Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. Основные элементы традиционной духовной культуры Японии.




Религия

Синтоизм

Синто (букв. «путь богов») представляет собой религиозную систему, начавшую оформляться в VIII в. Основными составляющими синтоизма следует признать развитый культ предков и культы природных (ландшафтных) божеств.

Культ предков предполагает, что каждый род имел своего божественного прародителя, «действовавшего в мифологические времена и считавшегося полифункциональным охранителем рода (получается, таким образом, что адептами синтоизма могут быть только японцы). Связанные узами родства, эти божества образуют пантеон синто, закрепленный в мифологическо-летописных сводах и генеалогических списках (авторитет такого рода памятников в японской культуре следует признать чрезвычайно высоким).

Японская мифология представляет собой рассказ о последовательном появлении на свет различных божеств, каждое из которых имеет своих потомков. Характерным свойством этого мифологического рассказа является отсутствие конфликтов между поколениями божеств (в отличие от многих мифологических систем Запада). Возникающие конфликты, как правило, имеют место между представителями одного поколения. Череда «человеческих» предков семьи, являющихся потомками божеств, также является объектом поклонения для своих потомков. В этой системе каждый человек, имеющий потомков, превращается в божество, и ему совершаются приношения - вне зависимости от его прижизненных заслуг и деяний. Почтительное отношение к предкам распространяется и на прошлое время вообще, поскольку оно было «временем предков». Отсюда - та выдающаяся роль, которая принадлежит истории в менталитете японцев.

Социальной проекцией этих установок является постоянное стремление обеспечить преемственность времен. Именно поэтому история Японии не знает революций, означающих прежде всего разрыв времен, отказ от преемственности и традиции. Показательно, что социальные движения реформаторского толка облекаются в Японии в одежды ревнителей традиции, а формальной целью таких движений является восстановление утраченного порядка начальных времен. Преобразования периода Мэйдзи служат превосходным примером вышеуказанных соображений.

Несмотря на то, что император почти никогда не является реальным центром власти, авторитет правителя обеспечивался его ритуальными функциями как первосвященника синтоизма. В истории Японии зафиксирована лишь одна попытка свержения правящего дома (предпринятая: во второй половине VIII в. буддийским монахом Доке). Даже военные правители Японии - сёгуны - никогда не предпринимали подобных попыток. Поэтому, когда в XIX в. стала ясна невозможность конкуренции с Западом при существовавшей политической системе, реформаторы свергли сегуна и начали проводить широкомасштабные преобразования под лозунгом восстановления власти императора, значение которого - при сёгунах было умалено. Не случайно поэтому японская правящая династия не знает перерыва уже в течение приблизительно полутора тысяч лет.

Что касается ландшафтных божеств, то каждая местность (гора, река, пруд, роща и т.д.) имела свое божество-покровителя (имеются также случаи, когда божество-предок и ландшафтное божество выступают в одном лице). Таким образом, подавляющее большинство божеств синтоизма представляют собой божества «оседлые», и, за немногими исключениями, их культы имеют локальное распространение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных