ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И репрессивных органов.С победой Октябрьского вооруженного восстания и захватом власти перед большевиками встала задача защиты завоеваний революции. В.И.Ленин придавал этой проблеме важное значение. Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, говорил вождь, если она умеет защищаться. В самом начале борьбу с контрреволюционными силами вели Петроградский и местные военно-революционные комитеты (ВРК). Для борьбы с внутренней и внешней контрреволюцией были предприняты действенные меры: создавались Красная Армия и Флот, внутренние войска, части особого назначения, суды, ВЧК, милиция, ревтрибуналы, другие репрессивные органы, наделенные практически неограниченными правами для удержания захваченной власти. Милиция. Постановление НКВД от 24 октября 1917 г. «О рабочей милиции» предписывало местным Советам рабочих и солдатских депутатов создавать рабочую милицию, то есть вооружать рабочий класс для защиты революции. Рабочая милиция стала одним из первых органов диктатуры пролетариата, созданных для охраны революционных завоеваний. Кроме охраны общественного порядка, на милицию возлагались также задачи по борьбе с уголовной преступностью, установлению нового правового порядка и др. В начале декабря 1917 г. приказом НКВД прежнее Главное управление по делам милиции было ликвидировано, его работники, назначенные Временным правительством, уволены. Ликвидацию старого аппарата милиции на местах осуществляли местные органы власти. Местные Советы определяли организационную структуру милиции, устанавливали их штаты, укрепляли проверенными кадрами, заботились о вооружении, снабжении всем необходимым для выполнения ответственных задач. В тех случаях, когда прежние сотрудники милиции проявляли лояльность к Советской власти, они не расформировывали ее подразделения, а направляли в них своих представителей для руководства. В тех местах, где прежняя милиция открыто выражала свое несогласие с действиями Советской власти и не подчинялась ее указаниям, она просто упразднялась. Вместо прежних сотрудников подбирался новый штат рабочей милиции во главе с большевиками. По указаниям из центра проводились чистки аппаратов милиции с целью избавления их от враждебных и морально неустойчивых лиц. Первоначально милиция строилась на принципах временного привлечения к выполнению отдельных задач и осуществлялось это в виде милицейской повинности. Позднее комплектование органов и подразделений милиции производилось на постоянной кадровой основе. Начало кадровому комплектованию положила совместная инструкция НКВД и Наркомюста «Об организации рабоче-крестьянской милиции», разосланная на места в октябре 1918 г. Для руководства милицией в масштабе страны было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. На местах были созданы местные управления милиции, которые подчинялись как Главному управлению, так и местным Советам. Одновременно создавались структурные подразделения уголовного розыска: при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции образовывалось Центральное управление уголовного розыска, при местных управлениях – отделы уголовного розыска. На работы в милицию стали подбирать кадры более тщательно. Основным принципом комплектования стало рабоче-крестьянское происхождение. Рабоче-крестьянская милиция стала одним из первых органов диктатуры пролетариата, созданных для защиты революции. На нее возлагались функции по охране общественного порядка, борьбе с уголовниками, пресечению контрреволюционных выступлений, проведению в жизнь декретов Советской власти. В годы гражданской войны подразделения милиции в соответствии с декретом СНК привлекались к боевым действиям. ВЧК. Острота классовой борьбы за власть, массовый саботаж бывших чиновников заставили Петроградский ВРК принять экстренные меры по созданию органа государственной безопасности. 21 ноября 1917 г. специальным постановлением он создает Комиссию по борьбе с контрреволюцией. Однако 5 декабря Петроградский ВРК был ликвидирован, и Комиссия прекратила свою деятельность. Поэтому решением Совнаркома 7 декабря (20 декабря – по новому стилю) 1917 г. была создана ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия. Ее основная задача заключалась в подавлении контрреволюции и саботажа, то есть в защите молодой Советской власти от врагов внутри страны. Возглавлял ВЧК ближайший соратник Ленина Ф.Э. Дзержинский, или Железный Феликс, как его еще называли товарищи по партии. Со второй половины декабря 1917 г. на местах стали создаваться органы ВЧК. За короткий срок было образовано 40 губернских и 365 уездных ЧК. 14 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров по предложению Ленина принял постановление об организации при ВЧК вооруженных отрядов из энергичных и преданных революции людей. Каждый поступавший на службу в вооруженные отряды ВЧК должен был иметь рекомендации от двух большевиков. Корпус войск ВЧК, ставший впоследствии основой для формирования внутренних войск России, в феврале 1919 г. насчитывал 22000 бойцов при 360 пулеметах и 36 орудиях. ВЧК была наделена широкими полномочиями: судебными, репрессивными и руководствовалась в своей работе исключительно «революционной законностью». ВЧК имела право ареста контрреволюционеров. Ее правовой статус и основные функции были определены специальным постановлением правительства от 31 января 1918 г. В постановлении было записано, что на ВЧК возлагается задача производить розыск, пресечение и предупреждение преступлений против Советской власти. Ей предоставлялось право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. ВЧК первоначально была лишена права вести следствие по делу. Собранные материалы она обязана была передавать в следственную комиссию ревтрибунала. Постановление СНК от 21 февраля 1918 г. «Социалистическое Отечество в опасности», изданное в связи с наступлением немецких войск, наделило ВЧК правом внесудебного вынесения приговоров с применением высшей меры наказания. Получив право розыска, следствия и расстрела без суда, ВЧК в полной мере стала оправдывать свое название как чрезвычайного органа Советской власти. ВЧК могла расстрелять любого, попавшего под подозрение гражданина, без суда и следствия, «законным образом» нарушая общепринятые принципы судопроизводства. При наличии разветвленной сети местных чрезвычайных органов, получивших законное право «расстреливать контрреволюционеров на месте», имевших собственные вооруженные отряды, ВЧК вскоре превратилась в мощный механизм политических репрессий. ВЧК активно участвовала в «красном терроре», официально введенном декретами наркомов внутренних дел и юстиции соответственно 4 и 5 сентября 1918 г. Выполняя директивы органов государственного управления, она участвовала в массовых арестах и расстрелах. Но как бы ни оценивали историки ее роль в государственном аппарате, ВЧК справилась с поставленными перед нею задачами. Благодаря ее работе было раскрыто большое количество антисоветских заговоров, пресечено множество открытых контрреволюционных выступлений, в том числе в форме политического бандитизма.1 Суды. Правовой основой советской судебной системы этого периода стали первые Декреты о суде 1917-1918 гг. и Конституция РСФСР 1918 г. Декрет о суде № 1 ликвидировал систему судопроизводства царской Россиии ввел советские народные суды без присяжных заседателей, а также революционные трибуналы, получившие большие полномочия. Вместо профессиональных адвокатов защиту обвиняемых могли осуществлять любые граждане, «обладавшие непорочной репутацией». Декрет о суде № 2 учредил окружные и областные суды. Окружные суды рассматривали дела, не подсудные местным судам. Областные суды предназначались для рассмотрения гражданский и уголовных дел в кассационном порядке. Важным шагом в развитиисоветскойювенальной юстиции явилось образование комиссий по делам несовершеннолетних. Комиссии должны были исполнять функции ювенальных судов. Декрет о суде № 3 расширил компетенцию местных судов. Они должны принимать гражданские дела с ценой иска до 10.000 рублей и уголовные дела, по которым наказание не предусматривало лишение свободы на срок более 5 лет. Декрет основал Кассационный суд в Москве, являвшийся судом второй инстанции для окружных судов. Таким образом, три декрета о суде,изданные в первые месяцы Советской власти в какой-то степени заменили старую судебную систему на новую. Ускоренное судопроизводство в ревтрибуналах, частое применение высшей меры наказания, отсутствие адвокатов,- эти и другие атрибуты чрезвычайных судов в 1918-1920 гг. можно в какой-то степени объяснить условиями гражданской войны, усилением контрреволюции. Репрессивные суды, ВЧК, внутренние войска, милиция, НКВД – все эти органы были направлены на защиту завоеваний Октября. Насколько адекватно это было сложившейся обстановке в то время, - это уже другой вопрос. Первая Конституция. Многие вопросы государственного строительства могло снять конституционное законодательство, то есть принятие Основного Закона Советского государства. Комиссия по подготовке Конституции была создана спустя почти полгода после захвата власти – 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций, народных комиссариатов. Возглавлял конституционную комиссию большевик, председатель ВЦИК Я.М.Свердлов. Когда до большевиков дошла мысль о важности подготовки проекта Основного Закона, конституционную комиссию возглавил Ленин. Он отверг все предложения оппозиции и вынес свой проект на утверждение V Съезда Советов. 10 июля 1918 г. съезд принял первую Советскую Конституцию.Конституция состояла из 6 разделов: 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2) общие положения; 3) Конституция Советской власти; 4) активное и пассивное избирательное право; 5) бюджетное право; 6) о гербе и флаге РСФСР. Конституция провозгласила Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов высшим органом власти. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов и их исполнительные комитеты. Всероссийский съезд Советов и избираемый им ВЦИК получили право: вносить изменения в Конституцию; принимать в состав РСФСР новые республики; объявлять войну и заключать мир; осуществлять общее руководство внутренней и внешней политикой; устанавливать общегосударственные налоги и повинности. Совет Народных Комиссаров получил право: издавать декреты, касающиеся экономических и социальных вопросов, с последующим утверждением ВЦИК; планировать бюджет страны; осуществлять оперативное руководство экономикой, социальной сферой, культурой, национальной политикой, строительством армии и флота и т.п.; решать другие управленческие задачи исполнительной власти в масштабе Советской России. Политическая системаСоветского государства строилась на основе общественной (скорее – государственной) собственности на средства производства, федеративном устройстве, диктатуре пролетариата. Она носила классовый характер. Конституция устанавливала полную национализацию земли, лесов, недр, транспорта, банков, крупной промышленности, отменяла частную собственность, вводила монополию государства на внешнюю торговлю и др. Россия по Конституции получила официальное название– Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (сокращенно - РСФСР). Избирательная система,закрепленная в Конституции, лишала избирательных прав бывших служащих жандармерии, полиции и охранного отделения, духовенства, а также лиц, использующих наемный труд в целях извлечения прибыли и живущих на нетрудовые доходы. Историческое значение первой Конституции РСФСР состоит в том, что она делала легитимной Советскую власть и созданное на ее основе Советское государство. Она сформулировала главные задачи государства и общества: уничтожение эксплуатации человека человеком, ликвидацию деления общества на классы, построение социализма. Ее значение состояло и в том, что она явилась правовой основой для создания новой системы законодательства, как в Российской Федерации, так и в других советских республиках. Однако первая в истории нашей страны Конституция не провозглашала главных принципов правового государства: о независимости законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга (принцип разделения властей) о главенстве закона для всех должностных лиц, наркоматов, чрезвычайных органов и т. д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|