ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
У истоков теории государства всеобщего благосостоянияВ этой главе мы обращаемся к истории поисков оптимального общественного устройства — от социальных утопий, проектов социалистов-утопистов, теории общественного договора к социально-политическим конструкциям ХХстолетия. 1.1 Мечта об идеальном государстве, ее место в сочинениях мыслителей прошлого Утопия как социальный проект Человечество всегда мечтало о счастливой, благополучной жизни, пыталось найти некие справедливые стабильные основания общественных отношений, договориться о правилах сосуществования. Свидетельства этому мы находим в самых древних источниках. Одни из первых описаний справедливой общественной жизни мы встречаем в известных трудах мыслителей Древней Греции. В Средние века и эпоху Возрождения вопрос об оптимальном общественном устройстве воплощается в различных социальных проектах. Формируется направление утопической мысли, начало которому положила модель идеального общества Томаса Мора1. «Утопия» как критика негативных сторон общественного устройства, с одной стороны, и как форма выражения мечты — с другой, явилась выражением глубинной потребности человеческого духа. В ее основании лежит порожденная несовершенством реальной жизни устремленность человека к иной — «совершенной» (с его точки зрения) — реальности. 18 /. /. Мечта об идеальном государстве... Что же должно стать основой идеальной системы общественных отношений? Известно, что проект Т. Мора во многом был вдохновлен идеями платоновского государства. Поэтому и «Утопия» Мора, и последовавшие за ним сочинения предполагали устранение частной собственности, равный доступ к благам и равное распределение. Порядок с достаточно стройной социальной иерархией и системой мер — такова основа оптимального социума в данной системе координат2. От социальных утопий к теории общественного договора Разработка теории общественного договора (XVII-XVIII вв.) становится новым этапом в истории поисков идеальной модели общественного устройства и определенной альтернативой проектам эгалитарной, социалистической направленности. Если в утопиях3 прошлого предлагались модели общественного благополучия, построенные на основаниях порядка, контроля и всеобщего признания (подчинения), то теоретики общественного договора на первое место ставят свободу и права человека, принимая государство и договор о нем как неизбежное зло, трагическую необходимость, определенный общепринятый защитный механизм, невмешательство которого в жизнь гражданского общества оговаривается принципиально4. Один из важнейших теоретических документов в этой области — «Об общественном договоре» Жан-Жака Руссо (1762), политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе. Сочинение Руссо основывалось на уверенности в возможной организации общества на основах свободы и равенства5. Ни отдельный человек, ни целый народ, согласно Руссо, не может отдать себя или своих детей в рабство добровольно: «Утверждать, что человек отдает себя даром, значит — утверждать нечто бессмысленное и непостижимое: подобный акт незаконен и недействителен уже по одному тому, что тот, кто его совершает, находится не в здравом уме. Утверждать то же самое о целом на- 19 Глава 1. У истоков теории государства всеобщего благосостояния роде — это значит считать, что весь он состоит из безумцев: безумие не творит право. Если бы каждый и мог совершить отчуждение самого себя, то он не может этого сделать за своих детей; они рождаются людьми и свободными...»6. Таким образом, с позиций общественного договора Руссо, общественный порядок утопии воспринимается скорее как рабство и массовое помешательство. Что касается проблемы равенства, то известны социальная и экономическая его трактовки. Социальное равенство — это такое общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определенной области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: права на участие в выборах, правил определения лидеров, прав и обязанностей лидеров, равенства перед законом. Экономический подход к трактовке социального равенства рассматривает процесс распределения благ: права на работу, распределения ресурсов, равенства возможностей7. При этом социальное равенство предполагает следующую градацию: равноправие (равенство перед законом); равенство возможностей; принудительное равенство. Отдельно следует назвать концепцию эгалитаризма (фр. egalitarisme, от egalite — «равенство»), в которой предполагается создание общества с равными возможностями управления и доступа к материальным благам для всех его членов. В случае теории общественного договора речь идет о равенстве перед законом — равноправии как равенстве естественных прав человека на осуществление какой-либо деятельности вне зависимости от социальных условий существования или несуществования власти, закона и государства. Здесь равенство не вступает в противоречие со свободой, как, например, в случае равенства в условиях эгалитаризма, когда свобода противопоставляется равенству как элементу порядка и системы распределения. Контроль неизбежно присутствует в обоих проектах, но его значимость в условиях демократии, когда государство ограничено функциями «ночного сторожа», существенно отличается от его значимости в условиях государства социального порядка и равного распределения, когда контроль — основное правило «игры». 20 1.1. Мечта об идеальном государстве... Таким образом, в истории социальной мысли формируется определенная устойчивая альтернатива по отношению к базовым основаниям общественного устройства: «порядок, контроль и равенство распределения» или «свобода и равенство прав». Что же должно стать основой идеальной системы общественных отношений? Попытки воплощения мечты об идеальном государстве Важно, что социальные проекты прошлых веков далеко не всегда ограничивались рамками социально-философского жанра. XVII—XIX вв. известны попытками реального воплощения социальных проектов идеального общественного устройства — это фабрики Нью-Ланарка Роберта Оуэна, дворцы-фаланстеры Шарля Фурье, братства сенсимонистов. Английский философ и социалист Роберт Оуэн в 1799 г. становится совладельцем (вместе с несколькими манчестерскими капиталистами) и управляющим фабрики в Нью-Ланарке и прибывает в этот город с планом реформы производственных отношений. Социальный эксперимент Оуэна предполагал создание для бедняков кооперативных поселков, где они могли трудиться сообща, без капиталистов-нанимателей. Задача этих производительных ассоциаций, по мнению Оуэна, «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы». С течением времени его проект, связанный с конкретной проблемой, перерос во всеобъемлющую систему переустройства общества8. Социальный проект другого представителя утопического социализма, французского философа Шарля Фурье, предполагал создание фаланстеров — дворцов особого типа, являющихся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны из 1600— 1800 человек, трудившихся вместе для взаимной выгоды. Фурье представлял фаланстер как специально устроенное здание, способное сочетать в себе черты городской и сельской жизни. В основу фаланстера была положена идея производственной и потреби- 21 Глава 1. У истоков теории государства всеобщего благосостояния тельской ассоциации. Согласно Фурье, труд был бы значительно продуктивнее благодаря энтузиазму и соревнованию, которые охватят членов ассоциации. Последователями Фурье было осуществлено около 40 попыток организовать фаланстеры во Франции и Америке, большинство вынуждены были прекратить свою работу после 3—5 лет существования9. Французский философ и социолог Клод Анри де Сен-Симон считал, что лишь всемерное развитие производства может избавить трудящихся от бедствий путем эффективного использования научных принципов организации общества. Этими принципами должны быть внедрение всеобщего обязательного производительного труда, обеспечение всем равных возможностей применять свои способности, создание плановой организации производства, которое должно обеспечить все потребности общества. Общество должно было стать большой производительной ассоциацией, а весь мир постепенно превратится во всемирную ассоциацию народов10. Проекты экономистов: И. Бентам и Б. де Мандевиль Особого внимания заслуживают проекты И. Бентама «Паноптикум» и знаменитая «Басня о пчелах...» Б. де Мандевиля, также посвященные проблемам общественного устройства. Интересно, что эти произведения являются своего рода альтернативой проектам идеального общества. Так, «Паноптикум», на основании которого один из крупнейших теоретиков либерализма Иеремия Бентам планировал организовывать работу на промышленных предприятиях, представляет собой прообраз антиутопии, а «Басня о пчелах...» — своеобразное опровержение теории общественного договора. Согласно Б. Расселу, Бентам желал создать «социальную систему, которая бы автоматически делала людей добродетельными». Эта идея создания грандиозного механизма по автоматической выделке добродетели нашла воплощение в его труде «Паноптикум», изданном в конце XVIII в." Определение понятия «добродетель» вытекает у Бентама из принципа «наибольшего 22 /. /. Мечта об идеальном государстве... счастья», который наряду с принципом ассоциативности лежит в основе его учения. Бентам утверждал, что при существовании добра в общем смысле слова каждый индивид стремится к тому, что считает своим собственным счастьем. Поэтому дело законодателя — устанавливать гармонию между общественными и личными интересами. Уголовный закон в этом смысле есть способ приведения интересов личности к единству с интересами общества, и в этом его оправдание. Человека надо наказывать по законам уголовного права для того, чтобы предотвращать преступления, а не из-за ненависти к преступнику. Гражданское право должно преследовать четыре цели: обеспечение, изобилие, безопасность и равенство, при этом Бентам ничего не говорит о свободе. Бентам «мало заботился о свободе, — пишет Рассел. — Он восхищался благожелательными самодержцами, предшествовавшими Французской революции: Екатериной Великой и императором Францем. Он глубоко презирал учение о правах человека. Права человека, говорил он, — это явная чепуха, неотъемлемые права человека — чепуха на ходулях. Когда французские революционеры разработали свою Декларацию прав человека, Бентам назвал ее "метафизическим произведением" — "ne plus ultra метафизики". Ее пункты, говорил он, можно разделить на три класса: 1) невразумительные, 2) ложные, 3) как невразумительные, так и ложные. <...> Идеалом Бентама... была безопасность, а не свобода. "О войнах и штормах лучше всего читать, жить лучше в мире и спокойствии"»12. Вот так, основываясь на, казалось бы, вполне благих устремлениях, Бентам предложил новую модель тюрьмы, известную как Паноптикум, в которой все заключенные должны были находиться под круглосуточным наблюдением тюремщика, затаившегося на верху здания; при этом арестованные не способны увидеть своего надсмотрщика. В своем произведении Бентам продемонстрировал предел развития социальной организации, построенной на основаниях социального порядка и контроля, негативные перспективы социалистического утопизма и эгалитаризма, то, что позднее стало предметом рассмотрения антиутопий XX в. М. Фуко называл Бентама «Фурье полицейского государства»13. Противопоставляя позиции Бентама и Руссо, Фуко сравни- 23 Глава I. У истоков теории государства всеобщего благосостояния вал их установки в понимании общественного устройства и власти. «Я бы сказал, — пишет Фуко, — что Бентам — это дополнение к Руссо. Какова, в самом деле, та руссоистская мечта, что вдохновляла стольких революционеров? Мечта о прозрачном обществе, одновременно видимом и читаемом в каждой из его частей; мечта о том, чтобы больше не оставалось каких-либо темных зон, зон, устроенных благодаря привилегиям королевской власти, либо исключительными преимуществами того или иного сословия, либо, пока еще, беспорядком; чтобы каждый с занимаемой им точки мог оглядеть все общество целиком; чтобы одни сердца сообщались с другими; чтобы взгляды больше не натыкались на препятствия; чтобы царило мнение, мнение каждого о каждом... Бентам — это одновременно что-то вроде этого и нечто совершенно противоположное. Он ставит вопрос о видимости, но при этом думает о какой-то видимости, целиком устроенной вокруг одного господствующего и наблюдающего взгляда. Он приводит в действие замысел всеохватывающей видимости, которая разворачивалась бы на пользу строгой и дотошной власти. Так к великой руссоистской теме (которая была своего рода лирикой Французской революции) подключается техническая идея осуществления некоей "всепросматривающей" власти, которой был одержим Бентам, причем эти двое прекрасно дополняют друг друга, и все работает: и лирическая восторженность Руссо, и одержимость Бентама»14. Что же касается известного произведения английского философа и экономиста Бернарда де Мандевиля, «Басни о пчелах...», то его обычно рассматривают в ряде проектов общественного договора. Общественный договор, в трактовке Мандевиля, — это обман. Политики, руководствуясь стремлением к власти, славе и всеобщему признанию, стремятся сделать все для легкого и безопасного манипулирования человеком, опираясь на его природную гордыню и восприимчивость к лести. Мандевиль обращался к вопросу о пороках и добродетелях человека. Пороком он называет то, что мешает человеку действовать во благо государства, а добродетелью то, что, напротив, заставляет его способствовать преумножению общественного блага. Никакое действие или качество изначально не является пло- 24 1.1. Мечта об идеальном государстве... хим или хорошим. Критерий, позволяющий отличать добро от зла, создается самими людьми, поэтому он не может быть объективным, тем более врожденным. Общество, согласно Мандеви-лю, — это не средство преодоления человеческих пороков, процветающих в естественном состоянии, а институт, который обязан своим существованием именно порочности человеческой натуры. Как и большинство теоретиков общественного договора, Мандевиль писал о естественном состоянии, в котором жили люди до того, как было создано государство: «Все находящиеся в естественном состоянии живые существа заботятся лишь о том, чтобы доставить себе удовольствие, и непосредственно следуют влечению своих наклонностей, не обращая внимания на то, принесет ли полученное ими удовольствие добро или зло другим»15. Поэтому создания, наименее разумные и, как следствие, обладающие меньшим числом желаний, более всего приспособлены к мирному сосуществованию. Человек всю свою жизнь одолеваем желаниями; стоит ему достигнуть своих целей, как он ставит новые, одни потребности постоянно сменяют другие, поэтому из всех живых существ человек наименее способен жить в сообществе. Только наличие строгих ограничений, налагаемых системой правления, может обеспечить мир и согласие в человеческом сообществе. Что могло заставить человека пренебречь личными интересами, желаниями, забыть о жажде удовольствий, которая является частью человеческой натуры? Законодатели и политики, поставившие своей целью создание общества, должны были предложить всем людям нечто, что как-то возместило бы их потери, оправдало то насилие, которое совершает человек, отказываясь от своих желаний и потребностей. Но те, кто решили сделать из человека общественное животное, понимали, что не в состоянии предоставить всем реальное вознаграждение, поэтому придумали воображаемое. Политики, тщательно изучив человеческую натуру, создали иллюзию, которая строилась на человеческих пороках и ничего не стоила самим законодателям. Так, согласно Манде-вилю, общественный договор оборачивается общественным об- маном1 25 Глава 1. У истоков теории государства всеобщего благосостояния 1.2 Проблема общественного идеала Общественный идеал как философская проблема Поиски совершенного общественного устройства явились мощной движущей силой развития общества. На протяжении веков возникали различные проекты общественного устройства. Какие правила и нормы должны стать основой построения государства? Какое общество строить, к чему стремиться? В сочинениях философов ставится вопрос об общественном идеале. Одно из фундаментальных исследований проблемы общественного идеала проведено русским юристом и философом Павлом Ивановичем Новгородцевым. В своих работах «Кризис современного правосознания» (1909) и «Об общественном идеале» (1917) философ рассматривает общественный идеал как философскую проблему. «Когда вопрос об общественном идеале ставится в качестве философской проблемы, — пишет Новгородцев, — решение, которое при этом ожидается, должно иметь не частное и временное, а общее и безусловное значение... <...> В этом отношении все философские построения общественного идеала — а в том числе и утопии земного рая — стояли на совершенно правильной почве: в их исканиях безусловной правды жизни проявлялось именно то стремление к абсолютному идеалу, вне которого не может быть философского решения проблемы»17. Новгородцев обращается к вопросу о содержании общественного идеала и определяет его как принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы (в краткой форме — принцип свободного универсализма)™. Определяя общественный идеал подобным образом, Новгородцев утверждает, что в качестве абсолютного предела этот идеал не может иметь никаких конкретных признаков, взятых из сферы относительных явлений. Поэтому следует признать безусловно неправильным, когда высшую форму нравственного развития пытаются связать с каким-либо конкретным историческим явлением, будь то церковь, государство, народ или что-либо иное 26 1.2. Проблема общественного идеала в этом роде. Все это будет незаконной абсолютизацией относительных форм19. Обратим внимание, что, говоря об общественном идеале как цели развития, Новгородцев трактует ее как объединение людей на началах равенства и свободы. Постановка вопроса о недостижимости данной цели как абсолютной предполагает недостижимость осуществления данных желаемых условий —т. е. построения общества на началах равенства и свободы как исходных. Тем самым Новгородцев затрагивает важнейшую проблему, разрешение которой не было достигнуто ни в социальных утопиях (в их теоретически-фантазийном варианте и тем более в попытках практической реализации), ни в проектах государства с рыночной экономикой. Возможно ли такое общественное устройство, при котором люди будут жить в условиях равноправия, экономического планирования и свободы? Признавая истинность устремлений авторов социальных проектов прошлого, Новгородцев обращает внимание на свойственные им ошибки, в том числе предположение о возможности практической реализации подобных проектов: «Стремясь к отысканию абсолютного идеала, утопии земного рая полагали, что он может быть не только безусловной целью прогресса, но также и практической действительностью»20. В этом ключе Новгородцев обращается к вопросу о возможности создания земного рая, отметив, что эта проблема относится к общественной философии, которая в ее современном понимании сложилась в конце XVIII и в XIX столетиях. «Это — философия, — пишет он, — которая опирается, с одной стороны, на Руссо, Канта, Гегеля, а с другой — на Конта, Спенсера и Маркса. <...> Представители весьма различных и частью противоположных направлений, — все они сходились, однако, в общем ожидании грядущего земного рая. Они были убеждены: 1) что человечество, по крайней мере в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования, 2) и что они знают то разрешительное слово, ту спасительную истину, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории»21. 27 Глава 1. У истоков теории государства всеобщего благосостояния В подтверждение высказанных тезисов Новгородцев предпринимает историко-философский анализ учений крупнейших мыслителей прошлого, которые, по его мнению, определили развитие и характер европейской философии. Прежде всего он обращается к наследию Руссо и отмечает, что великий француз «нигде не говорил определенно, что для человечества наступают лучшие времена, и, однако, он был одним из тех, которые всего более способствовали утверждению этой веры. Горячий энтузиазм проповедника и пророка внушал мысль о том, что в пламенных произведениях Руссо содержится новое евангелие, новая благая весть, которая должна спасти людей от старых цепей неправды и рабства. Как сделать прежние отношения законными? "Я думаю, что могу решить этот вопрос" (je crois pouvoir resoudre cette question). Этим смелым заявлением открывается та книга, которая по преимуществу давала современникам веру в счастливо найденную истину новой политики. Теория народовластия была ярким и вместе с тем простым и ясным выражением этой веры»22. Переходя к анализу наследия немецких классиков, Новгородцев отмечает, что этика категорического императива сурово отклоняла вопросы о будущем счастье людей: «Но дух времени коснулся и его. В политике он [Кант. — Авт.] воспринял от Руссо веру в народовластие, а "признаки и предвестья наших дней" убеждали его в том, что "человечеству можно предсказать достижение правомерного устройства и вместе с тем невозможность совершенного уклонения в будущем от нравственного прогресса"»23. В свою очередь, в философской системе Гегеля государство является высшей организацией человеческих сил; в результате продолжительной работы разума, борьбы с частными интересами и страстями государство стало «образом и действительностью разума». «Наш мир» и «наши дни» — это «последняя стадия истории»24. «Философской формулой... зрелости духа, — пишет Новгородцев, — является у Гегеля примирение божественного и человеческого, абсолютного и субъективного; а практическим носителем этой совершенной гармонии служит современное конституционное государство, принцип которого "имеет эту чрезвычайную силу и глубину... позволяет началу субъективности развиться до самостоятельной крайности, новместестем приводит его к субстанциональному единству и сохраняет в нем это единство"»25. 28 1.2. Проблема общественного идеала В философии О. Конта и Г. Спенсера Новгородцев также находит попытки обретения веры в возможность осуществления общественного идеала. По мнению философа, Конт с безусловной определенностью предсказывал грядущее блаженство человечества. Оспаривая выводы некоторых «благородных и даже выдающихся, но не обладающих истинным познанием и плохо подготовленных умов», «приходивших в философское отчаяние относительно социального будущего», основатель позитивизма высказывает «утешительное убеждение», что «избранная часть человеческого рода... уже приближается к непосредственному наступлению общественного порядка, наиболее приспособленного к ее природе». Наступление этого порядка Конт связывал с распространением положительной философии: «ее можносчитать единственною прочною основою общественной реорганизации, которая должна прекратить состояние кризиса, столь долго длящегося среди самых цивилизованных наций». «Как только будет достигнуто объединение умов посредством общности принципов, из него с необходимостью без всяких тяжких потрясений вытекут соответствующие учреждения, так как одним этим фактом будет устранено самое главное проявление беспорядка»26. Относительно позиции Спенсера о грядущих судьбах человечества Новгородцев замечает, что тот также стоит на почве социального оптимизма. И в его воззрениях прогресс человечества может достигнуть такой высоты, «на которой он будет вполне отвечать всем требованиям». Конт говорил о заключительном состоянии (Fetat final), Спенсер в том же самом смысле говорит о наивысшем состоянии (the highest state). Он описывает его как неизбежное в будущем равновесие эгоизма и альтруизма, когда «непрекращающаяся общественная дисциплина настолько преобразует человеческую природу, что удовольствия, связанные с благожелательными чувствами, будут сами собой служить предметом стремлений, и притом в самом полном размере, выгодном для всех и каждого»27. Кажущееся постоянным противоречие между эгоизмом и альтруизмом исчезнет. Совершенное с субъективной точки зрения, со стороны внутренних побуждений, это будущее примирение станет столь же полным и объективным в своих внешних результатах. 29 Глава 1. У истоков теории государства всеобщего благосостояния Новгородцев не мог обойти в своем рассмотрении проекты грядущего земного рая К. Маркса и Ф. Энгельса. Идея будущей гармонии становится у Маркса неизбежным результатом естественного развития. Развивая и продолжая мысли Маркса о великой катастрофе, которая откроет людям светлое будущее, Энгельс называл ее «прыжком человечества из царства необходимости в царство свободы». В этой новой организации личность совпадает с обществом; так совершается окончательное освобождение человека. Вопрос о реализуемости социально-утопических проектов Проведя экскурс в историю философской мысли, П.И. Новгородцев констатирует, что к XVIII в. сформировалось устойчивое представление о неизбежности осуществления общественного идеала как результата общественного прогресса. Выдающиеся мыслители прошлых веков сходились в ожидании заключительной стадии человеческой истории, которая будет не ее концом, а именно этапом полного торжества и блаженства человека. Возможно ли это? Осуществимо ли на Земле Божье царство? Новгородцев убежден в иллюзорности подобного представления: «Мысль о возможности конкретного определения высшего гармонического совершенства есть не более как утопия, которая при известных условиях может служить скорее препятствием к общественному прогрессу, чем путем к нему»28. Серьезный недостаток всех подобных проектов (если проводить их последовательно и до конца) — замкнутость, исключительность жизни. Авторы проповедуют полное обособление от прочего мира, создают проекты уединенных колоний и замкнутых государств, разобщенных с прочим миром и пытающихся именно на почве этой замкнутости и разобщенности создать свой счастливый быт. Следует обратить внимание на то, что подобные проекты «вместе с обещанной ими гармонией несут с собою дух принудительного сектантства и упорного консерватизма. Ставя целью сво- 30 1.2. Проблема общественного идеала ей осуществить некоторый рассудочно-задуманный и логически-стройный план, эти проекты требуют от человеческой природы более, чем она может дать: они требуют такой стройности, такой согласованности общественной жизни, при которой живая человеческая личность приносится в жертву абстрактному плану»29. Новгородцев в очередной раз обращается к идее о несовместимости социальной гармонии и свободы человека. «Как ни заманчиво, — пишет он, — звучит обещание провести гармонию жизни, осуществить хотя бы в малом размере солидарность и дружескую близость людей, мы не должны забывать, что никогда это не может быть достигнуто без ущерба для самого дорогого из общественных благ, каким является свобода. Что иное может означать осуществленная гармония и неизменная солидарность душ, как не тягостное насилие над человеческой свободой? Одно из двух: или гармония, или свобода', или принудительный режим полного согласия... <...>; или свободный путь для широкого проявления всяких новых возможностей и творческих сил, свободная почва для всяких противоречий и конфликтов, на которых зреет и растет человеческая личность»30. Философ приходит к заключению, что эти выводы теоретической мысли знаменательны и важны, поскольку из них следует, что есть только два средства сохранить первоначальную гармонию общественного устройства: или гипнотический сон мысли и чувства, или неусыпный полицейский надзор над свободной жизнью. Можно предвидеть, что на практике придется скорее прибегнуть к внешним средствам полицейского принуждения, чем к сложной системе нравственных наставлений. Чтобы убедить всех быть верными данному порядку, не думать о другом и не искать нового, нужны сверхчеловеческие усилия и способности. Только на время, под влиянием порыва и воодушевления, какая-нибудь группа лиц может увлечься планом предлагаемой неизменной формы жизни, но после энтузиазма наступит охлаждение, и все закончится как обычно для опытов подобного рода31. Самое страшное для этих опытов и проектов, по мнению Новгородцева, что они не могут ответить на вопрос: осуществив известное равновесие общественных сил, как быть далее, как идти вперед, как удовлетворить потребности прогресса? Можно 31 Глава 1. У истоков теории государства всеобщего благосостояния ли предположить, что все будут двигаться вместе, нога в ногу, не забегая друг перед другом, подобно солдатам в военном строю? Авторы утопий обычно полагают, что открывают прекрасный быт, который может держаться вечно. Передовые по замыслу утопии оказываются консервативными по существу: они утверждаются на неподвижной основе. Бурный и широкий поток действительной жизни общества они стремятся втиснуть в узкие берега придуманной и отвлеченной жизни, поставить на его пути плотины и преграды, остановить и успокоить то, что предназначено к вечному течению и постоянному беспокойству. Новгородцев отмечает еще одно внутреннее противоречие утопических проектов: «Если иногда они строятся и на демократической основе, по существу они являются аристократическими: к лучшему жребию призываются здесь лишь немногие; они выделяются, приподнимаются над остальным человечеством; им достается в удел счастливая доля и праведная жизнь, а остальные как хотят. <...> Здесь устраняется свободное и широкое отношение к остальному миру, устраняется необходимое взаимодействие с ним. Но всякое обособленное и обособляющееся существование обречено на то, что скоро изживет свой внутренний дух и подвергнется опасности застоя»32. Обратившись к анализу известных социальных утопий, Новгородцев обосновывает невозможность их осуществления, считает, что они могут стать скорее препятствием к общественному прогрессу, чем дорогой к нему. Наряду с отмеченной замкнутостью, аристократичностью, элитарностью для этих «счастливых» государств абсолютно необходимым является поддержание общественного порядка, подчинение ему, участие в общественном труде, признание равного распределения, отказ от собственности, тайных сторон личной жизни и т. д. — т. е. принятие всех принципов жизни в условиях эгалитаризма. Так, Новгородцев возвращается к вопросам «порядок или свобода», «равенство распределения или равенство прав». В истории мысли он не находит их разрешения. Однако столь обоснованный вывод отечественного мыслителя не снимает с повестки потребность человечества в обретении благополучной жизни, построении справедливого общества. 32 1.3. Поиски модели оптимального общественного устройства... 1.3 Поиски модели оптимального общественного устройства на рубеже XIX—XX вв. Либерализм против эгалитаризма как модели общественного устройства В конце XIX столетия споры о путях достижения оптимального общественного устройства стали принимать форму либерализма и эгалитаризма. Представители школы социал-дарвинизма стояли на позициях невмешательства государства в решение социальных проблем и признания ответственности человека за свое благосостояние. Социал-дарвинистская трактовка бедности основана на принципах борьбы за существование, естественного отбора, laissez-faire, отрицания необходимости социальных реформ и филантропии. Представители этого направления (Г. Спенсер, У. Самнер, Ф. Гид-дингс и др.) признавали естественным существование социального неравенства, причины которого они видели в законах общественного развития, «отягощенных» личными недостатками индивидов33. Один из последователей Г. Спенсера — Уильям Самнер — писал: «Нужно понять, что мы не имеем других альтернатив, кроме как: свобода, неравенство, выживание сильнейших и несвобода, равенство, выживание самых слабых. Первая ведет к развитию общества, последняя — к его кризису»34. Из этого следует, что вмешательство государства не только не устраняет социальное неравенство, а наоборот, способствует распространению бедности, позволяя человеку сократить усилия в борьбе за лучшее положение в обществе. Эта позиция определила известные либеральные модели общественного устройства и организации социальной помощи в государстве. Противоположную точку зрения отстаивали представители эгалитаристского направления в объяснении и изучении проблемы бедности. Например, Жан-Жак Элизе Реклю усматривал причину социальных невзгод в несправедливом устройстве распределительной системы и эксплуатации. Он считал, что существует 33 Глава 1. У истоков теории государства всеобщего благосостояния тесная взаимосвязь бедности и богатства: чем больше богатства, тем больше бедности. Реклю видел необходимое условие прогресса в преодолении пауперизма через введение равного распределения продуктов земледелия и промышленности между всеми членами общества35. Так на рубеже XIX—XX вв. складывались две основные тенденции социального проектирования — эгалитарные и либеральные проекты общественного развития. При этом противоречия «свобода — несвобода», «равенство — неравенство» так и не находили своего разрешения. От социального реформирования к модели смешанной экономики Далеко не все европейские страны следовали политике laissez-faire, непреклонной «невидимой руке» рынка. Германия во второй половине XIX столетия начинает осуществление социальных проектов, разработку социального законодательства. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк проводит ряд социальных реформ, предполагавших усиление роли государства в решении социальных проблем36. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. (Великая депрессия) привел к осознанию ограниченности рыночного развития в том виде, как оно осуществлялось, активизировал сторонников государственного вмешательства в экономическую жизнь. По мнению специалистов, этот крупнейший кризис мировой капиталистической системы обнаружил неспособность существующих концепций ответить на вопрос о его причинах и путях стабилизации экономического развития. Концепция государственного вмешательства оказала значительное влияние на формирование новых моделей государства. Необходимость государственного вмешательства была во многом обусловлена внутриполитическими причинами, такими как социальное неравенство и классовые противоречия. Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас обосновывал необходимость усиления государственного вмешательства следующим образом: «Постоянное регулирование процесса экономиче- 34 1.4. Проект государства всеобщего благосостояния ского развития путем государственного вмешательства возникло из желания защититься от дисфункций капитализма, предоставленного самому себе, чье фактическое развитие явно противоречило идее буржуазного общества, эмансипирующегося от всякого господства и нейтрализующего любую власть. Основополагающая идеология эквивалентного обмена, теоретически разоблаченная Марксом, практически распалась. Форма частного экономического использования капитала могла сохраниться лишь посредством ее государственной коррекции при помощи социальной и экономической политики, стабилизирующей оборот... Система позднего капитализма в столь значительной степени определена сохраняющей лояльность масс наемного труда политикой возмещения ущерба, то есть политикой предотвращения конфликтов, тем что конфликт, как и прежде встроенный в саму структуру общества вместе с частно-экономическим приращением капитала, превращается в конфликт, который с довольно большой долей вероятности остается латентным. Он заслоняется другими конфликтами, которые, хотя и обусловлены также способом производства, уже не могут принимать форму классовых конфликтов»37. Итак, реальная экономическая ситуация, с одной стороны, а также внутриполитическая обстановка — с другой, обусловливали необходимость разработки программ государственного вмешательства в развитие как экономики, так и социальной сферы с целью обеспечения стабильности и защиты от рисков, т. е. создание некой общественной организации, общественного устройства, сочетающего элементы рынка и государства. 1.4 Проект государства всеобщего благосостояния Мы обратились к истории поисков общественного идеала, рассмотрению представлений о возможном общественном устройстве, что помогает выявить истоки политики государства всеобщего благосостояния в социальных проектах прошлого. 35 Глава 1. У истоков теории государства всеобщего благосостояния Феномен «государство всеобщего благосостояния» мы трактуем как соотношение реальности и мечты, некий итог длительных поисков идеального государства в ряду идей (древних мифов, утопий эпохи Возрождения, проектов социалистов-утопистов) и реальных попыток воплощения общественного идеала (анархических коммун, лагерей стран социализма и проч.). Безусловно, идеи мыслителей прошлого оказали влияние на формирование теории государства всеобщего благосостояния. Вместе с тем концептуальные истоки этого государства определяются политико-правовыми документами XVII—XVIII вв. К. Хюб-нер отмечает, что знаменитое произведение Руссо, как и следующие ему французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также изданный в ходе американской революции «Билль о правах», не только содержат просветительские идеи об организации оптимального общественного устройства, но и, собственно, представляются сводом основных положений политики государства всеобщего благосостояния38. При этом наряду с подготовкой правовых документов, создающих основания для будущей демократии, в том числе демократии благосостояния, в XVIII в. появляются проекты построения подобного государства. Один из первых принадлежит перу англо-американского писателя, философа и публициста Томаса Пейна. Несмотря на то что работам Пейна более 200 лет, его размышления имеют современный резонанс. Взгляды философа на взаимозависимость таких социальных феноменов, как нищета, преступность и праздность, точные формулировки и аргументы воспринимаются подчас современнее работ, написанных в XX столетии39. «Права человека» Т. Пейна были опубликованы в Лондоне в 1791 — 1792 гг. Пейн отмечал недостатки современного государства: «Когда мы видим в так называемых цивилизованных странах людей в преклонном возрасте, которых отправляют в исправительную тюрьму, и молодых людей, отправляющихся на виселицу, то, должно быть, в этих государствах что-то не в порядке. Если же судить по внешнему виду, может показаться, что в таких странах все счастливы. Однако ложь скрывается от глаз обычного наблюдателя, и масса недостатков проявляются в бедности или в ограничении гражданских прав в таких странах»40. 36 1.4. Проект государства всеобщего благосостояния Главная задача цивилизованного государства, согласно Пей-ну, — «это не выполнение наказаний, а обучение молодого поколения и поддержка старшего, и по возможности не допускать расточительства и отчаяния обоих поколений»41. Как должно быть устроено государство, в котором решаются социальные проблемы? Обратимся к основным положениям подготовленного Пейном документа. Пейн предложил начать с пересмотра системы налоговых ограничений. Он пишет, что 1/4 часть ежегодного дохода рабочего идет на оплату налогов, что весьма ощутимо для семьи. Причем рабочий не осознает, куда уходят его деньги, так как эти налоги скрыты в цене предметов и продуктов, которые он приобретает (т. е. налог на добавленную стоимость оплачивает рабочий). Следовательно, первым шагом помощи бедным должна быть отмена местного налога на имущество и освобождение их от уплаты налога на добавленную стоимость. Также нужны выплаты детям младше 14 лет, которые пойдут на оплату их обучения, чтобы они научились читать, писать и простой арифметике. Пейн отмечает, что снижение уровня неграмотности приведет к дальнейшему сокращению числа бедных, поскольку благодаря полученным знаниям они смогут найти работу42. Пейн обращался и к вопросу обеспечения людей преклонного возраста. Он предлагал выплачивать специальные суммы людям в возрасте от 50 и старше 60 лет, считая такую помощь актом справедливости, а не благотворительности. Однако такую поддержку не должны были получать люди, которые не работая могли обеспечить себя до конца жизни. Также должен быть решен вопрос обеспечения семей, которые не относятся к классу бедных, но тем не менее не могут дать образования своим детям. Однако судсидии не должны выплачиваться семьям, которые сами способны обеспечить обучение детей43. Еще одним вариантом помощи была бы субсидия каждой женщине, родившей ребенка. Кроме того, Пейн предлагал выделять субсидии молодоженам. Также необходимы пособия на похороны людей, которые переезжают из города в город в поисках работы. Если бы в пути они умерли, и поблизости не оказалось 37 Глава I. У истоков теории государства всеобщего благосостояния родственников или друзей, которые могли бы организовать похороны, следовало выделять средства и на эти нужды. В заключение Пейн предложил программы, с помощью которых можно было улучшить условия жизни в метрополисе (в качестве примера автор рассматривал Лондон). «Во-первых, — пишет Пейн, — надо построить сооружения, допускающие содержание не меньше 6 тыс. человек. В таких постройках должны жить люди разных профессий, чтобы они обеспечили экономически выгодное домашнее хозяйство. Во-вторых, в таких сооружениях должен жить любой, кто захочет, независимо от того, кто он и откуда пришел. Главное условие — проживающий должен проработать в домашнем хозяйстве определенное количество часов. Если каждый человек будет проживать в таких постройках 3 месяца, то можно будет чередовать 24 тыс. человек ежегодно, хотя на самом деле вместимость — 6 тыс. человек. Такое жилье может помочь людям, у которых временно нет жилья и работы»44. Перечислим меры, которые, согласно Пейну, могли бы улучшить жизнедеятельность общества: упразднение бедного класса; материальное обеспечение нуждающихся семей; обеспечение возможности получения детьми образования; обеспечение комфортной жизни для престарелых людей; дотирование каждого новорожденного; дотирование людей, заключивших брак; выплата пособий на похороны для людей, которые умирают во время переезда в поисках работы; обеспечение работой бедных людей в таких городах, как Лондон и Вестминстер45. Благодаря этим мерам уменьшилась бы численность бедных, снизился уровень преступности. Реже можно было бы видеть на улицах детей, занимающихся попрошайничеством, так как благодаря школьному образованию они в будущем смогли бы найти работу. Таким образом, поводов для беспорядков и волнений стало бы меньше, бедные, так же как и богатые, были бы заинтересованы в поддержке государства46. Таковы предложения Т. Пейна по переустройству жизни общества, решению острых социальных проблем. Пейн размышлял о построении цивилизованного государства, обращенного к каж- 38 /. 4. Проект государства всеобщего благосостояния дому члену общества, его возможностям и интересам. В целом его план представляет собой один из первых вариантов демократии благосостояния, основанной на социальных выплатах, профаммах соцобеспечения, налоговых отчислениях на социальные нужды. Итак, человечество из века в век переносило мечту о справедливом обществе, счастливой и благополучной жизни. Подходы и представления менялись, менялись и приоритеты, но общий принцип — справедливости — присутствовал неизбежно и составлял основу вновь возникавших концепций. Со временем мечта о «молочных реках и кисельных берегах», о всеобщем благоденствии сменилась идеей оптимальности (или субсидиарности). Индустриальная эпоха обострила проблему бедности, серьезно раздвинула фаницы этого явления. Вторая половина XVIII в. и весь XIX в. прошли в противоборстве идей о природе социального неравенства, в попытках искоренения бедности или ослабления ее бремени. Но как бы ни менялись акценты, ракурсы рассмотрения, мечта о справедливой общественной жизни, справедливом обществе, как путеводная звезда, ведет философов, экономистов и политиков к поиску этой земли обетованной. В XX столетии человечество обращается к практической реализации крупнейших проектов создания общества благосостояния. Эти проекты осуществляются уже не на замкнутых территориях фабричных поселков или колоний. И замкнутость здесь становится весьма условной проблемой, учитывая тенденции глобализирующегося мира. Глава 2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|