментом, пособьем в ковальном искусстве;

Крепкие клещи с собой он принес, наковальню и молот -

435 Все, чем над золотом нужно работать.

 

Илиада. XI. 15-45

 

Перечень военных доспехов — копий, щитов, поножей, шлемов и т. д., разнообразие материалов, которыми пользовались греческие оружейники, свидетельствуют о развитии этой отрасли ремесла.

15 Громко Атрид закричал, опоясаться в бой призывая

Войско ахейцев, и сам в блестящую медь облачился.

Прежде всего по прекрасной поноже на каждую голень

Он наложил, прикрепляя поножу серебряной пряжкой.

Следом за этим и грудь защитил себе крепкой бронею,

20 В давнее время ему поднесенной в подарок Киниром;

Ибо до Кипра достигла великая весть, что ахейцы

На кораблях собралися идти на троянцев походом.

Он ему эту броню подарил, царю угождая.

Десять полос в той броне вороненого было железа.

25 Олова двадцать полос, из золота было двенадцать.

Иссиня-черные змеи до шеи брони простирались,

По три с обеих сторон, подобные радугам в туче,

Зевсом-Кронидом на небе воздвигнутым в знаменье смертным,

На плечи меч свой набросил; сверкали на нем золотые

30 Частые гвозди; ножны, этот меч заключавшие, были

Из серебра и спускались с плеча на ремне золоченом.

Всепокрывающий поднял он щит многопестрый, прекрасный,

Буйный; десять кругов на щите том светилося медных;

Двадцать сияющих блях оловянных его украшало

35 Белых; и бляха была в середине из ворони черной.

Щит головою Горгоны венчался, свирепо глядящей,

С ликом ужасным; вокруг головы ее - Ужас и Бегство.

Был серебрёный ремень на щите; на ремне извивался

Иссиня-черный дракон, и из шеи единой дракона

40 В разные стороны три головы у него выходило.

Четырехбляшенный шлем свой надел он, имевший два гребня,

С гривою конскою. Страшно над шлемом она волновалась.

В руку два крепких копья захватил, повершенные медью,

Острые, медь от которых далеко до самого неба

45 Ярко сияла...

 

Кузнечное ремесло (Илиада. XVIII. 468-482)

Бог кузнечного ремесла Гефест изготовляет щит Ахилла.

 

Так он сказал, и оставил ее,[4] и к мехам обратился.

Их на огонь он направил и действовать дал приказанье.

470 Сколько их было, все двадцать мехов задышали в горнило

Разнообразнейшим, сильно огонь раздувавшим дыханьем,

Те, помогая, когда он спешил, а другие - иначе,

Как желалось Гефесту, чтоб дело закончить получше.

Несокрушимой он меди и олова бросил в горнило,

475 Ценного золота и серебра. Наковальню большую

Прочно приладил к широкой подставке, и в правую руку

Молот огромнейший взял, а в левую - крепкие клещи.

В первую очередь выковал щит он огромный и крепкий,

Всюду его изукрасив; по краю же выковал обод

480 Яркий, тройной; и ремень к нему сзади серебряный сделал.

Пять на щите этом было слоев; на них он искусно

Много представил различных предметов, хитро их задумав.

 

Техника производства щитов (Илиада. XII. 294-297)

Тотчас вперед он уставил свой щит, во все стороны равный,

295 Кованый, медный, прекрасный, который искуснейший медник.

Выковал, частые кожи воловьи внутри натянувши,

Проволокой их золотою по краю щита прострочивши.

 

Постройка жилищ (Илиада. VI. 314-317)

Дом тот прекрасный воздвиг себе сам Александр при пособьи

315 Лучших строителей-зодчих троянской страны плодородной.[5]

Был на_акрополе_выстроен он со двором, с почивальней,

С залом мужским, по соседству с домами Приама и брата

 

Кожевенное дело (Илиада. XVII. 389-393)

 

Также, если дает человек растянуть своим людям

390 Шкуру большого быка, насквозь напоенную, жиром;

Те, ухватившись за шкуру и ставши кружком, ее тянут

В разные стороны; сырость выходит, и жир исчезает,

И, растянувшись, длиннее и шире становится кожа.[6]

 

Торговля

(Илиада. VII. 465-475)

Правитель Лéмноса прислал воинам, осаждавшим Трою, вино, которое они выменивали на скот, шкуры, медь и железо. Чеканной монеты еще не было. Приводимый ниже отрывок показывает, что торговля в эпоху создания «Илиады» носила еще случайный харак­тер. Стоимость ценных вещей измерялась чаще всего скотом. Искус­ные изделия ремесленников, иногда привезенные' из стран Древнего Востока, ценились очень высоко. Золото, не ставшее еще мерилом стоимости, ценилось ниже скота и железа.

465 Солнце меж тем закатилось, окончили дело ахейцы,

В станах своих закололи быков и за ужин уселись.

Прибыло много судов в это время, вином нагруженных,

Посланных с Лéмноса сыном Ясона Евнеем ахейцам;

Пастырь народов Ясон с Гипсипилой его породили.

470 Двум Атрея сынам, Агамéмнону и Менелáю,

Тысяча мерок вина посылалась Евнеем отдельно.

Все остальные ахейцы вино с кораблей получали,

Эти медью платя, другие — блестящим железом,

Шкуры волов приносили, коров на обмен приводили

475 Или же пленных людей и устроили пир богатейший.

 

Скот как мерило стоимости (Илиада. XXIII. 700-886)

Описание призов, выставленных Ахиллесом для победителей на состязаниях, устроенных в память Патрокла.

700 Третьи призы Ахиллес после этого вынес, данайцам

Их показавши - призы за борьбу, сопряженную с мукой.[7]

Первый приз - треножник большой для огня

Тот треножник

Между собою ахейцы в двенадцать быков оценили.

Для побежденного мужа он женщину вывел, в работах

705 Многих искусную; эту в четыре быка оценили...

750 Призом вторым был объявлен им бык огромный и жирный;

Золота полуталант он последней назначил наградой...

826 Выложил после он круг из железа, недавно отлитый...

830 С места встал Ахиллес и слово сказал агривянам:

«Встаньте теперь, кто и эту награду оспаривать хочет.

Если бы тучные нивы его и далеко лежали, -

В пять круговратных годов не истратит никак он железа

Этого: если пастух у него или пахарь нуждаться

Будут в железе — не в город пойдут, а получат и дома...»

Вынес потом Ахиллес копье и в огне не бывавший

885 Медный котел, ценою в быка, расцвеченный цветами,

И положил на арену...

 

Отношение знати к купцам (Одиссея. VIII. 158-164)

Из приключений Одиссея на острове феаков. Отказ Одиссея принять участие в гимнастических состязаниях заставил феаков заподозрить, что он не принадлежит к числу «благородных» и путе­шествует по морю ради барыша.

Прямо в лицо насмехаясь, сказал Евриал Одиссею:

«Нет, чужестранец, тебя не сравнил бы я с мужем, искусным

160 В играх, которых так много везде у людей существует!

Больше похож ты на мужа, который моря объезжает

В многовесельном судне в главе мореходцев-торговцев,

Чтобы, продав свой товар и опять корабли нагрузивши,

Больше нажить барыша. На борца же совсем не похож ты!»

 

Финикийские купцы (Одиссея. XV. 415-416; 455-456)

Из рассказа свинопаса Евмея.

415 Как-то причалили к нам финикийцы, народ плутоватый,

Много красивых вещей привезли в корабле они черном…

455 Целый год финикийцы у нас оставались и, много

Наторговавши, в пустой свой корабль погрузили товары.[8]

 

II. Социальные отношения

Родовая организация (Илиада. II. 362-366)

Правитель Мессении Нестор советует Агамéмнону построить войско по племенам и фратриям. Воины шли в бой каждый со своими сородичами.

На племена подели и на фратрии все наше войско;

Фратрия фратрии пусть помогает и племени—племя;

Если ты сделаешь так, и тебе подчинятся ахейцы,

365 Скоро узнаешь, какой из вождей и какой из народов

Робок иль доблестен: все меж своими ведь будут сражаться.

 

Патриархальная семья (Илиада. VI. 242-250)

Отрывок дает представление о большой патриархальной семье, какой была семья троянского басилея Приама.

Вскоре приблизился Гектор к прекрасному дому Приама

С рядом отесанных гладко, высоких, колонн. Находилось

В нем пятьдесят почивален из гладко отесанных камней.

245 Близко одна от другой расположенных; в этих покоях

Возле законных супруг сыновья почивали Приама.

Прямо насупротив их, на дворе, дочерей почивален

Было двенадцать из тесаных камней, под общею крышей,

Близко одна от другой расположенных; в этих покоях

250 Возле супруг своих скромных зятья почивали Приама.

 

Общинное землевладение (Илиада. XV. 496-499)

Гектор призывает троянцев храбро сражаться, говоря, что в случае гибели защитника родины семья его будет обеспечена полученным наделом.

496 Не бесславно ему, защищая отчизну,

Гибель принять! Но жена его, дети останутся живы.

Дом и надел[9] его будут не тронуты если ахейцы

В черных судах удалятся в свою дорогую отчизну!

 

Переделы земли (Илиада, XII, 421—423)

Наделы, получаемые общинниками, подвергались периодическим переделам. Плодородной земли начинает не хватать, появляются безнадельные (áклерой), которые нанимаются обрабатывать чужие поля.

421 Два человека, соседи, на поле обоим им общем,

С мерой в руках меж собой o меже разделяющей спорят,

И на коротком пространстве за равную ссорятся долю...

 

Кровная месть (Одиссея. XXIII. 118-122; XXIV. 432-437)

Одиссей говорит сыну об опасности, которая грозит им в связи с тем, что они перебили женихов Пенелопы. Во втором отрывке отец одного из убитых женихов призывает к кровной мести.

Если в стране кто-нибудь одного хоть убил человека,

Если заступников после себя тот и мало оставил,

120 Все ж он спасается бегством, покинув родных и отчизну,

Мы же опору страны истребили, знатнейших и лучших

Юношей целой Итаки. Подумай-ка, сын мой, об этом».

432 Други, пойдем! Иль всегда нам и после придется стыдиться!

'Нам это будет великим позором и в дальнем потомстве,

Если за наших погибших детей и за братьев убийцам

435 Мы не отмстим! Мне совсем бы тогда уж не радостно стало

Жить! Умереть бы скорей, очутиться с убитыми вместе!

Други, пойдем! Не дадим переправиться им через море!

 

Замена кровной мести выкупом (Илиада. IX. 632-636)

 

Ведь даже и брат за убитого брата

Вознагражденье берет, и отец за погибшего сына!

И средь народа убийца живет, заплатив, сколько нужно.

635 Пеню же взявший, и мстительный дух свой, и гордое сердце -

Все укрощает.

 

Рабовладение

Илиада. XXIV. 725-734

Жена Гектора Андромаха говорит о судьбе, которая ждет ее и малолетнего сына после смерти мужа. При взятии города мужчин обыкновенно убивали, а женщин и детей уводили в рабство.

725 Молод из жизни ушел ты, мой муж дорогой, и вдовою

В доме меня покидаешь. И мал еще сын наш младенец,

Нами, злосчастными, на свет рожденный, тобою и мною.

Юности он не достигнет, я думаю. Прежде наш город

Будет разрушен. Погиб ты, хранитель его, защищавший

730 Трою саму, и почтенных супруг, и детей несмышленых!

Быстро отсюда их всех увезут в кораблях быстролётных,

С ними со всеми - меня. И сам ты, о сын мой, за мною

Следом пойдешь, чтобы нам неподобную делать работу,

Для господина стараясь свирепого.

Одиссея. XIV. 262-264

Источником рабства была не только война. Иногда греки совершали разбойничьи набеги с целью захвата рабов. Одиссей рассказы­вает о такой экспедиции к берегам Египта.

262 Люди в надменности духа, отваге своей отдаваясь,

Ринулись с вышек вперед, прекрасные нивы египтян

Опустошили, с собой увели их супруг и младенцев.

21. Похищение людей (Одиссея. XIV. 288-298)

 

Из рассказов Одиссея. Иноземные купцы нередко захватывали в Греции мужчин и женщин и продавали их в рабство (см. Одиссея. XV. 455 сл.).

Прибыл в Египет тогда финикиец коварный и лживый,

Плут, от которого очень "немало "людей пострадало.

290 Умною речью меня убедил он, чтоб с ним в Финикию

Все мы отправились, где у него и дома и богатства.

Жил я там у него в продолжение целого года.

Месяц один за другим протекал, и дни убегали,

Год свой круг совершил, и снова весна воротилась.

295 В Ливию взял он меня на своем корабле мореходном,

Выдумав, будто затем, чтоб помочь ему груз переправить,

Вправду ж затем, чтоб меня там продать за огромную плату,

Хоть и предчувствовал я, но все ж поневоле поехал.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных