ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И установление Советской власти.Победа Октябрьской революции. В результате победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, ареста Временного правительства власть перешла в руки II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Военно-революционный комитет, выполнив задачу по руководству восстанием в Петрограде, всего несколько часов был высшим органом диктатуры пролетариата в России до передачи власти съезду Советов. Съезд Советов, возвестив о том, что Временное правительство низложено, провозгласил себя высшим органом власти в России. «Социалистическая революция, о которой так долго твердили большевики, совершилась! Ура, товарищи!» - эти знаменитые слова, сказанные В.И.Лениным на II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 года, возвестили народу России о новом периоде в их истории - периоде Советской власти. В первые недели и месяцы после вооруженного захвата власти закладывался фундамент совершенно нового государства – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Коренное отличие нового государства состоит в том, что в результате пролетарской революции была свергнута власть помещиков и капиталистов, установлена пролетарская диктатура во главе с партией большевиков. В этот период началась работа по созданию принципиально новых систем центрального и местного управления, правовой системы, созданию новых вооруженных сил и правоохранительных органов. Провозгласив страну первым в мире государством рабочих и крестьян, партия большевиков во главе с В.И.Лениным заявила на весь мир о том, что фабрики и заводы принадлежат рабочим, а земля – крестьянам, что партия большевиков будет по-новому управлять первым в мире социалистическим государством. Поэтому советское государственное управление разительно отличается от европейской системы государственного управления. Создание советской системы госуправления. II Съезд Советов сформировал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), передав ему законодательные, исполнительные и контрольные функции. ВЦИК стал центральным органом государственной власти. В составе ВЦИКа были созданы отделы: по местному самоуправлению, агитационный, казачий, иногородний, экономический, по подготовке Учредительного собрания и др. Рабочим органом ВЦИК был его президиум, который координировал работу отделов и готовил материалы к заседаниям исполкома. Поначалу ВЦИК возглавлял большевик Л.Б.Каменев, через две недели его сменил Я.М.Свердлов. В первые месяцы законотворческой деятельности Советской власти была сломана старая государственная машина, доставшаяся в наследство от царского самодержавия и Временного правительства, была создана совершенно другая, советская система управления государством. Россия перестала быть монархией и буржуазной республикой, превратившись в республику Советов. Декрет о земле. Среди первых правовых актов Советской власти были декреты, которые улучшали жизнь трудящихся, устраняли эксплуатацию человека человеком. Декрет о земле, принятый II съездом Советов, ликвидировал феодальную собственность на землю. Право пользования землей получали все граждане, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Крестьяне получили в свое распоряжение более 150 млн. гектаров земли. Одновременно они освобождались от ежегодных арендных платежей, введенных прежними правительствами. По подсчетам ученых, в масштабе России крестьянские арендные платежи достигали 700 млн. рублей золотом. К тому же большевики освободили крестьян от внушительного долга Крестьянскому поземельному банку, по одним данным, в размере 1,5 млрд. руб., по другим – до 3 млрд. руб. Им бесплатно передавался помещичий сельскохозяйственный инвентарь стоимостью 300 млн. руб.1 Наемный труд на земле не допускался. Все это, несомненно, привлекало селян на сторону молодой Советской власти. Декрет о мире, также принятый II съездом Советов, предусматривал прекращение войны без аннексий и контрибуций. Рабочие и крестьяне, пострадавшие и уставшие от многолетней бессмысленной войны, в которой погибли за чужие интересы их близкие, с большой радостью и ликованием воспринял этот миролюбивый акт Советской власти. «Декларация прав народов России», принятая 2 ноября 1917 г. Совнаркомом по инициативе Ленина, гарантировала равенство и суверенитет всех наций и народностей, право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Этим правом воспользовались Польша и Финляндия. Финляндия получила независимость 18 декабря 1917г., Польша – в 1918 г. Законодательно был введен 8-часовой рабочий день, запрещен детский труд, церковь отделялась от государства и школы, отменялись царские чины, титулы и награды, уравнивались юридические права мужчин и женщин. Совет Народных Комиссаров. Съезд сформировал революционное правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с Лениным. Совнарком получил право издавать декреты без предварительного обсуждения с законодателем, но с последующим утверждением ВЦИКом законодательных и распорядительных актов, если они будут иметь общегосударственное значение. На практике это условие зачастую не выполнялось. Таким образом, три органа государственной власти были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Советское правительство состояло из народных комиссаров и председателей комитетов. Наркомом внутренних дел стал А.И.Рыков, Наркомом земледелия был назначен В.П.Милютин; наркомом труда - А.Г.Шляпников; наркомом торговли и промышленности – В.П.Ногин. Наркомат юстиции возглавлял Г.И.Оппоков (А.Ломов), наркомат продовольствия – И.А.Теодорович. Наркомом народного просвещения стал А.В.Луначарский, наркомом финансов – И.И.Скворцов-Степанов; наркомом почт и телеграфов – Н.П.Авилов (Н.Глебов). Наркомом иностранных дел стал Л.Д.Бронштейн (Троцкий). И.В.Джугашвили (Сталин) в первом правительстве возглавлял комиссариат по делам национальностей. Комитет по военным и морским делам возглавили В.А.Антонов-Овсеенко, Н.В.Крыленко и П.Е.Дыбенко. Пост народного комиссара по делам железнодорожным временно оставался незамещенным. Весь состав СНК был большевистским, левые эсеры отказались войти в новое правительство. Создание аппарата правительства осложнялось отсутствием подготовленных, преданных революции кадров, массовым саботажем прежних чиновников. И тем не менее к середине 1918 г. число наркоматов было увеличено. После объединения 15 ноября 1917 г. ВЦИК с исполкомом Чрезвычайного Всероссийского крестьянского съезда левые эсеры возглавили часть наркоматов: Штейнберг стал наркомом юстиции, Трутовский – наркомом по местному самоуправлению, Карелин – наркомом имуществ. Для реализации земельного права в составе Советского правительства было образовано Министерство земледелия. В постановлении ВЦИК от 17 ноября 1917 г. «Об изменении состава Совета Народных Комиссаров» говорилось, что Министерство земледелия передается партии левых эсеров, в которое большевики вводят своего представителя. Во все коллегии при СНК левые социалисты-революционеры также могли ввести своих представителей. С декабря 1917 г. стали регулярно созываться рабочие совещания заместителей народных комиссаров. Они обсуждали вопросы, менее значимые, чем те, которые решали их руководители. Эти совещания, получившие название Малого Совнаркома, разгрузили правительство, и оно могло сосредоточиться на стратегических задачах государственного управления, которые предстояло решать в тех сложных условиях. Следует отметить, что большевики формально приглашали другие партии к более тесному сотрудничеству по формированию высших органов государственной власти. Но при этом они выдвигали такие условия, при которых не могло быть равного партнерства. Условия предлагались следующие: признание программы Советского государства, составной частью которой были декреты о мире, о земле, о рабочем контроле; признание необходимости беспощадной борьбы с контрреволюцией; ответственность правительства перед ВЦИК и безоговорочное признание II Всероссийского Съезда Советов единственным источником государственной власти в России. Кроме левых эсеров никакая другая политическая партия не выразила желание сотрудничать с большевиками. Сопротивление Советской власти. Победа вооруженного восстания в Петрограде вызвала переход власти к Советам по всей стране. На местах этот процесс проходил быстро и преимущественно мирным путем. Однако в некоторых крупных городах и густонаселенных регионах большевики встретили ожесточенное сопротивление. Кровопролитными боями сопровождалось утверждение Советской власти в Москве, где Кремль переходил из рук в руки, противники использовали артиллерию, погибло большое количество людей. В Петрограде был сформирован «Комитет спасения Родины и Революции», в который вошли представители разных партий с целью свержения большевистского правительства. 27 октября 1917 г. был принят декрет, запрещавший оппозиционную прессу. На третий день революции кадеты были объявлены врагами народа. Успехи большевиков в центре и на местах по установлению новой власти позволили В.И. Ленину назвать эти события «триумфальным шествием советской власти». Он видел причины победы в поддержке населением лозунгов Октября и в слабости сил контрреволюции. В немалой степени победе советской власти способствовала поддержка населения. В стране была установлена диктатура пролетариата — форма государственной власти, которая ставила перед собой задачу защиты интересов рабочего класса. Однако на практике она быстро превратилась в диктатуру большевистской партии. Власть большевиков утверждалась в стране правов о й политикой, созданием и усилением карательных органов, ограничением демократии, разгоном Учредительного собрания. Роспуск Учредительного собрания. Депутаты, входившие в состав Учредительного собрания, отказались принять большевистскую «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» потому, что, по их убеждению, она была антидемократичной, делала бесправными значительные слои населения России. Действительно, избирательных прав лишались все состоятельные люди страны, бывшие эксплуататоры. Кроме того, согласно большевистской Декларации один голос рабочего был равен пяти голосам сельских жителей. А это уже было явным нарушением принципов демократии. В ночь с 5 на 6 января депутаты принимают постановление, по которому государственная власть в стране должна была принадлежать только Учредительному собранию. Однако это решение не получило политической и юридической силы, так как на следующий день ВЦИК издал декрет «О роспуске Учредительного собрания». В документе отмечалось, что Учредительное собрание представляет старое, дореволюционное соотношение политических сил. В связи с тем, что большевики и левые эсеры, составлявшие в Учредительном собрании громадное большинство, покинули его, оставшаяся часть может играть роль прикрытия борьбы буржуазии за свержение Советской власти. Кроме того, «вне стен Учредительного собрания… правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению ее». Поэтому ВЦИК постановил Учредительное собрание распустить. В Петрограде и некоторых других городах возникли стихийные митинги в поддержку Учредительного собрания, однако политических последствий они не имели. III Всероссийский съезд Советов, приступивший к работе 10 января 1918 г., одобрил роспуск Учредительного собрания. Местные органы власти. Много внимания большевики уделяли формированию местных органов Советской власти. Накануне Октябрьской революции на местах осуществляли свою деятельность городские и земские органы самоуправления, комиссары Временного правительства, органы сословного самоуправления, а также Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов. Передача власти на местах началась с решения высшего законодательного органа России – II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Он постановил передать всю власть на местах Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советы объявлялись полномочными органами власти в решении местных вопросов. В первую очередь были упразднены те органы местного самоуправления, которые враждебно относились к Советской власти. Там, где прежние органы местного самоуправления проявляли лояльность к большевикам, их временно оставляли. Процесс слома старого местного самоуправления в основном завершился в 1918 г. В становлении советских органов местного самоуправления большую роль сыграл НКВД. Наркомат внутренних дел 24 декабря 1917 г. принял два важных документа, касавшихся принципов организации Советской власти на местах, их прав и обязанностей. Они назывались: «Об организации местного самоуправления» и «О правах и обязанностях Советов». В них разъяснялось, что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны действовать на основе нормативных актов вышестоящих Советов и центральных органов власти. К их полномочиям относились издание местных нормативно-правовых актов, управление хозяйственной, финансовой, административной и культурно-воспитательной работой на местах. Местные Советы получили право производить конфискацию имущества бывших эксплуататорских классов, закрывать контрреволюционные органы печати, налагать штрафы, производить аресты, распускать общественные организации, выступающие против Советской власти. Вся деятельность новых органов местного самоуправления финансировалась государством. Кроме того, НКВД принял меры по созданию отрядов рабочей милиции, которые были подчинены местным Советам и существенно укрепили их власть, особенно в период становления. 3 января 1918 г. ВЦИК принял постановление «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти». В этом грозном документе подчеркивалось, что вся власть принадлежит Советам и советским учреждениям, и поэтому всякая попытка присвоить функции государственной власти будет рассматриваться как контрреволюционное действие и будет подавляться вплоть до применения вооруженной силы. Таким образом, анализ первых правовых актов Советской власти показывает, что они были направлены на слом старого государственного механизма, создание нового государственного аппарата в центре и на местах, образование новых институтов государственного управления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|