Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кризис феодально-крепостнических отношений и отмена крепостного права. Особенности осуществления аграрных реформ в Беларуси.




 

В отличие от западных стран государственно-политический строй России в середине 19в. оставался нетронутым буржуазными преобразованиями. Тут господствовали абсолютизм и крепостное право. Свидетельством кризиса государства стала Крымская война (1853-1856). Россия не смогла противостоять странам Западной Европы и потерпела поражение. Стало очевидно, что крепостная система значительно проигрывает капиталистической с ее товарно-денежными отношениями, рынком труда и жестокой конкуренцией, которая подталкивала техническое развитие, ведут к интенсификации производства.

Беларусь сер. 19в. представляла собой аграрный регион. С/х определяло его экономический облик. Основную массу населения (около 72,3%) составляли крестьяне, которые делились на 3 категории: частновладельческие, государственные и вольные. Кроме этого на Беларуси имелись незначительные группы крестьян удельных (принадлежащих царской семье), иезуитских, ленных, церковных и монастырских.

Несмотря на крепостное право, условия экономического развития неизбежно втягивало Беларусь на путь капитализма. Однако этому сопротивлялось дворянство, которое держалось за свои сословные права и привилегии. Чтобы увеличить доходность своих поместий, помещики увеличивали личные наделы и переводили крестьян с оброка на панщину. Процесс обезземеливания крестьян продолжался.

Правительство Александра II, которое понимало необходимость отмены крепостного права, в январе 1857г. сделало первый практический шаг к осуществлению крестьянской реформы. Под руководством императора был создан Тайный комитет. В феврале 1858г. Тайный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянским делам. Теперь это было гражданское, законодательно оформленное учреждение. Губернским комитетам поручалось разрабатывать проекты положений «Об улучшении быта помещичьих крестьян» и подать их в Главный комитет. Большинство помещиков западных губерний по-прежнему высказывались за безземельное освобождение крестьян, за превращение их в вечных арендаторов, привязанных к помещичьим имениям.

19 февраля 1861г. Александр I подписал подготовленные Государственным советом законодательные акты и одновременно Манифест об отмене крепостного права, которые были опубликованы 5 марта 1861г.

В соответствии с «Положениями о крестьянах, которые вышли из-под крепостной зависимости» помещики лишались права распоряжаться личностью крестьянина и продавать, дарить, вмешиваться в семейные дела. Крестьяне получали право приобретать на свое имя недвижимое имущество, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако помещик по-прежнему оставался собственником земли. Хоть крестьянам и давался в пользование определенный надел земли, однако до его выкупа (не раньше чем через 9 лет) они не являлись собственниками этой земли.

Для заключения выкупной операции крестьянин находился в положении временнообязанного и выполнял в пользу помещика определенные повинности в виде барщины или оброка. Поземельные отношения между помещиками и временнообязанными регулировались уставными грамотами, в которых указывались размеры полевого надела и повинности за него. Для составления уставных грамот и подписания их крестьянами и помещиками был назначен двухгодичный срок – до 19 февраля 1863г.

Землеустройство белорусских крестьян проводилось по двум «Местным положениям». В Могилевской губернии и 8-ми уездах Витебской землеустройство крестьян проводилось по «Местному положению для великорусских, новороссийских и белорусских губерний». В белорусских уездах, где господствовало общинное землепользование, размеры земельных наделов составляли: высший – от 4 до 5,5 десятин, низший – 1/3 от высшего. Согласно с уставными грамотами крестьянам отводилось в пользование то количество земли, которое он имел до реформы. Если размер надела превышал высший, помещик имел право отрезать «лишнее» в свою пользу. За пользование высшим наделом крестьяне должны были платить оброк (в среднем 8 руб. в год) или отбывать барщину (40 мужских и 30 женских дней в год), а также другие повинности (подводную, строительную и др.).

В Виленской, Гродненской, Минской губерниях и четырех уездах Витебской землеустройство проводилось по отдельному «Местному положению», которое не устанавливало определенные нормы наделов. В постоянном пользовании крестьян этих губерний сохранились приусадебные участки и угодья, которыми они, согласно инвентарям, пользовались до 1861г. Если у крестьянина земли было больше, чем показано в инвентарях, или у помещика оставалось менее 1/3 части земель, то последний имел право отрезать в свою пользу до 1/6 части крестьянских земель. Размер повинностей определялся независимо от размера наделов, но не должен был превышать инвентарную норму: барщина не более 23 дней, оброк не более 3 руб. с десятины в год. За выполнение повинностей крестьяне несли личную ответственность перед помещиками, потому что надел отводился в подворное пользование каждому хозяину.

Приобретение крестьянами земли в собственность осуществлялось через выкуп, правила которого были одинаковыми для всех губерний России и определялся на основе капитализации 6% годового оброка. В эту сумму включалась прибыль от крепостного труда, которого помещик теперь был лишен. Государство для осуществления выкупной операции давало ссуду крестьянам на 49 лет. Крестьяне становились должниками государства и должны были выплачивать большие проценты. Размер выкупа значительно превышал стоимость земли.

«Общими положениями» определялся порядок управления крестьянами. Сельская община, которая состояла из крестьян, проживающих на землях одного помещика, выбирала сельского старосту и сборщика налогов. Несколько сельских общин создавали волость. На волостном собрании выбиралось правление во главе с волостным старостой, а также волостной суд. Сельские и волостные правления ведали расписанием и сбором налогов, объявляли крестьянам законы и распоряжения центральных и местных властей, следили за общественным порядком. Для проведения реформы создавались специальные организации – уездные мировые съезды и мировые посредники, губернские по крестьянским делам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных