Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Крийя кундалини-пранаяма




Крийя кундалини-пранаяма является самым мощным методом в крийя йоге Бабаджн. Пранаяма - это искусство контроля над дыха­нием. Как всякий научный метод, она включает в себя эксперименты, Цель которых - подтверждение либо опровержение той или иной гипотезы, и сравнение полученных результатов с результатами других исследователей. Сиддхи призывали своих учеников подходить к практике йоги с научных позиций. Техники, или крийи, являются гипотезами, а сознание ученика - лабораторией. Очень важную роль играет обсуждение, сопоставление результатов и обмен мнениями с другими учениками и с учителями. Сами техники никогда не описы вались в книгах, а передавались устно от учителя к ученику. До середины прошлого века они хранились в тайне, и обучали им только тех немногих избранных учеников, которые готовы были посвятить всю свою жизнь овладению этой практикой. Бабаджи и 18 сиддхов санкционировали её более широкое распространение при условии, что будут соблюдаться определённые принципы.

Практика крийя кундалини-пранаямы оказывает непосред ственное воздействие на физиологические процессы, влияющие в свою очередь на наши ментальные состояния. Во время медитации ум часто отвлекается на случайные мысли, ощущения скуки и физи ческого дискомфорта. Часто это вызвано не проблемами самого ума, а действием физиологических факторов, таких как расстройство желу­дка, нарушение циркуляции крови, мышечные спазмы, недостаток энергии, а также гормональный дисбаланс. Есть традиции, в которых ученик должен непосредственно контролировать реакции своего ума на эти отвлекающие факторы, направляя против них всю свою волю что чревато возникновением чувств неудовлетворённости, вины и ментального раздвоения. В отличие от них, крийя кундалини-прана яма воздействует на сами физиологические процессы. Ощутив физи­ческий дискомфорт, практикующий может изменить положение тела. Если отвлекается ум, надо просто продолжать практику. Постепенно ученик обретает способность использовать энергию ума. Ум - это энергия, в которой различные страсти и отвлекающие факторы создают волнения. Практикуя крийя кундалини-пранаяму в расслаб­ленном состоянии, человек развивает внутреннее осознавание и способность к концентрации естественным путём, без напряжения. Особенно это подходит для тех, чей ум тамастичен, то есть подвержен инерции и бездеятельности, или раджастичен, то есть высоко активен и рассеян, либо мечется между этими двумя состояниями. Когда ум становится саттвичным, то есть спокойным и уравновешенным, тогда легко практиковать техники, включающие в себя концентрацию и медитацию.

Одним из наиболее фундаментальных физиологических процес­сов в человеческом организме является то, что мы дышим по очереди преимущественно то одной, то другой ноздрёй. Перемена активной ноздри происходит каждые три часа. Такое дыхание способствует поддержанию нормальной температуры тела около 37.0°С.276 В этом веке медики обнаружили, что левое полушарие мозга управляет правой стороной тела и, в основном, задействовано в процессах рационального мышления, анализа и словесной коммуникации. Оно обрабатывает информацию в линейной последовательности, наблю­дая за причинами и следствиями. Правое же полушарие контро лирует левую сторону тела и отвечает за интуитивное восприятие, ориентацию в пространстве, распознавание предметов, творческую деятельность и мыслительные процессы, связанные с одновременной обработкой большого количества данных. Если правая ноздря чиста и дыхание осуществляется преимущественно через нее, то более активно левое полушарие мозга, связанное с правой стороной тела. При этом человек предрасположен к рациональным, уверенным и наступательным действиям. Когда чиста левая ноздря и более активно правое полушарие мозга, человек становится более воспри­имчивым, склонным скорее к пассивным и интуитивным действиям. Можно изменить текущую тенденцию дыхания - например, при дыхании через правую ноздрю на несколько минут лечь на правый бок, чтобы открыть левую. Того же результата можно добиться и с помощью одной лишь ментальной концентрации. Изменение активной ноздри способствует установлению оптимального типа дыхания в момент, когда мы заняты той или иной деятельностью.

Можно также научиться равному дыханию через обе ноздри одновременно, что способствует гармоничному синтезу двух главных аспектов личности. При этом энергия дыхания течёт через централь­ный канал сушумна нади вызывая ощущение глубокого безмятежного душевного покоя, удовлетворения и всепонимания. Это - идеальное состояние для практики медитации. Равновесие между правым и левым дыханием, а также между внутренним и внешним давлением воздуха позволяет остановить дыхание и войти в состояние контакта с Богом, известное в йоге как самадхи. При этом ментальная активность снижается до нуля, а сознание расширяется и растворяется во Вселенском Сознании. Об этом говорится в Псалмах Давида: «Войди в состояние покоя и познай, что Я - это Бог»,277 и словами Св. Павла: «Наслаждаясь Христом (сознанием), я ежедневно умираю».278

Но потенциал пранаямы не ограничивается состоянием самадхи. Пранаяма, как это становится ясным из результатов научных иссле­дований, оказывает очень глубокое влияние на нашу физиологию. Дыхание - первое и последнее физическое действие каждого челове­ческого существа в этом мире. Сиддхи открыли, что человек может избежать смерти, если сумеет достичь совершенства в жизни (кайя сиддхи) и через обретение сознательного контроля над дыханием продлить свою жизнь, пополнив свой запас жизненной силы, пере­зарядив и трансформировав клетки своего организма. Практика правильного дыхания известна в учении 18 сиддхов как ваши-йога. На тамильском языке «ваши» означает «дыхание». Если повторить слово «ваши» несколько раз, можно услышать: «Шива, Шива» - это великая мантра и имя Бога. Если человек правильно повторяет эту мантру в сочетании с дыханием, то вскоре он обретает обновлённые здоровье, энергию и сознание.

Нади и чакры

Согласно Тирумулару, человеческое тело пронизано множеством энергетических каналов, или нади, которые сходятся и пересекаются в определённых психофизических центрах, расположенных вдоль оси человеческого тела, примерно соответствующей позвоночнику. Эти центры называются чакры, или падмы (лотосы). Слово «нади» бук­вально означает «поток», а слово «чакра» - «колесо» или «круг», но в контексте йоги чакра означает «вихрь» или «водоворот», ибо чакры представляют собой вихревые образования психической (пранической) энергии, которая воспринимается или визуализируется как движуща­яся по кругу, с различной частотой вибрации. Согласно традиции сиддхов, существует 72000 нади, отходящих от спинного мозга. Два главных из них - идакалай нади, пролегающий вдоль левой стороны позвоночника, и пингалай нади - вдоль его правой стороны. Оба канала находятся в тонком астральном теле. Третий главный канал, сушумна нади, проходит внутри позвоночника. Канал пингалай символизи­руется солнцем, идакалай - луной.

Чакрам соответствуют места скопления нервных узлов внутри позвоночника. Хотя чакры и не относятся к физическому плану, их можно определить с помощью высокочувствительного электронного оборудования. Люди, обладающие экстрасенсорным восприятием, способны видеть их и осязать их вибрации.

Согласно сиддхам, существует семь основных чакр. Пятьдесят букв тамильского алфавита распределяются между этими семью центрами в соответствии с характерными для каждого из них звуковыми вибрациям. Пятьдесят первый звук представляет изна­чальный звук Ом, Пранава-мантру. Чакры являются центрами жизненной энергии. Их можно заряжать и пробуждать при помощи йогических методов, использующих мантры, пранаямы, асаны и медитацию. При стимуляции чакр высвобождаются скрытые в них силы, что позволяет одолеть болезни, старение и, в конечном итоге, смерть.

Семь чакр были описаны в литературе сиддхов следующим образом:

1. МУЛАДХАРА (область крестцово-копчикового сплетения), Слово «мула» означает «корень» или «основание». Это - трансцен­дентная основа всего сущего. Здесь пребывает шакти кундалини, предоставляющая потенциальную возможность достижения высших уровней сознания. У мужчин эта чакра расположена в области промежности, несколько в глубине, там, где определяется небольшая мышца между анусом и мошонкой. У женщин она находится в основании матки, в области задней стороны её шейки, Муладхара изображается в форме красного лотоса с четырьмя лепестками. Это обитель богини Щакти Кали, или Кундалини, изначальной жизненной силы, изображаемой в виде спящей змеи, свернувшейся кольцами. Этой чакре соответствуют тамильские буквы Ла и Ом. В своём дремлющем состоянии муладхара представляет нашу инстинктив­ную природу, но будучи пробуждённой - наш духовный потенциал. В плане физиологии она связана с половыми, репродуктивными и выделительными органами, а в плане психологии - с проявлением сексуальных желаний, чувства вины, страдания, зависти, гнева и многих комплексов. Это - центр страстей и инерции. Для трансформа­ции сексуальной энергии в духовную сиддхи разработали особую научную дисциплину, известную как тантра. Сексуальная энергия, которая обычно рассматривается как большое препятствие на духов­ном пути, превращается в тантре в великое благо и используется для пробуждения высших чакр. Практика тантры включает в себя самотрансформацию через использование приёмов работы с энер­гией, в частности, крийя йоги, о чём речь пойдёт ниже.

2. СВАДХИСТАНА - следующая чакра, расположенная рядом с муладхарой. Она находится в области копчика, который можно нащу­пать руками как выступ над анусом. В физиологическом плане свадхистана соотносится с нервным сплетением, связанным с предста­тельной железой у мужчин, маткой и влагалищем у женщин. Если смотреть спереди, она расположена на уровне лобковой кости, Слово «сва» означает на санскрите «собственный», а «адхистана» - «дом», «жилище». Эта чакра изображается в виде оранжевого лотоса с шестью лепестками и ассоциируется с буквой Ва. Это - центр подсознательного, хранилище всех переживаний и стремлений. Все переживания записы­ваются в этом центре. Воздействующие на человека подсознательные силы базируются именно здесь. Пробуждение этой чакры связано с активизацией давно забытого или того, что было подавлено. Согласно учению сиддхов, подвижнику необходимы глубокая отрешённость и искреннее стремление преодолеть эти помехи.

3. МАНИПУРА. Это слово состоит из двух корней: «мани», что означает «драгоценность», и «пурагам» - «город». Этот «город драго­ценностей» расположен на уровне пупка внутри позвоночника и связан с солнечным сплетением, в частности управляющим функ­циями пищеварения и регулирующим температуру тела. Эта чакра представляет волю, энергию и действие. Она изображается в виде десятилепесткового жёлтого лотоса с треугольником, вершина кото­рого обращена вниз. С ней ассоциируется буква Ра. Её пробуждение создаёт новую постоянную основу для кундалини (которой раньше была муладхара), приносит новую ориентацию и духовную перспек­тиву, не подверженную влиянию помех, исходящих от низших чакр.

4. АНАХАТА буквально означает «безударный» подобно транс­цендентному звуку, который постоянен, как биение сердца. Эта чакра расположена в области позвоночного столба на уровне сердца и грудной клетки и физиологически связана с сердечным нервным сплетением. Анахата изображается в виде двенадцатилепесткового зелёного лотоса с шестиконечной звездой и буквой Йа. Она связана с творческой силой, с ничем необусловленной любовью и состраданием, а также со способностью преодолевать свою судьбу. В работах сиддхов говорится, что анахата является тем местом, где исполняются желания и реализуются мысли. С её пробуждением человек стано­вится хозяином жизненных ситуаций, он больше не зависит от судьбы, определяющей течение его жизни, желания исполняются благодаря усилиям его сознательной воли.

5. ВИЩУДДХИ означает «центр очищения». Эта чакра располо­жена в области горла (шейное сплетение) и физиологически связана с нервными сплетениями глотки и гортани. Изображается она в виде шестнадцатилепесткового лотоса голубого цвета с треугольником, обращённым вершиной вниз, и буквой Ам. Это центр различения и приятия дуальностей жизни. Задержка в пробуждённой вишуддхи нектара, выделяющегося при исполнении кечари мудры279 из бинду-чакры, расположенной в верхней части затылка, приводит к омоло­жению всего тела. Во многих духовных традициях говорится о том, что такое истечение нектара способствует обретению бессмертия. В вишуддхи также принимаются и визуализируются мысли других людей.

6. АДЖНА, Название этой чакры происходит от санскритского слова, означающего «знать», «повиноваться» или «командовать». Аджна расположена в головном мозге на уровне межбровья и соответ­ствует шишковидной железе. Изображается в виде лотоса цвета индиго с двумя лепестками и буквами Ом или Ма. Этот центр участвует во всех видах деятельности, связанных с ментальным осознаванием. Когда он развит, человек способен воспринимать предметы без помощи органов чувств. Проявляется буддхи - высшее интуитивное восприятие и высший интуитивный ум, воля достигает огромной силы. Аджна является центром экстрасенсорного воспри­ятия. Однако привязанность ко всему этому должна быть преодо­лена, если человек стремится к пробуждению наивысшей чакры -сахасрары.

7. САХАСРАРА буквально означает «одна тысяча», а в пере­носном смысле - «неограниченный». Традиционно считается, что эта чакра расположена над макушкой. Она изображается в виде тысяче-лепесткового лотоса светло-фиолетового цвета с сорока тремя пересе­кающимися между собой треугольниками, обращёнными вершинами вверх и вниз. Это - всё и ничего, запредельное запредельного. Это -венец восходящего сознания. Это - то, что не поддаётся описанию.

Кундалини

Кундалини - это дремлющая в человеческом организме сила, находящаяся у основания позвоночного столба. Слово «кундал» на санскрите означает «виток, кольцо», поэтому «кундалини» перево­дится, как «свернувшаяся кольцами». С другой стороны, слово «кунда» означает полость или яму. В этом смысле под «кундой» может подразумеваться полость черепа, где находится мозг. И действи­тельно, человеческий мозг по своему внешнему виду напоминает свернувшуюся кольцами змею.

Целью крийя кундалини-йоги является пробуждение кунда-лини, что требует тщательной подготовки и долгой практики, включа­ющей в себя асаны, мудры, бандхи, пранаяму, медитацию и мантры. Когда подвижник обретает способность очищать и приводить в равновесие идакалай и пингалай нади и постепенно разжигать энергию кундалини у основания позвоночника, тогда кундалини начинает подниматься по центральному каналу сушумна нади. Под­нимаясь вверх, она проходит через чакры, которые связаны с различными областями мозга, находящимися в дремлющем состо­янии. Когда кундалини проходит через чакры, они пробуждаются, при этом открываются наши скрытые способности и потенциальные божественные возможности.

Восемнадцать сиддхов отождествляли только что пробудив­шуюся кундалини, которой ещё трудно управлять, с богиней Кали Дэви. Говоря языком современной психологии, это - изначальная энергия, которая проявляется на уровне подсознательного. Когда кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она, по терминологии сиддхов, превращается в Дургу, прекрасную богиню, восседающую верхом на тигре. Пробуждённая кундалини проявляет себя как творческая энергия на различных уровнях, и в этом случае ей поклоняются как Лакшми, Парвати, Сарасвати и другим проявлениям Божественной Матери. Лидеры с огромным личным магнетизмом, гении и люди, наделённые выдающимися творческими способностями, - это как раз те, в ком кундалини пробудила определённые, дремавшие прежде части мозга. Конкрет­ное проявление зависит от психических наклонностей и тенденций индивидуума. Когда все части мозга пробуждаются, в индивидууме проявляется божественное. Когда кундалини достигает сахасрары,

раскрывается нирвикальпа самадхи - высший уровень сознания.280 Сиддхи говорили об этом как о соединении Шивы и Парвати Шакти, при котором видящий, видимое и процесс видения сливаются в одно.

При пробуждении кундалини физическое тело тоже начинает подвергаться изменениям. Его клетки заряжаются высокой энергией и обновляются, при этом изменяется деятельность гормональной системы, и начинают выделяться новые гормоны. Запускается про­цесс полной трансформации.

Когда с помощью различных йогических техник шакти кунда­лини поднимается из муладхары в сахасрару, она соединяется с Шивой - высшим статическим сознанием. Так происходит соеди­нение двух полюсов тела и вхождение в состояние космического сознания. Подвижник переживает неземное блаженство, а в кровь начинает выделяться нектар, омолаживая клетки и продлевая жизнь.

Сиддхи обожествляли эту шакти кундалини как Мать Вселенной и изображали её в виде треугольника, а позднее - в виде Шри чакры, состоящей из сорока трёх треугольников. Через безграничную пре­данность Высшей Матери и медитацию на священных мантрах и гимнах, связанных со Шри чакрой, сиддхи обретали власть над пятью элементами.

Стадии практики и пробуждение кундалини

Чрезвычайно важно, чтобы различные техники практиковались в определённой последовательности: прежде чем сама кундалини пробудится к действию, необходимо, чтобы нади идакалай и пингалай были очищены, а чакры и сушумна пробуждены. Если чакры не будут пробуждены до пробуждения кундалини, энергия заблокируется в одной из них. Это приведёт к усилению связанной с данной чакрой поведенческой тенденции. Человек сможет развить некоторые сид­дхи, например ясновидение, но пойти дальше он будет уже не в состоянии. Если у него есть какие-то неосуществленные желания и негативные тенденции, то преждевременное пробуждение кундалини проявит их с огромной силой. Если же кундалини будет пробуждена до пробуждения сушумна нади, энергия не сможет найти выхода и застопорится в муладхаре, что приведёт ко множеству сексуальных и невротических проблем. Важно также, чтобы чакры пробуждались постепенно: при слишком быстром их пробуждении сознание чело­века может оказаться затопленным мощным наплывом страстей, негативных эмоций или воспоминании из прошлых жизней.

Поэтому первым этапом практики кундалини-йоги является очищение нади с помощью асан, бандх, мудр, а затем - пранаям. Ученик также должен придерживаться вегетарианской диеты, отка­заться от употребления любых стимулирующих веществ, избегать переедания, беспорядочного приёма пищи и дурных поступков, поскольку всё это приводит к дисбалансу в поочерёдном течении праны по нади идакалай и пингалай.

Практика медитации помогает ученику избежать на этой стадии негативных тенденций и развивать спокойное осознавание. Первая дхьяна крийя (медитационная техника) Бабаджи способствует, в частности, очищению читты, или подсознательного ума, являю­щегося источником привычек и негативных тенденций в поведении. Восхождению потока пранической энергии к верхним чакрам способ­ствуют и такие виды деятельности, как бескорыстное служение другим, изучение жизнеописаний святых, духовной и метафизи­ческой литературы, исполнение религиозных обрядов. Большинство учеников склонны к инертности или к рассеиванию своей энергии. Следует развивать и поддерживать в себе спокойствие и уравно­вешенность в любых ситуациях, чтобы, когда пробудится кундалини, управлять ею без каких-либо помех. На первых порах нежелательно слишком увлекаться пранаямами, т.к. могут усилиться негативные тенденции (несдержанность, алчность, похоть и т.п.). Под руковод­ством опытного учителя объём выполняемой практики увеличивается постепенно, по мере развития способностей ученика и всё более глубокого очищения. Люди отличаются друг от друга степенью подготовленности, которая зависит от их прежнего образа жизни, ментальных, эмоциональных и физических особенностей к моменту начала обучения. На этом первом подготовительном этапе компетен­тный учитель сможет предписать выполнение различных крий и других действий.

Второй подготовительный этап включает пробуждение чакр. По причинам индивидуального характера некоторые чакры могут оказаться уже пробуждёнными - особенно если в прошлой жизни человек практиковал йогу или подобные ей дисциплины. У большин­ства людей муладхара находится в активном состоянии, поэтому-то сексуальность и является одной из доминирующих черт в их пове­дении. Важно, однако, не позволить своей энергии застрять в одной из нижних чакр. Существует множество способов пробуждения чакр, и лучшие среди них те, в которых этот процесс происходит постепенно. Сюда входят асаны, мудры, бандхи и, в особенности, биджа-мантры.281 Очень эффективны также определённые медита-ционные дхьяна крийи с концентрацией на чакрах. О значении биджа-мантр и о том, как их освоить, написано в следующей главе.

Третий подготовительный этап - пробуждение сушумна нади. Как только энергии каналов идакалай и пингалай уравновешиваются, происходит спонтанное пробуждение сушумны. Однако обычно оно носит спорадический и беспорядочный характер. Чтобы стабили­зировать его, прибегают к определённым методам, включающим в себя пранаяму и медитацию, которые поддерживают энергетическое равновесие между обоими нади. В случае нестабильного пробуждения сушумны кундалини может подняться до свадхистаны или маннпуры лишь на очень короткое время, а после этого опять опустится в муладхару. Только при устойчивом равновесии между идакалай и пингалай кундалини сможет пробудиться подобно взрыву и под­няться по сушумне до сахасрары.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных