Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Один из вопросов в новой группе касался увеличения работоспособности. 7 страница




(3) «Комбинация излучений всех планет и т.д.» Излучения планет - планетные влияния действуют на нас через нашу мать в период до родов. Это всегда принималось древними, хотя и не может быть доказано. И есть много обстоятельных свидетельств в пользу этого.

(4) «Степень бытие-проявления их родителей, и т.д.» Бытие-проявления идут от сущности, они подлинны и, поэтому, редки. Акт реальной искренности имеет огромное влияние на ребенка - на его характер. Причина, по которой дети вырастают бесхарактерными не в том, что родители не любят их, а в том, что они скрывают свою любовь в своем поведении.

(5) «Качество «бытие-существования» существ и т.д.» Природа бытие-существования людей, с которыми дети входят в контакт. Современная цивилизация вносит разного рода искусственное поведение в жизнь людей, и это влияет на детей - также, молодые питаются де-натуральной пищей, многие медикаменты вызывают плохие результаты, когда мы вырастаем, мы имеем ошибочную пищу, одежду, плохой сон,

неправильные позы и т.д. и, обычно, мы все время упражняем лишь один центр и ведем, например, либо сидячий образ жизни или становимся неестественно активным типом, как профессиональные спортсмены. Немногие из нас дышат естественно; мы стараемся не уставать и никогда не заставляем себя глубоко дышать, как это делают рабочие. У нас почти нет необходимости думать; это заменено в нас образованием, газетами, книгами, радио (телевидением). Мы на всем готовом; нам говорят что и как делать с каждой вещью, - почти с каждой вещью на земле; и все это говорится нам теми, кто избегает реального понимания, чьи знания осколочны и чьи умозаключения, поэтому, фальшивы. Реальное обучение заменяется поэтому механическими упражнениями памяти, тем, что образованные юноши и девушки, обладающие фотографической памятью, могут добиваться успеха, проходя через экзамены и интеллектуальные тесты, которые, как каждый согласится, почти не имеют истинной ценности. Пища, воздух и впечатления - три основных рода пищи - уже испорчены. Городские дети лишены возможности копировать поведение нормальных существ; жизнь в деревне идет ближе к нормальной, так что так называемые «необразованные» дети из села часто превосходят детей города; и в особенности это в Европе, потому что они должны использовать свои способности.

(6) «Качество «Телеокримальмичных» мысленных волн и др.». Мы не понимаем достаточно даже просто для того, чтобы обсуждать это. Мы можем лишь намекать. Например, если оба родителя враждебны друг другу, хотя бы даже и их внешнее поведение было внешне вежливым, дети будут иметь соответственно чувство враждебности и страдания. В современной цивилизации единственный ребенок обычно невротик, и появляется «проблема детей». Почти все детские психологи тоже прошли через это и, подобно большинству психиатров, также невротики. Малолетние преступники, богатые и бедные, выросли в домах, где их естественные

инстинкты и возможности были извращены, искажены или подавлены.

(7) «Качество бытие-эгопластикури самих существ и пр.». «Усилия к пониманию», которые дети осмеливаются делать к возрасту юности. Мы предполагаем, что они любопытны; и мы удовлетворяем его сразу, лишая, таким образом, детей их собственных усилий удовлетворить свое любопытство. Стремление к этому усиливалось бы само; но топливо, наваленное на огонь, тушит его.

«Любопытство - это такая ценная вещь в жизни, что его удовлетворение следует придерживать. Учителю, вместо забот об обучении, следует поощрять реальное любопытство, то есть знание о жизни. Гурджиев говорит, что на Востоке нет учителей, есть только учащиеся. Теперь, с ломкой старых путей жизни на Востоке и расширением образования, с превращением так называемых «отсталых» людей в цивилизованных индустриализацией, древняя мудрость исчезает, сохраняясь только в эзотерических школах. Спасают глубины изменчивой поверхности жизни, где продолжают течь глубокие потоки человеческого под- и сверхсознательного. Жизнь всегда любопытна; все же мы не должны отождествляться с любопытством. Читайте о князе Любоведском во Второй Серии («Встречи с замечательными людьми»).

«Жизнь с периода юности есть бессознательное раскручивание фильма, который был намотан в нас. После юности он начинает раскручиваться в форме опыта, встречаемого нами. Например, вы выбираете профессию (нельзя сказать, что вы решаете, это случается в результате комбинаций чего-то в нас и чего-то вне нас). Ваша судьба не определяется тем, что вы хотите делать, она уже предопределена предыдущими факторами У нас нет реальной жзизни; мы наблюдаем развитие того, чего мы являемся бессознательной жертвой -наших маленьких катушек с записью. Когда они раскручиваются, мы. как говорится, «живем». В действительности, мы существуем. Это - бихейвиоризм в полном смысле слова.

Гурджиев говорит, что бихейвиористы даже не начали осознавать, до какой степени они предопределены.

«Действительно, если происходят случайности, намотанная катушка может выпасть. В результате случайности мы можем иметь преждевременное разматывание катушки, или же это может случиться из-за влияния окружающих нас людей; это последнее, в качестве противопоставления случаю, есть одна из опасностей цивилизации. Мы не можем размышлять о том, что такое «случай», но мы можем говорить о другом. Что же помимо случая, может вызвать преждевременную раскрутку? - Внушение. Например, каждый из нас имеет фиксированную способность мыслить; если мы действуем не от природного желания, а согласно внушению других, мы можем обнаружить, что читаем много из того, что нас реально не интересует, посещаем «ученые» лекции для того, чтобы приобрести информацию, которую мы можем передать другим, и, таким образом, стать в их глазах, как говорил Гурджиев, «кем-то, а не просто ничем».

«Это пассивное щекотание истощает наши возможности без какого-либо активного мышления.

«То же самое с эмоциями. Ассоциируясь с патологическими художниками какой-либо области искусства, мы становимся жертвами «прекрасного», без подлинных человеческих эмоций, следование эстетической карьере, не активное, но оценочное, есть кратчайший путь к потере внутреннего вкуса и силы. Следуя искусству, следуйте разуму. И еще: «Не любите искусство своими чувствами».

«Аналогичное и в физическом мире, мире спорта; тут возможно преждевременное старение органов от упражнений, выполняемых не по необходимости, а из-за псевдожела-ний соперничества и известности.

«Против преждевременной раскрутки катушек у нас есть Метод, в этом аспекте называемый «Ирамсамкип» (Ирам-самдерж). Я держу себя; никогда не отдаюсь активности одного центра; никогда не становлюсь крайним специалистом

в интеллектуальной, физической или эмоциональной области, а стремлюсь поддерживать баланс всех трех

«Общество создает монстров, ибо трудно сопротивляться побуждениям, предлагаемым обществом. Леонардо да Винчи, один из истинно великих европейцев, отказался стать специалистом несмотря на финансовую награду, предлагавшуюся ему. Когда он находил себя в колесе привычки и становился расбаллансированным, он бросал все, что бы он ни делал. Это рабочее правило для каждого, и лучшие современные системы образования понимают это. Но когда ученик покидает школу, от него ожидают специализации.

«В то же самое время необходимо делать большие усилия на том, чем вы занимаетесь. Работая по Методу Гурджиева, цель которого есть гармоническое развитие трех центров, направленное на увеличение сознания, бытия и понимания, можно делать уклон на что-либо, не отождествляясь с погоней за ним. Различие между идентификацией и не-инденти-фикацией с чем-либо есть вопрос неумения, а вложения или не-вложения всей силы и внимания в работу.

«Это приводит нас снова в определение конечной цели. Мы утверждаем, что страдания для понимания цели и смысла существования в человеке являются нормальными. Они управляют магнетическими токами. Положительный магнетический полюс - это мозг, отрицательный - инстинктивно-двигательная часть. Когда ток течет нормально, в соответствующих им местах растут все функции. Но мы поляризованы отрицательно; и когда, как это происходит в нас, токи протекают от позвоночника к головному мозгу, мы дисгармо-низированы. Тогда мы являемся Петром, распятым головой вниз.

«Психологическое человеческое существо есть существо со страданием ради понимания. Те, у кого токи протекают нормально, обнаруживают, что их функции становятся все более нормальными. Основная необходимость есть наличие этой активной страсти к пониманию. Почему.? - Потому что

человек сотворен ради цели созидания Души; а душа может быть определена как нечто, способное к созданию Объективного Разума.

«Не все из рассказов Баалзебуба аллегорично; некоторые части историчны, некоторые современны. Мы должны быть способны параболически читать мысли между и над строками.

«Во время шестого и последнего спуска Баалзебуба на планете появились три посланца сверху: Иисус, Мухаммед (Магомет) и Лама. Почему трое в это короткое время?

«Каждый оставил доктрину, но доктрины стали столь трансформированными, что их авторы не узнали бы их. Вначале последователи раскололись на секты. Затем они ввели идеи, не имеющие ничего общего с первоначальной доктриной, а часто даже противоположные. Кстати, из своего личного опыта мы можем видеть, что следуя нашей странной психике, идеи, даже ясно утверждаемые, могут в чем-то быть различно интерпретируемы, расколоты и изменены. Это всегда случается и будет случаться, пока наша психика остается ненормальной

«Описание Баалзебубом Тайной Вечери и Святого Причастия было всегда известно нескольким людям в некоторых эзотерических группах До распятия Иисус влил свою кровь в сосуд, возможно, и ученики участвовали в этом; таким образом была создана связь между Кесджан-телами учителя и его непосредственных последователей После его смерти они были способны, вводя себя в некоторое состояние сознания, через кровь соединяться с ним. Связь происходила не с помощью речи. Это и вызвало рассказы о том, что Иисуса выдали. Связь была возможна только на некоторый период; после Воскресения (Вознесения) она прекратилась.

«Для Иисуса и его учеников события происходили слишком быстро; Иуда, наиболее доверенный из учеников, для выигрыша времени вошел в интриги с Римом (римлянами). Он предложил им помочь спокойно взять Иисуса, и это с

согласия Иисуса, который получил время, необходимое для осуществления ритуала. Иуда выявляется как наиболее сознательный из учеников, тем, кто оказал величайшую помощь. Это - настоящий Иуда. Условный - предатель, проклинаемый христианами уже две тысячи лет. Но оба, и проклинаемый и одобряемый этим миром, имеют равную ценность, каждая из которых имеет объективный смысл.

«В каждом из нас есть условный Иуда. В Приере Гурджиев часто обращался к ученикам в этом смысле, когда они засыпали и теряли след.

«Одним из названий, предлагаемых для 47 главы было «Восхождение на Вершину Беспристрастного Мышления». С этой точки зрения Книга представляет собой восхождение по различным уровням разума. Баалзебуб делает это восхождение и достигает состояния Беспристрастного Объективного Разума. Теперь возможен новый порядок жизни. Что подразумевается под тем, что часть их развития отдается другому их рода. Мы можем сделать аналогию. Если наше «Я» растет и развивается, тогда другие «Я» должны что-то отдать от своих возможностей удовлетворения нужд и желаний. Придет время, когда они вместо сопротивления этому, сами будут желать это делать.

«В конце Хассейн задает вопрос, который касается всех нас. Можно ли еще какими-либо способами спасти трехмоз-говые существа, возникшие на планете Земля, и направить их на путь становления? Баалзебуб отвечает: «Единственным зредством для спасения существ на планете Земля было бы геперь внедрение в них нового органа, подобного органа Кундабуфер, но в то же время с такими свойствами, что каждый из этих несчастных должен будет иметь во время процесса своего существования постоянное чувство и осознание неизбежности своей собственной смерти, а также смерти каждого, на ком остановится его взгляд и внимание. Только такое ощущение и осознание могут разрушить теперь этот эгоизм, полностью кристаллизовавшийся в них таким обра-

зом, что полностью поглотил их сущность, а также разру-шить стремление ненавидеть других, вытекающее из этого, -тенденцию, вызывающую все эти связи, существующие теперь, и являющуюся главной причиной всех их ненормаль-ностей, несвойственных трехмозговым существам и пагубных как для них самих, так и для всей Вселенной»

ФОНТЕНБЛО 1928 г.

Этой зимой у меня появилось желание попасть в Приере и проделать реальную работу с Гурджиевым Я не мог сформулировать ясно, что я хочу там сделать; но со временем желание поехать стало столь интенсивным, что я не смог больше сопротивляться ему Это не было желанием уйти от жизни и ее требований, так как никогда ранее удача не была столь милостлива ко мне. У меня было все то, что может предложить обычная жизнь и мир — интересные друзья и знакомства, коттедж за городом, квартира в Нью-Йорке, автомобиль, удовлетворительная работа, дающая деньги; сверх того, Орейдж и группа; но все это не тянуло против поездки к Гурджиеву.

Это стремление «быть тем, кем следует быть», «иметь бытие», быть способным «делать», «понимать», выражалось поэтами и мистиками - индуистами, суфиями и христианами — как возвращение блудного сына домой или, более часто, как стремление любящего к любимой Эхо в солнечном сплетении, сопровождающее это стремление к совершенству, подобно тому, которое чувствуется изгнанником или любящим.

Наконец, после внутренней борьбы, мы оставили свою жизнь в Нью-Йорке и отплыли во Францию. Перед отплытием я сказал Орейджу «Надеюсь, мы скоро встретимся?» Он ответил: «Мы из того сорта людей, которые всегда встречаются. В этом году я не еду в Приере Но фактически я чувствую, что моя работа здесь подходит к концу; два или три года еще и мы сможем встретиться в Англии».

Мы прибыли в Фонтенбло-Авон в первых числах июня. В фиакре, взятом на станции, мои чувства как всегда заострились знакомыми видами, звуками и запахами -поездом, прошедшим над мостом, звоном трамвая, запахом смолистой сосны, приближением к калитке и звонком (колокольчиков) с надписью «Звоните громче», плеском фонтана во внутреннем дворе. Я не знал, что случится, но чувствовал, что случится что-то значительное для меня.

Гурджиев тепло приветствовал нас, как делал всегда. Я не объяснял, почему я приехал, да и на самом деле я не смог бы ясно объяснить этого; но, как показали события, он понял.

В первые недели мы работали как обычно, в доме или в саду, и катались на автомобиле Гурджиева. В июле он взял мадам де Гартманн и меня в поездку по Бьяррицу и Лурду. По пути я начал обдумывать, что представляет собой «идиот», содержащийся во мне, но у меня не было для этого ключа. Я решил, что спрошу его об этом, как только предоставится возможность. Я знал, что если я раскрою значение этого, то у меня появится ключ к моему состоянию и поведению - к тому, что так ясно для других, но скрыто от меня. Но когда я спрашивал про своего «идиота», он отклонял это или даже совсем не отвечал.

Однажды мы остановились в дорожном ресторане и ели в тени приятного, поросшего кустарником сада. Было очень жарко, еда и арманьяк были хорошими и испарина покрыла наши лица. Когда во время тостов «за идиотов» мы подошли к моей категории, я попросил его объяснить мне, что это означает. Вначале он не хотел. Но я нажал на него и почти склонил его дать по крайней мере намек. Он начал говорить и сказал мне предложение из пяти слов. Я был удивлен ясностью и простотой его слов и под влиянием его присутствия и проясняющего эффекта арманьяка увидел свою главную черту, то, что никогда даже не подозре-

вал. Когда мы поехали дальше, я подумал об этом и увидел, как эта вещь была моим худшим врагом с детства. Это была, может быть, главная вещь из причин, сформировавших образ моей жизни и приведших к столь многим сложностям для меня в моих отношениях с другими людьми. Я понял, что если бы не было Гурджиева и его Метода, я, может быть, остался бы всегда тем же, повторяясь в своем поведении одним и тем же путем. Я не могу вспомнить название места, где был ленч, но у меня в памяти осталась живая картина, как мы сидели в беседке в очень жаркий день, пот, заливающий наши лица.

Удивительно и даже ужасно, что могут пройти годы жизни с фальшивой картиной самого себя; и даже с желанием знать можно не иметь ясного представления о том, как вы проявляете себя. Как могут знать «мертвые», если даже начавшие просыпаться ото сна находят это слишком трудным?

С этого дня что-то начало во мне изменяться.

В Бьяррице Гурджиев начал создавать трудности. Мы встретили его брата Дмитрия с женой, и они с одним своим ребенком присоединились к нам в машине. Он посадил своего брата на переднее сиденье с собой, а меня между ними - оба были крупными мужчинами. Автомобиль был маленький, предназначенный для четверых. С багажом на заднем сиденье и шестью нами было очень неудобно, и когда начинался день, наступало настоящее мученье, но я решил не выдавать этого. Наконец, Дмитрий Иванович и Астра Григорьевна, его жена, не могли больше оставаться и вернулись в Фонтенбло на поезде; Гурджиев, мадам де Гартманн и я продолжали свой путь, и я сидел с ним впереди. В Лурде мы подъехали к месту, где лежали хромые, увечные, больные, толпы и толпы бедных созданий, ожидающих исцеления, некоторые из них были почти монстры. Немного позже мы встретили длинную похорон-

ную процессию, мертвого епископа, провожаемого к могиле. "Это было впечатляюще, со звоном колоколов, фимиамом, пением священников и монахов, когда они проходили по дороге, окруженной людьми - пышное зрелище организованной религии

Часто, отъехав подальше, Гурджиев обдумывал эпизоды для «Рассказов Баалзебуба» и диктовал их по-русски мадам де Гартманн, которая сидела наготове сзади с тетрадью и карандашом. Когда мы становились слишком сонными или ему самому был необходик шок для того, чтобы не ослабело внимание за дорогой, он инсценировал что-нибудь, а, иногда, покрикивал на нас с кажущейся яростью. Мы сразу же пробуждались. Затем следовала остановка у кафе и арманьяк с сэндвичами на дороге, где он обычно говорил. В поездке по стране Гурджиев, казалось, почти буквально вынюхивал все лучшее из еды, что было на месте, так что каждый день мы ели что-то новое и вкусное.

Иногда он вытягивал что-то из меня, заставляя меня высказаться, а затем с сожалеющим взглядом качал мне головой; и я осознавал, что погружен в слабости и несовершенства. Эти инциденты, эти постоянные шоки, направленные на того или иного из бесчисленных врагов внутри меня, сохранились в моей памяти.

Через день или немного позднее после возвращения в Приере, он поставил меня на работу с двумя другими людьми, копать канаву в лесу. Это была приятная работа в тени, и, когда мы останавливались на перерыв, было еще приятнее сидеть и говорить о «высоких идеях». Прошло несколько дней в этом тяжелом, но благоприятном труде. Но затем одного, а затем и другого, послали на другую работу и я остался работать один. Гурджиев сказал, чтобы я копал и нашел ключ, который, как он сказал, был где-то рядом, ключ, о котором он говорил уже пять лет. Когда прошел день и никто не пришел ко мне и не появилось даже намека на

воду, во мне начало расти сопротивление, восстание против делания того, что я знал только умом. Это не было слож ностью тяжелой физической работы. В Британской Колум бии я был хорошим землекопом на взрывных работах -сложной и опасной работе. То, что я должен был преодолеть теперь, быт мятеж - огромное сопротивление тела и чувств продолжать эту глупую, монотонную, явно бесцельную зада чу в изнуряющую жару. После нескольких дней работы я выкопал длинную, глубокую канаву и глубокую яму в трудной глине. Никто не подошел ко мне и не спрашивал ни о чем за едой в английской столовой. Потом Гурджиев взял мою жену и еще несколько человек в автомобильную поездку, что еще добавило мне эмоциональных трудностей, так как для меня не было ничего приятнее, чем ездить с ним.

Когда после нескольких дней отсутствия он вернулся и посмотрел на мою работу - его первый приход за две недели - я сказал: «Здесь нет воды, бесполезно продолжать». Он только заметил: «Должна быть здесь вода, нужно найти ее. Копайте теперь здесь». Он показал на другое место и ушел. Так я начал снова. Но назойливая мысль мучила меня. Я удивлялся, зачем я променял интересную комфортабельную жизнь в Америке на то, чтобы, приехав сюда, работать подобно землекопу и восхищаться. Не прихоть ли Гурджи-ева держит меня за этим занятием? Я был обескуражен и упал духом. В то же самое время у меня было чувство, что задача должна быть выполнена, и что это, может быть, будет первым реальным делом, которое я когда-либо сделал.

Через день или позже, после чая, я пошел отдохнуть в свою комнату. Лежание на боку, возможно, усилило чувство отчаяния; фактически, я был уже на краю его, когда открыл Путь Пилигрима и прочитал: «И затем увидел я, что они все пошли дальше, не исключая и Христианина, который не говорил ни с кем, кроме самого себя, иногда со вздохом,

иногда спокойно; он также часто читал в свитке, дававшем ему новые силы.

«Я видел затем, как они все подошли к подножию Холма, у которого протекал Ручей. На этом самом месте были также две другие дороги, кроме той, которая шла прямо от ворот; одна шла по левой стороне, другая — по правой у подножия Холма, но кратчайший путь лежал прямо через Холм (название ее было Трудности). Христианин подошел к Ручью, напился и освежился, а затем начал подниматься вверх на Холм, говоря:

На этот Холм высокий я жаждаю подняться; И сложности меня не напугают; Я чувствую, путь к жизни здесь лежит; Идем, ты, Сердце, бейся; нет слабости ни страха; Пойдем по сложному, по правому пути. Ошибочен тот легкий путь, в тупик ведет он. «Другие двое также подошли к подножию Холма. Но когда они увидели, что Холм крут и высок, и что есть два других пути, то предположили, что эти два пути могут соединиться снова с тем, по которому пошел Христианин, на другой стороне Холма, поэтому они решили пойти по ним (название одного из них было Опасность, другого — Уничтожение). Итак, один из них пошел по пути, называемому Опасность, приведшему его в большой Лес; другой взял направление на Уничтожение, приведший его в широкое поле, полное темных Скал, где он споткнулся, упал и больше не поднимался.

«Я посмотрел тогда на Христианина, увидел его поднимающимся на Холм, затем он упал и пополз дальше по камням - из-за крутизны места. Приблизительно посередине дороги к Вершине Холма была приятная Беседка, сделанная Хозяином Холма, для отдыха усталых путешественников Туда попал и Христианин и сел отдохнуть Затем он развер нул свиток на своей груди и с удовольствием начал читать его

Стало свежо и он надел на себя Покров или Одеяние, которое ему дали, когда он стоял у Креста. Это приятное место погрузило его в сон, продолжавшийся до ночи, и во сне Свиток выпал из его рук. Когда он спал, кто-то подошел к нему, разбудил его и сказал: «Иди к Вершине, ты, лентяй, выбирай путь и будь мудр, и с этим христианин внезапно встал и быстро пошел по своему пути, и вскоре пришел к Вершине Холма.

Потом я вспомнил подобное же переживание Орейджа здесь. Он чувствовал то же, что и я, возможно, в этой же комнате. Но теперь что-то не давало мне возможности сделать усилие. Я вернулся к своей задаче, взял заступ и лом и начал снова, вспоминая себя и удерживая ум от странствования в мечтах, приятных и неприятных, я работал иногда быстрее, чем обычно, иногда медленнее, делал упражнения на счет, повторяя наборы слов. Но день, все же, прошел медленно и монотонно.

Однажды, когда я лишился всех надежд найти воду, это все же случилось Когда я воткнул заступ в глинистое место, появилась вода. Я начал копать глубже, и чем больше это делал, тем сильнее оказывалась струйка. Я продолжал уже в сильном возбуждении и, наконец, ручей воды побежал вокруг моих ног Я изумленно уставился, едва веря своим глазам, так как вода поднялась до лодыжек. Было так, словно пелена внутри меня отодвинулась, облака исчезли, изнутри полился свет Я вылез из ямы и пошел к дому сказать об этом Гурджиеву, но его не было. Радость била из меня подобно ручью. Я вошел к себе в комнату и взял Библию. Кажется наугад, я прочитал «Благославен человек, перенесший соблазн, ибо сделав это, он получил корону жизни». Перевернув страницу: я перешел к Апокалипсису «Он тот, кто преодолеет порядок всех вещей. Я буду его Богом, он будет Моим Сыном». «Переборя свою волю, я воздвигну столп в земле моего Бога, и он не выйдет больше, и я напишу

на нем имя своего Бога, и напишу на нем мое новое имя...» «И показал он мне чистый ручей воды жизни, ясный как кристалл, выходящий из короны Бога и Агнца и увидели они его лицо, и имя его было в их умах»

Эти слова, которые я слышал с детства и читал сотни раз и которые раньше вызывали приятное религиозное чувство, теперь освободились от ассоциаций Было так, словно я увидел их в первый раз, и смысл их стал ясен. Они оказались связанными не с чем то в далеком прошлом, или будущем, но теперь. Они связаны с деланием, с преодолением слабостей, с полным вкладыванием себя в момент, когда необходимо большое усилие Они касаются психологического процесса внутреннего развития, являющегося результатом сознательной работы, родом сверхусилия.

Состояние экстаза, взгляд через «двери восприятия», присутствие Бога или, как теперь говорят, «состояние высшего сознания», продолжающегося весь день. Когда интенсивность этого состояния велика, после него остается не только память, но и кристаллизация. Когда на следующий день Гурджиев вернулся, он подошел к месту, посмотрел на него и сказал: «Теперь, я думаю, все. Больше не надо. Мы поищем воду в другом месте». Задача сослужила свою службу.

Это было в субботу утром. Тем же вечером, в турецких банях, во время нескольких свободных минут, пока мы не вошли в парилку, он сказал мне серьезно, но с огоньком в глазах: «Вы решили хорошую задачу в Приере. Теперь вы больше не Нотт, а Патриарх Нотт, и у вас будет новое имя в Приере, которое станет вашим навсегда» Некоторое время мы молчали, затем он поклонился мне. Мы встали и пошли в парилку. Там он сделал знак сесть рядом с ним на полку и сам хлестал меня веником, поддав пару. За обедом меня поместили за Стьернвалом, на стороне Гурджиева. Во время тоста за «круглого», он сказал мне: «Теперь вы больше не

круглый дурак, а род дурака, который я еще не знаю, но другого рода. Как сказал слепой, «увидим». Завтра я дам вам три бутылки арманьяка Доктор вам сделает специаль ный салат Приере, а вы пригласите людей и сделаете пикник у вашего ручья Но только мужчин, а не женщин. Понима ете?» Я кивнул.

Этой ночью я начал размышлять о «новом имени» и нашел в Апокалипсисе «Ему для борьбы я дам ему тайную манну и дам ему белый камень, а на камне написано новое имя, которое не познает никто, кроме него».

Это одна из мистерий эзотерического христианства «На следующий день, в воскресенье, вечером, мы встретились у источника с провизией для пикника Поев и поговорив, кто-то, воспламененный арманьяком, запел рус скую народную песню, одну из за душу берущих песен, исходящих из глубин русского сердца, которая говорит о всем и ни о чем. Другие спели греческие, армянские и немецкие песни Я сам пел «Через кусты и терник». Потом Стьернвал, крупный человек с бородой, встал в своей косо воротке и брюках, заправленных в сапоги и спел тонким глубоким голосом, вызывающим отзвук в лесу. Это, я думаю, был единственный раз, когда от него услышали песню в Приере. Гурджиев намеренно не пришел; это был мой вечер, но он одобрительно улыбнулся на следующий день, когда услышал об этом.

Позднее, к концу сентября, когда вечера стали длинными, Гурджиев вернулся из Парижа и, как раз перед ужином, пригласил Стьернвала, Гартманна, Зальцманна и меня присоединиться к нему в меленьком круглом плавательном бассейне, который прятался от окон в дальнем углу лужай ки. Он сказал: «Теперь разденемся». Он сел на ступеньке, ведущей в бассейн, опустив ноги в воду, и позвал меня сесть рядом с ним, остальные сели позади. Пошутив немного, он передвинулся вниз на следующую ступеньку. Он заговорил о

необходимости некоторых усилий, когда человек достигает определенной стадии в работе над собой, стадии в октаве, и как необходимо для него сделать это усилие. Если он сделает это, то передвинется в другую октаву, взяв с собой все, что знает. Если усилие не сделано, он может откатиться назад и все, что он сделал, может быть потеряно. Сначала это усилие должно делаться под руководством учителя; позже человек может сам знать, когда его нужно сделать, и может знать, как делать. Он сказал также, что у меня было ощущение сверхусилия. В этой работе обычные усилия мы можем делать по пути. Каждый, волей-неволей, должен сделать усилие. Природа вынуждает нас, как она вынуждает лосося сделать прыжок перед водопадом. Человек должен быть способен делать. Магия, реальная магия коренится на делании. Мы должны делать сверхусилия. Когда мы идем дальше, работа становится более сложной. Если вы делаете сознательное усилие, Природа должна платить, может быть сразу. Это закон.

«Следующая ступень», - сказал он, и мы передвинулись ниже к воде. Он затем начал говорить по-русски и говорил некоторое время; из этого я понял очень мало. И так, еще ниже, со ступеньки на ступеньку, мы говорили, пока он и я не оказались по шею в воде. Было холодно. Мы начали дрожать. Наконец, Гурджиев нырнул и поплыл, мы за ним. Потом мы оделись и пошли в его комнату и сели перед большим огнем.

На следующий день Стьернвал спросил меня, знаю ли я о Дзене. «Немного», - ответил я «Хорошо, - сказал он, -в реальных школах Дзен учитель часто использует странные методы к своим ученикам, чтобы фиксировать в них учение. Разум Гурджиева вчера вечером так впечатлил вас, что вы знаете о «делании».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных