ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правила эффективности убеждения
Существует немало рекомендаций, правил по эффективному использованию убеждения. Рекомендуется точно определить потребности слушателя и обращаться к ним. Начинать разговор рекомендуется с мысли, которая должна прийтись по душе слушателю. Убеждающему рекомендуется принять образ, который вызывает большое доверие и распространяет ощущение надежности. Убеждая, следует просить больше, чем на самом деле нужно для фирмы. Говоря, следует чаще обращаться к слушателю, чаще повторять слово "Вы". В споре, дискуссии рекомендуется говорить последним, так как в этом случае больше шансов повлиять на слушателя. Сила убеждения как процесса воздействия зависит от соблюдения ряда правил. Первое правило — чем больше правды в сообщении, идее, в которой хотят убедить человека, тем вероятнее, что идея станет убеждением. Второе правило — идея должна отражать потребности, интересы, надежды, желания, стремления человека. Третье правило — в идее должен быть искренне уверен тот, кто убеждает.
Формы убеждения
Существует множество форм убеждения: диалог, критика, самокритика, полемика и т. д. Диалог — это форма общения, которая требует активности с обеих сторон. Это постоянная смена субъекта и объекта в процессе общения. Для диалога нужны общая основа и различие во взглядах на решение той или иной проблемы между его участниками. Это битва идей, доводов, доказательств. Объектом критики и самокритики являются отрицательные явления, все существующее, так как в жизни нет ничего раз и навсегда установленного. Дискуссия, полемика — это поиск истины путем всестороннего сопоставления различных мнений. Их цель — публичной форме защитить сбою точку зрения и опровергнуть оппонента.
Поощрение
Поощрение как метод управления дисциплинарными отношениями — это признание заслуг работника перед коллективом путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа. У каждого человека есть потребность в признании (в материальных ценностях). На реализацию этой потребности и направлено поощрение. Несправедливым применением поощрения можно рассорить весь коллектив. Поэтому при применении мер поощрения целесообразно учитывать правила эффективности поощрения. Правила эффективности поощрения Первое правило — поощрение следует применять при каждом проявлении трудовой активности работника с положительным результатом. К сожалению, еще нередки ситуации, когда у работника, проработавшего 20 лет, нет ни поощрений, ни взысканий. В такой ситуации у работника складывается убеждение: в нашем коллективе работай не работай — все равно не заметят и не оценят, а раз так, то зачем стараться. Разумеется, совсем не обязательно в каждом случае использовать одну форму поощрения, например денежную премию. Целесообразно использовать весь комплекс поощрительных мер. Второе правило — поощрение должно быть значимыми, поднимать престиж добросовестного труда. Каждый работник должен четко представлять, что работать максимально хорошо очень выгодно, так как тогда предоставляются все льготы и преимущества. На практике по некоторым положениям о премировании в трудовом коллективе при выполнении всех показателей устанавливаются минимальные премии, которые можно расценить как насмешку над добросовестным трудом ("Лучше уж не устанавливать никаких премий, чем такие"). Администрация может установить максимальные поощрения за добросовестный труд, чтобы каждому в коллективе было ясно, что если ты хорошо работаешь, то и живешь очень хорошо, а если работаешь плохо, то и живешь плохо. Все преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания должны предоставляться только добросовестным работникам. Только так можно поднять престиж добросовестного труда (ст. 133 КЗоТ РФ предусматривает, что путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий, преимущества при продвижении по службе должны предоставляться в первую очередь добросовестным работникам без каких-либо исключений). Третье правило — гласность поощрения. Иногда работ узнает о том, что его поощрили, спустя полгода и даже год после этого события, что сводит действие поощрения к нулю. Любо поощрение поднимает престиж работника, а ведь престиж, уважение нередко ценятся людьми значительно выше, чем материальное обеспечение. Все поощрения целесообразно делать в присутствии коллектива. Причем администрация должна обратить особое внимание на разработку процедуры (ритуал) проведения собраний, на которых объявляются поощрения. Четвертое правило (дополняет правило третье) — при применении поощрения необходимо использовать ритуал, обычаи, традиции. Обычаи и традиции — это передача культуры от одних людей к другим. Это важная функция службы персонала. Традициям присущи следующие характеристики: историческая повторяемость общественных отношений; форма наследования; практически всегда существует в любом коллективе, в любой организации; в известной степени воплощает общественное самоуправление; это социальный закон, отражающий общественное сознание коллектива; это правило поведения, способ действия; это способ, с помощью которого человек подчиняет себя организации, обществу; закон развития общественных отношений, проявление самоорганизации. Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер писал: "Где существует человек, там существует и традиция". Службы персонала должны отслеживать отрицательные традиции, которые являются причиной отклоняющегося поведения, и убеждать в необходимости отказаться от них. Утрата организацией традиций означает, что в ней прекращаются развитие, движение. Ее отсутствие делает невозможным развитие организации. Продолжая перечень характеристик традиций, можно сказать, что традиции — это: орудие быстрых перемен; приобщение, причастность людей, придерживающихся традиций; передача информации; закрепление опыта; способ формирования человека как личности; средство побуждения к действию; эталон, форма социального контроля; средство, которое может замедлить или ускорить развитие организации; закон формирования нового. Отсутствие традиций замедляет развитие. Традиции могут переходить в правовые нормы и наоборот. Пятое правило — отрицательные традиции должны быть вытеснены только положительными традициями, а не приказом. Шестое правило — чем ближе момент получения поощрения, тем активнее человек работает. Если работнику обещают получение поощрения через год, два, а может быть, и через несколько лет, то его активность вряд ли будет высокой. Надолго отложенное поощрение неэффективно. Напротив, когда работнику обещают скорое поощрение, например в конце недели, его трудовая активность максимально возрастает. Седьмое правило — доступность поощрения. Как известно, с точки зрения здоровья коллектив можно разделить на три группы: 1) сильные работники — люди, которые могут работать в максимальном режиме длительное время, не уставая и не снижая темпа; 2) средние — те, которые не могут долго выдерживать максимальную нагрузку; 3) слабые работники — те, которые быстро устают, которым часто требуется отдых. Иногда коллективу устанавливаются такие показатели, которых могут достичь только сильные и средние работники. Понятно, что поощрение в данном случае недостижимо для слабых. Рассмотрим другой пример. Установлено звание "Лучший конструктор". В соревновании участвуют 200 человек. По положению о премировании установлены места — одно первое, два вторых и два третьих. В этой ситуации, как бы ни старались все получить призовые места, для большинства они недостижимы. Видимо, правильнее будет установить, например, 20 первых мест, 40 вторых и 50 третьих мест. Тогда каждый работник будет видеть, что, если он будет очень хорошо работать, то сможет занять призовое место. Ведь цель соревнования состоит в том, чтобы большинство или все работающие работали с полной отдачей, чуть лучше, чем они работали до соревнования, а не в том, чтобы выделить и наградить • троих лучших работников. Как показывает практика, целесообразно установить показатели, достигнув которые работник получает юридическое право на поощрение. Таким образом формируются очевидные, доступные дополнительные цели в труде для каждого работника, и эти цели являются еще одним эффективным средством управления трудом и дисциплиной в коллективе. Виды поощрений В дисциплинарном правоотношении администрация может применять поощрения ко всем работникам. Объектами поощрения являются: оказание работнику почета, уважения; материальные награждения; предоставление льгот и преимуществ, орденов, медалей, почетных званий, знаков, грамот и т. д. Виды поощрения установлены в ст. 131 КЗоТ, а также в вилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Это объявлю: благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета. Многие организации вводят и такой вид поощрения, как присвоение звания "Лучший по профессии" и др.[9] Каждое предприятие, учреждение, организация, принимая ПВТР на собрании трудового коллектива, может установить дополнительные меры поощрения. В ПВТР установлено, что работника можно поощрить за продолжительный и. безупречный труд. Но ответ на вопрос, сколько нужно проработать, чтобы человека поощрили, законодательство не дает. Поэтому целесообразно внести в ПВТР норму, устанавливающую права работника на поощрение при достижении определенных показателей или за работу без нарушений в течение определенного времени. Например, через каждые пять лет, при условии отсутствия нарушений, работник поощряется, причем поощрения можно применять в той последовательности, которая установлена в ст. 131 КЗоТ РФ. Целесообразно включить и другие меры поощрения в ПВТР, например, фотографирование на фоне организации, установление почетного звания "Кадровый работник", "Ветеран труда", "Почетный ветеран труда", "Заслуженный работник" и т. д. Целесообразно ввести юбилейное поощрение при достижении работником юбилейных дат например, 30-летия, 40-летия, 55-летия, 60-летия и т.д. Для объединения всех видов поощрения, которые введет коллектив, можно разработать Кодекс трудовой чести организации. Практика разработки таких кодексов широко распространена во многих трудовых коллективах страны. Законодательство устанавливает и порядок применения поощрений, они применяются администрацией совместно или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом: (ст. 132 КЗоТ РФ). Выбор формы применения поощрения — совместно или по согласованию — должен быть установлен в Правилах внутреннего; трудового распорядка организации. Если поощрение применяется совместно с профсоюзом, то издается совместный документ (приказ, постановление) о поощрении. Если человек поощряется по согласованию с профсоюзным органом, то в документе указывается, что приказ согласован с профсоюзным органом. Если в организации нет профсоюзного органа, то администрация освобождается от исполнения этой обязанности. В ст. 131 КЗоТ РФ установлено, что правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены и другие поощрения. Какие же поощрения применяются на практике? Это дополнительные оплаты, повышение по службе, присвоение необычных званий, предоставление особого статуса и более комфортных условий на работе. Все эти меры доказали свою эффективность. Дополнительные виды поощрения могут применяться руководителями на основе принятых правил, за выполнение заранее установленных показателей или самостоятельно. В первом случае за работником закрепляется право на поощрение, во втором — поощрение — лишь право администрации при отсутствии права на поощрение у работника. Например, работа в известной фирме Макдоналдс, предприятия которой представлены в 52 странах мира, привлекает молодежь порядком, культурой производства, хорошими отношениями, поощрениями, стимулированием труда (прогулки на корабле, бесплатные билеты в театр, участие в аукционах, возможности продвижения по служебной лестнице, внимание менеджеров и т. д.). Существует немало, кроме перечисленных ранее, и других правил эффективности поощрения, которые разрабатываются в разных организациях. Приведем некоторые из них: 1. Вознаграждения необходимо увязывать с производительностью. 2. Вознаграждение полезно выражать публично людям, 3. Человек должен получать свою долю от повышения 4. Поощрение работника — это участие вместе с руководителем в разработке целей какой-либо деятельности. 5. Особое внимание и помощь руководитель организации 6. Интересы сотрудников не должны входить в противоречие с, целями повышения доходов организации. 7. Нельзя поощрять того, кто этого не заслужил. 8. Не должно быть разрыва между декларацией руководителя о системе поощрения и реальной системой вознаграждения. 9. Не стоит поддерживать систему привилегий для менеджеров, которая расширяет разрыв в доходах работников. 10. Целесообразно активно использовать систему внутреннего вознаграждения, которое дает само содержание работы. 11. Выяснить, что работник считает ценным для себя, 12. Система поощрения должна быть индивидуальной для каждого работника. 13. У работника должна быть возможность заработать второй оклад на своем рабочем месте. За особые трудовые заслуги — трудовой подвиг — работники представляются в вышестоящую организацию к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками и к присвоению почетных званий и звания лучшего работника по данной профессии (ст. 134 КЗоТ). Президент России в 1994 г. своим Указом (с изм. и доп. от 1 июля 1995 г. и 6 января 1999 г.) утвердил Положение о государственных наградах Российской Федерации. Это положение установило правило поощрения граждан за деятельность, направленную на обеспечение благополучия, процветания и безопасности России[10]. Государственные награды России являются высшей формой "поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом. Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с государственными наградами, Президент России образует комиссию по государственным наградам и утверждает Положение о комиссии и ее составе. Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в организациях в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, либо органами исполнительной власти районов, городов или органов местного самоуправления. Руководители предприятий, учреждений, организаций после согласования с органами исполнительной власти районов, городов направляют ходатайства о награждении в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или по согласованию с ними — в федеральные органы исполнительной власти. Этим же Указом Президент утвердил формы наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации[11]. Они вступили в силу с 1 января 1995 г. Согласно этим формам на представляемого к награждению работника заполняется наградной лист, в котором отмечаются его трудовая деятельность, анкетные данные, характеристика с указанием конкретных заслуг. Кандидатура может быть рекомендована к награждению собранием коллектива или его советом, органом местного самоуправления сельского поселения. Документ подписывается руководителями организации, а также председателем собрания коллектива или его совета. Содержание наградного листа согласовывается с руководителем органа местного самоуправления. Ходатайство о награждении и наградной лист после этого направляются в соответствующие органы власти субъектов Российской Федерации или по согласованию с ними в федеральные органы государственной власти Российской Федерации. Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту Российской Федерации: руководителями федеральных органов государственной власти по согласованию с соответствующими главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов по согласованию с соответствующими федеральными органами государственной власти. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации согласовывает представления к награждению государственными наградами, направляемые органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, находящимися в соответствующем регионе, в федеральные органы государственной власти. Согласования должны быть документально оформлены до внесения представлений к награждению государственными наградами. Артур Шопенгауэр писал, что ордена — это векселя, выданные на, общественное мнение; их ценность зависит от кредита заимодавца. Тем не менее, даже помимо тех крупных сумм, которые они, заменяя собою денежное вознаграждение, сберегают государству, ордена являются и в другом отношении вполне целесообразным учреждением, при условии, что их назначение совершается справедливо и умно[12]. Прежде чем заполнить наградной лист, нужно вначале ознакомиться со статусом награды. Например, орденом Почета награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной деятельности, за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров и т. д. Медалью за заслуги перед Отечеством награждаются за осуществление конкретных полезных для страны дел в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|