Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поучение на 3-е воскресное утреннее зачало (Мк.16,9-20).




Спасительная вера.

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

В сегодняшнем евангельском зачале повествуется о 3-х явлениях Спасителя: Марии Магдалине, двум Эммаусским пут­никам и одиннадцати апостолам. О двухпервых явлениях евангелист только кратко упо­минает, а о третьем же повествует подробно. Свое 3-е явление - явление одиннадцати апостолам - Христос начал с того, что «упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили»

А затем сказал им:

- «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет».

- «Идите по всему миру...» Доселе как сам Спаситель, так и апостолы (Мф.10,6) проповедовали только в Палестине, в пределах земли иудейской. Теперь Он посылает апостолов ко всем народам, ко всей «твари», т.е. ко всем созданным и живым существам, способным воспринять учение Спасителя.

- «Проповедуйте Евангелие»... Доселе Иисус Христос и ученики Его проповедовали, главным образом, моральное уче­ние, т.е. учение о том, как человеку из «ветхого», подзакон­ного сделаться «новым», возрожденным, Христовым, как сделаться членом того Царства Божия на земле, которое возве­щал Христос с первого дня Своего общественного служения (Мф.4,17).

Но искупительный подвиг Спасителя, как основа нового учения, не был еще завершен. Христос хотя и говорил о предстоящих страданиях, смерти и воскресении, но, однако, еще не страдал, не умирал и не воскресал. Теперь же этот искупительный подвиг уже совершен, завершилась история нашего спасения, появилась благая весть о нем – Евангелие.

Вот это-то Евангелие и предстояло теперь апостолам понести в мир, к ожидавшим его народам. Чтобы воспринять это Евангелие и спастись через него требовалось два условия: поверить в Бога и креститься во имя Его. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет».

Братие и сестры! Евангелие требует от последователей, учеников Христа, веры в Него, как Сына Божия, веры в пославшего Его Отца и веры в обетованного Духа Святого, т.е. веры во Святую Троицу. Во имя этой Троицы оно и требует крещения, как начала новой, уже Христовой жизни на земле.

Слушая повеление Учителя идти в мир на проповедь, апостолы могли вспомнить, что Сам Христос не только учил, но и творил чудеса и тем привлекал к Себе великое множество слушателей. Христос и теперь не исключает чудес, ибо сама вера во Христа будет творить чудеса, и сами уверовавшие именем Его будут творить их.

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками». Христос указывает на возможность и других чудес: брать змей, без вреда пить смертное и оздоровлять больных через возложение на них рук.

Чудеса, братие и сестры, нужны не для того, чтобы при помощи их творить, создавать веру, ибо сами-то они - не причина, а следствие веры.

Чудеса созидаются верой, а не наоборот. Недаром Христос требовал веры от тех, над кем Он творил чудеса исцелений. И теперь, отправляя учеников на проповедь, Он говорит им, что уверовавшие будут творить чудеса. И чудеса эти будут на пользу человеку: бесноватых и больных исцелять, разноязычных соединять, змей обезвреживать и др.

«Все возможно верующему», - говорит Слово Божие, даже «двигать горы». Вера - всесильна. В ней действует сама сила Божия. Но чтобы быть таковой, вера должна быть «разумевающей», т.е. духовно-просвещенной, сердцем согретой и в Боге и с Богом живущей. При такой вере человеческие силы приумножаются чудотворящей силой Божией.

Вот почему, братие и сестры, так нужна такая вера. Соединяя человека с Богом, она делает его общником всемогущей и всеблагой силы и воли Божией.

Не имея такой веры, не имея благодатной связи с Богом, человек предоставляется самому себе: своим страстям, инстинктам, своему эгоизму и самости. Не управляя духовно-разумно собой, он не может вносить свет разума и человечности и в жизнь других. Вот почему так строго и предупреждающе звучат для нас слова Спасителя в сегодняшнем Евангелии:

«Кто не будет веровать, осужден будет».

Мы обычно боимся суда человеческого. Сколь же больше мы должны бояться суда Божия. Суд человеческий судит по законам «века сего». Суд же Божий - по законам вечности, т.е. по законам высшей Правды и Справедливости.

Будем же, братие и сестры, просить Господа: Господи, просвети и укрепи нашу слабую веру любовию Твоею и не суди нас по делам нашим, а суди по Своему неизреченному милосердию. Аминь.[103]


Приложение №3

Поучение о посте

Наступил Великий пост и сразу же поставил перед нами вопрос; как проводить его, чтобы получить наибольшую пользу для тела и души, для дела нашего спасения? Как не потерять, не погубить эти великие святые дни, нарочито выделя­емые для нас Православной Церковью перед свет­лым праздником Христова Воскресения?

Чтобы оценить и по достоинству использовать Великий пост, следует уяснить каждому из нас точ­ку зрения на пост самой Православной Церкви в великопостном богослужебном чине и в учении святых отцов.

Начнем с богослужебного чина первой седмицы. (Поста божественным начаткам умиление стяжим» (седален утрени понедельника).

Всевестное воздержание начнем светло, луча­ми святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостью, молитвы блистанием, чистым очи­щением, богомужества крепостью: яко да светоноснии предварим во святое и трехдневное воскре­сение, осиевающее нетление миру» (седален утрени понедельника). Так учит о посте Святая Церковь устами преподобного Феодора Студита.

Время Великого поста некоторые из нас, братия и сестры, воспринимают как время тяжелое, унылое, траурное. Некоторые в глубине души считают, что пост — бремя и непонятное, и неудобоносимое, и не­нужное. «Время высоких подвигов прошло» - скажут некоторые. Мы живем не в монастыре и не в старое время, когда легче было соблюдать посты. В наших условиях пост не так уж обязателен и возможен. В силу та­ких рассуждений пост или совсем не выполняется, или выполняется со всякими оговорками, сетовани­ями, причитаниями и ограничениями. На душу мно­гих из нас еще действуют первая, четвертая и седь­мая недели, стыдя, устрашая и возвышая нас (осо­бенно четвертая и седьмая) своим высоким и спа­сительным содержанием, и тут мы берем себя в руки: и постимся, и говеем, и в храм ходим. В дру­гие же недели поста мы с легким сердцем все себе разрешаем и не утруждаем себя ни молитвой, ни постом.

Все это происходит не только потому, что ослаб наш дух и наша вера, но и потому, что у нас нет пра­вильного понятия о посте, что мы руководимся сво­им, искаженным, уродливым, домашним взглядом на пост, а не взглядом церковным.

Православная Церковь назвала первый поне­дельник поста чистым, предлагая нам озаботиться сразу же чистотой, поначалу — внешней, т. е. чистотой тела, одежды, комнаты. Чистота внешняя рас­полагает к чистоте и светлости внутренней. Где зат­рачены усилия на чистоту внешнюю и таковая дос­тигнута — там радость, оживление, некое просветле­ние духа и готовность быть лучше, чище, святее и в своем внутреннем мире, в своих отношениях к Богу и ближним. Имея это в виду, Святая Церковь и при­зывает нас начать пост с чистоты, начать светло, с сердечного умиления, с готовности «сиять лучами святых заповедей Христовых, светлой любовью», с очищения сердца, чтобы светоносными встретить Христово Воскресение. Сколько света, любви, духов­ной радости, а не мрака и уныния в этих дивных призывах Церкви!

Называя пост приятным, истинным, Святая Церковь указывает далее, в чем он должен выра­жаться. «Истинный пост есть злых (дел) отчуж­дение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (наговора), лжи и клятвопреступления; сих оскудение, пост истин­ный есть и благоприятный» (самогласен вечерни понедельника).

Сколько благ и радостей духовных принесет нам пост, если мы будем следовать указаниям Цер­кви, т. е. начнем переходить от тьмы греховной к свету: избегать зла, ярости, похоти, лжи, клятвопрес­тупления!

Разве зло не есть зло, а спасительное добро, чтобы за него всегда держаться? Разве гнев, ярость — есть кротость или смирение, чтобы их не искоренять, а сохранять? Разве похоть (плоти очес) не делает нас рабами своего тела? Разве ложь стоит того, чтобы человеку и впредь оставаться лживым и ложью обольщать и развращать себя и других? Пост, указы­вает далее Церковь, есть «мать целомудрия, обличи­тель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов, спасение человеков» (самогласен утрени понедельника).

Мы, братия и сестры, очень далеки от целомудрия, чистоты сердечной и ни в чем так не нуждаемся, как в покаянии и сокрушении сердечном. Без этого сокрушения нельзя и думать об очищении сердца от страстей. Без очищения же сердца нам невозможно озариться «лучами святых заповедей Христовых, светлостью любви» (седален утрени понедельника), т. е. достичь того, к чему нас зовет Церковь с перво­го же дня первой седмицы поста.

Итак, началом духовной жизни является сердеч­ное сокрушение, обличение себя в грехах и связанное с этим покаяние. Возможны ли, братия и сестры, са­мообличение и покаяние без слез, если они глубоки и искренни? Нет, невозможны! И «если не имам слез токи», то будем просить о них: «Тучи ми подаждь, Христе, слез, в поста красный день: яко да восплачу, и отмыю скверну от сластей, и явлюся Тебе очи­щен» (стихира вечерни понедельника).

Чтобы лучше растрогать нашу душу и вызвать слезы сердечного сокрушения и покаяния. Святая Церковь предлагает нашему назиданию на первой седмице, поста Великий покаянный канон препо­добного Андрея Критского.

Ограничимся пока этими немногими указаниями на то, как смотрит на пост Святая Церковь в своем великопостном богослужебном чине.

Обратимся к творениям святых отцов, разъясня­ющим внутренний смысл и значение поста.

Преподобный Ефрем Сирин, вразумляя верую­щих, в свое время (IV в.) говорил: «Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост — училище благочестия. Пост довлеет во бранях. Пост возводит молитву на небо. Пост - матерь здоровья, мир в до­мах. О, как велик ты, день поста! Блажен, кто прово­дит тебя как должно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо!»

Как хорошо, как всесторонне и проникновенно раскрыто в словах преподобного высокое значение поста, раскрыто на основе постнического опыта и самого святого отца, и других подвижников.

Почему велик день поста и для нас, братия и се­стры? Потому что, начиная поститься, мы начинаем борьбу с самим собой, с гнездящимися в нас грехами и страстями — чревоугодия, гордости, уныния и др. Это ли не самое насущное и великое пред Богом дело на земле?! И разве не блажен тот, кто твердо и решительно начал борьбу с собой, чтобы возвратить себя Богу, и разве не дойдет до небес его покаянная молитва о помощи?

Кто встанет на путь поста, у того плоды его будут неисчислимы и весьма необходимы. Об этом так го­ворит святитель Афанасий Великий: «Видишь ли, что делает пост — болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постом.

Мы нередко, братия и сестры, жалуемся на нерв­ные болезни, на дурные помыслы и не хотим знать, что часто они происходят от нашей крайней распу­щенности и одержимости. Чтобы взять себя в руки, овладеть собой, и нужно прибегнуть к помощи по­ста — воздержания и в мысли, и в слове, и в деле. К этому и зовет нас святитель Афанасий.

О любви к посту и о плодах его трогательно и возвышенно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Люблю пост, потому что он — мать смиренномуд­рия и источник всякой премудрости, мать всех благ. Пост есть пища души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять над горним.

Так бывает у того, кто постится. А что бывает у того, кто высокомерно относится к посту, пренебре­гает им?

«Кто не радеет о посте, — говорит святой Исаак Сирин, — тот приводит в колебание все.

Значит, по мысли святого Исаака Сирина, сколько бы добра человек ни совершил — все это доброделание непрочно и неустойчиво, пока не скреплено по­стом. Ибо только пост и молитва, молитва и пост за­каляют силы человека, делая его устойчивым и прочным во всяком деле.

Вот почему преподобный Симеон Новый Бого­слов и говорит: «Пост есть начало и основание вся­кого духовного делания.

Ну, а если пост, спросите вы, братия и сестры, обо­стряет болезни (особенно желудочные) и привносит расстройство в духовно-телесную природу человека, если немощи человеческие стоят на пути строгого воздержания в пище?

Святой Варсонофий, живший в конце VI века, так говорит об этом: «Один инок жаловался велико­му старцу, что по немощи своей он не в состоянии поститься. Старец на это ответил: «О посте чув­ственном не скорби, он ничего не значит без духов­ного. Не от немощных телом требует Бог поста, а от сильных и здоровых. Снизойди немного телу, и это не будет грехом. Бог не требует от тебя поста, пото­му что знает твою болезнь, которую послал тебе. Благодари же Бога за все, благодарение ходатай­ствует о немощи пред Богом.

Среди нас, братия и сестры, зачастую преобладает взгляд, что пост предъявляет больше требований к телу, чем к душе, и на телесный пост мы обращаем больше внимания, чем на духовный. А между тем телесный пост есть только средство к посту духов­ному, а этот последний, как говорит преподобный Серафим Саровский, есть средство к «стяжанию благодати Святого Духа», а тем самым и спасения. Поэтому весьма необходимо телесное воздержание (в пище, питии и проч.) соединять с воздержанием духовным: с обузданием своего языка, гнева, кичли­вости, славолюбия, человекоугодия и проч. Только в этом случае мы выполним завет нашей Церкви: постимся телесно, постимся и духовно».

Но беда наша в том, братия и сестры, что, плохо выполняя завет Церкви о посте телесном, мы еще хуже выполняем завет о посте духовном. И особен­но тогда, когда нас одолевают физические болезни и немощи. Имея телесные недуги и старческие немо­щи, мы обычно этим прикрываемся и успокаиваем себя: я болен, нет сил ни поститься, ни бороться с грехом, ни посещать храм, ни соблюдать молитвен­ное правило дома.

Следует разграничивать и определять, что при болезнях и старческих немощах будет по силам и на какой пост (телесный или духовный) следует обратить в каждом отдельном случае наибольшее внимание. Если кто сильно истощен недугами, до­машними раздорами или болезнями, престарелым возрастом, у того строгий телесный пост еще более ослабил бы и истощил физические силы и тем еще более затруднил бы выполнение духовного поста. Само по себе истощение от болезней и скорбей и есть невольный пост телесный, и в таких обстоя­тельствах следует заботиться уже не столько о те­лесном, сколько о духовном посте. Здесь спаси­тельным будет усиление смирения и терпения, вос­питание в себе мирного отношения к окружающим людям, усиление внутренней молитвенности и проч. Тогда улучшение духовного состояния укре­пит и физические наши силы. И за все это мы воз­благодарим Господа.

Из позднейших подвижников много руководяще­го и весьма полезного для уяснения самой сущнос­ти поста мы находим у преподобного Серафима Са­ровского: «Пост — в том, чтобы не есть много... Не следует разбирать между снедью вкусной и невкус­ной, что свойственно животным. Мы отказываемся от приятной пищи, чтобы усмирить плоть и дать свободу духу.

Истинный пост состоит в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчуще­му... Как Христос укрепил Себя сорокадневным по­стом, так и подвижники выступали на путь крест­ный в подвиге поста. К подвигу поста надо при­учать себя постепенно, как приучал преподобный Дорофей ученика своего Досифея — доведя норму хлеба с 4 фунтов до 8 лет.

Однако не всякий может строго воздерживаться во всем или лишать себя всего, что может служить к облегчению немощей. «Могий же вместить, да вместит» (Мф.19, 12).

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепляясь, было другом и помощни­ком душе в совершении добродетели. Иначе может случиться, что при изнеможении тела и душа осла­беет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу, по примеру отцов, употреблять один раз в день, и «Ангел Господень прилепится к тебе».

Смотрите, сколько светлого, разумного, утеши­тельного и для всех нас доступного в этих словах о посте нашего великого старца.

Братия и сестры! Если бы мы благодатно воспри­няли и запечатлели в своем уме и сердце мудрые и спасительные наставления Православной Церкви и святых отцов ее о посте, то и сами не могли бы удер­жаться от того, чтобы не начать поститься, и уподо­бились бы «мудрым девам», своевременно заготов­ляющим елей в сосудах своих для встречи Жени­ха — Господа нашего Иисуса Христа. К такой встрече с воскресшим Спасителем в дни Святой Пасхи и будет готовить нас Святая Церковь в насту­пающую Святую Четыредесятницу.

Что еще не следует забывать, когда мы ставим вопрос о посте?

Не следует забывать и того, что пост есть древнее церковное установление. Для церковного же челове­ка требование Церкви есть закон, послушание ей — «паче поста и молитвы». Церковь жива и свята дей­ствующим в ней Духом Святым. Жив и голос ее па­стырей: их советы, наставления и указания. Всякий верующий человек может по вопросу поста получить индивидуальные указания от своего пастыря.

Наконец, всем нам полезно помнить и грозные прещения древнего 69-го Апостольского правила: если кто из членов причта или клира «не постится в Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или же в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет низвержен (из сана). Аще же миря­нин — да будет отлучен (от Церкви)».

Слышите, братия и сестры, какие грозные запреще­ния и для священнослужителей, и для мирян, если они без достаточной причины не выполняют пост. Извержение из священного сана несет с собой духов­ную смерть для священнослужителя. Отлучение ми­рянина от Церкви — духовное угасание и неизбеж­ную смерть, ибо «вне Церкви нет спасения».

По нашим грехам, наверное, все мы достойны указанных наказаний — и лица духовные, и лица светские. Только бесконечная милость Божия дер­жит нас всех на своих местах, терпеливо ожидая на­шего покаяния. Так используем же предстоящие дни Великого поста для великого покаяния и при­мирения с Богом и со своими ближними! Этот пост поэтому и назван Святой Церковью великим, что требует великих усилий по очищению душ и сердец наших от греховной грязи. Великие усилия и тру­ды дадут и великую радость единения с Господом с первых же дней поста.

Помолимся Господу, чтобы Он благостию Своею ввел нас в пречестные дни сии к очищению душой и телом, к воздержанию от страстей в надежде вос­кресения. Аминь.[104]


Приложение №4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных