Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип обусловленности




Вне сомнения, мы не можем свести этот принцип к рамкам пси­хологической теории деятельности, согласно которой истоки, при­чины, детерминанты (как и в бихевиоризме — истоки поведения) лежат вовне — в мотивах, трактуемых как предмет, или в опредме-ченных потребностях.

Принцип обусловленности подразумевает существование не только линейных причинно-следственных отношений «здравого смысла» (как это обнаруживается в любых советских методологи­ческих концепциях, начиная с А.Н. Леонтьева, в попытках струк­турного представления деятельности), но и акаузальных взаимосвя­зей как внутри психики, так и между событиями внешнего мира.

Всегда есть проблема источника и первичной полевой детерми­нанты психической активности, поиска причин кризисных состоя­ний. Топологическое разрешение при этом многообразно:

совсем далеко — все религиозные системы, духовные тра­диции, начиная от нижних и верхних миров шаманизма и заканчивая сложными мистическими, эзотерическими сис­темами философии, психологии, физики и других наук, но в которых всегда есть бинарность Великого Верхнего и Вели­кого Нижнего (Бога и Сатаны, Сил Добра и Зла, Света и Тьмы, Ада и Рая и др);

внутри человека — множество духовных, психологических, физиологических, медицинских, нейропсихологических, фи­лософских, педагогических и др. систем;


• между человеком и миром — духовные системы, опирающи­еся на качество межличностных отношений (священные обя­занности служения типа ахимса-гуру, любящая доброта в буд­дизме, любовь к ближнему в христианстве, сострадание как добродетель в исламе и др.), а также множество философских, социологических и социально-психологических школ и целых направлений типа бихевиоризма. Классический пример та­кого детерминизма — категория практики марксизма.

Так или иначе, все это многообразие идей детерминизма не учи­тывало тот факт, что любой фактор, отнесенный вовне, делается не внешним по отношению к человеку, а его собственным. Более того — все психические процессы и функции, механизмы и феномены яв­ляются продуктами самого сознания или, что еще точнее, привне-сенности сознания 6 «тело мира».

Психическое пространство представляет собой систему взаимо­связанных пространственно-временных сознательных и бессозна­тельных структур — персоны, интерперсоны, трансперсоны, меж­ду которыми существует энергоинформационное взаимодействие. Характер этого взаимодействия определяют паттерны отношений человека с окружающим миром.

В дополнение нам хочется сделать несколько важных замечаний: 1; Детерминизм имеет нелинейный характер во временном от­ношении, то есть на любой психический феномен влияет не только прошлый опыт, не только актуальное состояние в на­стоящем, но и перспективное будущее. Неравновесное состо­яние системы (кризисное) способно воздействовать на линей­ную область; на внутреннем плане оно влияет на причину.

2. Любой человек выстраивает модель интерпретации из своего состояния. Например, в депрессивном состоянии он склонен интерпретировать происходящие вокруг события из точки своего состояния; при многих кризисных состояниях воспо­минания о прошлых событиях превращаются в фантастичес­кий синтез реальных событий с воображаемыми, который, по мнению клиента, «правильно» объясняет его состояние. Со­держание интерпретаций обуславливается актуальным состо­янием системы и искажает линейную область; степень иска­жений связана в первую очередь с интенсивностью эмоцио­нальных переживаний.

3. Одним из проявлений принципа обусловленности является нелинейная смысловая связь между интрапсихическими пе­реживаниями и событиями окружающего мира, названная К.Г. Юнгом акаузальным объединяющим принципом или син-хронистичностью. Появление в жизни клиента таких значи-


мых совпадений свидетельствует об активации спонтанной трансформационной способности психики, которую следу­ет поддерживать и катализировать в психологической рабо­те. Явления синхронистичности могут способствовать обре­тению человеком новых смыслов и новому пониманию ре­альности [254].

4. Содержательно одинаковые проблемные состояния могут обуславливать различные направления развития системы — от личностного роста и духовного совершенствования до со­циальной девиации и идентифицированности личности со статусом социального аутсайдера. Раскрытие кризисного со­стояния в его положительном векторе подразумевает для кли­ента потенциальную возможность очищения через опыт стра­дания, возможность алхимического процесса трансформа­ции индивидуальной психики, личности, на социально по­лезные цели и деятельность.

5. Содержание психологической работы и модель детермина­ции во многом определяются направлением, психологичес­ким или психотерапевтическим мифом, в котором работает специалист. Это содержание конструируется через синтез личного опыта, образования и внутренних убеждений спе­циалиста. Клиент способен ассимилировать практически любую концепцию психологической работы, но лишь в том случае, если она полностью разделяема специалистом. Обус­лавливая процесс психологической работы соответствую­щим мифом, мы способствуем формированию альтернатив­ных энергоинформационных взаимодействий между эле­ментами и подсистемами психической реальности клиента. И как это ни странно: «По вере вам и воздастся». Часто кон­цепция является убедительной не в силу научности или мен­тальной изысканности, а по причине внутренней веры в нее специалиста. Поэтому, наверное, работа баптиста или свя­щенника в хосписе часто выглядит намного убедительнее, чем работа психолога.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных