ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оправдание Понтия ПилатаЕсли сказания о детстве Иисуса и о жизни его матери явились своеобразным результатом взаимодействия христианства и «языческих» верований, то группа апокрифов, связанная с именем Понтия Пилата, отражала приспособление новой религии к существующему общественному строю и государству. Мы уже говорили о том, что образ Пилата по-разному трактовался в новозаветных и апокрифических евангелиях начала II в., но в этих произведениях прокуратор Иудеи не играл основной роли, поскольку главной задачей евангелий было описание страстей и воскресения Иисуса. Однако в христианской пропаганде II-IV вв. отношение к римскому чиновнику было слишком важным вопросом, чтобы можно было ограничиться тем, что рассказывали о нем ранние евангелия. Защищая свое учение перед императорами, а затем и подготовляя союз с ними, многие руководители христианских общин стремились снять всякую вину за смерть Иисуса с представителя римской администрации. Пассивность Пилата в решении судьбы Христа (вспомним образ Пилата в Евангелии Петра и отчасти в канонических евангелиях) не соответствовала идее этого союза. Кроме этого, чисто политического, аспекта превращение Христа из иудейского мессии в мировое божество должно было породить в умах верующих представление о признании его римлянами, как и всеми, кто с ним общался (за исключением «ослепленных» иудеев). В течение II-IV вв. среди христиан получили распространение писания, которые ставили своей целью показать сочувствие Пилата Иисусу, подробно описать его отношение к основателю христианства. В конце II — начале III в. имело хождение поддельное донесение Пилата императору Тиберию (до нас оно не дошло), где описывался процесс над Иисусом, а позднее было создано «Письмо Пилата императору Клавдию». Правда, Клавдий царствовал уже после того, как Пилат за свою жестокость был отстранен от должности прокуратора. Но создателей этого письма, как и многих других религиозных писателей того времени, подлинная хронология не интересовала. Все письмо написано в христианском духе. В нем Пилат коротко пересказывает христианскую легенду, называет Иисуса посланником бога, предсказанным пророками. Последнее весьма любопытно. Люди, жившие в условиях Римской империи, даже если они были фанатично верующими христианами, не могли не знать, что прокуратор в донесении своему владыке не мог ссылаться на авторитет библейских пророков. Но дело в том, что авторы подобных писаний не стремились придать достоверность описываемому. Они писали о том, что, с их точки зрения, должно было быть, выдавая желаемое за действительное. Главная вина за казнь Иисуса, как и следовало ожидать, возлагается в этом письме на иудеев: «Иудеи видели, как он слепых делал зрячими, прокаженных — чистыми, как он врачевал расслабленных, изгонял из людей демонов, воскрешал даже мертвых, повелевал ветрами, шествовал сухими ногами по волнам морским и совершил много чудесных знамений (здесь перечислены чудеса Иисуса, которые упоминаются в четырех новозаветных евангелиях. — И. С.). И так как народ иудейский называл его сыном божиим, то возненавидели его иудейские первосвященники, схватили его и предали его мне. Измышляя ложь на ложь, они сказали, что он волшебник и поступает против их закона».[64] Интересно отметить, что среди обвинений, возведенных на Иисуса первосвященниками, в письме не упомянуты те, которые затрагивали бы римлян, в частности нет обвинения в том, что Иисус претендовал на роль «царя иудейского». Эта деталь была сознательно опущена, а весь конфликт сведен к ненависти первосвященников к Иисусу. Далее в письме сказано, что Пилат отдал Иисуса «на усмотрение» иудеев. Решение его не аргументировано, о нем упоминается в одной фразе. Трудно было найти реальное оправдание такому действию, но автор и не пытался сделать это. Ему было важно показать, что римский прокуратор признал в Иисусе сына божия. По словам автора этого апокрифа, после воскресения Иисуса иудеи подкупили стражу, чтобы та обвинила учеников Иисуса в похищении его тела, — мотив уже знакомый нам по Евангелию Петра. Однако римские легионеры не поддались на уговоры, они «не могли молчать» и открыто свидетельствовали о воскресении. Кончается письмо-донесение словами: «Я доношу тебе обо всем этом, чтобы не распространилась какая-либо ложь и чтобы ты не подумал, что следует верить лживым иудеям». «Письмо Пилата Клавдию» было не единственным сочинением, которое дополняло новозаветную версию суда над Иисусом. Вероятно, в III в. было создано и так называемое Евангелие Никодима, которое дошло до нас в более позднем латинском переводе. Это евангелие состоит из двух непосредственно не связанных друг с другом частей: первая часть называется «Воспоминание о господе нашем Иисусе Христе и его деяниях, имевших место при Понтии Пилате», вторая — «Сошествие Христа в ад». В этой последней части приводится совершенно фантастический рассказ о путешествии Иисуса в ад, где он схватил Сатану и приказал заковать его в цепи. Вероятно, первоначально это были два самостоятельных произведения, которые объединил какой-нибудь переписчик. Но возможно, объединение это не случайно: обе части, при всей их внутренней несвязанности, отражают общий подход к образу Иисуса. Он предстает в Евангелии Никодима фигурой совершенно фантастической, а в деятельности его главное место занимают теперь не проповеди, а совершение самых невероятных чудес. Для стиля писаний, включенных в Евангелие Никодима, характерны преувеличения, цветистые обороты, рассчитанные на легковерных читателей. В первой части этого сочинения содержится гораздо более подробный, чем в Новом завете, рассказ о суде над Иисусом. Основное внимание уделено допросу Иисуса Пилатом. Автор старательно подчеркивает, что прокуратор Иудеи был настроен по отношению к Иисусу чрезвычайно доброжелательно. Он дал возможность высказаться всем людям, которые защищали обвиняемого. Иудеи, слушая этих свидетелей, «гневались и скрежетали зубами». Слыша это, Пилат говорил им: «Что вы скрежещете зубами, услышав правду?» Из этого рассказа остается неясным, почему же все-таки, будучи уверенным в невиновности Иисуса, Пилат не использовал своей власти и не отпустил его. Как и автор «Письма Пилата к Клавдию», автор Евангелия Никодима не останавливался на этом вопросе, зато он постарался как можно ярче описать неистовство иудеев. Кульминационным пунктом в рассказе Никодима является описание главного чуда, происшедшего во время суда: когда Иисуса вели на допрос, знамена, которые держали римские легионеры, согнулись и поклонились ему. Рассказ этот варьируется и расцвечивается: знамена кланяются и тогда, когда сами иудеи берутся их держать. Итак, не только римский прокуратор сочувствовал Иисусу, но и римские военные знамена склонились перед ним. Следовательно, Иисус как божество был признан римлянами еще во время его проповеди. Естественно, что римский император также рано или поздно должен признать христианство, а христиане в свою очередь должны признать власть императоров: ведь представитель одного из них стремился защитить Иисуса от «скрежетавших зубами» иудеев. Вот логический вывод, к которому подводило читателей Евангелие Никодима. Характерной чертой всех поздних сказаний типа Евангелия Никодима было отсутствие в них этических и догматических положений. Они одинаково далеки и от мистической философии гностиков, и от призывов помогать беднякам, столь ярко выраженных в апокрифах иудеохристиан. Эти произведения никого не утешают и ничего не обещают: ни царства божия на земле, ни слияния с логосом. Они представляют собой крайнюю вульгаризацию христианства. Их читателями были новообращенные, не слишком образованные люди из городских предместий и деревень, для которых Иисус был не спасителем несчастных, а грозным божеством, способным совершать любые чудеса и жестоко карать непослушных. Антииудейские настроения, выраженные в Евангелии Никодима, не были связаны с конкретной исторической обстановкой ни в империи, ни внутри христианства. Они были проявлением общего христианского фанатизма, того самого фанатизма, который приводил к уничтожению произведений античного искусства, преследованию науки, разрушению древних храмов. Усилившаяся, а затем и победившая церковь преследовала всех нехристиан. Разумеется, эти писания не могли быть признаны церковью боговдохновенными: они были созданы намного позже новозаветной литературы, расходились с древней традицией во многих деталях и, наконец, не содержали этических поучений, т. е. не определяли норм поведения людей, что было важно и для самих верующих, и для руководителей церкви. Но читать подобные произведения не запрещалось. После признания христианства государственной религией распространилось много сказаний, посвященных разным евангельским персонажам, где переплетались отзвуки древней христианской традиции с языческими мифами и сюжетами античной литературы. Апокрифы конца II-IV вв., хотя и не были объявлены священными, наложили свой отпечаток на христианскую догматику. Эти апокрифы наглядно показывают нам тот долгий и сложный путь, который прошло христианство от первых экклесий, малочисленных и гонимых, до могущественной организации, грозившей самым тяжким наказанием всем, кто ей не подчинялся. Они свидетельствуют о том, что евангелия продолжали создаваться на всем протяжении периода раннего христианства, вплоть до утверждения канона в V в., и что христианская традиция, отраженная в этих евангелиях, в IV в. была еще более разнообразной и противоречивой, чем традиция конца I-II вв. Заключение Анализируя не признанные церковью христианские книги, мы убедились в том, что единого, стройного христианского учения никогда не существовало, что христиане непрерывно спорили друг с другом по вопросам догматики, этики, обрядности и даже по отдельным «фактам биографии» Иисуса. Подводя итоги, можно выделить несколько наиболее важных для христиан вопросов, по которым существовали серьезные расхождения. Прежде всего, это относится к образу самого основателя нового учения. Он почитался одними (и притом самыми ранними) группами христиан как пророк, другими — как богочеловек, третьими — как предвечно существующий логос. Знаменательны и расхождения между разными группами христиан по вопросу о сущности царства божия. У первых христиан, как это видно из речения об изобилии, приведенного у Папия, из папирусного логия о воскресении мертвых, из Откровения Иоанна, существовало убеждение в том, что второе пришествие близко и, когда оно свершится, на земле установится царство добра и справедливости: В наиболее раннем из новозаветных евангелий, Евангелии от Марка, представление о вознаграждении на земле еще сохраняется. Но затем «царство божие» заменяется «царствием небесным» (Евангелие от Матфея), появляются первые описания потустороннего рая и ада (Апокалипсис Петра). Гностики идут еще дальше: они вообще отвергают идею воздаяния. Царство божие для них «вне и внутри» человека, а единственно возможное спасение — слияние индивида с этим духовным царством. Подобные гностические идеи получили отражение и в Новом завете. В Евангелии от Иоанна содержится знаменательная фраза: «Царство мое не от мира сего» (18:36). По-разному решали христиане I-IV вв. и проблему отношений с окружающим миром, вопросы этики. Здесь диапазон расхождений был особенно широк — от крайнего аскетизма ряда христианских групп (монтанисты, сторонники Маркиона и др.) до моральной распущенности некоторых последователей гностических учений. Частью христианской этики выступало отношение к бедности и богатству. Отрицательное отношение к богатству, выраженное в Евангелии евреев, Учении двенадцати апостолов (Дидахе), некоторых ранних речениях, дошедших до нас в хенобоскионском Евангелии Фомы, сменяется со временем требованием благотворительности, учением о взаимной необходимости бедных и богатых (четко обоснованным в «Пастыре» Гермы), а в произведениях более поздних церковных писателей (например, у Иринея) и прямым оправданием существования богатства. У авторов новозаветных книг отношение к богатству различно, но для большинства из них бедные — богатые всего лишь одна из антитез окружающего христиан общества наряду с благополучными — несчастными, здоровыми — калеками и т. п. Для гностиков бедность и богатство выступали как часть еще более общего мирового разделения на противоположности, включавшего и разделение на мужское и женское, левое и правое. Разумеется, расхождения между отдельными христианскими группами не исчерпывались вышеприведенными вопросами. Мы отметили только наиболее существенные линии этих расхождений. Но хотя среди сторонников новой религии шла непрерывная борьба различных направлений, четкого разграничения между ними не было. Эти направления взаимопроникали и влияли друг на друга. Христиане имели возможность читать произведения, созданные в самых разных христианских общинах. Такое положение существовало вплоть до выработки победившей ортодоксальной церковью списка «отрешенных» книг. Именно поэтому в произведениях Нового завета можно увидеть и следы влияния иудеохристианства, и идеи гностиков. Во II-III вв. защитники христианства, его идеологи и богословы использовали всю эту литературу в своих сочинениях, не только споря с ней, но и ссылаясь на ее авторитет. Апокрифические писания содержат христианскую традицию, которая не переставала развиваться и меняться на протяжении трех первых веков существования новой религии. Эта традиция отражала взгляды, интересы, чаяния разных слоев общества, среди которых распространялось христианское учение. Она впитывала в себя черты иудейского мессианизма, восточных, особенно египетских, культов, греко-римской идеалистической философии. Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология. Обилие же направлений в раннем христианстве, острота споров между их приверженцами свидетельствуют о том, что ни одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила потому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить в конце концов поддержку государственной власти. Но эта победа не была полной: на протяжении всего средневековья в разнообразных религиозных движениях, которые церковь называла еретическими, развивались идеи, высказанные отдельными христианскими группами во II-III вв. Изучение писаний, которые церковь называет тайными и подложными, но которые на самом деле почитались в начале нашей эры значительным числом верующих-христиан, позволяет восстановить подлинную историю раннего христианства, понять, как создавались его «священные» книги. Указатель имен Август Гай Юлий Цезарь Октавиан — римский император (27 до н. э. — 14 н. э.) Августин Аврелий — христианский писатель (354-430) Авель — сын Адама (библейск.) Авраам — родоначальник еврейского народа (библейск.) Аврелиан — римский император (270-275) Агапий — христианский епископ в Египте (X в.) Адам — первый человек (библейск.) Адриан — римский император (117-138) Акила — помощник апостола Павла Александр — медник из Рима, упоминаемый апостолом Павлом Александр — прорицатель, упоминаемый Лукианом Александр Македонский — царь Македонии, крупнейший полководец древности (336-323 до н. э.) Александр Север — римский император (222-235) Амусин И. Д. — советский историк Амфион Гай Юлий — рабовладелец из г. Сидона Анания — персонаж из Деяний апостолов Ангра-Манью — божество в иранской мифологии Андрей — апостол Антоний Марк — римский политический деятель и полководец (ок. 83 — 30 до н. э.) Антонин Пий — римский император (138-161) Антонины — династия римских императоров (96-192) Аполлон — бог в древнегреческой мифологии Аппиан — римский историк (II в.) Арий — христианский деятель (конец III — начало IV в.) Аристарх — христианин, упоминаемый в Деяниях апостолов Аристид — христианский апологет (II в.) Аристотель — древнегреческий философ (384-322 до н. э.) Артемида — богиня в древнегреческой мифологии Архипп Флавий — вольноотпущенник императора Домициана Атум — бог в древнеегипетской мифологии Атия — мать императора Августа Аттис — бог в древнеегипетской мифологии Афанасий — епископ (IV в.) Афина — богиня в древнегреческой мифологии Афинагор — христианский писатель (II в.) Афродита — богиня в древнегреческой мифологии Ахура-Мазда — божество в иранской мифологии Бар Кохба (Симон бен Косеба) — предводитель антиримского восстания в Иудее (132-135) Бауэр Б. — немецкий ученый, исследователь раннего христианства Бландина — христианка, сожженная за веру, согласно преданию (II в.) Брут Марк Юний — римский политический деятель (I в. до н. э.) Будда — имя, данное основателю буддистской религии Сиддхартхе Гаутаме (конец VII — начало VI в. до н. э.) Бычков В. В. — советский ученый Валаам — христианский деятель, упоминаемый в Откровении Иоанна Валак — христианский деятель, упоминаемый в Откровении Иоанна Валентин — христианин-гностик (II в.) Валериан — римский император (253-260) Варнава — спутник апостола Павла Варфоломей — апостол Василид — христианин-гностик (II в.) Венера — богиня в древнеримской мифологии Вергилий — римский поэт (I в. до н. э.) Веспасиан — римский император (69-79) Виктор — римский епископ (II в.) Винтер П. — немецкий историк (ГДР) Виппер Р. Ю. — советский историк, академик (1859-1954) Гавриил — архангел (библейск.) Гай — адресат Третьего послания Иоанна Галерий — римский император (293-311) Галлиен — римский император (263-268) Галлион — римский наместник, упоминаемый апостолом Павлом Геката — богиня в малоазийском пантеоне Гера — богиня в древнегреческой мифологии Геракл — герой древнегреческой мифологии Герма — автор христианского сочинения «Пастырь» (II в.) Гермес — бог в древнегреческой мифологии Гермес Трисмегист — Гермес Триждывеличайший Геродот — древнегреческий историк (V в. до н. э.) Гонорий — римский император (395-423) Гракх Тиберий Семпроний — римский народный трибун (II в. до н. э.) Давид — иудейский царь (конец XI — первая половина X в. до н. э.) Дамарь — спутница апостола Павла Деметра — богиня в древнегреческой мифологии Деметрий — александрийский епископ (конец II — начало III в.) Деций — римский император (249-251) Диатреф — христианин, упоминаемый в Третьем послании Иоанна Димас — спутник апостола Павла Диоклетиан — римский император (284-305) Дион Кассий — римский епископ (I в.) Дион Хрисостом — оратор (I в.) Дионис — божество в древнегреческой мифологии Дионисий — спутник апостола Павла Домициан — римский император (81-96) Донат — христианский деятель (IV в.) Донини А. — итальянский историк Древс А. — немецкий философ-идеалист, историк раннего христианства (1865-1935) Ева — первая женщина (библейск.) Евгемер — греческий писатель (III в. до н. э.) Евсевий — епископ никомедийский (IV в.) Евсевий — епископ кесарийский, автор «Церковной истории» (IV в.) Елена — спутница Симона Мага Епифаний — христианский епископ и писатель (IV в.) Жебелев С. А. — советский историк, академик (1867-1941) Загрей — согласно древнегреческой мифологии, сын Зевса Заратуштра — пророк и реформатор древнеиранской религии (VI в. до н. э.) Захария — по христианской легенде, отец Иоанна Крестителя Зевс — божество в древнегреческой мифологии Зинобия — правительница Пальмиры (III в.) Иаков — апостол Иаков — брат Иисуса Иезавель — пророчица Иероним — христианский писатель, один из «отцов церкви» (конец IV — начало V в.) Игнатий — христианский деятель (II в.) Иисус — христианин, прозванный Юстом (упомянут в посланиях Павла) Иоаким — по христианской легенде, отец девы Марии Иоанн — апостол Иоанн — один из руководителей палестинских христиан, упоминаемый апостолом Павлом Иоанн Златоуст — христианский проповедник, патриарх (конец IV — начало V в.) Иоанн Креститель — пророк Ионатан — иудейский первосвященник (I в.) Иосиф — согласно христианской легенде, муж девы Марии Иосия — брат Иисуса Иосия — христианин, упомянутый в Деяниях апостолов Ипатия — женщина-математик и астроном (V в.) Ипполит Римский — христианский писатель (II в.) Ириней — христианский епископ, писатель (II в.) Ирод Антипа — правитель (тетрарх) Галилеи (I в.) Исида — богиня в древнеегипетской мифологии Иуда Искариот — апостол Иуда — брат Иисуса Исайя — один из главных библейских пророков Каин — сын Адама, убивший своего брата Авеля (библейск.) Калигула — римский император (37-41) Каллист — христианский деятель (II в.) Каракалла — римский император (211-217) Кардеа — божество в древнеримской мифологии Карпократ — христианин-гностик (II в.) Кассий — римский политический деятель (I в. до н. э.) Квинтилий Вар — римский наместник в Сирии (I в.) Кибела — малоазийское божество Киприан — епископ, один из «отцов церкви» (II в.) Кир — персидский царь (VI в. до н. э.) Кифа — один из руководителей палестинских христиан, упоминаемый апостолом Павлом Клавдий — римский император (41-54) Клеопатра — египетская царица (I в. до н. э.) Климент — спутник апостола Павла Климент Александрийский — христианский писатель (конец II — начало III в.) Климент Римский — легендарный римский епископ Кнабе Г. С. — советский историк Ковалев С. И. — советский историк (1886-1960) Козаржевский А. Ч. — советский ученый Колумелла — римский писатель (I в.) Коммод — римский император (180-192) Константин — римский император (306-337) Констанций — римский император (337-361) Корд Кремуций — римский историк (I в.) Корнелия — мать братьев Гракхов Косидовский З. — польский писатель Крискент — спутник апостола Павла Крывелев И. А. — советский историк Кубланов М. М. — советский историк Леви — жрец, персонаж хенобоскионского папируса Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) — великий основатель Коммунистической партии Советского Союза, гениальный мыслитель-материалист и атеист, продолжатель учения К. Маркса и Ф. Энгельса, вождь и учитель мирового пролетариата и международного коммунистического движения Ленцман Я. А. — советский историк (1908-1967) Ливий Тит — римский историк (59 до н. э. — 17 н. э.) Ливия — жена императора Августа Лидия — христианка, упоминаемая апостолом Павлом Лимент — божество в древнеримской мифологии Лициний — римский император (308-324) Лука — евангелист Лукиан — писатель-сатирик (II в.) Максимилла — пророчица Мани — проповедник, основатель манихейства (III в.) Мария — мать Иисуса Христа Мария Магдалина — христианская святая Марк — евангелист Марк — племянник Варнавы, упомянутый в посланиях Павла Марк Аврелий — римский император (161-180) Маркион — христианский деятель (II в.) Марция — любовница императора Коммода, христианка Матфей — евангелист Мелитон — епископ г. Сард (II в.) Минерва — богиня в древнеримской мифологии Минуций Феликс — один из христианских теологов (конец II — начало III в.) Митра — божество в иранской мифологии Митридат — царь государства Понт в Малой Азии (II-I в. до н. э.) Мнасон — христианин, упоминаемый в посланиях Павла Моисей — мифический библейский пророк Монтан — христианский проповедник (конец II в.) Муратори Лудовико — итальянский исследователь (1652-1750) Навуходоносор — вавилонский царь (VI в. до н. э.) Нерва — римский император (96-98) Нерон — римский император (54-68) Несторий — константинопольский епископ (V в.) Никодим — евангелист Онисифор — спутник апостола Павла Ориген — христианский деятель (II-III вв.) Орфей — древнегреческий мифологический герой Осирис — божество в древнеегипетской мифологии Павел — апостол Павел — епископ самосатский (III в.) Пандира (Пантера) — римский солдат, упоминаемый Цельсом Папий — христианский писатель (первая половина II в.) Педаний Секунд — римский префект (I в.) Перегрин — философ-киник, описанный Лукианом Пертинакс — римский император (192) Петр — апостол Пий — римский епископ (II в) Пинес Ш. — израильский ученый-арабист Платон — древнегреческий философ (428 или 427-348 или 347 до н. э.) Плиний Младший — римский государственный деятель и писатель (конец I — начало II в.) Плиний Старший — римский ученый (I в.) Плутарх — древнегреческий философ-моралист и писатель (ок. 46 — ок. 126) Поликарп — смирнский епископ (II в.) Помпей Гней — римский полководец (106-48 до н. э.) Понтий Пилат — прокуратор Иудеи (I в.) Поппея — жена императора Нерона Посейдон — божество в древнегреческой мифологии Прискилла — христианка, упоминаемая апостолом Павлом Присцилла — пророчица Пта — бог в древнеегипетской мифологии Ранович А. Б. — советский историк (1885-1948) Робертсон А. — английский историк Руфина — римская христианка Саломея — по христианской легенде, последовательница Иисуса Сапфира — персонаж Деяний апостолов Сасаниды — династия иранских шахов (224-651) Светоний — римский историк (I-II в.) Сенека — римский философ-стоик (I в.) Септимий Север — римский император (193-211) Серапион — христианский епископ в Сирии (ок. 200) Серапис — божество в эллинистической мифологии Сила — спутник апостола Павла Симон — брат Иисуса Симон Маг — проповедник, основатель одной из гностических групп (I-II в.) Сосибий — антиохиец (I в. н. э.) Сотер — руководитель римских христиан (конец II в.) Спартак — предводитель крупнейшего в период античности восстания рабов (73 или 74-71 до н. э.) Стефан — римский епископ (II в.) Тарн В. — английский историк Татиан — христианский писатель (II в.) Тацит Публий Корнелий — римский историк (ок. 55 — ок. 120) Тертуллиан — христианский писатель (ок. 160 — ок. 222) Тиберий — римский император (14-37) Тимофей — адресат двух посланий Павла Тиранн — философ из Эфеса, упоминаемый в Деяниях апостолов Тит — римский император (79-81) Тит — христианин, упоминаемый апостолом Павлом Тихик — христианин, упоминаемый апостолом Павлом Тот — божество в древнеегипетской мифологии Траян — римский император (98-117) Триптолем — легендарный афинский герой Трифон — иудей, упоминаемый Юстином Трофимова М. К. — советский историк Трофим — христианин, упоминаемый апостолом Павлом Фабиан — римский епископ (III в.) Февда — проповедник, упоминаемый Иосифом Флавием Феодорит — христианский епископ (V в.) Феодосий I — римский император (379-395) Феодосий II — император Византии (408-450) Феофил — христианин, упоминаемый в Евангелии от Луки Феофил Антиохийский — христианский апологет (II в.) Филимон — адресат послания Павла Филипп — апостол Филон Александрийский — иудейский философ Флавий Иосиф — иудейский историк (I в.) Флавий Клемент — родственник императора Домициана, казненный им Флавия Домицилла — жена Флавия Клемента, казненная вместе с ним Фома — апостол Форкул — божество в древнеримской мифологии Фива — диаконисса, персонаж Деяний апостолов Фронтон — римский писатель (II в.) Хаммурапи — древневавилонский царь (1792-1750 до н. э.) Цезарь Гай Юлий — римский политический деятель и полководец (I в. до н. э.) Цельс — писатель (II в.), противник христиан Цериал — римский полководец (I в.) Штаерман Е. М. — советский историк Эвридика — героиня древнегреческой мифологии Элий Аристид — римский оратор (II в.) Энгельс Фридрих — великий вождь и учитель пролетариата, сподвижник и друг К. Маркса, один из основоположников марксизма (1820-1895) Эпиктет — римский философ-стоик (II в.) Юлиан — римский император (361-363) Юлии Клавдии — династия римских императоров (14-68) Юлий — отец Гая Юлия Цезаря Юлия — христианка, упомянутая в посланиях Павла Юлия Мамея — мать императора Александра Севера (III в.) Юния — родственница апостола Павла Юнона — божество в древнеримской мифологии Юпитер — божество в древнеримской мифологии Юстин — христианский писатель II в. Юстиниан — византийский император (527-565) Яхве — иудейский бог
Примечания 1 Корнелий Тацит — крупнейший римский историк, живший во второй половине I — начале II в. Его перу принадлежит ряд сочинений, в том числе «История», где содержится описание борьбы за власть после гибели императора Нерона (гражданская война 68-69 гг.), и «Анналы», посвященные правлению императоров династии Юлиев — Клавдиев (14-68 гг.). Подробнее о жизни и взглядах Тацита см. в книге: Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. М., 1981. (обратно) 2 Стоицизм — философское учение, зародившееся в Греции в IV в. до н. э. Было распространено в Римской империи в I-II вв. Стоики считали, что жизнь людей зависит не от их воли, а от Судьбы, познать которую невозможно. Но во власти человека быть добродетельным, освободиться от страстей, не бояться несчастий и смерти. Самыми известными римскими стоиками были Сенека (I в. н. э.), император Марк Аврелий, Эпиктет (II в.). (обратно) 3 Коринфская колонна — тип колонны, появившейся в Греции в онце V в. до н. э. Верхняя ее часть — капитель — украшена стилиованными листьями и завитками. (обратно) 4 Более подробную характеристику общественных и религиозных течений в Палестине см. в лекции И. Д. Амусина «Общественные и религиозные течения в Палестине во II в. до н. э. — I в. н. э. Кумранская община», опубликованной в книге «История древнего мира. Расцвет древних обществ» (М., 1983). (обратно) 5 Все приводимые в нашем издании цитаты из кумранских документов даны в переводе И. Д. Амусина. (обратно) 6 Здесь и дальше отрывки из евангелий Фомы и Филиппа цитируются в переводе М. К. Трофимовой (см.: Трофимова М. К. историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979, с. 163). (обратно) 7 Более подробно о раннехристианской литературе можно прочесть в научно-популярных книгах: Кубланов М. М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968; Донини А. У истоков христианства М, 1979. (обратно) 8 Ряд ученых полагает, что первыми записями в христианских общинах были сборники цитат из Ветхого завета, где речь шла о приходе мессии. (обратно) 9 К наиболее ранним (подлинным) посланиям Павла обычно относят Послание к римлянам, оба послания к коринфянам, Послание к галатам. Некоторые ученые включают в этот список также Послание к филиппийцам, послания к фессалоникийцам и Послание к Филимону. Они были созданы до I Иудейской войны (66-72 гг.). (обратно) 10 Эта датировка преобладает в современной научной литературе. Однако некоторые исследователи продолжают выступать за более поздние даты создания евангелий (как и ряда других новозаветных сочинений). См.: Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982, с. 42 и сл. (обратно) 11 По свидетельству христианского писателя Папия, жившего в первой половине II в., Матфей записал по-еврейски (имеется в виду арамейский язык) поучения Иисуса, а другие, как могли, перевели их на греческий. (обратно) 12 Подробно содержание канонических евангелий, их расхождения и совпадения рассмотрены в книге: Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1979. (обратно) 13 Цит. по: История древнего мира (под. ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой). М., 1983, т. 3, с. 117 (обратно) 14 Следует отметить, что еще до открытия рукописи Агапия в советской исторической науке высказывались сомнения в правильности теории мифичности Иисуса. Нельзя забывать, что Ф. Энгельс критиковал Бруно Бауэра, одного из основателей мифологической школы, за то, что у Бауэра «исчезает и всякая историческая почва для новозаветных сказаний о Иисусе и его учениках» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 474). (обратно) 15 Историчность Иисуса отрицали в прошлом многие исследователи, в том числе и советские (Р. Ю. Виппер, С. И. Ковалев, Я. А. Ленцман и др.). (обратно) 16 Тексты приведены по книге И. Д. Амусина «Кумранская община» (с. 218). В синодальном переводе дана иная пунктуация, которая меняет смысл фразы, представляющей собой цитату из книги пророка Исаии. (обратно) 17 Религиозная секта мандеев, считающих себя продолжателями учения Иоанна Крестителя (последователи его сохранились до наших дней в Южном Ираке. (обратно) 18 О возможной датировке новозаветных сочинений см.: Кубланов М. М. Новый завет. Поиски и находки; Косидовский З. Сказания евангелистов. Косидовский считает возможным присоединиться к мнению тех ученых, которые полагают, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов написаны одним и тем же автором (с. 80 и сл.). Более поздняя датировка Деяний приводится И. А. Крывелевым в его книге «Библия: историко-критический анализ». (обратно) 19 См., например: Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964, с. 55. (обратно) 20 Разбору этого произведения Ф. Энгельс посвятил специальную статью «Книга откровения» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 7-13). (обратно) 21 Моя вина! (лат.) (обратно) 22 В кумранской общине существовала аналогичная должность — надзиратель (меваккер) над работой. (обратно) 23 Поскольку в христианских экклесиях особое положение занимали люди, обладающие, как в это верили христиане, харизмой, в научной литературе такие общины часто называют харизматическими (см.: Ленцман Я. А. Происхождение христианства. М., 1958). (обратно) 24 Отрывки из Дидахе в переводе А. Б. Рановича приведены в книге: Раковин А. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1933. (обратно) 25 Подробнее о становлении христианской философии см.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. (обратно) 26 Часть надписей на надгробиях христиан III в. разобрана в книге: Голубцова Е. С. Идеология и культура сельского населения Малой Азии I-III вв. М., 1977. (обратно) 27 Некоторые ученые полагают, что это письмо, вероятно, также сконструировано из разных писем, исходивших от этого епископа; его мученичество способствовало распространению Послания к филиппинцам среди христиан. (обратно) 28 В V в., уже после того, как христианская церковь стала господствующей на территории империи, епископ получал одну четвертую часть доходов своей епархии, весь остальной клир — тоже четвертую часть. Оставшаяся половина должна была идти на строительство и поддержание церковных зданий и помощь бедным. (обратно) 29 Впервые слово «ортодоксы» употребил Климент Александрийский для обозначения людей, обладающих чистой верой, без рефлексии. Впоследствии, в IV в., победившая церковь приняла название католической (всеобщей) ортодоксальной (православной) церкви. (обратно) 30 Это так называемый фрагмент Муратори (назван по имени обнаружившего его ученого). В нем перечисляются новозаветные евангелия, «Деяния всех апостолов в одной книге», послания апостолов (за исключением Послания к евреям, Второго послания Петра, Послания Иакова и трех посланий Иоанна). Относительно апокалипсисов там сказано: «Мы признаем только Апокалипсис Иоанна и Апокалипсис Петра, который некоторые из наших не хотят читать в церкви». Таким образом, канон, составленный на рубеже II-III вв., не был окончательным. Апокалипсис Петра был впоследствии отвергнут церковью, а опущенные послания включены. (обратно) 31 Речь шла здесь о сохранении принципа монотеизма и согласовании его с противоречащими друг другу исторически складывавшимися элементами христианского учения: Иисус — человек, сын божий, Логос; были группы христиан, которые утверждали, что Иисус был «усыновлен» богом во время крещения, когда на него сошел святой дух. (обратно) 32 Последователем Павла был знаменитый Арий (конец III — начало IV в.), выступавший против догмата о триединстве бога; он утверждал, что Христос не извечен, а сотворен. (обратно) 33 Подробнее об отношении христиан к различным аспектам античной культуры см.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981, гл. 2. (обратно) 34 В III в. на территории Ирана возникло новое персидское царство, во главе которого встала династия Сасанидов. (обратно) 35 Окончательно учение о Троице (единстве бога в трех лицах) было сформулировано на Константинопольском соборе 381 г. (обратно) 36 Ни Лука, ни Марк, согласно христианской традиции, не были непосредственными учениками Иисуса и не считаются церковью апостолами. Лука, по преданию, был спутником апостола Павла, Марк — Петра. (обратно) 37 Коптский язык — язык населения Египта, развившийся из древнеегипетского. (обратно) 38 Не все послания, автором которых назван Павел, в действительности принадлежали этому христианскому деятелю. К подлинным посланиям обычно относят Послание к римлянам, оба послания к коринфянам, Послание к галатам. Некоторые исследователи присоединяют к ним Послание к филиппинцам, Первое послание к фессалоникийцам и Первое послание к Филимону (см.: Кубланов М. М. Новый завет. Поиски и находки, с. 109-110). Наиболее ранние послания отражают положение в христианских общинах перед первым иудейским восстанием. (обратно) 39 Евангелия от Матфея, от Луки и от Марка в силу своего внутреннего сходства называются в науке синоптическими, а к авторам их иногда применяется выражение «синоптики». От синоптических евангелий и по содержанию и по стилю существенно отличается четвертое евангелие Нового завета — Евангелие от Иоанна». (обратно) 40 Рассказ Папия приведен в книге епископа II в. Иринея «Против ересей». (обратно) 41 Переводы неканонических речений и отрывков из апокрифических евангелий, приведенных ниже, сделаны по изданию: Preuschen E. Antilegomena. Gieszen, 1905. Использованы также переводы и комментарии из книги: Hennecke E. New Testament Apocrypha. L., 1963. На русском языке переводы отдельных логиев можно найти в работе С. А. Жебелева «Евангелия канонические и апокрифические» (Пг., 1919). (обратно) 42 См., например, Евангелие от Марка (10:23): «Как трудно имеющим богатство войти в царствие божие»; Евангелие от Матфея (19:23): «Трудно богатому войти в царствие небесное». (обратно) 43 Семитские языки — языковая семья, включающая многие древние (в том числе древнееврейский и арамейский) и современные (например, арабский) языки. (обратно) 44 Во Втором послании Петра разъясняется, что срок второго пришествия неизвестен; там сказано: «Не медлит господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (3:9). В этом же послании упоминаются люди, сомневающиеся в возможности пришествия. Их автор письма называет «наглыми ругателями». (обратно) 45 Учение эбионитов изложено в так называемых «Псевдокли-ментинах» — произведении, написанном в конце II в. Автор его неизвестен. Христиане приписывали эти сочинения легендарному епископу Рима Клименту. (обратно) 46 Евсевий в «Церковной истории» говорит, что эбиониты пользовались Евангелием евреев. (обратно) 47 В древнегреческом языке слова «верблюд» (камелос) и «канат» (камилос) различались только одной буквой. «Игольным ушком» называли узкую дверцу в Иерусалимском храме. (обратно) 48 Если в первоначальной христианской традиции слово «нищие» (бедняки), вероятно, означало «эбиониты» и было самоназванием христиан, то затем, по мере расширения этнического и социального состава христианских общин, это слово стало восприниматься в своем прямом значении. (обратно) 49 Иаков, брат Иисуса, упоминается и у Иосифа Флавия, который сообщает, что иудейский первосвященник казнил «брата Иисуса, называемого Христом, по имени Иаков, равно как и несколько других лиц» (Иудейские древности, XX, 9, 1). В Послании Павла к галатам (1:18-19) автор его говорит, что он видел в Иерусалиме «Иакова, брата господня». (обратно) 50 Династия римских императоров, правившая с 98 по 192 г. (обратно) 51 Перевод Апокалипсиса Петра на русский язык дан в книге А. Б. Рановича «Первоисточники по истории раннего христианства». (обратно) 52 Ф. Энгельс в своей работе «К истории первоначального христианства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22) подробно рассматривает вопросы хронологии Откровения Иоанна. На основе тщательного анализа текста, используя достижения библейской критики, он датировал это произведение 68-69 гг. (обратно) 53 Некоторые ученые, например, Р. Ю. Виппер, считают, что «Пастырь» Гермы написан в I в. в среде иудейских предшественников христианства. Но большинство исследователей, исходя из свидетельства «Канона Муратори» и из содержания книги, относят «Пастыря» ко II в. Перевод «Пастыря» на русский язык помещен в книге «Памятники древней христианской письменности» (М., 1860, т. 2). (обратно) 54 В канонических евангелиях рассказывается о том, что некий хозяин на время своего отсутствия отдал виноградник виноградарям, а возвратившись, пожелал получить с них часть урожая; они же не захотели ничего отдать и убили сначала слуг, а потом сына хозяина. Здесь Иисус подразумевается под сыном хозяина. Притча направлена против тех, кто отвергает его учение (Мк. 12:1-9; Мф. 21:33-41; Лк. 20:9-16). (обратно) 55 Так, например, греческий писатель Евгемер объяснял существование веры в богов тем, что некогда это были добродетельные люди, герои; в благодарность за их деятельность потомки чтят их и воздают им божественные почести. (обратно) 56 В конечном счете. — Ред. (обратно) 57 Проблемы гностицизма и его изучения рассмотрены в книге М. К. Трофимовой «Историко-философские вопросы гностицизма». (обратно) 58 Душевные — те, кто обладают не только физическими ощущениями, но и душой как совокупностью эмоций (они способны испытывать любовь, чувство дружбы и т. п.). (обратно) 59 Этот отрывок приведен у Климента Александрийского. (обратно) 60 Фригия — одна из областей Малой Азии, входила в римскую провинцию Азия. (обратно) 61 Мемфис — город в Древнем Египте. (обратно) 62 Это евангелие в переводе М. К. Трофимовой опубликовано в книге «Историко-философские вопросы гностицизма», с. 160-470. (обратно) 63 Подробное сопоставление этих текстов сделано в книге Е. М. Штаермана и М. К. Трофимовой «Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи» (М., 1971, с. 277-279). (обратно) 64 Цитаты здесь и далее даны в переводе С. А. Жебелева. См.: Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические, с. 96. (обратно) Оглавление · ОТ ОБЩИНЫ К ЦЕРКВИ (О формировании христианской церкви) · Предисловие · Римская империя в I в. · Возникновение империи · Жизнь народных масс в Италии и провинциях · Религиозные верования · Возникновение христианства · Положение в Палестине в I в. н. э. Кумранская община · Возникновение христианства: проблема источников · Возникновение христианства: проблемы истории · Первые христианские общины · Возникновение и состав первых христианских общин · Учение ранних христиан · Организация христианских экклесий · Становление епископальной церкви · Римская империя во II-III вв. · Распространение христианства · Становление епископальной церкви · Империя и христианство · Преследования христиан · Союз империи и церкви · ТАЙНЫЕ ПИСАНИЯ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН · Новый завет и апокрифы · Сколько «священных» книг почитали первые христиане? · Первые записи христианского учения · Отбор «священных писаний» · Ранние апокрифы: речения и евангелия · Неканонические речения в христианской литературе · Логии из Оксиринха · Иудеохристианские евангелия · Писания Петра и «Пастырь» Гермы · Евангелие Петра · Апокалипсис Петра · «Пастырь» Гермы · Борьба течений в христианстве II в. · Учение о логосе · Христиане-гностики · Монтанисты · Евангелия из Хенобоскиона · Христианство в Египте · Евангелие истины · Евангелие Филиппа · Евангелие Фомы · Апокрифические сказания о детстве Иисуса и евангельских персонажах · Евангелие детства · Сказания о Марии · Оправдание Понтия Пилата · Заключение · Указатель имен
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|