Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности становления правовых систем в скандинавских странах.




В скандинавском обществе, отягощенным суровым природными условиями, не сформировалось классического феодализма в европейском смысле: крестьянство здесь оставалось лично свободным, а феодальное дворянство- не столь богатым и могущественным, как на европейском континенте. Феодальные отношения выскристаллизировались медленно. Раньше всего они получили развитие в Дании (в XII в.), а затем в XIII-XIV вв. в Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии, т.е. когда в остальной Европе феодализм был в зените. В Северной Европе «держатели чужой земли не были прикреплены к землевладельцу ни лично, ни поземельно и только в Дании подчинялись его полицейско-административной власти. Крестьяне-арендаторы по объему своих гражданских прав мало уступали собственникам. Условия арендного договора еще долго определялись древними, дофеодальными обычаями».

Кальмарская уния 1397 г. в результате которой феодальная знать согласилась на объединение Швеции, Норвегии при господстве Дании, была продиктована стремлением этой знати не допустить усиления королевской власти в своих королевствах, сгладить хозяйственные трудности и противодействовать германской экономической и военной экспансии. Однако участники этого политического объединения еще не осознали свои национальные интересы, а осознав, стали строить свои национальные государства.

Огромное значение для становления государственности в регионе имел XVI в., когда с одной стороны, избрание молодого дворянина Густава Вазы шведским королем в 1521 г. аннулировало Кальмарскую унию (1397-1523) и разрушило искусственную скандинавскую монархию во главе с датским королями, а с другой стороны, отказ Дании и Швеции от католичества и принятие лютеранства передали в руки королевской власти и дворянства значительные материальные ресурсы, что привело, правда, к позднему торжеству абсолютизма во 2-й половине XVII в. При этом шведский его вариант «имел ту уникальную социально-типологическую особенность, что при общем сходстве расстановки социальных сил с соседней Данией в анти-аристократический блок в ходили не только буржуазия и духовенство, но и многочисленное в Швеции свободное (государственное) крестьянство».

Именно в XVII в. (и особенно в период Тридцатилетней войны 1618-1648 гг.) шведское государство претендует на роль одной из ключевых европейских держав, и именно в это время впервые проявляет себя иностранное влияние в сфере национального права. «Франция и Нидерланды дополнили Северную Германию в качестве источников «вдохновения», а римское право получило значительное развитие благодаря посредничеству ученых-юристов, которые начали пополнять не только ряды адвокатов, но и различные и все расширяющиеся сферы государственного управления. Однако даже с учетом этого совместное внешнее влияние оказалось недостаточно сильным, чтобы существенно изменить структуру и основные принципы шведского права в тех областях, которые руководствовались [местными-примечание авторов] средневековыми текстами».

Швеция впервые апробировала коллегиальный подход в сфере государственного управления, когда несменяемые сановники-аристократы возглавили пять крупных центральных ведомств- канцлерское, военное, судебное, казначейское и морское. Дания же продемонстрировала Западной Европе в 1683 г. другое- чисто правовое достижение, единый свод законов. «Этот кодекс, провозгласивший принцип равенства всех перед законом, был бесспорным достижением датского абсолютизма. Даже автор резкого антидатского памфлета англичанин Моульсуорт, обличавший в 1690-е годы датскую «тиранию» с позицией английского парламентаризма, принужден был воздать должное логичности, четкости и краткости датского кодекса, позволившего, по его словам, грамотным датчанам не нуждаться в адвокатах».

Подобный датскому, шведский свод законов появился в 1734 г. У обоих правовых памятников было немало общего. Кодекс датского короля Христиана V включал, наряду с общими положениями в себя разделы о духовенстве и светских сословиях; о торговом и брачном праве; о морском праве; о праве собственности и наследственном праве; об уголовном праве. Свод законов Шведского государства подразделялся на разделы о браке, родителях и детях; о наследованиях; о недвижимости; о строительстве; о торговле; о преступлениях; об исполнении судебных решении; о судопроизводстве и судоустройстве.

Однако столь ранняя систематизация права по европейским меркам не стала гарантией его стабильности. В условиях модернизации общества, начавшейся на рубеже XVIII-XIX вв., как в Швеции, так и в Дании на смену старым нормам пришли новые законы и судебная практика. Так, в Швеции некоторые из принимаемых актов «настолько не соответствовали систематизации правовых норм в Законе 1734 г., что остались не включенными ни в один из его разделов», а в Дании, хотя Кодекс 1683 г. никогда официально не отменялся, к настоящему времени из него остались действующими лишь второстепенные положения. «С 1849 г. после отмены абсолютной монархии началась реформа законодательства (в частности, был принят Уголовный кодекс 1866 г.) в ходе которой в основном и сформировалась действующая правовая система Дании».

Великая Французская революция и экспансия Наполеона I, несмотря на удаленность Скандинавии, оказала на нее немалое идейно-политическое и правовое влияние. Прежде всего Швеция будучи втянутой в наполеоновские войны, была вынуждена отказаться от Финляндии в пользу России, но зато приобрела Норвегию и получила новую королевскую династию в лице наполеоновского маршала Ж.-Б. Бернадотта. В стране установилась конституционная монархия: «был значительно расширен парламентский контроль над правительством, провозглашены гражданские свободы». В частности, именно тогда, в 1809 г. в мировую практику вошла должность Омбудсмена- парламентского комиссара, надзирающего за соблюдением законодательных актов парламента исполнительной властью и судами, но без права изменений принимаемых последними решений. В Норвегии в начале 1814 г. развернулась национально-освободительная революция за независимость, в ходе которой была разработана Эйдсволлская конституция, принявшая во внимание европейски и американский конституционный опыт, установившая чрезвычайно широкое избирательное право (для 45% мужчин) и учредившая несословный парламент в рамках конституционный монархии. Даже Финляндия, вошедшая в состав Российской Империи в качестве Великого герцогства Финляндского на правах широкой автономии, получила собственное правительство- сенат, отдельный бюджет и таможенную границу, собственные вооруженные силы. Именно «тогда были заложены основы финляндской государственности, а сама страна избавлена от разорительных войн и тяжелых военных расходов».

Правда, фактор французского воздействия оказался непродолжительным по времени. В Швеции, например, известной своими франкофильскими настроениями, попытки принять общегражданский закон (1826 г.) и новый общий уголовный закон (1832 г.) в духе позднего французского просвещения и наполеоновской традиции закончились поражением от консервативной оппозиции. Зато в постнаполеоновскую эпоху и особенно во 2-ю половину XIX в. возрастает германское влияние. Его катализатором в сфере права выступает Германское Гражданское Уложение 1896 г., которое «на Севере Европы воспринималось в качестве образца юридической техники и по имущественным вопросам,..» Вместе с тем и сфера германской политики демонстрировала свою привлекательность для скандинавских общественных деятелей. «…рабочие движения в Северных странах испытывали очень сильное воздействие рассудительной и ответственной социал-демократии. Немецкое воздействие было решающим и для консерваторов, для которых социально-консервативные реформы Бисмарка были важным примером».

В последние десятилетия XIX в. ввиду заметного сближения Северных стран в условиях индустриализации и успешно завершающейся модернизации общества в задачу дня ставится их взаимная правовая унификация. Первоначально она затрагивает вексельное право, итогом чего становится в 1880 г. единый кодекс о векселе. В последующие годы «в основном были унифицированы и вступили в силу законы о торговых знаках, торговом реестре, фирме и ведении торговых дел по доверенности, а также о чеках. А в 1891-1893 годах была разработана единая законодательная основа скандинавского морского права».

В XX столетии практически одновременно для стран Скандинавии вступили законы о купле-продаже движимого имущества (в 1905-1907 гг.) и о договорах (в 1915-1918 гг. для Швеции, Дании, Норвегии и в 1929 г. для Финляндии). Среди прочих единообразных актов- «законы о торговых посредниках, торговых представителях и коммивая жерах, о платежах в рассрочку, о страховых договорах и денежных обязательствах. Все эти законы прошли сравнительно-правовую экспертизу не только континентальным, и в первую очередь германским, но и английским правом с точки зрения соответствия их норм скандинавским условиям».

В 1918 г. к семье скандинавских стран присоединяется Финляндия, объявившая себя независимой от России, а незадолго до этого- в 1905 г; Норвегия, которая в течение XIX в. имела весьма широкую автономию в рамках Швеции. Между шведским королем и шведской знатью, с одной стороны, и норвежским парламентом, с другой в течение XIX в. шла упорная борьба по поводу интерпретации условий объединительной унии но все же она была разорвана по инициативе норвежского парламента, подтвержденного всенародным референдумом, при примеряющем воздействии великих держав (главным образом России и Франции). В связи с отказом шведских Бернадотов занять норвежский престол он был предложен датскому принцу, а плебисцит подтвердил преобладание монархических, а не республиканских настроений в стране. В 1918 г. Исландия была признана независимым государством, но оставалась в унии с Данией, полную независимость от которой получила в 1944 г. Таким образом, на Севере Европы в XX в. сформировался весьма своеобразный комплекс государств, чьи правовые системы были весьма близки друг другу, но заметно отличались от правовых систем европейских континентальных стран.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных