Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 4 страница




ного дня к другому, мешала детям и студентам поближе позна-

комиться друг с другом. Студентам и исследователям было труд-

но уследить за тем, какие игры дети закончили и на каком

уровне. В лабиринте было столько уродиков, что дети доходили

до отчаяния, разыскивая своего. В этих условиях студентам бы-

ло трудно понять и использовать правила и условия, которым,

как предполагалось, и они, и дети должны были следовать. В

результате некоторые дети (и студенты) ощущали эти правила

как принудительные и внешние, поэтому они либо сопротивля-

лись им, либо игнорировали их. Все эти трудности привели нас к

попытке упростить действие <5И> в последней четверти первого

года. Вместо полного <5И> с его ограничениями на участие в оп-

ределенных играх мы сделали таблицу, включавшую 40 игр и

ячейки, в которых можно было делать отметки о том, что ребе-

нок прошел уровень <новичка>, <специалиста> или <эксперта>.

Ограничений перехода к следующим играм не было; можно было

просто выбрать игру и уровень, который еще не выполнен.

 

Эта попытка упрощения кончилась полным провалом. Очень

скоро дети пустились играть во что попало, все равно, на каком

уровне. Тогда сами студенты стали вводить новые правила, но

эти правила не были никак связаны друг с другом, и все чувст-

вовали их произвольность и неэффективность. Летом мы провели

в Клубе специальное летнее <5И>, в котором вернулись к исход-

ной структуре, разработав при этом новые артефакты, чтобы

справиться со сложностями обстановки в клубе (в частности,

средства учета деятельности детей, тщательно проработанная

структура игр в рамках лабиринта, усовершенствованные кар-

точки с заданиями). Когда <5И> возникло заново в своей более

проработанной форме, оно обрело приносившую удовлетворение

устойчивость.

 

Следует отметить, что, как бы ни была велика наша неудов-

летворенность <5И>, дети не переставали туда ходить. В течение

второго года честолюбивые студенты открыли новое <5И> в од-

ном из таких же клубов по соседству. Вскоре после этого еще

12*

 

356______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

один клуб попросил открыть у них <5И>, и это было сделано.

Клубы наградили эту программу специальным призом и считали

ее важным дополнением к собственной программе. Особенно

важно то, что кроме места они предоставляли для работы ком-

пьютеры и телефонные линии.

 

Когда в конце третьего года мы встретились с директорами

этих клубов, они были твердо намерены продолжать программу.

Их нисколько не смущала необходимость оплачивать работу ко-

ординатора <5И> по совместительству. Некоторое время мы вели

<5И> в трех клубах района, но когда спад начала 1990-х годов

вызвал сокращение бюджетов и в клубе, и в университете, мы

вернулись к одному, <главному> <5И> в том клубе, где и начи-

нали.

 

Следующие два года <5И> в клубе топталось на месте. По-

прежнему преподавался практикум в университете, мы продол-

жали посылать в клуб студентов. Но мое внимание и деньги на

исследование сместились на новые <5И>, создававшиеся в рам-

ках отдельного проекта совместно с группой российских психо-

логов. Более или менее предоставленное самому себе, <5И> в

клубе продолжало привлекать детей и предоставлять студентам

превосходную возможность проверить свои книжные знания на

практике. Но в то же время программа как бы сникла и выгля-

дела усталой.

 

Затем неожиданно <5И> оказалось в фокусе нового круга ис-

следований, на этот раз направленных на то, чтобы выяснить,

нельзя ли расширить наш первоначальный эксперимент, чтобы

включить в него несколько высших учебных заведений и столь-

ко же других учреждений-партнеров из этого района. И снова

все они создали ценную возможность учиться вместе со студен-

тами. И снова какие-то из них процветали, а какие-то - нет. К

концу следующего трехлетнего цикла исследований действовали

семь <5И> (см. Cole, 1995b; Nicolopolou and Cole, 1993, Schustak

et al., 1994; Woodbridge, Olt and Cole, 1992). <5И> в клубе для

мальчиков и девочек процветало.

 

Предварительные выводы об устойчивости

 

Когда я пишу эти слова, <5И> все еще существует. Сейчас дейст-

вует около дюжины отпрысков того первого <5И>, которое воз-

никло более десяти лет назад. Они встроены во внеурочные про-

граммы начальных школ, клубов для мальчиков и девочек, одно

действует при организации молодых христиан и одно при церк-

ви. Студенты, участвующие в них, приходят из самых разных

 

МНОГОУРОВНЕВАЯ МЕТОЛОЛОГУ1Я ДЛЯ КУЛЬТУРНОТ^СТОР^ЧЁСКОЙ ПСИХОЛОГИЯ_____________357

 

колледжей и университетов. Кроме того, несколько таких систем

было организовано при университетах по стране. И хотя проект

еще продолжается, прошло уже достаточно времени и накоплено

достаточно опыта, чтобы рискнуть сделать некоторые предвари-

тельные выводы о факторах, определяющих устойчивость. Здесь

я сосредоточусь в основном на системе клубов для мальчиков и

девочек.

 

В целом на меня произвело немалое впечатление то, каким

трудным оказался процесс создания устойчивой новой системы.

Несмотря на то, что <5И> обеспечивало деятельность, значимую

для местных социальных институтов, ответственных за внешко-

льное времяпрепровождение детей, несмотря на то, что оно обес-

печивало студентов университета особым исследовательским

опытом при малых затратах для университета (лаборатория, где

студенты работали бы с белыми крысами, обошлась бы гораздо

дороже) и несмотря на изобилие доброй воли со стороны всех

участников, способность <5И> продолжать существовать после

прекращения внешнего, связанного с исследованием финансиро-

вания следует признать проблематичной, если не невероятной.

Почему?

 

Можно выделить несколько системных помех. Первая про-

явилась уже в планировочный год первого гранта, хотя тогда мы

еще не могли оценить ее значения: на разные рабочие семинары

приходят разные люди из одних и тех же учреждений. Это от-

ражало тот факт, что многие подобные учреждения испытывают

хроническую нехватку персонала и что очень немногие, рабо-

тающие там, действительно являются профессионалами. Учреж-

дения не смогли ясно определить свои собственные цели во вне-

школьной работе на этапе целеполагания, так как ни в одном из

них не нашлось человека, который имел бы общее видение всех

возможностей, хотя мы и очень старались его создать.

 

Когда работа началась, недостаточная преемственность руко-

водящего персонала продолжала оставаться постоянной особен-

ностью системы. Во всех трех учреждениях, где мы работали, за

внедрение <5И> отвечали совсем не те люди, которые участвова-

ли в планировании.

 

Преемственность оставалась проблемой и со стороны универ-

ситетов и колледжей, которые участвуют в работе только часть

года. Они действуют по графикам, зависящим от системы, в них

принятой (семестровая или четвертная), когда у них каникулы

(в середине зимы или весной) и так далее. В моем районе уни-

верситет открывается осенью на несколько недель позже, чем

 

358______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

местные школы, поэтому <5И> открываются довольно поздно с

точки зрения клуба для мальчиков и девочек. Иногда оно за-

крывается именно тогда (например, в рождественские канику-

лы), когда местные учреждения, напротив, хотели бы активизи-

ровать его деятельность.

 

Обеспечение возможности преподавания необходимого курса

два или даже три раза в год в зависимости от местной структуры

академического года ставит дополнительные проблемы. По-

скольку контракт с преподавателями заключается на короткий

период (два или три года), ему приходится иметь в виду и другие

нужды учебного подразделения. Однако если эта деятельность

должна быть институционализирована, подразделение должно

обеспечивать соответствующий курс преподавателями, даже если

человек, начавший эту деятельность, находится в годичном от-

пуске или уходит на другую работу. Получить такого рода согла-

сие в подразделениях удается очень редко, несмотря на значи-

мость деятельности.

 

Другая область трудностей, с которыми сталкиваются мест-

ные учреждения, связана с поддержанием материальной базы

<5И>. Сюда следует включить все, что связано с компьютерами

 

и их программным обеспечением, а также фирменное оборудова-

ние, которое предоставляли мы (карточки с заданиями, лаби-

ринт, Колдун), а также обслуживающий персонал.

 

Недостаток преемственности между участвующими в дея-

тельности учреждениями сказывается на уровне комплекса зна-

ний, необходимого для успешного функционирования системы.

У этой проблемы несколько аспектов. Во-первых, кто бы ни ру-

ководил <5И>, ему необходимо хоть чуть-чуть опыта в решении

мелких компьютерных проблем на месте, умения избегать сбоев.

Во-вторых, этот человек должен проследить, чтобы компьютеры

ремонтировались и заменялись при необходимости и вниматель-

но следить за появлением новых программных средств. В-

третьих, этот человек должен быть достаточно знаком с культу-

рой <5И>, чтобы возобновить ее работу в начале следующего

учебного года и постоянного воссоздания в течение года. То же

требуется и от университета.

 

Окажется ли наше местное <5И> устойчивым в долгосрочной

перспективе? Пока судить об этом рано. Устоит оно или нет по-

сле завершения нынешнего цикла исследований, но оно уже

предоставило богатую среду для применения и оценки идей

культурно-исторической психологии.

 

МНОГОУРОВНЕВАЯ МЕТОЛОЛОГНЯ для культурной психологии_____________________359

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Глава 10. Многоуровневая методология для

культурно-исторической психологии.

 

Финансирование этого исследования осуществляли Корпорация

Карнеги, Фонд Меллона и Фонд Спенсера.

 

с)

 

В терминах А. Н. Леонтьева (Leontieu, 1981) <5И> обеспечивает

разнообразие возможных действенных мотивов в дополнение к тем

(вроде необходимости освоения новых информационных технологий),

 

которые <легко понятны> детям.

^

 

Эти материалы основаны на программном обеспечении, предостав-

ленном Корпорацией Сан-Берст для целей исследования.

 

Этот анализ был выполнен Ванессой Гэк.

 

<5И> оказалось удобной средой для проведения межнациональных

исследований обучения и развития (Беляева и Коул, 1989). Дополни-

тельные центры работали под руководством Кэтрин Кинг в Новом Ор-

леане, Джиллиана МакНэйми в Чикаго и сотрудников международной

лаборатории <Бега> в Москве.

 

ГЛАВА 11.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных