ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 10 страница
кухня со всей необходимой обстановкой, принадлежностями и посудой для приготовления пищи; комната отдыха (досуга), где молодые люди рисуют, занимаются музыкой, составляют смету расходов, обсуждают планы на день: что купить, что будут готовить; мастерские, где молодые люди обучаются работе на компьютере, ксероксе, изучают переплетное, гончарное дело, приобретают различные профессиональные навыки. В Центре для молодых людей создана модель дома самостоятельного проживания и работы. Они не «ученики», а «хозяева» и «сотрудники» информационного бюро со следующим режимом работы: Работа начинается в 8.45 и заканчивается в 16.00. Все сотрудники приходят без опоздания и работают полный день в соответствии с распределенными обязанностями. Они имеют отпуска и получают заработную плату. Режим работы бюро на неделю безукоснительно выполняется всеми сотрудниками. Рабочий день начинается с обсуждения меню обеда, какие продукты необходимо приобрести для его приготовления, сколько для этого нужно денег, нужно ли сделать какие-нибудь хозяйственные покупки, сколько денег нужно для этого. Составляется смета расходов. Затем они распределяют обязанности между собой. Кто-то идет в магазин за хозтоварами, а кто-то за продуктами, остальные выполняют работы в бюро. Когда все необходимое для приготовления обеда куплено, ответственные начинают его готовить. Заполняется расходная книга. Остальные выполняют обычную повседневную работу (работа в мастерских, выполнение заказов). На базе Центра методом наблюдения было обследовано 20 молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 20 до 30 лет. Они посещают Центр в течение одного года. У них разные способности и коммуникативные возможности. Одна девушка из группы, играет на пианино, обладает великолепным голосом и слухом. В этой же группе находятся молодые люди, почти неговорящие. Один из них имеет лишь остаточный левосторонний слух, что требует специального способа общения со стороны взрослых (они должны просто строить предложения, четко артикулировать). Этот молодой человек достаточно быстро нашел способ общения с окружающими его людьми из группы, они его понимают. Одни из молодых людей являются выпускниками специальных (коррекционных) школ, другие получали надомное обучение. В связи с этим они имеют не только разные способности, но и разную степень обученности. кроме обследования методом наблюдения в группе был проведен опрос молодых людей. Опросник (табл. 33) был составлен из вопросов, позволяющих определить возможности молодых людей в области навыков пространственной ориентации (вопр. № 1, 5, 8, 9), способности к общению (вопр. № 3, 4, 7), хозяйственно-бытовых навыках (вопр. № 5, 6,), в организации своего досуга (вопр. № 2, 9), в готовности к коммуникации (вопр. № 3, 4, 9). Вопросы были построены таким образом, чтобы молодые люди могли дать краткий и точный ответ, позволяющий оценить социально-бытовую адаптацию молодого человека. Таблица 33 Опросник по социально-бытовой адаптации молодых людей Где Вы живете? Ваше любимое занятие? Любимая телепередача? Если перед Вами встал выбор: любимое занятие или просмотр телепередачи — что бы Вы выбрали? Есть ли у Вас друзья? С кем Вы дружите на работе, дома? Нравится ли Вам, когда приходят гости? Хочется ли Вам с ними поговорить? Поделиться радостью, горем? Где Вы покупаете хлеб? Если магазин закрыт, что Вы будете делать? Умеете ли Вы готовить? Любите готовить пищу? Что Вам нужно для приготовления любимого блюда? Для чего нужна работа? Работать надо обязательно? Как Вы добираетесь до центра один (одна)? Каким транспортом? Вы больше любите ходить пешком или ездить на общественном транспорте? Любите ли Вы гулять по Санкт-Петербургу? Представьте себе, что Вы оказались в незнакомом месте. Как Вы будете добираться домой? Нами были использованы критерии оценки уровня социально-бытовой адаптации молодых людей (Зинкевич-Евстигнеева, Нис-невич, 2000) по их ответам и результатам наблюдения: Начальный уровень предполагает наличие у молодого человека элементарных социально-бытовых навыков, которые он использует в конкретной деятельности совместно со взрослыми. Достаточный уровень предполагает, что молодой человек имеет представление о социально-бытовых навыках, использует их в тех ситуациях, которые он отработал на занятиях. В незнакомой ситуации молодой человек не может использовать имеющиеся у пего навыки. Знания и умения применяет и самостоятельно, и при контроле и частичной помощи окружающих. Самостоятельный уровень — достаточно высокий уровень развития социально-бытовых навыков, молодой человек свободно использует их даже в незнакомых ситуациях самостоятельно или при частичной помощи окружающих. По результатам наблюдения и беседы по опроснику были выявлены отличительные особенности каждого молодого человека. Рассмотрим их более подробно на конкретных примерах. Пример 1. Боря, 21 год. До поступления в Центр обучался в специальной (коррекционной) школе. Умеренная степень умственной отсталости. Речь внятная, четкое и правильное звукопроизношение. Заторможенный, малоактивный молодой человек, не стремящийся к проявлению инициативы. По волевым качествам более склонен к подчинению. Адекватно общается с окружающими, готов всем помочь, если попросят. Может выполнить самостоятельно (из того, что умеет делать) бытовое поручение. Боря имеет достаточный уровень социально-бытовой адаптации. Беседа с Борей Ответы на вопросы опросника В Санкт-Петербурге. Смотрю телевизор. Любимые передачи: музыкальные. Друзья есть. На работе я дружу со всеми. Люблю, люблю с ними что-нибудь обсудить. Покупаю хлеб в булочной. Или в универсаме. Умею готовить немного, не очень. Бутерброды. Работа нужна. Обязательно, для общения. Сам. Трамваем. Люблю. Не знаю. Пример 2. Виталий, 21 год. До поступления в Центр обучался па дому. Умеренная степень умственной отсталости. Речь невнятная, но понимает речь других людей. Вербальное общение затруднено. Обследован только методом наблюдения. Эмоционально неустойчив, наблюдаются капризы, угнетенные состояния. По волевым качествам более склонен к подчинению. Адекватно общается с окружающими, при частичной помощи самостоятельно выполняет элементарные хозяйственные работы. Виталий имеет начальный уровень социально-бытовой адаптации. Пример З.Даша 20 лет. Окончила специальную (коррекционную) школу 1 вида. Умеренная степень умственной отсталости. Четкая, правильная речь. Хорошо играет на пианино и поет. Эмоционально неустойчива, проявляет черты лидера, любит поучать и указывать другим, что и как делать. При необходимости помогает окружающим. Обладает завышенной самооценкой, но при этом теряется в незнакомых местах и сложных социально-бытовых ситуациях. Достаточно высокий уровень хозяйственно-бытовых навыков, которые она применяет самостоятельно или при частичном контроле. Даша имеет достаточный уровень социально-бытовой адаптации. Беседа с Дашей Ответы на вопросы опросника Далеко. Всякое разное. Люблю смотреть «Угадай мелодию».Не знаю. У меня много друзей и на работе, и соседи. 4.Да.
Хлеб покупаю в киоске, пойду в универсам. Да, хорошо. Я все люблю готовить. Для того, чтобы жить — работать обязательно. Иногда на машине подвозят, иногда еду сама на троллейбусе. Люблю ездить на общественном транспорте. Люблю. Спрошу у прохожих. Для получения более полной картины о социально-бытовой адаптации умственно отсталых молодых людей, находящихся в Центре, была составлена анкета для родителей, в которой им предлагалось ответить на десять вопросов. Анкеты заполняли матери молодых людей. Оценка результатов анкетирования родителей представлена в табл. 34. Все родители отметили, что в результате регулярного посещения Центра у детей происходит развитие самостоятельности, само это посещение им нравится, общение в коллективе помогает более уверенно чувствовать себя и в окружении обычных людей. Желание помогать по дому возникает только у 28,6% молодых людей, т. к. раньше им в семье не ставилась такая задача. В результате нахождения в Центре, по мнению родителей, у 72,4% молодых людей изменилось отношение к самому себе, у них стала более правильная самооценка. У 57,1% родителей появилось чувство, что их ребенок становится взрослым. Это говорит о том, что у родителей появилась уверенность в достаточности уровня самостоятельности их ребенка, его защищенности перед окружающим миром. Все родители выразили одобрение по поводу существования такого Центра реабилитации и единодушно заявили о необходимости создания подобных Центров во всех районах города. Резюмируя результаты проведенного социально-педагогического исследования можно сделать следующие выводы: Уровень самостоятельности молодых людей, находящихся в группе, в течение года стал значительно выше. Большинство воспитанников достигли достаточного уровня социально-бытовой адаптации. Проведенная социально-бытовая подготовка позволила воспитанникам приобрести новые знания в самообслуживании, приготовлении пищи, мытье посуды и стирке белья, умении пользоваться деньгами, выполнении разных домашних работ и др. Появились навыки пространственной ориентации в районе нахождения «Центра». Молодые люди научились самостоятельно посещать продовольственные и хозяйственные магазины. Часть из них применяют полученные навыки дома. Некоторые из воспитанников могут самостоятельно добраться до Центра от места проживания либо пешком, либо на общественном транспорте. За время нахождения в группе у молодых людей с нарушениями интеллекта сложились определенные отношения в коллективе. Они перестали быть обособленными друг от друга, знают, что в Центре у каждого из них одинаковые права и одинаковые обязанности. Каждый из них понимает, что у окружающих их «сотрудников» свои индивидуальные способности и особенности. Не смотря на то, что у всех разные личностные особенности и их эмоционально-волевые проявления, молодые люди в своем коллективе находят взаимопонимание при организации досуга и решении других общих задач. Как положительный результат, можно отметить, что пребывание в течение одного года в Центре способствует тому, что молодые люди с нарушением интеллекта могут самостоятельно организовать проведение своего дня в «Центре», при этом не просто просидев там, а участвуя во всех мероприятиях либо самостоятельно, либо при частичной помощи воспитателей. Родители умственно отсталых молодых людей почувствовали, что их жизнь с детьми стала легче. Иногда можно попросить своего ребенка выполнить несложное поручение, например, помыть посуду или сходить в магазин за хлебом. У всех молодых людей без исключения появилось желание посещать общественные места. Их не пугает встреча с большим количеством незнакомых людей. Воспринимая посещение Центра как работу, у многих молодых людей изменилось отношение к самому себе, они почувствовали свою полезность обществу Исследование показало, что даже после одного года нахождения в реабилитационном Центре молодые люди могут жить самостоятельно при незначительной помощи. Таким образом, можно заключить, что такие центры необходимо создавать и развивать. Польза, получаемая воспитанниками в результате пребывания в таком Центре, несомненна. 8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей В формировании и становлении личности ребенка с нарушением интеллекта первостепенная роль принадлежит его семье, наличию в ней благоприятного, здорового психологического микроклимата, правильно протекающих процессов взаимопонимания между родителями и детьми. Нарушение межличностных отношений в семье влияет на развитие психического и социального здоровья ребенка. Непонимание причин и психических особенностей ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии ведет к дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие. Отсутствие учета родителями индивидуальных особенностей развития детей приводит к искаженному восприятию и непониманию ребенка родителями. Приписывая ребенку личную и социальную несостоятельность, представляя его неуспешным, неприспособленным, родители не доверяют ему, считают маленьким неудачником. В связи с этим родитель старается либо оградить ребенка от трудностей жизни, чрезмерно опекая его, либо строго контролировать его социальные достижения, требуя при этом социального успеха. Такие особенности в межличностных отношениях родителей и детей приводят к дискомфорту психического состояния ребенка, вызывая у последнего тревожность, чувство неполноценности и конфликтность с семьей. Для преодоления выявленных проблем в общении родителей с детьми, предотвращения негативного влияния на психическое здоровье ребенка необходима реабилитационная работа со всей семьей. Реабилитационная работа должна строиться по трем направлениям: работа с родителями; работа с детьми; работа с семьей в целом. В каждом направлении используются индивидуальные и групповые формы работы. Работа с родителями Помощь детям с нарушением интеллекта заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции. Родители, воспитывающие умственно отсталых детей, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития таких детей и их воспитания. Опыт работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, показал, что их родителей интересуют вопросы организации общения ребёнка с другими, приспособления к окружающему миру, обеспечения ему достойного будущего, наиболее эффективной помощи. Потерявшие уверенность в себе родители не могут правильно организовать процесс воспитания в результате растерянности, разочарования, дезориентации в расстановке приоритетов и слабой морально-психологической поддержки со стороны медиков, психологов и социальных служб. Цель работы с родителями — знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями развития умственно отсталого ребенка, причинами возникновения интеллектуального недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка. Результатом реабилитационной работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, какой он есть. Реабилитационный процесс работы с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», «Родительские семинары» и др. Консультационный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация «Консультативных центров для родителей», «Телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Индивидуальные консультации могут проводить психологи, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу. Собственно коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребенка, в данном блоке используются: 1) беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей игровые сеансы для родителей и детей; групповые занятия с родителями, с детьми; организация групп взаимопомощи для родителей; проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми. В беседах с родителями обсуждается опыт налаживания взаимоотношений на основе устранения таких особенностей родительского отношения, как низкое уважение ребенка, негативизм, агрессия или пассивность по отношению к ребенку, эмоциональная холодность, раздражение. Содержание бесед составляют также следующие вопросы: удовлетворение потребности ребенка в любви со стороны родителей; притязания родителей и возможности ребенка; охранный режим воспитания в семье для ребенка с проблемами в развитии. Беседы с обоими родителями могут выливаться в семейные дискуссии. В процессе семейной психотерапии могут использоваться такие приемы, как заключение контракта родителей с детьми, инверсия ролей. Беседы способствует нормализации эмоциональных связей, усилению внутренних ресурсов семьи в целом и ее членов, что помогает преодолеть возникшие нарушения в межличностном общении. Эффективным методом для решения задач коррекции отношений родителей с детьми является игротерапия. Эффективность метода определяется особенностями игры. Игра представляет возможность — личности занять позицию субъекта деятельности, позволяет моделировать различные ситуации. Игротерапия детско-родительских отношений позволяет лучше понять, почувствовать ребенка родителями, увидеть себя со стороны, почувствовать эффективность своего отношения к ребенку. Эффективно использовать в коррекционных родительских группах и детских группах проигрывание ролей, театротерапию. Творчество является разновидностью поисковой активности, направлено на изменение ситуации или изменения самого субъекта, его отношения к ситуации. Фридрих Шиллер заметил: «Только в игре ребенок становится человеком». Взрослый тоже. Групповые родительские занятия помогают освоить терапевтический подход родителей к ребенку. Цели и формы групповой работы ограничены родительскими проблемами. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними: повышение внимания родителей к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с умственно отсталым ребенком. Коррекционные группы родителей должны быть постоянными, не превышать 10 человек, объединятся общностью проблемы. В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей, а также специальные упражнения по развитию навыков общения. Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблема позволяет сформировать индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций и «видеокоррекций». Метод анализа поступков детей и родителей основан на составлении реестра этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка. Параллельно в отдельных группах должна вестись работа но психологической поддержке родителей, изменению их самооценки. Чувства родителей умственно отсталого ребенка могут варьировать от шока и отчаяния до ощущения собственной вины в болезни ребенка. Родители сосредотачивают свое внимание на проблемах ребенка до такой степени, что часто забывают о самом ребенке. Они не замечают его хороших качеств. Родители легче будут восприми мать ситуацию, если будут знать, что они не одни. Возможно создание групп взаимопомощи родителей, «Творческих мастерских родителей», имеющих общие или сходные проблемы и нужды. Каждый участник такой группы не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы. Коррекционная работа с родителями в форме «Родительского семинара» позволит обсуждать типичные ошибки родителей в воспитательных воздействиях и установках, вырабатывать конкретные рекомендации по их коррекции. Наиболее типичными ошибками родителей являются: ~ излишне негативная оценка деятельности ребенка, что влечет за собой неуверенность в себе, нежелание еще раз попробовать, помочь ребенку сделать то, что у него не получилось или получи лось плохо; распространение негативной оценки отдельных сторон деятельности ребенка на всю его личность, что приводит к ускорению формирования у него комплекса неполноценности и его углубления, который в силу сложившихся обстоятельств легко возникаем и без родительского отношения; негативная эмоциональная окраска высказываний, обращенных к ребенку. Как уже отмечалось ранее, эти дети очень чувствительны, и поэтому любой резкий окрик или угрожающие интонации способны вызвать у них сильные переживания и быть причиной развития нервных расстройств; противопоставление ребенка, его дел или поступков со сверстниками, в особенности со здоровыми детьми. В силу эмоциональной восприимчивости этих детей, такие сравнения оказывают психотравмирующее воздействие;
отсутствие системы взаимоотношений с ребенком, в которой он может воспринимать себя благоприятно, как норму, и нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки; несоответствие (завышение) психологической нагрузки на ребенка, в процессе его социальной адаптации, его возможностям; резкие переходы от родительских, только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию. Результатом необходимых коррекционных воздействий должно быть исправление ошибок, развитие контроля у родителей за своим общением с детьми, за своими эмоциями и их внешними проявлениями. В связи с появлением умственно отсталого ребенка в семье V родителей в условиях тяжелого семейного горя вырабатывается полная жизненная ориентация. Зная её наличие и правильно квалифицируя, удаётся учесть её влияние на процесс лечения, реабилитации ребёнка, а также дать соответствующие советы и назначения пня родителей. Ни в коем случае нельзя рассматривать умственную отсталость как безнадежное состояние и предлагать родителям прекратить борьбу за улучшение развития ребенка, воспитание его личностных качеств.
Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми Проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми является эффективным реабилитационным методом. В процессе совместных действий, общности цели и интересов родители сближаются с детьми, они переживают благоприятную атмосферу сотрудничества, ощущения удовлетворения от проделанного дела, а значит, от общения друг с другом. Наблюдая за достижениями детей, успешностью, состоятельностью ребенка в данном деле, у родителей формируется эмоционально положительное отношение к ребенку принятие его таким, какой он есть. С этой целью рекомендуется устраивать совместные праздники детей и родителей, приглашать на творческие выставки и конкурсы. Нетрадиционные формы организации родителей и их детей, как показала практика, могут дать прекрасные результаты. Например, одной из таких форм является объединение семей по территориальному признаку в «клубы по интересам». Родители детей, и удобное для них время, вместе собираются «у самовара», отмечают дни рождения и другие праздники, делятся опытом. С интересом посещают занятия различной направленности, которые проводятся как для родителей, так и для их детей.
Работа с детьми Снижение интеллекта человека не означает ущербности личности и изъятия из общества, это лишь ограничение тех средств, с помощью которых личность может общаться с миром и тем самым определенным образом проявляться. Чем более выражена степень умственной отсталости, тем затруднительное общение и тем большая помощь необходима со стороны семьи и общества. В самом неблагоприятном случае умственно отсталый человек может провести всю свою жизнь в специальном учреждении. Работа, лечение, образование — всё в жизни таких людей происходит в рамках этих специальных учреждений. У умственно отсталого ребенка нет никаких возможностей для контакта с миром «нормальных» людей. Быть умственно отсталым означает, что человеку требуются какие-то специальные услуги, но это не значит, что человек должен прожить свою жизнь в стенах интерната. Нужно увеличить материальную и моральную помощь семьям, где есть умственно отсталые и изменить отношение к ним в обществе, тогда умственно отсталые дети смогут жить со своими родителями до достижения того возраста, когда дети обычно покидают свой дом. По достижении этого возраста они могут переселиться в небольшой приют для взрослых или в собственную квартиру. В этом случае появится возможность учитывать не только минимальные материальные потребности, но и психологические тоже. Альтернативным типом интернату может быть, к примеру, жилой дом, на четыре-пять человек. Есть опыт в ряде стран, например, в Финляндии, который показывает, что такие дома могут работать иначе, чем большие интернатные учреждения. Подобные структуры дают хорошие результаты, а именно: небольшие группы детей, взрослых и персонал имеют больше возможностей для близкого общения; персонал более активно участвует в решении жизненных проблем, несёт большую ответственность за принятые им решения; такая обстановка даёт возможность умственно отсталым пациентам проявить свои способности и умения. Очень важным направлением социальной интеграции является понимание родителей здоровых детей, а также и общества в целом - общественного признания прав людей с интеллектуальными недостатками. Конечно, решить эту задачу не в наших силах, но
внести вклад в её решение можно. Важно, чтобы люди, работающие с такими детьми (взрослыми) видели перед собой задачу, стремились ее понять и решить. Судьба человека во многом также определяется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, условий и образа жизни. Таким образом, главная задача родителей, врачей, педагогов, психологов и социальных работников предельно проста: мы не можем дать людям с ограниченными интеллектуальными возможностями другого полноценного здоровья, значит должны дать им другую полноценную жизнь. Индивидуальная и групповая работа с детьми должна быть направлена на коррекцию психического состояния ребенка (тревожность, конфликтность, собственная неполноценность), а также гармонизацию отношений с родителями. Для коррекции психического состояния ребенка применяются различные методы: психодрама, театротерапия (зарисовки, этюды), игротерапия, тренинговые индивидуальные и групповые занятия. Группы детей формируются по общности нарушений эмоционально-личностного развития ребенка: по общности интересов и симпатий детей. Кроме этого, работа по социальной адаптации учеников, проводимая педагогами и воспитателями на занятиях в школе, также направлена на коррекцию общения ребенка со взрослыми, членами семьи, правильного понимания мира взрослых. В организации психолого-педагогической коррекции нарушений межличностных отношений родителей с детьми необходимо соблюдать основной принцип — совместная реабилитационная работа психологов, педагогов и родителей. В результате такой работы, с учетом полученных знаний о специфике ребенка, родители должны «переломить», изменить свое отношение к ребенку; эмоционально принять его таким, какой он есть. Гармонизация отношений к ребенку со стороны родителей, учет его индивидуальных и возрастных особенностей в процессе воспитания, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье, положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка, обеспечивает условия для оптимального процесса его социализации и интеграции. 9. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ КЕМПХИЛЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ Значительное число всех реабилитационных программ для умственно отсталых лиц по улучшению качества жизни направлено преимущественно на младенческий, детский и подростковый возраст. Это понятно, потому что, если их проблемами начинают заниматься в раннем возрасте, то можно достичь ощутимых результатов в социализации. Но как только дети достигают юношеского возраста и вступают во взрослую жизнь они перестают быть предметом пристальной заботы со стороны нашего государства. В лучшем случае им предлагают психоневрологические интернаты, где их жизнь очень быстро «скатывается» до низкого уровня. Получается, что огромный труд педагогов, врачей, психологов, родителей, разного рода обслуживающего персонала, словом всех, кто участвовал в начальном становлении этих детей, сводится на нет. Возникает вопрос: «А может быть эти люди с проблемами психического развития действительно социально безнадежны? Их уделом могут быть лишь только примитивные условия жизни, они должны быть преданы социальной изоляции, а значит человеческому забвению?» Здесь, во-первых, нужно заметить, что эти люди ~ тоже личности и относиться к ним нужно по-человечески. Они не больные. Они другие. И мы тоже все разные. Хорошо известно, что если человека изолировать от нормального общения, он теряет человеческие навыки. Наглядным примером является Каспар Хаузер (2). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|