Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чем выше в иерархии ценностных ориентаций личности находится ценность, тем больше человек склонен накладывать печать ценности и на способы нацеленного на нее поведения.




Поэтому неудивительно, что ценностное отношение в наибольшей мере распространяется на способы поведения, направленного на высшие, финальные ценности. Такие правила, как и сама финальная ценность, становятся самоценными. Примером тому могут служить принципы нравственности. Личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности.

 

Идеал и его функции в социальной работе

Человеческие представления о том, что собою представляют ценности, называются ценностными представлениями. К ним относятся, например, представления о таких ценностях, как добро, красота, комфорт и т. д. Создавая в своем воображении мысленные образы объектов, в максимальной степени удовлетворяющих их желания и потребности, люди формируют идеалы - образцы, эталоны ценности. Содержание идеалов обычно рисуется человеку не слишком отчетливо и зачастую даже как следует нe осознается. Но тем нe менее в сравнении с существующими лишь в воображения и не всегда ясно осознаваемыми идеалами люди оценивают ценность реально существующих материальных и духовных благ.

 

Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности. Благодаря наличию идеала человек способен не только отображать действительность, но и преобразовывать ее как в своем сознании, так и на практике.

Идеал как представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений, образец – это одна из высших ценностей социальной работы.

Как мы уже говорили, создание идеала неотъемлемо от человеческой жизнедеятельности.

Развитие человека, преобразование и совершенствование им окружающей действительности и самого себя осуществляется потому, что в определенный момент человек уже не может мириться с наличным состоянием, которое не в полной мере удовлетворяет его потребности. Возникает потребность в улучшении, изменении того, что имеется. Однако для того, чтобы добиться каких-либо изменений, необходимо иметь представление о том конечном состоянии, к которому необходимо прийти, т.е. выработать мысленно внешний образ, идею о высшем итоговом совершенстве, т.е. об идеале. Стремясь к реализации своих представлений об идеале, человек разрабатывает более или менее рациональную систему действий и осуществляет эти действия, получая определенный результат.

Идеал – это особый вид ценностного представления. Его специфика состоит в том, что он есть предельное представление, образ объекта, который максимально полным и совершенным образом соответствует потребностям человека.

В качестве социокультурных идеалов можно назвать идеальное государство, идеальную любовь, идеальную семью. Идеалы жизни, добра, красоты и т.д. Они также являются продуктами воображения. Они выражают то, что человек хотел бы видеть в действительности. Идеал характеризует не сущность явлений. А сущность ценности, сущность требований человека к действительности, его отношение к ней.

Характерные для данной культуры общепризнанные фундаментальные идеалы образуются исторически на основе изменения существовавших ранее идеалов в соответствии с новыми условиями жизни. Эти изменения состоят в том, что в содержании ценностных представлений подвергаются идеализации другие признаки, нежели прежде, или в это содержание вносятся новые признаки, в отношении которых и происходит идеализация.

Концепции идеального общества

Николай Макиавелли (1469 - 1527) был поэтом, историком и несколько лет был на государственной службе. Он призывал интересы отдельного человека подчинить интересам всего государства, а государство - отдать в руки монарха. Задача монарха - принудить всех работать на общество и особенно не церемонится с элитой. Последнюю (дворян, церковников, государственных служащих) он называл "заклятыми врагами гражданской власти". "Кто хочет основать республику в стране, где много элиты, тому надлежит сначала уничтожить последнюю". Монарх во имя интересов общества должен в своей государственной деятельности не руководствоваться моральными принципами, а обязан использовать обман, предательство, хитрость и тому подобное.

Томас Мор (1478 - 1535) причину неблагополучия в обществе усматривал в частной собственности. "Где имеется частная собственность, где все измеряется деньгами, - там вряд ли когда-то станет возможным успешное осуществление государственных дел", - писал он. В описанной им стране "Утопия" все трудятся по своим способностям и вкусам, а получают все - по потребностям. В стране нет ни бедных, ни богатых, потому что все продукты их общего труда принадлежит всем. Название своего произведения Томас Мор произвел от греческих слов: "У" - нет и "топия" - место; следовательно - "Место, которого нет". Отсюда все невыполнимые и призрачные планы в отношении будущего стали называть утопиями, утопическими.

27 лет просидел в подземелье католической инквизиции монах-доминиканец Томазо Кампанелла (1568 - 1639). Кроме ряда незначительных философских произведений он написал обессмертившее его произведение "Город Солнца" (Civitas Solis). В названии своего произведения он припрятал критику разрекламированного Средневековьем сочинения блаженного Августина "О граде божьем" (De Civitate Dei). В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидировано частную собственность; труд - общая повинность и главнейшая потребность человека; в нем "нет места негодяям и тунеядцам". Все солярии "принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве... А тот, кто знает большее число искусств и ремесел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла... считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими... Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины". "Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое - у них общее". Монах Кампанелла пишет, что солярии "на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц". Пары же для воспроизводства населения подбирает само государство. Вся власть в Городе Солнца находится в руках духовной аристократии во главе самым мудрым философом, своеобразным первосвященником, "которого на нашем языке мы бы назвали Метафизиком"...

 

Идеалы определяют цели, на которые следует направлять человеческую деятельность. Они указывают, какие возможности изменения материальной и духовной среды заслуживают реализации, какие инновации должны быть внесены в общество, чтобы удовлетворить желания и потребности живущих в нем людей.

Воплощение идеалов в действительность может идти двояким путем. Во-первых, путем действий, нацеленных на реализацию существующих в культуре данного времени идеалов. Во-вторых, посредством создания новых идеалов и действий по их воплощению в жизнь. Первый путь – это путь развития культурного наследия предков в соответствии с заданными ими эталонами. Здесь возможны замечательные достижения, которые, как правило, с восторгом встречаются современниками. На втором же пути творца ждут не столько лавровые венки, сколько тернии, ибо он предлагает новые эталоны, непривычные для людей и потому вызывающие сопротивление.

Все живое в природе стремится к совершенству, но только человек делает это осознанно, путем конструирования идеала, постановки цели и организации деятельности по ее достижению. Поэтому безусловно справедливым можно признать высказывание о том, что развитие и человека, и человечества может быть представлено как движение от идеала к идеалу.

Но идеал и идеалоконструирующая деятельность важны и имеют место не только в масштабах всего человечества, но и в различных сферах общественного бытия, включая профессиональную деятельность. Вследствие этого изучение идеалов может дать представление о перспективах и путях развития профессии, социальной группы, человека или семьи.

Важнейшую роль играет идеал в постановке значимой профессиональной цели, в частности, в социальной работе.

Изучение идеала профессии, его изменений во времени и пространстве может дать основательное представление о путях и тенденциях ее развития. идеал социальной работы несомненно представляет особый интерес, поскольку не только раскрывает сущность и смысл профессиональной деятельности, но и дает определенное представление о действительном состоянии и дальнейшем развитии общества.

Идеалконструирующая деятельность социальной работы является важным аспектом социальной работы. Основные функции идеала социальной работы: оценочно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая – позволяют планировать и организовывать деятельность не только масштабно, но и в деталях. Она становится целесообразной. Причем цель – идеал непременно обладает чертами реальности, достижимости.

Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, содействуя совершенствованию профессии или ее отдельных компонентов, профессиональному и личностному росту специалиста, повышению эффективности деятельности, повышению качества конечного результата и в конечном итоге – более полному удовлетворению потребностей общества и человека.

Идеал социальной работы должен включать в себя по крайней мере: идеальные представления о содержании условиях деятельности и соответствующем конечном результате. Он должен включать также представление о совершенном образце, которому должны соответствовать состояние системы социальной работы, состояние и взаимоотношения социального работника и клиента.

Разве не является стремлением к идеалу, следующая ситуация?

 

Скоро в Германии будет запущен весьма необычный проект, направленный на то, чтобы помочь гражданам справиться с предпраздничным стрессом и усталостью. В поездах города Мюнхена появятся настоящие йоги, которые научат людей обретать душевное спокойствие и равновесие.

По заявлению транспортной компании Deutsche Bahn, планируется, что наравне со специалистами в области древнего учения в общественном транспорте будут трудиться и физиотерапевты.

Профессионалы научат всех желающих правильному дыханию, покажут, где находятся зоны расслабления, а также объяснят, как нужно сидеть. Чтобы не болела спина. Кроме того, уставшим жителям будет предложен массаж рук и плеч.

«В предпраздничной суете эти меры станут отдушиной для многих, так как люди смогут снять стресс и немного отдохнуть», – говорит представитель этой транспортной компании.

Подразумевается, что вначале проект будет опробован в Мюнхене. Если все пройдет успешно, то проект будет распространен на всю страну.

(По материалам Интернета)

 

С точки зрения идеальных условий деятельности и ее конечного результата в социальной работе могут быть рассмотрены следующие идеальные конструкции:

– идеальное состояние социальной работы;

– идеальное состояние социального работника;

– идеальное состояние клиента социальной работы;

– идеальное состояние общества.

1. Идеальное состояние социальной работы пока еще дело отдаленного будущего. Оно предполагает полную реализацию своего гуманистического потенциала, своей ценности (ценность человека и общества). Условиями для этого являются:

– социальная работа должна фактически, а не декларативно стать профессиональной деятельностью;

– адекватное ресурсное обеспечение (предполагает изменение экономической ситуации);

– социальная работа станет действенным средством гуманизации общественных отношений.

2. Идеальное состояние социального работника также предполагает реализацию его ценности: его ценности как специалиста, наличие нравственных качеств, присутствие которых обязательно для социального работника, его ценности как многогранной личности. Живущей полной, насыщенной жизнью, идеальный социальный работник – это человек реализованный и успешный не только в профессиональном, но и в личностном и социальном плане.

3. Идеальное состояние клиента предполагает в первую очередь разрешение и освобождение клиента от тех проблем, которые мешали его полноценной жизнедеятельности в соответствии с избранным жизненным сценарием и в конце концов привели его в социальную службу. Идеальное состояние клиента включает в себя и выявление и задействование его личностного потенциала, его личностный рост, совершенствование, наращивание жизненных сил, способности противостоять негативным обстоятельствам, управлять собой и сложившейся ситуацией. Активизация клиента поэтому является одной из важнейших задач практической социальной работы. Таким образом,

 

Идеальное состояние общества не может быть достигнуто усилиями одной только социальной работы.

Идеальное состояние общества предполагает осознание и признание общественным сознанием ценности человека и самого общества и реализацию таких этических ценностей, которые сделают возможной действительную реализацию ценности человека и на этой основе – достижение блага человека и общества.

 

Несомненно, что идеал социальной работы может играть роль ориентира не только для специалистов, работающих в социальных службах, но и для социума в целом, поскольку отражает одно из наиболее приоритетных направлений развития общества – достижение блага каждого человека и всего общества.

 

Таким образом, идеал социальной работы может рассматриваться как одна из ее высших профессиональных ценностей и неотъемлемая часть общественного идеала.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных