Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 2. Теории личности в зарубежной психологии




 

Тема 2. Личность в психоаналитической теории.

 

Представление о человеке в классическом психоанализе: динамический, экономический, топографический, генетический принципы рассмотрения невротической личности. Структура личности по З.Фрейду: первая и вторая топика. Принцип удовольствия и принцип реальности. Первичные и вторичные процессы. Мотивационный компонент психоаналитической теории: влечения, их виды. Характеристики инстинкта: источник, объект, стимул, катексис. Теория смещенной активности и ее развитие (К.Лоренц, Дж.Доллард, Н.Е.Миллер). Концепция сопротивления-вытеснения. Механизмы психологических защит. Стадии психосексуального развития. Эдипов комплекс. Первоневротик в работе «Тотем и табу». Проблема воли в психоанализе. Психотерапевтические применения психоаналитической теории: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, концепция переноса и контрпереноса. История и проблемы эмпирической валидизации психоаналитической теории. Положение психоаналитической теории относительно базовых методологических дихотомий.

 

Тема 3. Личность в аналитической психологии К.Г.Юнга.

 

Структура личности в аналитической психологии. Личное и коллективное бессознательное. Нуминозные образы. Понятия архетипа и комплекса. Основные архетипы по К.Г.Юнгу: персона, эго, тень, анима/анимус, самость. Психологические типы. Сравнительные исследования мифологического наследия разных культур и их основные результаты. Клинические применения: метод амплификации и ассоциативный тест. Индивидуация как движущая сила развития личности и ее жизненный путь. Препятствия на пути индивидуации: идентификация с персоной, идентификация с эго, мана-личность. Значение аналитической психологии для решения проблемы соотношения персоногенеза и социогенеза. Положение аналитической психологии относительно базовых методологических дихотомий.

 

Тема 4. Зарождение гуманистических и когнитивных традиций в индивидуальной психологии А.Адлера.

 

Основные предпосылки возникновения индивидуальной психологии: холизм Ж.Сматса и индивидуальность как неделимое целое, телеологизм (Аристотель), постулат о творческой силе, тезис о социальной принадлежности индивида (Ф.Ницше, Ч.Дарвин), схема апперцепции и фиктивные цели (фикционный финализм Х.Вайхингера). Структура личности в индивидуальной психологии. Основная динамика неврозов в индивидуальной психологии А.Адлера. Чувство неполноценности, социальный интерес, жизненный стиль, схема апперцепции. Компенсация и гиперкомпенсация. Маскулинный протест. Порядок рождения. Индивидуальные схемы апперцепции. Эволюция представлений о превосходстве. Шкалы социального интереса Дж.Крэндалла и К.Гривера. Положение индивидуальной психологии относительно базовых методологических дихотомий. Неофрейдизм и неоадлерианство. А.Адлер как родоначальник гуманистических и когнитивных тенденций в персонологии. Постулат о целостности в его сопоставлении с отечественной персонологией: проблема эмпирического изучения целостности, проблемы общей теории систем и ее конкретных приложений в школах Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова, В.С.Мерлина.

 

Тема 5. Личность в трудах неофрейдистов.

 

Неофрейдизм как попытка решения проблем психодинамических теорий: человек в зеркале культурно-исторического процесса, культура как движущая сила и условие развития личности, индивидуальность человека и совладание как проявления внутренней творческой силы. Идеи неофрейдизма в сопоставлении с отечественными подходами: психология субъекта и человеческого бытия (А.В.Брушлинский, В.В.Знаков, З.И.Рябикина), стратегии жизни по К.А.Абульхановой-Славской. Парадигмы формирования и преобразования в классической, неклассической и постнеклассической науке. Значение этих проблем для школы интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Потребность в безопасности и ее значение для формирования личности в концепциях Г.С.Салливана и К.Хорни. Три этапа становления зрелой концепции К.Хорни. Базальная тревога и механизмы ее развития или преодоления. Межличностные защитные стратегии: решения в пользу уступчивости, экспансивные решения (нарциссическое, перфекционистское, надменно-мстительное), уход. Интрапсихические защитные стратегии: идеализированное Я, система гордости, сделка с судьбой. Э.Фромм о человеческой дилемме. Базовые экзистенциальные дихотомии и экзистенциальные потребности, формирующиеся на их основе. Личностные расстройства (некрофилия, злокачественный нарциссизм, инцестуальный симбиоз). Синдром упадка и синдром роста. Положение неофрейдистских концепций относительно базовых методологических дихотомий. Преемственность идей К.Маркса в трудах Э.Фромма и К.Хорни.

 

Тема 6. Гуманистическая и экзистенциальная психология о развитии личности человека.

 

Тенденция к гуманизации и ее проявления в отечественной и зарубежной науке. Теория самоактуализации А. Маслоу. Понятие самоактуализации. Иерархия мотивов по А.Маслоу. Теория К. Роджерса и понятие конгруэнтности. Безусловное положительное отношение к человеку и эмпатия. Принципы личностно-центрированной психотерапии. Предпосылки экзистенциальной психологии и психотерапии: феноменология Э.Гуссерля, философские концепции С.Кьеркегора и К.Ясперса. Сущность и существование. Dasein как центральное понятие экзистенциальной психологии: системы отношений umwelt, mitwelt и eigenwelt. Отчуждение и аутентичность. Небытие и конечные данности бытия. Страх, тревога, вина, интенциональность, воля, любовь, свобода и судьба с точки зрения экзистенциальной психологии. Логотерапия В.Франкла: димензиональная онтология, понятие смысла, три типа свободы, экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум. Физическое, психологическое, социальное и экзистенциальное измерения невроза. Ноогенные неврозы и их терапия. Преемственность идей экзистенциальной психологии в школах психологии субъекта и психологии человеческого бытия (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, В.В.Знаков, З.И.Рябикина, К.А.Абульханова-Славская). Экзистенциальное измерение в школе В.С.Мерлина. Положение гуманистической и экзистенциальной психологии относительно базовых методологических дихотомий.

 

Тема 7. Личность человека в научной психологии: бихевиоризм и в когнитивной психологии

 

Основные этапы развития бихевиоризма: ортодоксальный, оперантный и телеологический. Проблема эмпирической верификации и «черного ящика». Законы научения по Э.Торндайку. Теория оперантного обусловливания Б.Ф.Скиннера. Схема «реакция - стимул» как более адекватное приближение к оперантному бихевиоризму. Точки пересечения и основные аспекты противоречий в бихевиоризме и гуманизме. Оперантное и респондентное поведение. Научение как процесс. Подкрепление в виде поощрения и наказания. Режимы подкрепления. Социально-когнитивная теория и обучение путем наблюдения (А.Бандура). Самоэффективность и ее связь с понятием зоны ближайшего развития по Л.С.Выготскому. Положение поведенческих теорий относительно базовых методологических дихотомий. Личность как совокупность реакций. Свобода и ответственность как «надуманные объяснения».

Диспозициональное (Р.Кеттелл, Г.Айзенк, Г.Оллпорт) и когнитивное направления в научной персонологии. Философия науки о функциях теории (понимание, предсказание, контроль) и воплощение этих идей в теории личностных конструктов Дж.Келли. Человек как исследователь. Конструктивный альтернативизм и его приложения к поведению человека и философии науки. Активность как способность формировать представление о своем окружении и свобода отношения по В.Франклу. Биполярность и дихотомичность личностного конструкта. Свойства конструктов: диапазон применимости, фокус применимости, проницаемость-непроницаемость. Типы конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий. Мотивация как излишний конструкт. Основные корроларии Дж.Келли. Выводы об опыте, научении, модуляции, общности и содружестве. Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории: репертуарный тест ролевого конструкта, исследования Д.Баннистера, Ф.Франселлы и П.Салмона по расстройствам мышления у больных шизофренией. Исследования С.В.Дака по формированию дружбы. Терапия фиксированной роли. Когнитивная, аффективная и конативная сферы психики как аспекты целостности и тенденции их игнорирования в отдельных направлениях отечественной и зарубежной психологии (Е.А.Сергиенко, В.И.Моросанова, Л.Я.Дорфман, Э.Деси, Р.М.Райан, К.Волтерс, П.Пинтрич, Дж.Тернер, Дж.Фредрикс).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных