Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В процессе дыхания участвуют нос, глотка, гортань, трахеи, бронхи и легкие.




Тема: Дыхательные упражнения. Содержание и методика использования в работе с дошкольниками

Цель: дать представление о правильном дыхании, его роли в физическом здоровье детей, видах дыхания, правилах. технике правильного дыхания. Познакомить с методикой использования дыхательной гимнастики в УДО.

Развивать логическое мышление, способствовать осознанию прикладного значения изучения предмета в профессиональной подготовке.

Воспитывать интерес к предмету.

 

Оборудование и материалы: методическая литература по изучаемой теме, примерные комплексы дыхательной гимнастики.

 

План изложения нового материала.

 

1. Физиологические основы дыхания. Значение правильного дыхания. Виды.

2. Методика использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

3. Сущность дыхательной гимнастики:

- йоги

- по методу А.Н. Стрельниковой

- по методу К.П. Бутейко

 

Д. З.

1. Широкова Оздоровительная работа стр.63-70,

2. Кузнецова Оздоровление детей в детском саду стр.34-35.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Физкультурно-оздоровительная работа для старших дошкольников, состав. О.Ф.Горбатенко, Т.А.Кардаильская, Г.П. Попова, Волгоград. Учитель. 2008. стр.90- 104

2. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. Развивающая педагогика оздоровления. Линка-Пресс. Москва 2000. стр.46, 64, 78, 172- 177

3. С.М.Мартынов. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. Москва. Владос. 2002г. стр.98-105

4. З.С.Макарова, Л.Г.Голубева. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. Москва. Владос. 2004 стр.129-132

5. Йога для ваших детей. М.Чизбру. С.Вудхаус. Р.Гриффитс. Минск Попурри. 2008. стр.157-166

1.«Необходим как воздух» - говорим мы и никогда не задумываемся над смыслом этого выражения. Тем не менее, воздух очень необходим каждому из нас: без еды человек может прожить десятки дней, а вот без воздуха может погибнуть через секунды. Дышим мы всегда, даже когда спим.

ПРИТЧА о ЗНАЧЕНИИ ДЫХАНИЯ (№5 стр. 157)

Однажды между глазами, ушами, речью, разумом и дыханием возник спор по поводу того, кто из них важнее. Тогда они все вместе обратились к богу Брахме, своему духовному главе с вопросом:

«Пожалуйста, скажи нам, кто из нас самый важный?»

«Это просто, - ответил Брахма.- Пусть каждый из вас покинет тело на год. Тогда оно само решит, кто из вас важнее»

Последовав совету Брахмы, вначале ушел язык, оставив тело без речи на целый год. Когда вернулся язык, ушли глаза, на целый год лишив тело зрения. Когда вернулись глаза, ушли уши, оставив тело на год без слуха. Когда уши вернулись, ушел разум, оставив тело на целый год бестолковым дурачком. Затем разум вернулся.

Пришла очередь дыханию покинуть тело. Как только оно собралось уходить, язык внезапно потерял дар речи, глаза - дар зрения, уши утратили способность слышать, а разум- свои интеллектуальные способности! «Вернись, вернись, о дыхание, - взмолились они, - ибо ты главнейшее из нас!» Дыхание вернулось, и тело вновь стало целостным.

В процессе дыхания участвуют нос, глотка, гортань, трахеи, бронхи и легкие.

Дыхание – инстинктивный, рефлекторный процесс, но им можно управлять. Если человек здоров, он дышит свободно, умеренно, без напряжения. Дышать нужно через нос, т.к. правильное носовое дыхание – условие здоровья, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний.

Значение правильного дыхания:

- воздух очищается от микробов и пыли;

- согревается;

- процесс дыхания более полный и глубокий;

- нос регулирует количество поступающего воздуха, что позволяет сохранить «воздушную диету» (т.к носовая полость значительно меньше, чем ротовая)

- в процессе носового дыхания раздражаются рецепторы, которые участвуют в регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушение в состоянии этих рецепторов у детей с затруднением носового дыхания вызывает состояние тревоги и угнетения, расстройства сна.

 

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Парадоксально, но постепенно человек утрачивает способность правильно дышать, его газообмен нарушается, в кровь поступает меньше кислорода, что приводит к дисбалансу в организме.

Многие физиологи утверждают, что дышать правильно нужно учить. Следует научить ребенка глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, проходит автоматически и рефлекторно.

Но им можно управлять.

Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из 3-х фаз:

1. выдох – это начальная фаза дыхания. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимо для нормального функционирования организма, освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

2. пауза – следует сразу за вдохом и является переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Она очень важна, т.к. повышает работоспособность организма. Именно благодаря ей обеспечивается эффективный газообмен и вентиляция легких. Продолжительность пауз зависит от интенсивности физических нагрузок, состояния нервной системы и других факторов.

3. вдох должен осуществляться через нос.

 

Выделяют несколько видов дыхания.

Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармонично-полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких. При этом вначале выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит их нижних, средних и верхних отделов, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом гармонично-полное дыхание состоит из:

1. Брюшное, диафраграгмальное, нижнее, или успокаивающее дыхание. В нём участвуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпячивается, на выдохе опускается. Грудная клетка остается неподвижной.

2. Грудное, реберное, среднее или укрепляющее дыхан ие. На вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе грудная клетка сужается. Живот остается неподвижным. В дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы.

3. Ключичное, верхнее, или радостное дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх; на выдохе грудная клетка опускается. Живот остается неподвижным, грудная клетка не расширяется.

 

Существует так же особое ритмическое дыхание, которое выполняется во время ходьбы. Дышать нужно свободно, равномерно, произвольно, получая удовольствие. Это означает, что вдох и выдох делается на равное количество шагов.

 

ДИАФРАГМА - мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция: создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной.

 

2. Дыхательная система ребенка несовершенна: дыхательные пути узкие, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли. При воздействии негативных факторов и без того узкие ходы становятся еще уже, ребенку становится трудно дышать. Именно поэтому помещение, в котором находится ребенок, должно быть чистым, хорошо проветренным.

 

При обучении носовому дыхании нужно научить ребенка:

1. сморкаться через обе ноздри поочеред но; Многие матери не обращают на это внимание, Сморкаться не значит дуть носом в платок, Нужно прочищать одну ноздрю за другой. Закройте ребенку левую ноздрю- пусть дышит правой, и наоборот. Если сжимаешь обе ноздри сразу, слизистые выделения подаются назад, и могут попасть в евстахиеву трубу, что взывает воспаление среднего уха

2. развить произвольную регуляцию дыхания с помощью специальных упражнений

Игра с розой и одуванчи ком поможет понять, что такое дыхание даже самому маленькому ребенку. Дайте ему понюхать цветок розы. Ребенок должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания. Многие дети сопят, вместо того, чтобы нюхать, они «приклеивают» свои ноздри, а это как раз обратное тому, что надо делать! Затем дайте ребенку подуть на одуванчик, сначала покажите, что, когда он дует ртом, улетают мелкие зернышки. Потом покажите, что он может добиться того же результата, если будет дуть носом.

Вы можете предложить малышу задуть свечу, заставить двигать бумажные крылья маленькой мельницы. Или «создать ураган»: разбросать как можно дальше какую-нибудь конструкцию из спичек и кусочков бумаги. Эти упражнения выполняются ртом, потом носом, затем одной ноздрей (ребенок закрывает другую, нажимая на нее большим пальцем).

Всех детей веселят мыльные пузыри, в то же время пускать их - прекрасное упражнение.

Когда вы гуляете за городом, в парке, покажите как можно почувствовать чудесный запах чистого воздуха, медленно вдыхая носом, Затем заставьте полностью удалить использованный воздух, находящийся в глубине легких. Для этого пусть выдыхает медленно-медленно и до конца. Чтобы заинтересовать ребенка спросите «Что ты чувствуешь? Мокрые листья, траву, ель?». Делайте упражнения всегда, когда гуляете. У вашего ребенка выработается хорошая привычка на всю жизнь. Приучайте на прогулках делать вдох на 2 шага, выдох на 4-ре. и так же дышать при быстрой ходьбе и беге.

Приучайте дышать носом и в морозную погоду. Что делают наши мамы - завязывают ном и горло ребенка шарфом, тем самым заставляя ребенка дышать влажным воздухом, который охлаждает легкие ребенка быстрее, чем сухой, морозный воздух, вдыхаемый через нос регулятора работы всех внутренних органов человека.

 

При разработке комплексов дыхательной ги мнастики необходимо учитывать:

- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

- доступность упражнений для детей разного возраста;

- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т.д.

Задачи дыхательной гимнастики:

1. улучшение общего жизненного тонуса детей, закаливание организма, повышение устойчивости к заболеваниям дыхательной системы.

2. развитие дыхательной мускулатуры, повышение подвижности грудной клетки и диафрагмы;

3. улучшение кровообращения и деятельности сердечно-сосудистой системы.

 

Правила дыхательной гимнастики:

1. дышать свободно, с удовольствием, через нос;

2. концентрироваться на дыхательных упражнениях;

3. дышать не торопясь, медленно, чтобы насытить организм кислородом;

4. упражнения выполнять до тех пор, пока они приносят удовольствие;

5. заниматься в удобной спортивной одежде:

6. упражнения выполнять легко, свободно без напряжения;

7. упражнения выполнять в состоянии глубокого расслабления;

8. следить, чтобы воздух входил и выходил непрерывной струей.

Важно соблюдать правильную позу при выполнении дыхательной гимнастики: встать прямо, ноги слегка расставить, ступни параллельно. Руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку на уровне локтя.

Этапы дыхательной гимнастики:

1. принять позу, зафиксировать ее, расслабиться

2. сконцентрировать внимание на выполнении упражнения

3. сделать глубокий вдох

4. отдохнуть, изменить позу.

 

3.Йога - составная часть древнеиндийской народной медицины. Йога запрещает наносит вред всему живому, лгать, оскорблять, воровать и т.д. Предписано заботиться о чистоте тела и духа, всегда быть в ровном настроении. Вся система упражнений и отдельные осанны (статические позы) имеют целью привести организм в состояние равновесия, т.е нормального функционирования тела и психики.

Большое внимание уделяет йога системе дыхательных упражнений (пранаяме), которая позволяет сознательно влиять на тканевое дыхание

(проникновение кислорода из крови в ткани ). «ПРАНА»- означает «жизненная сила», а «яма»- «контроль». Йоги сознательно управляют дыханием. Они используют все типы дыхания – диафрагмальное, грудное, ключичное. Самое главное в йоге – при выполнении пранаямы важно концентрироваться на самом процессе дыхания. Дышать рекомендуется через нос, ходы которого должны быть свободны, занятия проводятся на свежем воздухе. Дышать надо через нос, медленно и бесшумно. Йоги считают, чем медленнее дыхание - тем больше проживет человек

· Нос согревает воздух до 25 градусов, рот до 20

· При гармоничном дыхании (при движении диафрагмы) на 25% лучше вентилируются легкие. За счет движения диафрагмы создается отрицательное давление в легких и воздух засасывается в них.

· На слизистой носа вырабатывается особое белковое вещество – ЛИЗОЦИМ, обладающее антибиотическим действием, которое способствует гибели бактерий, попавших в нос. Происходит профилактика ангины, бронхита, пневмонии.

· Дыхание осуществляет энергетическую подпитку организма (особенно при гармоничном дыхании с участием диафрагмы) Жизненная энергия накапливается и расходуется из солнечного сплетения. А оно лучше работает после массажа при диафрагмальном дыхании

· При дыхании мы выделяем отработанный воздух, регулируем температуру тела.

· Улучшается лимфоток, который разносит питательные вещества клеткам и выносит продукты распада.

· Гармоничное дыхание противодействует отклонениям в пищеварительном тракте. Диафрагма сжимает и освобождает желудок, печень, селезенку. Происходит массаж внутренних органов и профилактика застойных явлений в брюшной полости. Профилактика гастрита, колита…

· Усиливает приток кислорода в кровь и эффективно удаляет застоявшийся воздух.

· Улучшает обмен веществ. Если у вас ухудшился аппетит, снижено количество гемоглобина, сахара и кальция в крови, посмотрите, может вы неправильно дышите?

· Оказывает профилактическое и лечебное воздействие на нервную систему. Наше учащенное дыхание ведет к гневу, а гнев подпитывает учащенное дыхание. Поверхностное дыхание ведет к унынию, депрессии, которые в свою очередь подпитывают поверхностное дыхание.

Дыхание через правую ноздрю стимулирует возбуждение. Йоги считают, что через правую ноздрю поступает положительная энергия, энергия солнца. Дыхание через левую ноздрю стимулирует расслабление (через нее течет отрицательная энергия, энергия луны, ведет к подавленности) Уравновешенная нервная система щит против возникновения многих болезней.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных