Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИТАЛЬЯНСКИЙ НЕОРЕАЛИЗМ.




 

Общие итоги развития итальянского кино. Начало века: пустышки при хорошей технике, агитки дуче, бездумные костюмные и бытовые комедии, супербоевики на античные темы (так называемые «пеплумы»*, о них сдует рассказать особо, поэтому посмотрите сноску). При этом существовала великолепная киношкола (Римский Экспериментальный киноцентр). С 1945 года – главное направление – неореализм.

НЕОРЕАЛИЗМ (от греч. neos — новый и позднелат. reales— вещественный) - мощное идейно-художественное направление в итальянском кино и литературе середины 40-х - середины 50-х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальных фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Неореализм связывают с антифашистскими и антибуржуазными настроениями послевоенной Италии, но помимо социальных истоков не менее важными являются эстетические корни, которые определяют приоритет «реальности», то есть «люмьеровская» линия. Причем в неореализме она получает наиболее яркое выражение, когда сама «реальность» становится языком кино. Творчески развивая традиции критического реализма, неореализм опирался на национальное литературное наследие веризма — аналога европейского натурализма — прежде всего в лице ведущего его представителя Джованни Верга, романиста рубежа 19-20 вв., а также на реалистические тенденции национального кино 10-х годов. Для ранних фильмов Р. Росселини («Рим открытый город», 1946, «Пайза», 1948), В. де Сика («Похитители велосипедов», 1948), Л. Висконти («Земля дрожит», 1948) это – социальная реальность прежде всего. Именно социальная неустроенность большинства людей стала той основной темой, для которой разрушенная войной Италия оказалась идеальной «декорацией». Неожиданное совпадение социальной и видимой реальностей позволило неореализму обнажить силу «прямого» кинематографического изображения, связанного только с репродуктивной техникой кино, без дополнительных приемов. Язык кино существовал в самой повседневности, в той «видимой» реальности, которая не замечаема, пока не попадет на пленку. То есть кино рассматривалось как инструмент, обнаруживающий язык реальности. Истоки неореализма в кино — деятельность антифашистов-интеллектуалов Дж. Де Сантиса, Дж. Феррары, Л. Висконти, У. Барбаро, Л. Кьярини, М. Аликаты, К. Лиццани, М. Антониони, Ч. Дзаваттини, группировавшихся вокруг журналов «Чинема» и «Бьянко э Неро», а также Римского Экспериментального киноцентра. Вбирая опыт новаторского советского кино 20-х—30-х годов и прогрессивного западного киноискусства, именно итальянские кинематографисты реально создали художественную платформу, противостоящую эстетике, господствующей в муссолиниевском кино. Снятая в 1942 «Одержимость» Висконти с ее суровым, жестким реализмом несла в себе предощущение близких идейно-художественных перемен. Этими стилистическими веяниями были проникнуты фильмы «Четыре шага в облаках» (1942) А. Блазетти и «Дети смотрят на нас» (1943) В. Де Сика, маститых кинодеятелей, далеких от оппозиционности. Подобно тому как Сопротивление вбирало в себя новые и новые слои населения страны, неореализм также объединял вокруг себя кинематографистов разных школ и возрастов еще до того как стал доминирующим. В 1945 был снят программный неореалистический фильм, своего рода фильм-пролог «Рим — открытый город» Р. Росселлини, посвященный героическому национальному Сопротивлению, а вслед за ним им же была создана «Пайза» (1946) — широкая фреска об освобождении Италии от оккупантов. С очевидностью выявилось, что одновременно с идейно-тематическим обновлением происходит тотальная художественная революция в кино. Вместо студийных павильонов местом съемки становится натура послевоенной Италии, непрофессиональные исполнители во многом замещают актеров вчерашнего кино, привнося в экранное пространство небывалую дотоле глубину и ощущение подлинности происходящего, обновляются киноязык, драматургия, монтаж и сама типология кинематографического произведения. Среди широкой панорамы неореалистических картин второй половины 40-х годов как бесспорные шедевры выделяются фильмы «Земля дрожит» (1948) Де Сика, «Нет мира под оливами» (1950) Де Сантиса. Годами могучего расцвета неореализма стала короткая историческая пора между падением монархии в Италии (1946) и приходом к власти партии христианских демократов (1948), которые последовательно повели наступление на неореализм как народно-демократическое искусство. Многочисленные выступления деятелей левого фронта в его защиту результата не дали. Неореалистические фильмы последней волны — «Умберто Д.» (1951) Де Сика, «Рим, 11 часов» / «Рим в 11 часов» (1951) Де Сантиса, «Самая красивая» (1951) Висконти — несли в себе звучание минорного лада. Вместе с тем стабилизация буржуазных институтов в Италии и повсеместное распространение неореалистических лент в мире вызвали к жизни волну так называемого розового неореализма, фильмов, продиктованных прежде всего рыночными требованиями и имевшими к неореализму лишь опосредованное отношение. Драмы и трагедии жизни нации были вытеснены мелодрамами и комедиями легковесного толка. Однако гуманизм неореализма классической его поры, плодотворность его традиций были подтверждены и развиты в направлениях и классических произведениях национального кино будущих деятелей. Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии и кино других стран. Неореалисты считали своим учителем, предтечей неореализма – Марка Семеновича Донского (1901-81) – режиссера и драматурга советского кино (Ф.: "Детство Горького" (1938), "В людях" (1939), "Мои университеты" (1940)).

___________________________________________________________________________________

* ПЕПЛУМ (лат. peplum, от греч. peplos — в Древней Греции и Древнем Риме женская верхняя одежда без рукавов, надеваемая поверх туники), к этому жанру мировая кинокритика чаще всего причисляет в основном итальянские фильмы, посвященные истории Древнего Рима (иногда исключение делается для лент, использующих древнегреческую мифологию, а также сюжеты из Ветхого Завета). Родоначальниками «пеплума» в кино являются режиссеры Дж. Пастроне («Кабирия», 1914; «Мауиста», 1919), М. Казерини («Последние дни Помпеи» и «Нерон и Агриппина», 1913), Э. Гуаццони («Брут» и «Агриппина», 1910; «Иерусалим освобожденный», 1911; «Камо грядеши», 1912; «Марк Антоний и Клеопатра», 1913; «Кай Юлий Цезарь», 1914; «Фабиола», 1917; «Мессалина», 1923), К. Галлоне («Последние дни Помпеи», 1926; «Сципион Африканский», 1937). Последний продолжал работать и после войны, в том числе в жанре «пеплума» («Мессалина», 1951; «Карфаген в огне», 1960), так же, как и А. Блазетти («Нерон», 1930; «Железная корона», 1941; «Фабиола», 1948), парадоксально приложивший руку одновременно и к появлению максимально приближенного к реальности течения — неореализма в итальянском кино. Однако Голливуд за свою историю тоже употребил немало средств и стараний для того, чтобы представить на экране величественные киноспектакли библейско-древнеримской тематики. Знаменитая «Нетерпимость» (1916) Д. Гриффита сделана под явным впечатлением от «Кабирии» Пастроне. Классиком этого жанра стал С. Б. Де Милль, создавший в 20-е годы «Десять заповедей» и «Царь царей», в 30-е — «Крестное знамение» и «Крестовые походы», а уже через два десятилетия вновь повторивший «Десять заповедей» и введший новую моду на «пеплумы по-американски». В числе его последователей — У. Уайлер («Бен-Гур», 1959), С. Кубрик («Спартак»), Дж. Л. Манкевич («Клеопатра», 1963; еще десятилетием ранее он экранизировал «Юлия Цезаря» Шекспира). Своего рода «золотой век» «пеплума» в Италии относится к 1953—1965. Впрочем, возрождение интереса к «античным киноспектаклям» все же произошло не без влияния и тех американских режиссеров, которые снимали в Италии (М. Ле Рой — «Камо грядеши», 1951; М. Робсон — «Плащаница», 1953; Р. Уайз — «Елена Троянская», 1954; Ж. Турнер — «Битва под Марафоном», 1959; Ф. Борзедж — «Великий рыбарь», 1959, а на съемках «Атлантиды» в 1961 его сменил Э. Улмер; Э. Рэппер — «Иосиф мстит за братьев», 1960, и «Понтий Пилат», 1962; Р. Уолш — «Эсфирь и царь», 1960; Р. Флейшер — «Варавва», 1961; Р. Олдрич — «Содом и Гоморра», 1962; А. Де Тот — «Золото цезарей», 1963; Дж. Хьюстон — «Библия», 1965). Они воспитали целую плеяду учеников и последователей, среди которых в первую очередь надо назвать С. Леоне, М. Баву и Р. Фреду. В стороне не остались другие европейские режиссеры, работавшие в Италии — француз М. Аллегре снял «Возлюбленную Париса» (1954), русский В. Туржанский — картины «Ирод Великий» (1960) и «Королева для цезаря» (1962). После того, как волна «пеплумов» как в Италии, так и в США постепенно сошла на «нет», она в какой-то степени затронула также и кино бывших социалистических стран, прежде всего Румынию, где были созданы такие этапные картины об античных временах, как «Даки» (1967) Серджиу Николаеску и «Колонна» (1968) Мирчи Дрэгана. Услугами румынов воспользовался и Роберт Сьодмак, американский режиссер немецкого происхождения, поставивший «Битву за Рим» (1968). В начале 80-х годов в Италии опять пытались по-своему развить жанр «пеплумов», снимая не только бесчисленные эротические подражания Тинто Брасса («Калигула и Мессалина», «Нерон и Поппея» и т. п.), современные версии о Геркулесе и гладиаторах, но и вполне серьезные исторические произведения — телесериалы (они были выпущены и в киноварианте) «Камо грядеши» (1985) Франко Росси, который еще на рубеже 60—70-х годов снял «Приключения Одиссея» и «Приключения Энея», «Расследование» (1986) Дамиано Дамиани, «От Понтия Пилата» (1988) Луиджи Маньи (до этого он не раз интересовался в своих фильмах минувшими временами, в том числе создав очередную версию «Сципиона Африканского»). А американские кинематографисты вновь обратились к помощи итальянцев во время съемок сериалов «От Рождества Христова», «Последние дни Помпеи», «Авраам» и «Одиссея» российского режиссера Андрея Кончаловского. Возможно, что нарастающий в мировом кино и в европейском, в частности, новый ажиотаж по отношению к истории распространится и на более давние времена — и «пеплум» возродится из пепла именно в суперзрелищном кинематографе. Но справедливости ради надо сказать, что и в «золотую пору» чисто итальянские «пеплумы» никогда не были особо дорогостоящими и впечатляющими по зрелищности в отличие от американских или совместных работ. Подлинные «пеплумы» за редким исключением все-таки принадлежали к поточному, а не штучному кинопроизводству. И не случайно это явление в итальянском кино 50—60-х годов сопоставляется с такими специфическими направлениями, как, например, «фильмы ужасов Хаммера» в английском кинематографе почти той же эры или с «феноменом Роджера Кормена» в американской киноиндустрии. Ведь, по сути, итальянские «пеплумы», как и их же «спагетти-вестерны», сознательно противопоставлялись по своей эстетике кинопримитива голливудским масштабным боевикам. По сравнению с ними они выглядят так же, как Давид рядом с Голиафом, хотя на этот раз победа была вовсе не на стороне тщедушного храбреца.

РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто (1906-1977), итальянский режиссер, сценарист. Учился в высшей технической школе. С юных лет увлекался кино. Некоторое время работал монтажером в Институте Люче. Дебютировал как постановщик любительского фильма «Подводная фантазия» (1936) и «Послеполуденный отдых фавна» (1937), продолжая снимать короткометражные фильмы до конца 1930-х. В 1938 принимал участие в написании сценария эталонного фильма режима Муссолини «Пилот Лючано Серра». В игровом кино дебютировал полнометражным фильмом «Белый корабль» (1941) под художественным руководством Ф. Де Робертиса. Работая в рамках официального кино, тем не менее, стремился сблизить и сопрячь художественное и документальное начало в эстетике киношколы своего учителя Де Робертиса. Сняв фильмы «Пилот возвращается» (1942) и «Человек с крестом» (1943) и, отдав дань милитаристским настроениям, прервал съемки фильма «Желание» (1943) как несоответствующего духу нового времени. В 1945, когда итальянское кино было фактически парализовано, задумал и осуществил постановку фильма «Рим - открытый город», общепризнанного манифеста неореализма. Фильм «Пайза» (1946) углублял неореалистические принципы, а для самого Росселлини продолжал его поиски симбиоза документального и игрового кино, но уже в условиях свободного творчества. В фильме «Германия, год нулевой» (1948) отразилось смятение автора в ситуации общественного спада и наступления реакции, в частности, на итальянское кино. На рубеже 1940-50-х с приходом к власти христианских демократов в стране снимает религиозные фильмы «Стромболи, земля божья» (1949) и «Франциск, менестрель божий» (1950). Последними фильмами Росселлини неореалистичного направления стали «Европа 51» (1952) и «Где свобода?» (1953). Несмотря на то, что он обостренно чувствовал конъюнктуру времени и как талантливый художник чутко на нее реагировал, однако в отличие от своих коллег, ставя разножанровые и разнохарактерные фильмы, к розовому неореализму принципиально не примыкал, предпочитая в эти годы снимать в ФРГ — «Страх» (1954) по Цвейгу — и в Индии — «Индия» (1958) и телефильм «Индия глазами Росселлини» (1959). Снискал заслуженный успех антивоенной драмой «Генерал Делла Ровере» (1959) по одноименной повести Индро Монтанелли. Однако следующий фильм на материале войны «В Риме была ночь» (1960) отличался сниженным художественным уровнем и дидактикой. Творческими удачами не стали исторические его фильмы — юбилейное полотно к столетию высадки Гарибальди с его тысячей гарибальдийцев в Марселе «Да здравствует Италия!» (1960) и «Ванина Ванини» (1961) по Стендалю. Тогда с середины 1960-х Росселлини становится одним из первых авторов в итальянском кино, кто начинает активно сотрудничать с телевидением, полностью переключившись на создание масштабных телевизионных фильмов. Его «Приход к власти Людовика XIV» (1965), «Деяния апостолов» (1968), «Сократ» (1970), «Блез Паскаль» (1972), «Эпоха Козимо» (1972), «Декарт» (1973), «Год первый» (1974), «Мессия» (1976), «Концерт для Микеланджело. Сикстинская капелла» (1976), «Бобур, центр искусства и культуры Жоржа Помпиду» (1977) — стали культурно-просветительскими фильмами для многих поколений телезрителей Западной Европы. Некоторые из этих фильмов выходили на экран. Соавтор сценариев большинства своих фильмов.

ДЗАВАТТИНИ (Zavattini) Чезаре (1902-89), итал. писатель, сценарист, теоретик кино. Автор повестей и рассказов. Работы Д. "Некоторые мысли о кино" и др. заложили эстетические основы неореализма. Участвовал в создании свыше 40 фильмов, поставленных реж. В. Де Сикой, Дж. Де Сантисом и др.

ДЕ СИКА (De Sica) Витторио (1901-74), итал. киноактер (с 1930) и режиссер (с 1940). Один из основоположников неореализма. Ф.: "Похитители велосипедов" (1948), "Умберто Д. " (1951), "Подсолнухи" (1970, совм. сов.-итал.-франц.), "Поездка" (1974) и др. Гл. роль в ф. "Генерал Делла Ровере" (1959). Учился в Коммерческом институте. Начинал как актер–любитель, в годы Первой мировой войны выступал в госпиталях с разными скетчами. Дебютировал в кино в 1918 ролью в фильме «Процесс Клемансо». С 1926 по 1928 исполнил несколько эпизодических ролей. В фильме «Старая синьора» (1931) сыграл первую роль в звуковом кино. Широкую известность принесло ему участие в комедии М. Камерини «Что за подлецы мужчины!» (1932). Сыграв в кино и в театре свыше 150 ролей, варьировал образ импозантного героя–любовника, создав характерный итальянский жанровый типаж. Как режиссер, Де Сика дебютировал фильмом «Алые розы» (1940), в отличие от лирических комедий начала 1940-х гг. в фильме «Дети смотрят на нас» (1943) уловил предощущение будущих перемен в обществе, а работа над сценарием вместе с Ч. Дзаваттини вылилась впоследствии в многолетнее творческое содружество. Продолжающий тему детства в условиях послевоенной Италии фильм «Шуша» (1946) был уже бесспорным неореалистическим произведением автора. Его фильм «Похитители велосипедов» (1948), решенный как современная трагедия, стал развернутым художественным манифестом направления, получившего международное признание. Бесспорным шедевром неореализма явился фильм «Умберто Д.» (1951) о старости и одиночестве человека, одна из наиболее пронзительных лент в истории не только итальянского, но и мирового кино. С начала 1950–х гг. отдает заметную дань розовому неореализму, как в режиссуре, так и в актерских работах. Наиболее значительной постановкой нового времени становится «Крыша» (1956) и главная роль в фильме «Генерал Делла Ровере» (1959) Р. Росселлини. После экранизаций одноименных произведений А. Моравиа и Ж. П. Сартра — фильма «Чочара» (1960) и «Затворники Альтоны» (1962) — снимает ряд значительных комедий «Бум» (1963), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964), создав в двух последних знаменитый актерский дуэт С. Лорен и М. Мастроянни. В середине 1960-х гг. снял в США «В погоне за «Лисом» (1966) и «Семь раз женщина» (1967), не ставших творческими удачами. В конце 1960-х гг. обратился к жанру мелодрамы, поставив «Любовников» (1968) и «Подсолнухи» (1969). В последнем из них, поставленном совместно с «Мосфильмом» и снятом в СССР, вновь удачно использовал дуэт Лорен — Мастроянни, но в мелодраматической тональности. С успехом экранизировал одноименный роман Джорджо Бассани «Сад Финди — Контини» (1970) о судьбе молодого поколения времен фашизма. Комедия «Назовем его Андреа» (1972) и мелодрамы «Короткий отпуск» (1973) и «Поездка» (1974), ставшие последними фильмами мастера, хоть и не были вполне удачными, тем не менее, свидетельствовали о неувядаемом жанровом чутье художника и его творческой активности закатных лет. Как классика итальянского неореализма и бесспорного арбитра в области кино его успел снять перед смертью в роли себя самого режиссер Этторе Скола для своего фильма «Мы так любили друг друга» (1974).

КАСТЕЛЛАНИ (Cаstellani) Ренато (1913 — 1985), итальянский режиссер. Закончил архитектурное отделение Миланского политехнического института. С 1936 работает в кино как кинокритик каллиграфической ориентации, как сценарист и помощник режиссера, сотрудничая с М. Камерини, А. Блазетти и другими режиссерами. Первым его фильмом была экранизация пушкинского «Выстрела» (1941). Его фильмам неореалистического периода — «Под солнцем Рима» (1948), «Весна», (1948), «Два гроша надежды» (1951) — свойственен художественный популизм, более присущий последующему розовому неореализму. Как в экранизациях классики — «Джульетта и Ромео» (1953), так и в современной проблематике — «Мечты в ящике» (1957), «Ад в городе» (1958), «Разбойник» (1961) (в советском прокате — «Бунтарь»), «Бурное море» (1962) по–прежнему во многом следовал эстетике каллиграфизма, в которых традиционно доминировали стилистические элементы повествования. По–своему противостоя коммерческому натиску в итальянском кино, с 1971 полностью посвятил себя постановочным телесериалам «Жизнь Леонардо да Винчи» (1971), «Похищение Джоконды» (1978), «Джузеппе Верди» (1982). Автор и соавтор сценариев большинства своих фильмов.

КОМЕНЧИНИ (Comencini) Луиджи (р. 1916), итальянский режиссер. Получив диплом архитектора, занялся журналистикой и посвятил себя кино. Вместе с А. Латтуадой и М. Феррари был у истоков создания с 1938 Итальянской кинотеки в Милане. Работал ассистентом разных режиссеров, был активным сценаристом, автором короткометражных фильмов. Дебютировал полнометражным фильмом «Воровать запрещено» (1948). Вполне соответствовал эстетике розового неореализма своими наиболее популярными комедиями «Хлеб, любовь и фантазия» (1953), «Хлеб, любовь и ревность» (1954, Серебряный приз Берлинского кинофестиваля). Однако последующие его фильмы «Окно на Луна–парк» (1957), «Все по домам» (1960), «Девушка Бубе» (1963) (в советском прокате — «Невеста Бубе») проявили в нем приверженца классических традиций неореализма. Впоследствии, работая в различных жанрах преимущественно коммерческого кино, сохранял профессиональный уровень даже в развлекательных фильмах — «Игра в карты по–научному» (1972), «Преступление на любовной почве» (1973, в советском прокате — «Преступление во имя любви»), «Боже мой, как низко я пала!» (1974), «Женщина воскресенья» (1975), «Пробка — Невероятная история» (1978), с 1971 года автор многих телеэкранизаций (в т. ч. «Сердце», 1984, «История», 1986), соавтор сценариев своих фильмов.

ДЕ САНТИС (De Santis) Джузеппе (1917-1997), итал. кинорежиссер. Один из основоположников неореализма. Участник Дв. Сопр. Ф.: "Трагическая охота (1947), "Нет мира под оливами" (1950), "Рим, 11 часов" (1952), "Они шли на Восток" (1964, сов. -итал.), "Ценный специалист с обеспеченным будущим" (1972) и др. Занимался филологией, философией, закончил юридический факультет Римского университета. С 1940 – в Римском Экспериментальном киноцентре. Был кинокритиком, оппозиционным фашистскому режиму. Один из авторов сценария и помощник режиссера Л. Висконти на съемках «Одержимости» и «Желания», начатого Р. Росселлини. В 1943–45 участвовал в Сопротивлении, вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Принимал участие в съемках антифашистского документального фильма «Дни славы» (1945). Один из лидеров неореализма. С первых же своих фильмов «Трагическая охота» (1947), «Горький рис» (1948) обнаружил интерес к злободневной социальной тематике. Глубоким художественным анализом и активной гражданской позицией отличаются его фильмы, особенно «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952) (другое прокатное название — «Рим в 11 часов»). Большой зрительский успех снискала его мелодрама «Дайте мужа Анне Дзаккео» (1953) – (другое прокатное название — «Утраченные грезы»). Последующие два десятилетия творческой деятельности характеризуются большими или меньшими уступками коммерческому кино. После 1972 фильмы не снимал, оставаясь репрезентативной фигурой. Соавтор сценариев собственных фильмов и ряда фильмов других режиссеров.

ДЖЕРМИ (Germi) Пьетро (1914-74), итал. кинорежиссер. Представитель неореализма. Ф.: "Под небом Сицилии" (1949),"Машинист" (1956), "Развод по-итальянски" (1961), "Дамы и господа" (1966), "Серафино" (1968), "Альфредо, Альфредо" (1971) и др. Снимался в своих фильмах и фильмах других режиссеров. Учился в Генуэзском морском институте. Переехав в Рим, закончил актерское, затем режиссерское отделение Римского Экспериментального киноцентра. Был ассистентом режиссера А. Блазетти на съемках фильма «Кулисы» и других режиссеров. Под художественным руководством А. Блазетти снял свой первый фильм «Свидетель» (1945). Остросоциологическая направленность его фильмов «Заблудшая молодежь» (1947), «Во имя закона» (1949) – (другое прокатное название «Под небом Сицилии»), «Дорога надежды» (1950), «Город защищается» (1951) зачастую с элементами криминального сюжета сделала его заметной фигурой неореализма. В период розового неореализма пережил определенный спад творчества, однако фильм «Машинист» (1956) подтвердил его высокое реноме, как актера и режиссера. Изменившаяся с началом итальянского экономического чуда общественная ситуация в стране не ослабила его интереса к социальной проблематике, ощутимо повлияв на стилистику его фильмов – свойственный неореализму пафос уступил место полутонам психологических коллизий. Его криминальная драма «Проклятая путаница» (1959) оказалась едва ли не каноническим образцом лишь прививавшегося тогда в Италии «черного фильма». Вернувшись к материалу Сицилии нового десятилетия, Джерми открыл в себе остросовременный дар комедиографа. Его лучшие сатирические комедии «Развод по-итальянски» (1962, премия Международного кинофестиваля в Канне, премия «Оскар») и «Соблазненная и покинутая» (1964) дали старт направлению «комедии по–итальянски», получившему повсеместное признание. И хотя эта тенденция очень быстро, почти полностью была приватизирована коммерческим кино, Джерми удалось сохранить свою индивидуальность. Его комедия «Дамы и господа» (1966, премия Международного кинофестиваля в Канне) сохраняла черты неповторимого стиля и вкуса режиссера. Лирическая комедия «Серафино» (1968) на материале, в котором явственно ощущалась ностальгия по неореализму, была небезуспешной попыткой создания фольклорного образа итальянского простолюдина. Его последние фильмы начала 1970-х гг. по-прежнему отмечены высоким профессионализмом и разножанровостью, хотя и не превосходят художественного уровня прежних фильмов. Начатый им фильм «Друзья мои» (1975) из-за смерти автора был закончен режиссером Марио Моничелли. Джерми снимался в собственных фильмах и в фильмах других режиссеров. Был соавтором сценариев своих картин и картин других режиссеров.

ДЕ ФИЛИППО (De Filippo) (наст. фам. Пассарелли, Passarelli) Эдуардо (1900-1984), итальянский драматург, режиссер, актер. Творчество связано с неореализмом. В пьесах социальная значимость, психологическая глубина сочетаются с гротеском: «Филумена Мартурано» (поставлена в 1946), «Суббота, воскресенье, понедельник» (поставлена в 1960) и др. В 1931-73 руководитель собственной труппы. Работал в кино («Неаполь — город миллионеров» и др.).

ДЗАМПА (Zampa) Луиджи (1905 — 1991), итальянский режиссер. Учился в Высшей технической школе, изучал литературу и театр, закончил режиссерское отделение Римского Экспериментального киноцентра, работал помощником режиссера. Дебютировал короткометражным фильмом «Пробуждение города» (1933). С 1941 снимает полнометражные фильмы. Его послевоенные фильмы «Жить в мире» (1946), «Депутатка Анджелина» (1947), «Трудные годы» (1948), «Процесс над городом» (1952), «Легкие годы» (1953) успешно расширяли жанровый диапазон неореализма — от сатирической и лирической комедии до мелодрамы. Впоследствии порой возвращается к социальной проблематике в фильмах разных, не только комедийных жанров — «Судья» (1959), «Уличный регулировщик» (1960), «Рычащие годы» (1962) (в советском прокате — «Инспектор инкогнито»), «Вопрос чести» (1965), «Врач страховой кассы» (1968) (в советском прокате — «Залог успеха»), «Белая мафия со скальпелем» (1973), «Уважаемые люди» (1975), хотя подавляющее большинство фильмов на протяжении 40 лет его работы в кино всегда отвечало требованиям коммерческого кинематографа. Соавтор сценариев многих своих фильмов и фильмов других режиссеров. Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Призы иностранных делегаций» за 1953 год.

ВИСКОНТИ Лукино (полностью Лукино Висконти ди Модроне, Visconti di Modrone) Лукино (1906 -1976), итальянский режиссер театра и кино, один из основоположников неореализма. Ф.: "Земля дрожит" (1948), "Самая красивая" (1951), "Рокко и его братья" (1960). Важнейшая для В. тема - конфликт между анархическим индивидуумом и гуманистическими нормами нравственности - развита в изощренных по пластическому мастерству фильмах, посвященных проблемам художника и культуры, человека и его времени: "Гибель богов" (1969), "Смерть в Венеции" (1971), "Людвиг" (1972), "Семейный портрет в интерьере" (1974), "Невинный" (1976) и др. Спектакли в драматическом и оперном театрах. Потомок аристократического рода Висконти, Лукино начал работать в кино во Франции ассистентом Жана Ренуара на съемках фильма «Загородная прогулка» в 1936 году. В Италии Висконти входил в группу антифашистски настроенных кинокритиков, выступал в журналах демократического направления («Бьянко и неро»). В 1940 году он принял участие в съемках фильма «Тоска», начатых Ренуаром и законченных (в связи с войной) итальянским режиссером К. Кохом. Свой первый самостоятельный фильм «Одержимость» по роману Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» Висконти поставил в 1942 году. Этот фильм считается предвестником неореализма. Он резко выделялся на фоне парадного муссолиниевского кинематографа, жестким, неприкрашенным изображением нищей Италии, мрачным темпераментом и накалом страстей. В годы Второй мировой войны Висконти участвовал в движении Сопротивления, был арестован гестаповцами и чудом избежал расстрела. Его эстетические взгляды окончательно сформировались в кружке передовых итальянских кинематографистов и литераторов, группировавшихся вокруг журнала «Чинема». В 1945 году Висконти участвовал в съемках документального фильма «Дни славы». Близок к документальному жанру фильм «Земля дрожит», который Висконти снял в 1948 году в сицилийском рыбачьем селении Ачи-Трецца с участием непрофессиональных актеров, говорящих на местном диалекте. Режиссер снимал этот фильм в подлинных интерьерах и на натуре, использовал импровизированные диалоги, наблюдения за повседневной жизнью рыбаков. Фильм проявил высокую и изощренную пластическую культуру Висконти, по праву считается одной из вершин неореалистического кино. В рамках неореализма Висконти снял комедию «Самая красивая» (1951) и короткометражную новеллу в фильме «Мы, женщины», в которых играла Анна Маньяни. Эти работы полны зарисовками послевоенного быта римских улиц, психологическими этюдами из жизни городского среднего класса. Но уже в них режиссер пытается найти выход из круга самоповторов, которыми начали грешить неореалисты. В 1954 году Висконти снял фильм «Чувство» (по К. Бойто), где проявилась важная для его творчества тема противоречия между эгоизмом страсти и нормами общественной морали. Экранизируя в 1957 году повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи», Висконти перенес действе в современный ему Ливорно и насытил ткань фильма лиризмом, вольной игрой фантазии, театрализацией. В театре Висконти начал активно работать с 1945 года. Он успешно выступал в качестве режиссера драматических и музыкальных спектаклей. К числу наиболее значительных относятся его постановки спектаклей «Смерть коммивояжера» (1950, Артура Миллера), «Три сестры» (1952, А. П. Чехова), «Дядя Ваня» (1956, А. П. Чехова), «Вид с моста» (1958, А. Миллера), пьес У. Шекспира, Ж. Кокто, Ж. Ануя, Т. Уильямса. В музыкальных театрах Висконти ставил «Травиату» и «Трубадура» Джузеппе Верди, оперы Г. Доницетти, Р. Штрауса. Тенденция к синтезу музыкального и драматического начал прослеживается во многих кинолентах режиссера. Музыка у Висконти не только сопровождает и иллюстрирует действие, а организует и задает ритм и настроение, как отдельных эпизодов, так и композицию целых фильмов. В своих пристрастиях режиссер предпочитал возвышенный строй музыкальной классики. Обширные цитаты из Дж. Верди и Антона Брукнера он вставил в «Чувство», прелюдию для фортепиано Сезара Франка — в «Туманные звезды Большой Медведицы», адажиетто из Пятой симфонии Густава Малера — в «Смерть в Венеции», а в «Леопарде» звучит неизданный и малоизвестный вальс Дж. Верди. А основой для сложного кинематографического искусства Висконти служит литература, ведь большинство его фильмов — экранизации классической прозы 19-20 веков. В 1960 году режиссер вернулся к привычной для итальянских неореалистов теме жизни современного города в фильме «Рокко и его братья». Здесь он поднял острую для Италии социальную проблему адаптации выходцев из нищего юга страны в промышленных центрах севера страны. В форме многопланового семейного романа Висконти проследил распад патриархального крестьянского рода Паронди. На судьбе братьев Рокко, Симоне, Винченцо, Чиро, Луки показана жизнь простых итальянцев эпохи экономического чуда. Значительная доля в успехе этого фильма принадлежит актерам Анни Жирардо (Надя), Алену Делону (Рокко) и Ренато Сальваторе (Симоне), сыгравшим здесь одни из лучших своих ролей за всю кинокарьеру. Форму семейного эпоса, как и мотивы распада, краха Висконти использует в своих дальнейших лентах. В 1962 году он поставил фильм «Леопард» (1962, по роману Джованни Томази ди Лампедузы, главная премия Каннского кинофестиваля 1963 года) — романтическую фреску из эпохи Рисорджименто, которая повествует об упадке сицилийского поместья, выходе буржуазии на историческую сцену. Еще один вариант гибели семейного рода дан в фильме «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965, главный приз Венецианского кинофестиваля) полном символики и мифологической реминисценции. В 1967 году Висконти экранизировал роман Альбера Камю «Посторонний». Следующий фильм «Гибель богов» (1969) повествовал о семье немецких промышленников, о нравственном одичании верхушки общества, приходе к власти фашистов. Центральным эпизодом фильма стала «ночь длинных ножей» 20 июня 1934 года, когда по приказу Гитлера были уничтожены главари штурмовых отрядов (СА). Эта сцена считается одной из самых сильных антифашистских страниц мирового кино. В 1960-х годах Висконти работал и в жанре короткометражного кино. В 1961 году он снял эпизод «Работа» по новелле Ги де Мопассана «На постели» для фильма «Боккаччо-70», а в 1966 году — новеллу «Колдунья, сожженная заживо» для фильма «Колдунья». Картины снятые Висконти в 1970-е годы отличает внутренняя общность проблематики, единство стиля. Трагедия индивидуализма становится основной темой этих фильмов. Пышный, величавый и болезненный декаданс становится эмоциональным фоном для гибели одинокого героя, пытающегося спастись от грубого и пошлого мира в поклонении идеальной красоте. Композитор Г. Ашенбах стал главным героем фильма «Смерть в Венеции» (1971, по Т. Манну). В одиночество и безумие погружается баварский король-покровитель искусств Людвиг II Виттельсбах, судьбе которого посвящен фильм «Людвиг» (1971). Поисками выхода из тупика одиночества выделяется лента «Семейный портрет в интерьере» (1974), где позиции высокомерного невмешательства в людские страсти выдвигается альтернатива сочувствия к тревогам ближнего, осознания ответственности за страдания мира. В последнем фильме режиссера «Невинный» (1976), вышедшем уже после смерти режиссера, он осуждает аморализм, культ вседозволенности, с лирическим волнением говорит о вечных ценностях любви, материнства, самоотверженности. В целом творчество Висконти отличается масштабностью тем, социально-историческим подходом к изображаемому материалу, глубокой связью с традициями итальянской и мировой литературы.

ЛАТТУАДА (Lattuada) Альберто (р. 1914), итальянский режиссер. Получил диплом архитектора, занимался литературой, поэзией, фотографией, выступал как журналист и кинокритик. Начинал в кино как художник короткометражных фильмов, например, «Сердце–обличитель» А. Мондадори. Вместе с Л. Коменчини и М. Феррари в 1938 был у истоков создания Итальянской кинотеки в Милане. Сотрудничал с режиссерами Ф. М. Поджоли и М. Сольдати. Первый полнометражный фильм — «Джакомо–идеалист» (1942). Его послевоенные фильмы «Бандит» (1946), «Без жалости» (1947), «Мельница на По» (1949) отвечали неореалистической направленности. В качестве сорежиссера его фильма «Огни варьете» (1950) дебютировал как постановщик Ф. Феллини. В те же годы и впоследствии адаптировал на экране произведения классики, в том числе русской, экранизировав Гоголя, Пушкина, Чехова и Булгакова — «Шинель» (1952), «Буря» (1958), «Степь» (1962), «Собачье сердце» (1976). Однако большая часть остальных его работ нового времени (включая ленты с элементами эротики) вполне вписывалась в разряд коммерческих фильмов. В 1980–е снимал телесериалы, из которых наибольшую известность получил «Христофор Колумб» (1984). Соавтор сценариев многих своих фильмов.

БОЛОНЬИНИ (Bolognini) Мауро (р. 1922), итальянский режиссер. По образованию архитектор. Учился в Римском Экспериментальном киноцентре, был ассистентом французского режиссера И. Аллегре, Ж. Деланнуа, а также Л. Дзампы, под чьим влиянием ставит первые свои лирические комедии, вполне отвечавшие розовому неореализму 1950–х годов. Сотрудничество с П. П. Пазолини вылилась в экранизацию романа писателя «Лихие ребята» — фильм по нему «Бурная ночь» (1959) отличает зрелость режиссерского почерка и манеры. Последующие экранизации «Красавчик Антонио» (1960) по одноименному роману В. Бранкати, «Сумбурный день» (1960) по рассказам А. Моравиа и другие подтверждают его реноме, как тонкого интерпретатора литературных первоисточников, даже в оригинальных сюжетах, тяготеющих к романной конструкции. Его историко–политическим фильмам «Метелло» (1970), «Либера, любовь моя» (1974) характерна значительная эстетизация реальности, что в последующие годы стало доминантой его академического стиля — «Подлинная история «дамы с камелиями» (1980). Для ТВ снял экранизации «Пармской обители» (1982) и «Равнодушных» (1987). Соавтор сценариев многих своих фильмов.

ЛОЙ (Loy) Hанни (1925 — 1995), итальянский режиссер. Настоящее имя — Джованни. Получив юридическое образование, в 1948—50-х учился на режиссерском отделении Римского экспериментального киноцентра, тогда же ставит ряд короткометражных фильмов. С начала 1950-х был ассистентом со многими режиссерами, в частности, Л. Дзампы. В большом кино дебютирует как сорежиссер в фильме Дж. Пуччини «Слово вора» (1957) и «Муж» (1958). Его антифашистские и антивоенные в неореалистической традиции фильмы «Лучше один день быть львом»/«Пароль Виктория» (1961) и «Четыре дня Неаполя» (1962) выдвигают его в первые ряды режиссеров нового итальянского кино. Фильм «Задержанный в ожидании суда» (1971) примыкает к направлению национального политического кино. Ряд его фильмов — «Сделано в Италии» (1965), «Отец семейства» (1967), «Кафе–экспресс» (1979) вполне соответствуют его достаточно высокому художественному реноме, однако большая часть картин последних лет (за исключением «Мальчишек», 1988) не поднимались выше низкопробных коммерческих поделок. Снискал большой успех своими телефильмами и передачами на ТВ, где сотрудничал в течение 30-ти лет. Снимался как актер в фильмах других режиссеров. Соавтор некоторых сценариев к фильмам. Преподавал в Римском экспериментальном центре.

ДЗУРЛИНИ (Zurlini) Валерио (1926 — 1982), итальянский режиссер. Учился на юридическом отделении Римского Университета, ставил спектакли на университетской сцене. В кино с 1948, вплоть до 1954 снял пятнадцать получивших признание короткометражных фильмов. Намереваясь в качестве дебюта в игровом кино экранизировать роман Васко Пратолини «Семейная хроника», снял, однако по его же другому роману лирическую комедию «Девушки из Сан-Фредиано» (1954). Репутацию умелого мастера киноповествования и психологических портретов персонажей с успехом подтвердил в «Бурном лете» (1959) и «Девушке с чемоданом» (1961). Добившись экранизации «Семейной хроники» (1962), создает по-своему уникальное произведение, опыт кинотрагедии на локальном, «фамильном» материале, в котором традиции неореализма органично сопряжены с современностью и проблематикой нового итальянского кино (фильм был удостоен главного приза МКФ в Венеции). В 1965 по одноименному роману Уго Пирро снимает антивоенную драму «Солдатские девки»/«Они шли за солдатами» (1965, совместно с Францией и Югославией). На материале антиколониального освободительного движения в Африке ставит религиозно-философскую притчу «Сидящий одесную»/«Сидящий по правую руку» (1968), общегуманистическое содержание которой изначально превалирует над социально-политическим. Дистанцировавшись от политического кино, снимает мелодраму «Первая ночь покоя» (1972, совместно с Францией), в котором одну из лучших своих ролей сыграл Ален Делон. По одноименному роману Дино Буццати снимает фильм «Татарская пустыня» (1976, совместно с Францией и ФРГ), одно из самых значительных произведений итальянского исторического кинематографа, пришедшего на смену политическому кино, о тщете и драматических последствиях милитаристского психоза.

Актеры:

Маньяни (Magnani) Анна (1908-73), итальянская актриса. Родилась в Александрии (Египет) от отца-египтянина и матери-итальянки, уроженки Романьи. В пятилетнем возрасте переехала с семьей в Рим. Училась на курсах декламации «Санта-Чечилия» в 1921. Тогда же, с середины 20-х годов стала работать в театральной труппе Луиджи Чимары, играла в спектакле «Анна Кристи» по О'Нилу на сцене Театро делле Арти. В кино с 1934. В 1935 выходит замуж за режиссера Гоффредо Алессандрини, но через несколько лет с ним разводится. Среди первых ее проходных ролей заслуживает упоминание роль в исторической драме «Княжна Тараканова» (1938) Федора Оцепа. Ей приносит успех участие в фильме Витторио Де Сика «Тереза-Пятница» (1941), где ей удалось создать народный женский образ, актрисы варьете. В это же время выступала на эстраде в паре с Тото. Вместе с Альдо Фабрици и Пеппино Де Филиппо участвовала в фольклорном фильме Марио Бонарда «Кампо де Фьори» (1943). В программном фильме неореализма «Рим — открытый город» (1945) Роберто Росселлини исполнила классическую роль Пины — женщины из народа, участвующей в Сопротивлении. Темперамент, открытая экспрессивность чувств, внешняя фактурность и бесспорный талант сделали Маньяни ведущей актрисой итальянского неореализма. В этой стилистике исполняет разножанровые роли в «Депутатке Анджелины» (1947) Луиджи Дзампы, «Мечтах на дорогах» (1947) Марио Камерини, «Самой красивой» (1951) Лукино Висконти. В годы розового неореализма, не пытаясь примениться к его коммерческим требованиям, пытается найти соответствующий своему таланту материал в фильмах «Золотая карета» (1952) Жана Ренуара, «Татуированная роза» (1955, США, премия «Оскар») Даниела, «Дикий ветер» (1957—1958, США), Джорджа Кьюкора (премия МКФ в Западном Берлине, 1958), «Сестра Летиция» (1956) Марио Камерини, «Ад в городе» (1958) Ренато Кастеллани. Однако в новое время ее типаж все менее востребуется как неподобающий «эпохе экономического чуда». И лишь единственный из режиссеров молодой генерации Пьер-Паоло Пазолини поручает ей главную роль в фильме «Мама Рома» (1962), в котором она не только воплотила материнское счастье и материнскую трагедию, но и выразила драму сильной личности, перемалываемой неумолимым временем. В 60-х годы снялась в нескольких проходных лентах. Сыграла главные роли в трех новеллах телефильма «Три женщины» (1971) Альберто Джаннетти. Прощанием с кино стала для нее участие в фильме Федерико Феллини «Рим» (Roma, 1972), где она в эпизоде сыграла сама себя Анну Маньяни.

Валли (Valli) Алида (р. 1921), итальянская актриса. Настоящие имя и фамилия Анна-Мария Альтенбургер. Училась в Римском экспериментальном киноцентре. Дебютировала в фильме «Два сержанта» (1936) Энрико Гуаццони. Стала популярной еще в предвоенную пору, подтвердив свою репутацию участием в фильме «Старинный мирок» (1941) Марио Сольдати. Сыграла главную женскую роль в картине «Мы живы — Прощай, Кира» (1942) Гоффредо Алессандрини о русской эмиграции, запрещенной к показу муссолиниевской цензурой. Уехав после войны в США, снималась у Альфреда Хичкока в фильме «Дело Парадин» (1947), работала во Франции и Великобритании, в частности с Кэролом Ридом, режиссером «Третьего человека» (1949, Англия). Трагедийный образ Ливии Серпьери в исторической драме Лукино Висконти «Чувство» (1954) выдвинул ее в ряд ведущих актрис послевоенной Италии. В 1960—90-е годы сыграла большое количество драматических ролей, среди которых наибольшую известность получили ее героини в фильмах «Ночь» (1960) Микеланджело Антониони, «Столь долгое отсутствие» (1961, Франция) Анри Кольпи, «Офелия» (1962, Франция) Клода Шаброля, «Царь Эдип» (1967) Пьера-Паоло Пазолини, «Стратегия паука» (1970) Бернардо Бертолуччи, «Первая ночь покоя» (1972) Валерио Дзурлини, «Двадцатый век» (1976) и «Луна» (1979) — оба Бернардо Бертолуччи, «Берлингуэр, я люблю тебя» (1977) и «Секреты, секреты» (1984) — оба Джузеппе Бертолуччи и др. В 1997 получила «Золотого Льва» на МКФ в Венеции за творчество.

Мазина (Masina) Джульетта (наст. имя Джулия Анна) (1921-1994), итал. киноактриса. Присущие таланту М. соединение гротеска и лиризма, тонкий психологизм раскрылись в фильмах, поставленных реж. Ф. Феллини (муж М.): "Огни варьете", "Белый шейх", "Дорога", "Ночи Кабирии", "Джульетта и духи", "Джинджер и Фред" и др. Еще до окончания филологического отделения Римского университета (1943) играла на самодеятельной сцене в университетском и других театрах и на радио. В паре с Р. Коминетти с успехом выступала в популярной радиопередаче «Чико и Паллина», тексты для которой писал начинающий Ф. Феллини; в октябре 1943 она выходит за него замуж — их брак вылился в полувековое творческое содружество. После войны дебютировала в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме «Пайза» (1946) Р. Росселлини и в одной из главных ролей фильма «Без жалости» (1948) А. Латтуады. Свои первые роли у Феллини исполнила в ранних его фильмах «Огни варьете» (1950, совместно с Латтуадой) и «Белый шейх» (1952). Исполнение Мазиной ролей Джельсомины и Кабирии в фильмах Феллини «Дорога» и «Ночи Кабирии» (1957) совершило подлинный переворот в послевоенном европейском кино, в частности в итальянском, решительно размежевывая неореалистический и последующий его периоды. Столь непохожие между собой героини Мазины с их отчаянием, незащищенностью, внутренним императивом и робкой попыткой веры в будущее заставили говорить об актрисе как о женской ипостаси чаплиновского образа в новую эпоху. На протяжении 1950-х гг. Мазина снималась и у других режиссеров: у Росселлини — «Европа 51» (1951), К. Лидзани «На окраине большого города» (1953), Э. Де Филиппо — «Фортунелла» (1957), Р. Кастеллани — «Ад в городе» (1958), — но с гораздо более скромным творческим результатом. Ее исполнение главных ролей в фильмах Феллини нового периода «Джульетта и духи» (1964) и «Джинджер и Фред» (1985) уступает ее же работам 1950-х гг. Снялась также в фильмах: «Девушка в искусственном шелке» (1959, ФРГ) Ж. Дювивье, «Простите, вы за или против?» (1966) А. Сорди, «Рита-надоеда» (1967) Л. Вертмюллер, «Безумная из Шайо» (1969, Великобритания) Б. Форбса, телесериалах «Элеонора» (1973) Сильверио Блази и «Камилла» (1976) С. Больки, а также фильме Юрая Якубиско «Матушка Метелица» (1985, Чехословакия).

Лоллобриджида (Lollobrigida) Джина (р. 1927), итальянская актриса. Училась на курсах пения, занималась в театральном училище. С успехом участвовала в различных конкурсах красоты. Дебютировала в кино в 1946, снимаясь в эпизодических ролях, в частности, в фильмах-операх. Хотя участие в неореалистическом фильме Карло Лиццани «Опасно: бандиты!» (1951) и принесло ей определенный успех, ее творческой органичной связи с неореализмом не ощущалось. Не случайно куда больший успех снискала она во французских лентах «Фанфан-Тюльпан» (1951) Кристиан-Жака и «Ночные красавицы» (1952) Рене Клера. На родине же она пришлась в пору во времена розового неореализма. Снявшись в «Провинциалке» (1953) Марио Сольдати и «Римлянке» (1954) Луиджи Дзампы, Лоллобриджида принимает участие в комедиях, в которых достигает пика своей популярности —«Хлеб, любовь и фантазия» (1953) и «Хлеб, любовь и ревность» (1954) Луиджи Коменчини. В последующие годы снималась преимущественно в развлекательных фильмах традиционной ориентации. В 1976 сняла как режиссер-документалист фильм о Кубе. Активно занимается художественной фотографией.

Мангано (Mangano) Сильвана (1930 — 1989), итальянская актриса. Участвовала в конкурсах красоты, работала манекенщицей. Дебютировала в кино, первая роль в фильме-опере «Любовный напиток» (1946) Марио Косты. Снискала зрительский успех, сыграв главную роль в неореалистическом фильме «Горький рис» (1948) Джузеппе де Сантиса. Внешними данными, Мангано куда более соответствовала розовому неореализму, что и подтвердило ее участие в фильме «Золото Неаполя» (1954) Витторио Де Сика. После того как Мангано выходит замуж за продюсера Дино Де Лаурентиса, она поначалу снимается в постановочных фильмах итальянских и зарубежных режиссеров. Однако с 60-х годов ее утонченные внешние данные и незаурядное драматическое мастерство востребуются такими взыскательными режиссерами, как Пьер Паоло Пазолини «Царь Эдип» (1967), «Теорема» (1968), «Декамерон» (1970) и Лукино Висконти «Ведьма, сожженная заживо», новелла в альманахе «Ведьмы» (1967), «Смерть в Венеции» (1970), «Людвиг» (1973), «Семейный портрет в интерьере» (1974). В 80-е годы снималась в фильмах преимущественно зарубежных режиссеров — «Дюна» (1984, США) Дэвида Линча, «Очи черные» (1987, совместно с СССР) Н. Михалкова.

Бозе (Bose) Лючия (р. 1931), итальянская актриса. Жена испанского тореодора Мигеля Домингина. В 1947 завоевала титул «Мисс Италия». В кино с 1950. Традиционно считалось, что ее имя тесно связано с неореализмом. Действительно, первый и самый громкий успех принесло ей исполнение ролей в фильмах «Нет мира под оливами (1950) и «Рим, 11 часов»/«Рим в 11 часов» (1951) — оба Джузеппе Де Сантиса, «Девушки с площади Испании» (1952) Лючано Эммера. Однако в те же годы актриса становится идеальной женской моделью для раннего Микеланджело Антониони — «Хроника одной любви» (1950) и «Дама без камелий» (1952). Главные женские роли поручают ей Хуан Антонио Бардем («Смерть велосипедиста», 1955, совместно с Испанией), Луис Бунюэль («Это называется зарей», 1957, совместно с Францией), Жан Кокто («Завещание Орфея», 1959, Франция). В последующие годы снимается редко, как правило, тщательно отбирая поручаемые ей роли, как и круг режиссеров — «Под знаком скорпиона» (1969) Паоло и Витторио Тавиани, «Сатирикон-Феллини» (1969), «Метелло» (1970) и «По древним ступеням» (1974) — оба Мауро Болоньини, «Хроника объявленной смерти» (1986) Франческо Рози.

Лорен (Loren) (наст. фам. Шиколоне, Scicolone) София (р. 1934), итал. киноактриса. Снималась в ф.: "Золото Неаполя", "Чочара", "Боккаччо, 70", "Затворники Альтоны", "Вчера, сегодня, завтра", "Брак по-итальянски", "Подсолнухи", "Поездка", "Мост Кассандры" и др. Родилась в госпитале для неимущих, незаконнорожденная дочь неудавшейся провинциальной актрисы (родственницы Б. Муссолини) и актера передвижного театра. Неуклюжая девочка, чье голодное и трудное детство прошло в маленьком селенье Пиццуоли у дедушки с бабушкой, к пятнадцати годам превратилась в стройную красавицу с ярким и запоминающимся лицом. Победы на конкурсах красоты приоткрыли юной Софии Лорен (этот псевдоним она взяла себе сразу, едва начав сниматься) дверь в мир кино, а ее честолюбие, настойчивость и сила воли помогли в достижении цели. Ее судьбу предопределила встреча со знаменитым итальянским режиссером и актером Витторио Де Сика. В содружестве с этим режиссером Лорен создала свои самые значительные и интересные работы — за двадцать лет творческим дуэтом было сделано четырнадцать фильмов, среди которых наиболее значительные — «Золото Неаполя» (1954), «Чочара» (1960, премия кинофестиваля в Канне, 1961, премия «Оскар»), «Затворники Альтоны» (1962), «Брак по-итальянски» (1964, премия кинофестиваля в Москве, 1965). Де Сика постепенно открывал в актрисе все новые грани ее дарования. Героини Лорен подкупали своей удивительной достоверностью и жизненностью, ярким национальным характером. Зрителям всегда были понятны устремления и мечты создаваемых актрисой образов. Не менее важную роль в судьбе Лорен сыграла и встреча с известным бизнесменом Карло Понти, который стал не только мужем актрисы и отцом ее двоих сыновей, но и бессменным продюсером ее фильмов. Наиболее запомнились работы в фильмах: «Миллионерша» (1960), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Графиня из Гонконга» (1966), «Подсолнухи» (1969, совместный советско-итальянский фильм), «Суббота, воскресенье, понедельник» (1990), «Готовое платье» (1994), а также «Боккаччо-70», «Поездка», «Мост Кассандры». Картины эти сделаны в разных странах разными режиссерами, но талант Лорен, ее умение органично вписываться в любой актерский коллектив и создать яркий запоминающийся образ везде бесспорны. Труд Лорен в кино отмечен рядом престижных наград. Актриса также является автором нескольких книг — автобиографической «Живя и любя» и «Секреты красоты», где не утратившая с возрастом своей привлекательности Лорен делится рецептами сохранения молодости. София Лорен – обладательница титула «самая красивая актриса ХХ века».

Кардинале (Cardinale) Клаудия (р. 1939), итальянская актриса. Родилась в Тунисе. В 18 лет одержала победу на конкурсе красоты, после чего приезжает на Венецианский кинофестиваль и благодаря своим внешним данным не остается не замеченной. В кино с 1957. Училась в Римском экспериментальном киноцентре. С первого же появления на экране обращает на себя внимание крупных европейских режиссеров, занимающих ее в своих фильмах — «Злоумышленники, как всегда, неизвестны» (1958) Марио Моничелли, «Первая ночь» (1958) Альберто Кавальканти, «Дерзкий налет неизвестных злоумышленников» (1959) Нанни Лоя, «Судья» (1959) Луиджи Дзампы, «Проклятая путаница» (1959) Пьетро Джерми, «Аустерлиц» (1959, Франция) Абеля Ганса. С начала 60-х годов становится одной из самых популярных актрис национального кино, достигая значительных успехов исполнением разножанровых ролей в фильмах в первую очередь Мауро Болоньини — «Красавчик Антонио» (1960), «Ла Вьячча» (1961), «Дряхлость» (1962), Франческо Мазелли — «Дофины» (1960), «Равнодушные» (1963), а также в «Девушке с чемоданом» (1961), Валерио Дзурлини — «Девушке Бубе» (1963) Луиджи Коменчини, «Великолепном рогоносце» (1964) Антонио Пьетранджели, «День совы»/«Сова появляется днем» (1967) Дамиано Дамиани. Международное признание принесло ей участие в фильме Федерико Феллини «Восемь с половиной» (1963) и многолетнее сотрудничество с Лукино Висконти — «Рокко и его братья» (1960), «Леопард» (1963), «Туманные звезды Большой Mедведицы» (1965), «Семейный портрет в интерьере» (1974). Ее высокую актерскую репутацию подтвердили роли в советско-итальянском фильме «Красная палатка» (1969) Михаила Калатозова, «Аудиенция» (1970) Марко Феррери, «Либера, любовь моя» (1974) Мауро Болоньини. После разрыва с мужем, продюсером Франко Кристальди, Кардинале выходит замуж за режиссера Паскуале Скуитьери. Снялась в его фильмах — «Молодчики» (1974), «Корлеоне» (1978), «Оружие» (1979), «Кларетта» (1984), «Акт боли» (1990). Больших успехов достигла, снимаясь в экранизациях произведений национальной классики — «Шкура» по роману Курцио Малапарте (1981) Лилианы Кавани, «Генрих IV» по драме Луиджи Пиранделло (1984) Марко Беллоккьо, «История» по роману Эльзы Моранте (1986) Луиджи Коменчини. На протяжении 40 лет творческой деятельности многократно снималась за рубежом у известных постановщиков — «Розовая пантера» (1963, США) Блейка Эдвардса, «Мир цирка» (1964, США) Генри Хэтауэя, «Профессионалы» (1966, США) Ричарда Брукса, «Приключения Жерара» (1969, Великобритания) Ежи Сколимовского, «Нефтедобытчицы» (1971, Франция) Кристиан-Жака, «Девочка в голубом бархате» (1978, Франция) Алана Бриджеса, «Фицкаральдо» (1981, ФРГ) Вернера Херцога, «Подарок» (1981, Франция) Мишеля Ланга, «Майриг» (1991, Франция), «Улица Паради, 588» (1992, Франция) — оба последних Анри Вернея. Автор книги «Я, Клаудия, ты, Клаудия» (Рим 1995, с Анной-Марией Мори; в русском переводе — «Мне повезло»). Сыграла в кино свыше 90 ролей. Во второй половине 1990-х гг. в основном снимается на ТВ.

Антонелли (Antonelli) Лаура (р. 1941), итальянская актриса. Родилась в Югославии в итальянской семье, намеревалась стать преподавателем. Однако участие в телепрограмме «Карусель» коренным образом изменило ее планы. В 1966 она дебютирует в кино, исполняя по преимуществу незначительные роли. Снялась в исторической комедии «Новобрачные второго года революции»/«Повторный брак» (Франция, 1970) Жан-Поля Рапно. С начала 70-х годов занята в основном в эротических фильмах, среди которых заслуживают упоминания ленты Сальваторе Сампери — «Коварство» (1973), «Простительный грех» (1974), «Невинна и чиста» (1981), «Коварство 2000 года» (1991). С успехом снялась в эротических же комедиях — «Боже мой, как низко я пала!» (1974) Луиджи Коменчини и «Безумные постели» (1979) Луиджи Дзампы. Однако непревзойденной для нее оказалась главная женская роль в «Невинном» (1976) Лукино Висконти, открывшем в актрисе незаурядное драматическое дарование. Лишь единожды ей удалось его подтвердить в психологической драме «Любовная страсть» (1981) Этторе Сколы.

Сандрелли (Sandrelli) Стефания (р. 1946), итальянская актриса. Начав, как танцовщица и победительница конкурсов красоты, дебютировала в 1961 году фильмом «Ночная молодежь» Марио Секуи и «Фашистский вожак» Лючано Сальче. Однако по-настоящему для кино ее открыл Пьетро Джерми, поручив юной исполнительнице главные роли в своих сатирических комедиях «Развод по-итальянски» (1961) и «Соблазненная и покинутая» (1964), в которых ее игра не уступала мастерству маститых партнеров. Сыграла значительную роль психологического плана в социальной драме Антонио Пьетранджели «Я ее хорошо знал» (1965). Снимаясь в фильмах разных жанров у режиссеров Пьетро Джерми, Марио Моничелли, Луиджи Коменчини и др., становится одной из ведущих актрис итальянского кино. Зрелым профессиональным мастерством отмечены ее работы в фильмах Бернардо Бертолуччи «Партнер» (1968), «Конформист» (1970) и «Двадцатый век» (1976), а также в лентах Этторе Сколы «Мы так любили друг друга» (1974), «Терраса» (1979), «Семья» (1987). Актриса ярко выраженных режиссерских предпочтений, она снималась также у зарубежных постановщиков: «Маги» (1975, Франция) Клода Шаброля, «Полицейский пистолет «Питон-357» (1975, Франция) Алена Корно, «Учитель плавания» (1978, Франция) Жана-Луи Трентиньяна, «Топить запрещено» (1987, Франция) Пьера Гранье-Дефера, «Африканка» (1990, совместно с Германией и Францией) Маргерет фон Тротты.

Тото (Toto) (1898 — 1967), итальянский актер. Настоящее имя — Антонио де Куртис Гальярди, герцог Комнено ди Бизанцио. Играл в театрах Неаполя и Рима, выступал в варьете, на эстраде. В кино с 1936. Являл собою счастливый и редкий случай устойчивости эстрадно-театральной маски своего рода «итальянского Чаплина», органично перенесенной в кино и просуществовавшей несколько десятков лет. Его герой — типичный итальянский пройдоха, предприимчивый и жалкий, тщеславный и беспомощный — стал эмблемой национального характера в фарсовом его преломлении. Универсальность комического дарования позволяла актеру создавать блестящие пародии на кумиров как реальной жизни, так и экрана в многочисленных, пользовавшихся огромным успехом фильмах — «Тото ле Моко» (1949), «Тото-Тарзан» (1950), «Тото-шейх» (1950), «Тото — третий человек» (1951), «Тото и римские императоры» (1952), «Тото в Париже» (1958), «Тото на луне» (1958), «Тото, Пепино и сладкая жизнь» (1961), «Тото ночью» (1963), «Тото и Клеопатра» (1963), «Тото Аравийский» (1964) в постановке разных режиссеров. Одновременно с фильмами подобного рода снимался в картинах более высокого уровня — «Неаполь-миллионер»/«Неаполь — город миллионеров» (1950;) Эдуардо Де Филиппо, «Полицейские и воры (1951) Стено и Марио Моничелли, «Где свобода?» (1953) Роберто Росселлини, «Золото Неаполя» (1954) Витторио Де Сика, «Закон есть закон» (1957, совместно с Францией) Кристиан-Жака, «Злоумышленники, как всегда, неизвестны» (1958) Марио Моничелли, «Операция «Святой Януарий» (1966) Дино Ризи. В последние годы жизни тесно сотрудничал с П.-П. Пазолини, сыграв главные роли современного бродяги и монаха-францисканца в его философской притче «Птицы большие и малые» (1966), во многом придав ей элементы социального фарса, а также в небольшом фильме того же режиссера — «Вид на землю с Луны», новелле в альманахе «Ведьмы» (1967) и «Что такое облака?», новелле в другом альманахе «Каприччио по-итальянски» (1968).

Валлоне (Vallone) Раф (1916 - 2002), итальянский актер. Изучал право и филологию. Со времени своего дебюта в кино в 1948 сразу же стал одним из ведущих актеров итальянского неореализма. Сыграл главные роли в фильмах Джузеппе Де Сантиса классического его периода — «Горький рис» (1948), «Нет мира под оливами» (1949), «Рим, 11 часов» (1951), а также в фильме «Дорога надежды» (1950) Пьетро Джерми. Будучи в силу своих внешних данных и творческого дара невостребованным розовым неореализмом, нередко снимался у зарубежных режиссеров — «Тереза Ракен» (1953, Франция) Марселя Карне, «Роза Бернд» (1956, ФРГ) Вольфганга Штаудте, «Месть» (1957, Испания) Хуана Антонио Бардема. Несмотря на то, что в новое время продолжал сниматься и на родине — «Холостяцкая квартира» (1960) Джузеппе Де Сантиса, «Чочара» (1960) Витторио Де Сика, на протяжении 60—80-х годов сыграл куда большее количество ролей в фильмах различных американских режиссеров, ценивших в нем фактурные данные и типаж — «Сид» (1960) Энтони Манна, «Вид с моста» (1961) Сидни Люмета, «Федра» (1962) Жюля Дассена, «Кардинал» (1963) Отто Преминджера, «Невада Смит» (1966) Генри Хэтауэя, «Кремлевское письмо» (1970) Джона Хьюстона, «Розовый бутон» (1975) Отто Преминджера, «Человеческий фактор» (1975) Эдварда Дмитрика, «Крестный отец. Часть III» (1990) Фрэнсиса Форда Копполы. В 1970 как режиссер поставил в Италии фильм «Осенью год спустя».

Джиротти (Girotti) Массимо (1918 — 2003), итальянский актер, представитель школы итальянского неореализма. Будучи студентом Римского университета, Массимо дебютировал в кино в 1938 году в фильме «Дора Нельсон» (1939) режиссера Марио Сольдати. С 1940-х годов работу в кино актер совмещает с театральной деятельностью. На сцене его заметил Лукино Висконти, который снял Джиротти в главной роли в своем первом фильме «Одержимость» (1942). В дальнейшем их сотрудничество продолжилось, Висконти снимал актера почти во всех своих фильмах — «Чувство» (1954), «Ведьма, сожженная заживо», новелла в альманахе «Ведьмы» (1967), «Невинный» (1976). После войны Массимо Джиротти становится одним из ведущих актеров неореализма — «Трагическая охота» (1947) Джузеппе Де Сантиса, «Трудные годы» (1948) Луиджи Дзампы, «Мечты на дорогах» (1948) Марио Камерини, «Во имя закона»/«Под небом Сицилии» (1949) Пьетро Джерми, «Рим, 11 часов» (1951) Джузеппе Де Сантиса, «На окраине большого города» (1953) Карло Лиццани, «Дайте мужа Анне Дзаккео»/«Утраченные грезы» (1953) Джузеппе Де Сантиса. В постнеореалистический период среди большого количества сыгранных им ролей выделяются его работы в фильмах — «Дорога длиною в год» (1959, Югославия) Джузеппе Де Сантиса, «Теорема» (1968) и «Медея» (1969) — оба Пьера-Паоло Пазолини, «Последнее танго в Париже» (1972) Бернардо Бертолуччи, «Любовная страсть» (1981) Этторе Сколы. Актер снимался также у зарубежных режиссеров — «Красная палатка» (СССР—Италия) Михаила Калатозова, «Месье Клейн» (1976, совместно с Францией) Джозефа Лоузи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных